Переворот противника на земле
По счету 1. Захватить выпрямленную ногу за концы пальцев и пятку, как указано, быстро вращать несколько раз вправо и влево (вокруг оси ноги), т.е. с боку на бок, после положить противника спиною вверх.
Рис. 47
По счету 2. He отпуская захвата, стать сбоку и, поворачивая ступню справа налево (выверт), сгибать ногу противника в колене, прижимая пятку возможно ближе к ягодице, как указано на рисунке.
Рис. 48
При разучивании проделывать методически, не спеша.
Последние четыре приема употребляются только после падения на землю, но в зависимости от характера схватки на земле следует также применять и другие приемы, как, напр., выверты, обратные рычаги, дожиты и проч.
Прием "Вспомогательный"
По счету 1. Левая рука охватывает за шею и концом большого пальца упирается в ямку под ухом.
По счету 2. Правая рука накладывается на челюсть, а указательным и средним пальцем этой руки захватывают чувствительную точку за салазками.
По счету 3. (См. рис. 48). Большим пальцем руки надавливать на ямку и отворачивать голову противника направо-вниз.
В качестве вспомогательных приемов может служить бросание в глаза земли, платка, фуражки и др. предметов. Все вспомогательные средства служат для выигрыша момента при нападении.
Приемы, употребляемые во всех положениях
Прием "горловой 1-й"
(См. рис. 49)
Рис. 49
Двумя пальцами схватить кадык и стараться соединить их сзади за горлом; чтобы голова не могла отклониться назад, необходимо другой рукой поддерживать за шею сзади. Если противник лежит на земле, то в последнем необходимости нет.
Прием "горловой 2-й"
(См. рис. 50)
Рис. 50
Большой палец накладывается сбоку кадыка, остальные захватывают за грудинно-ключечную мышцу, концы согнутых пальцев, сжимая их по возможности и стремясь соединить сзади горла. Дабы голова не могла отклониться назад, делать, как в предыдущем приеме.
Это самый употребительный в жизни прием. Его легко делать во всевозможных положениях, и часто большой палец приходится накладывать не сбоку кадыка, а на грудинно-ключечно-сосковую мышцу, а остальные пальцы сбоку кадыка, напр., при сильно наклоненном вперед противнике.
Прием "горловой 3-й"
(См. рис. 51)
Наложить, как указано, и вдавливать кадык внутрь.
Рис. 51
Приемы, употребляемые при конвоировании
А. На ближнюю дистанцию
а) "Стой". (См. рис. 9).
б) "Рычаг вверх". (См. рис. 10).
в) "Загиб руки" - первый способ. (См. рис. 20).
г) "Милицейский". (См. рис. 13).
Б. На дальние дистанции
Самый употребительный способ это - "Прием с палочкой".
Он состоит в следующем:
Палочка - длиною 1 1/4 аршина. От одного края на 1/4 п. привязывается к ней веревочка или ремешок. Пропускается она за шаровары спереди, нижний конец ее опускается немного ниже колен. Ремешком привязывается к талии под рубашкой. Арестованный может только идти свободно, но бежать, перелезать через забор, нагнуться на землю за чем-нибудь не может, так как палочка мешает сгибу ноги в колене
ГЛАВА IV
ТРЕНИРОВКА
К тренировке можно приступать только прошедшим все приемы в один счет.
Тренировка после технического разучивания приемов имеет громадное значение. Она жизнь (душа) приемок. До тренировки разучивание приемов представляет собой механический навык к работе, где требуется только быстрота и чистота производства их. При переходе к тренировке работа принимает спортивный интерес, так как является чужая воля, оказывающая сопротивление и вызывающая, кроме хорошей технической работы, проявление своих душевных качеств.
Тренируясь, мы достигаем:
- Быстроты и инстинктивного применения приемов.
- Развития инициативы, смелости, быстрой ориентировки в создавшейся обстановке.
- Применения приемов "по принципу", т.е. при всевозможных положениях и обстановке, выбирая ту или иную группу приемов, помня лишь общую характерную особенность, как, напр., обратный рычаг, дожимы, выверты, работа на пальцах, а также вспомогательные приемы.
- Общего физического развития.
Тренировка должна вестись под руководством инструктора или лица, заменяющего его лучшего из занимающихся), во избежание поврс ждений, бесполезной траты усилии и времени.
Тренировка бывает двух видов:
1) Односторонняя тренировка.
2) Двухсторонняя тренировка.
ОДНОСТОРОННЯЯ ТРЕНИРОВКА
Эта тренировка является подготовительной к двухсторонней. Ее можно, при соблюдении указанных выше правил, проводить и без руководителя.
Стойка для разучивания односторонней тренировки. (См. рис. 52).
Рис. 52
Односторонняя тренировка производится по очереди каждой стороной по 1 - 2 минуты с перерывом для отдыха между сменами. Пара подбирается по возможности физически равной силы.
X делает прием, избегая по возможности суетливых и бесцельных движений. Самый прием проделывается возможно быстрей. | Y оказывает сопротивление: в 1-м уроке- совсем слабое, во 2-м уроке - постепенно усиливая, в 3-м уроке - полное сопротивление. |
Й УРОК НА 3 ПРИЕМА
X делает приемы:
1. Загиб руки за спину, 1-й способ (См. рис. 20).
2. Узел. (См. рис. 17 и 18).
3. Дожим кисти. (См. рис. 53).
X | Y | |
Ввиду того, что Y известны все приемы, на которые его будет брать X, тренировка в изыскании соответствующего момента довольно затруднительна для X, а потому необходимо отвлечь внимание Y, дергая его за локоть, а затем брать на соответствующий прием (при внимательной работе чувствуется, от какого приема в известный момент Y хочет защититься). | Оказывает сопротивление захвату на один из указанных приемов прижиманием руки к корпусу, своевременным сгибанием ее, поворотом на месте, небольшим наклоном туловища, но не хватаясь правой рукой за свою левую и не бегая. | |
X показывая ясно желание сделать определенный прием, быстро переходит на другой, к которому противник не подготовлен. | В случае, если положение "взять на прием" уже неминуемо последует, то следует во избежание ненужной боли говорить "да-да", чем доведение приема до конца прекращается захватившим. | |
Вполне понятно, что если при показе "обмана", Y не отвечает сопротивлением, то нужно доканчивать "обман", т.е. превращать его в прием. |
Пример перехода на второй прием
X | Y | |
X показывая "обман" "на загиб руки за спину", отводит руку от туловища. | Y сопротивляется, не давая отвести локоть, и сгибает больше руку. | |
- Переносит быстро правую, руку в изгиб локтя и делает "узел". | - "Да-да". |
(Переход на второй прием).
Пример перехода на третий прием
X | Y | |
X показывает обман на "загиб руки за спину" | Y сопротивляется, прижимая руку к боку. | |
- Переходит на "узел" (неудачно). | Выпрямляет руку в локте. | |
- Делает "дожим кисти". (Рис. 53). | - "Да-да". |
(Переход на третий прием).
Если на третий прием не удалось взять, на четвертый не переходить, а начинать сначала со "стойки".
Первый урок проходить на трех-пяти уроках.
Рис. 53
Й УРОК НА ШЕСТЬ ПРИЕМОВ
К предыдущим приемам добавляются:
4. Рычаг вниз. (Рис. 15).
5. Рычаг вниз по принципу. (Рис. 55).
6. Узел с сопротивлением по принципу. (Рис. 56).
Y во втором уроке оказывает больше сопротивления.
Рис. 54
Рис. 55
Рис. 56
Стойка
X | Y | |
X находится в стойке. | Y сразу сильно прижимает руку к туловищу. | |
- Желая сделать "узел с сопротивлением", проталкивает свою руку за левую руку Y. | Y быстро выпрямляет свою левую руку. | |
- Делает "рычаг вниз" (не выставляя ноги). | - "Да-да". |
Стойка
(Пример характерного применения "рычага вниз по принципу")
X | Y | |
X хочет сделать "загиб руки за спину". | Y прижимает руку к туловищу. | |
- Проталкивает свою правую руку для "узла с сопротивлением". | -Выпрямляет руку, | |
Казалось бы, нужно сделать "рычаг вниз", подвернувши только руку, или "дожим кисти", но так как X своей грудью очутился очень близко у локтя руки Y (рис. 54), то сделать это неудобно. | ||
Тогда X делает "рычаг вниз по принципу" у себя на боку, подвернувши только руку Y. (Рис. 55). | - "Да-да". | |
Или еще можно: Применить часто употребляемый "узел с сопротивлением по принципу наверху", на вытянутой руке: для этого нужно рвануть вытянутую руку Y вверх до отвесного положения и сделать узел наверху". (Рис. 56). | - "Да-да". |
Последний прием удобнее делать при высоком росте.
Й УРОК НА ВОСЕМЬ ПРИЕМОВ
К предыдущим приемам добавляется:
7. Выверт. (См. рис. 16).
8 Загиб руки за спину, второй способ. (См. рис. 21)
Y оказывает полное сопротивление.
Второй способ "загиба руки за спину" очень редко может удасться первым приемом в тренировке, но он особенно ценен при невозможности довести "загиб руки за спину" первым способом, когда противник зашел влево или захвативший уклонился вправо (в этом случае прием продолжать дальше невозможно). (Рис. 57). Тогда необходимо быстро перенести правую руку к кисти противника и поднырнуть под нее, т.е. начатый "загиб руки за спину" первым способом - приходится доканчивать вторым способом. (См. рис. 21).
Рис. 57
В третьем уроке можно переходить на четвертый и пятый приемы.
С третьего урока руководитель или опытное лицо из занимающихся дает одну минуту беспрерывно захватывать одной стороне и считает, сколько раз захватит эта сторона, потом дает отдых минуты две и опять дает минуту захватывать другой стороне. В результате будет видно, по скольку приемов сделала каждая сторона в одно и то же время.
Пример
Руководитель предварительно указывает, какие приемы придется применять, и приказывает проделать их им несколько раз с малым сопротивлением, после чего командует.
X - Y | ||
- "Принять стойку" | Принимают стойку. | |
- "Начинай". | X втечение одной минуты старается сделать возможно больше приемов. | |
Время 1-2 минуты. | Предположим, что X в начале минуты сделал прием Y; X тотчас же отпускает прием, сам без команды принимает с Y "стойку" и снова продолжает делать приемы до команды руководителя "стой". | |
- "Стой". | X и Y прекращают тренировку. |
Руководитель объявляет, сколько X сделал приемов. Таким же образом работает Y. Руководитель наблюдает, чтобы захватываемый не наклонялся низко, так как при дальнейших занятиях это будет для него невыгодно. Этот урок можно проводить и с несколькими парами; в этом случае каждая пара должна осведомлять о числе проделанных ею приемов.