Классификация складов и форма складирования.
Специалисты используют несколько разных терминов для складов, чаще их называют распределительными(distribution centers) и логистическими центрами(logistics centers). Иногда считают, что распределительные центры – это места хранения ГП на пути к конечным потребителям, в то время как логистические центры хранят более широкий ассортимент продукции и могут находиться в разных точках цепи поставок.
Склад – это любое место, где хранятся запасы материалов при прохождении через цепь поставок. Склад – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Склад должен рассматриваться как интегрированная составная часть цепи поставок, поскольку его характеристики напрямую влияют на эффективность транспортной и распределительной деятельности, определяют возможности управления запасами и др.
Классификация складов
1. По размерам: от небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.
2. По высоте укладки грузов: в одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.
3. По конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.
4. По необходимости создавать и поддерживать специальный режим, например, температура, влажность.
5. По количеству пользователей: склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (индивидуальное пользование), а может, на условиях лизинга сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (коллективное пользование или склад-отель).
6. По степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.
7. По возможностям доставки и вывоза грузас помощью железнодорожного или водного транспорта: пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта.
8.По широте ассортимента хранимого груза: специализированные склады, склады со смешанным или с универсальным ассортиментом.
9. По месту в процессе движения МП от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции:
1) склады на участке движения продукции производственно-технического назначения:
· склады ГП предприятий-изготовителей;
· склады сырья и исходных материалов;
· склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения;
2) склады на участке движения товаров народного потребления:
· склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства этих изделий – выходные оптовые базы;
· склады, находящиеся в местах их потребления – торговые оптовые базы.
В основном различают три вида складов (рис. 1):
1) единичного хранения;
2) линейного расположения;
3) блочного расположения.
Рис. 1. Основные формы складирования
Единичное хранение является самой простейшей формой и не требует дальнейших пояснений.
Наиболее часто применяется линейное и блочное хранение. При линейном хранении к каждой единице хранения обеспечивается прямой доступ, что удобно для различных товаров с небольшими и средними размерами. Штабелирование позволяет хорошо использовать пространство склада. Линейное расположение применяется при хранении товаров непосредственно на полу, при создании полок-стеллажей для хранения, при передвижных стеллажах-этажерках, а также при создании высотных стеллажных складов.
Хранение складируемых объектов в блоках характеризуется плотным (без просветов) расположением штабелируемых единиц. Эти единицы хранения должны допускать штабелирование с помощью, например, решетчатых ящиков. В зависимости от размеров штабелируемых блоков может быть достигнуто хорошее использование объемов склада, что ведет к снижению затрат на единицу товара. Недостатком блочного складирования является то, что перемещаться и храниться могут только комплексные единицы и отсутствует прямой доступ к хранимым объектам.
*(Источник: Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов. / Под общей редакцией Л.Б. Миротина. — М.: Издательство «Экзамен», 2002. — С.273-274 (512 с.)