Принятие решений на основе сметной информации

Сформированная в рамках смет и отчетах об их исполнении информация может быть использована менеджерами для принятия управленческих традиционных решений по следующим вопросам:

- рентабельность различных видов продукции;

- эффективность различных подразделений или видов деятельности;

- зависимость затрат от различных факторов;

- контроль затрат и результатов;

- ценообразование и пр.

Современные методы управления предприятием предполагают подготовку надежной информационной базы для принятия следующих оперативных решений:

- оценки целесообразности производства того или иного вида продукции;

- обоснование целесообразности производства или закупки комплектующих изделий;

- определение ценовой стратегии фирмы;

- определение точки безубыточности;

- планирование ассортимента и структуры выпуска продукции;

- отказ или привлечение дополнительных заказов;

- оптимальное использование имеющихся мощностей и других ресурсов.

Подготовка таких решений требует организации учета с использованием основных принципов системы «директ-костинг»: раздельный учет переменных (ПИ) и постоянных (ПОИ) затрат, а также расчет удельного и совокупного маржинального дохода (МД и ВМ).

Валовая маржа - это та часть выручки от реализации, которая после покрытия переменных затрат остается на предприятии для покрытия постоянных затрат и образования прибыли. Если рассматривать выручку от реализации как основной приток денежных средств, а переменные издержки как платежи, связанные с погашением краткосрочной кредиторской задолженности, то валовая маржа будет характеризовать объём денежных средств, остающихся в распоряжении предприятия

ВM=ВР-ПИ =ПР+ПОИ,

где ВМ- валовая маржа или совокупный маржинальный доход предприятия,

ВР – выручка от реализации продукции предприятия.

Если объем производства и реализации продукции меньше точки безубыточности, маржинального дохода не хватает на покрытие всех постоянных затрат и предприятие работает с убытком. В точке безубыточ­ности объем маржинального дохода в точности равен сумме постоянных затрат, а на прибыль ничего не остается. Если объем производства и реали­зации больше ОПкр, объем маржинального дохода больше суммы постоянных затрат, так что предприятие получает прибыль: чем больше объем производства, тем больше прибыль. Доля маржинального дохода в выручке предприятия характеризуется особым показателем - коэффициентом покрытия, рассчитываемым по формуле:

Кпокр = (ВР-ПИ)/ВР

Коэффициент покрытия характеризует способность предприятия генерировать денежный поток, поэтому наряду с показателями выручки и рентабельности он включается в состав целевых стратегических показателей.

С одной стороны, при стабильно высоких объемах выручки предприятию выгоден высокий коэффициент покрытия. С другой стороны, высокий коэффициент покрытия свидетельствует о высокой чувствительности прибыли к колебаниям объема производства, а в условиях нестабильной ситуации на рынке предприятие рискует получить убыток. Таким образом, оптимальное значение коэффициента покрытия зависит от специфики конкретного предприятия и отрасли, в которой оно работает.

Анализ показателей, формируемых в системе «директ-костинг» получил название маржинального анализа. Маржинальный анализ – это метод, основной задачей которого является определение релевантных доходов и расходов с позиции какого-либо управленческого решения с целью выбора наиболее оптимального варианта, обеспечивающего максимизацию валовой маржи. Маржинальный анализ служит также для оценки эффективности работы различных сегментов деятельности предприятия: продуктовых, рыночных сегментов, подразделений предприятия и их менеджеров.

Представим калькуляцию себестоимости выпускаемых изделий с группировкой статей на переменные и постоянные затраты (табл.24). Для этого используем исходные данные и расчетные данные таблиц 13 и 14.

Таблица 24. Распределение затрат на переменные и постоянные, ден.ед.

  Альфа Бетта Гамма Предприятие
Переменные издержки:  
материалХ 7,60 11,40 9,50  
материалУ 4,80 6,40 2,40  
Зар.плата ОПР 7,50 11,00 15,50  
Переменные накладные расходы:        
вспомогательные материалы 3,75 5,5 7,75  
ЗП вспомогательных рабочих 2,7 3,9 5,4  
энергия 2,1 4,1  
ремонт 2,4 3,4 4,6  
ИТОГО 30,85 44,60 49,25  
Постоянные производственные расходы 17,75 19,00 31,88  
Цена 60,00 110,00 90,00  
Маржинальный доход 29,15 65,40 40,75  
Внепроизводственные расходы 351 000
                 


Сформированная подобным образом информация дает возможность составить отчет о прибылях и убытках по системе «директ-костинг» (табл.25).

Таблица 25.Отчет о прибылях и убытках в системе «директ-костинг», ден.ед.

  Альфа Бета Гамма Предприятие
Выручка от реализации 480 000,00 1 320 000,00 450 000,00
Переменные издержки 246 800,00 535 200,00 246 250,00 1 028 250,00
Валовая маржа 233 200,00 784 800,00 203 750,00 1 221 750,00
Кпокр (ВМ/ВР),% 48,58% 59,45% 45,28% 54,30%
Постоянные производственные расходы       520 000
Внепроизводственные расходы 351 000
Операционная прибыль 350 750

Такая форма отчета является основой проведения маржинального анализа; на его основе можно оценить «вклад» отдельных продуктов или подразделений в общий результат деятельности предприятия; принять решения о структуре выпуска продукции; распределить ограниченные ресурсы оптимальным образом.

Анализ влияния структуры выпуска на прибыль можно провести в графической форме (рис.4). Данные для построения графика последовательного изменения прибыли приведены в таблице 26.

Таблица 26. Показатели маржинального анализа

бетта бетта+альфа бетта+альфа+гамма
Кпокр 0,59 0,57 0,54
ТКОП 874617,74 919449,90 957642,73
ПОИ 520000,00 520000,00 520000,00
ПР 264 800,00 498 000,00 701 750,00

Результаты анализа структуры выпуска позволяют предположить, что предприятие может добиться более высокой прибыли путем оптимизации производственной программы.

Принятие решений на основе сметной информации - student2.ru

Рисунок 4. График последовательного изменения прибыли в зависимости от структуры выпуска

По общему правилу при принятии краткосрочных решений об объеме и структуре выпуска критерием является удельный маржинальный доход. При наличии свободных мощностей производятся все виды продукции с положительным маржинальным доходом МД ≥ 0. При наличии ограничений по ресурсам критерием является удельный маржинальный доход на единицу ограничивающего фактора: производство осуществляется в порядке убывания значений этого показателя.

При принятии краткосрочных ценовых решений руководствуются соотношением: Ц ≥ ПИ. Такой подход целесообразно применять в следующих случаях:

- когда наблюдается резкий спад производства;

- когда имеются свободные производственные мощности;

- в условиях острой производственной конкуренции;

- в ситуации конкурентного предложения цены.

Оптимальное использование ограниченных производственных ресурсов

В краткосрочной перспективе удовлетворение спроса на продукцию предприятия зависит от производственных мощностей. Производственные мощности, в свою очередь, могут быть ограничены недостатком материалов, рабочей силы, необходимого оборудования или производственных площадей. Ресурс, находящийся в недостатке, называется «узким местом» или дефицитным ресурсом. Задача распределения дефицитных ресурсов должна решаться из условия максимизации совокупного маржинального дохода.

Зададим ограничение по спросу и по мощности: допустим растущий спрос на изделия «Альфа», «Бета» и «Гамма» позволит предприятию реализовать изделий: «Альфа» - 10 000шт., «Бета» - 15 000шт., «Гамма» - 8 000шт. Однако предприятие имеет дефицит производственного оборудования в Подразделении 2, которое может обеспечить только 60 000машино-часов (ограничение по мощности рассчитывается на основе табл. 12 – количество машино-часов увеличивается на 10% и округлятся).

Поскольку количество машино-часов ограничено, производство должно быть сконцентрировано на тех видах продукции, которые обеспечивают наибольший МД на 1машино-час (табл.26).

Таблица 27. Определение приоритетов выпуска

изделия Альфа Бета Гамма
Маржинальный доход на единицу 29,15 65,40 40,75
Норма времени на ед. 2,00 2,00 3,00
МД/машино-час 14,58 32,70 13,58
Приоритеты

Таким образом производство должно быть сконцентрировано на изделии «Бета», затем «Альфа» и только потом - «Гамма»до момента полного использования производственных мощностей.

Наиболее оптимальная производственная программа будет выглядеть следующим образом (27).

Таблица 28. Оптимальная производственная программа 1

  Изделие   количество машино-часов максимальное количество продукции, шт Совокупный маржинальный доход, ден.ед.
Бета 15 000
Альфа 10 000
Гамма 3333,33 135833,33
    1408333,33

Как мы видим условия максимизации маржинального дохода и полной загрузки оборудования позволяют создать производственный план, полностью удовлетворяющий спрос по изделиям «Альфа» и «Бета», но при этом резко сокращается выпуск изделия «Гамма». Если на поставку изделий уже заключены контракты в рамках предварительно утвержденной сметы, то возможным буде только увеличение выпуска изделия «Бета» в пределах имеющихся свободных мощностей (табл. 29).

Таблица 29. Оптимальная производственная программа 2

  Изделие   количество машино-часов максимальное количество продукции, шт Совокупный маржинальный доход, ден.ед.
Бета
Альфа
Гамма
   

Аналогичным образом формируется производственная программа при дефиците материальных или трудовых ресурсов предприятия.

Решения о цене реализации

Управленческая информация может быть использована с максимальным эффектом для определения минимальной цены, по которой может продаваться продукт.

В управленческом учете используют два термина: «долгосрочный нижний предел цены» и «краткосрочный нижний предел цены».

Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Этот предел соответствует полной себестоимости продукции.

Краткосрочный нижний предел цены – это та цена, которая способна покрыть лишь переменную часть издержек. Этот предел соответствует уровню переменных затрат. В условиях недостаточной загруженности производственных мощностей цену на дополнительный заказ можно снижать до ее краткосрочного нижнего предела.

Предположим, что у предприятия имеется возможность получить дополнительный заказ на производство 3000шт. изделия «Гамма». Предлагаемая заказчиком цена составляет 60 ден.ед за штуку. Необходимо принять решение о принятии такого заказа.

Будем исходить из условия предыдущей ситуации, что мощности предприятия ограничены возможностью оборудования в 60000машино-часов. Рассчитаем возможный дополнительный объем производства.(табл.30)

Таблица 30. Расчет дополнительного объёма изделия «Гамма»

  Изделие   количество машино-часов максимальное количество продукции, шт
Бета
Альфа
Гамма 6666,7

При запланированном объеме производства изделия «Гамма» в 5000шт. возможность производства дополнительного заказа составит 1666шт. Для такого объема дополнительной продукции можно принять цену на основе нижнего краткосрочного предела цены. Для изделия «Гамма» она составляет 49,25 ден.ед. При этом предприятие получит дополнительный (приростный) доход 1666*( 60 – 49,25 ) = 17909,5ден.ед.

При производстве сверх имеющейся мощности предприятию потребуются дополнительные затраты на их увеличение, которые необходимо учесть при формировании цены. Допустим, что затраты по расширению производственной мощности составят 100000ден.ед. Тогда затраты, связанные с производством дополнительной партии составят3000*49,25 + 100000 = 247750 ден.ед. В расчете на дополнительную единицу продукции это 82,58ден.ед. Очевидно, что при цене изделия в 60ден.ед. дополнительный заказ объемом в 3000шт. для предприятия неприемлем:

Приростный доход

3000шт*60ден.ед. 180000

Приростные затраты 247750

Убыток 67750

Если предприятие все же не хочет терять заказчика в расчете на будущую перспективу, возможно рассмотреть вариант частичной замены производства других изделий на изделие «Гамма».

Изделие «Альфа» имеет меньший показатель удельного маржинального дохода на машино-час работы оборудования, чем изделие «Бета», поэтому предприятию выгоднее заменить именно его.

Маржинальный доход, потерянный, когда принятие решения в пользу одной альтернативы требует отказа от другой, называют «вмененными» затратами. Эта сумма должна быть учтена при формировании цены.

Рассчитаем количество изделий «Альфа», которое необходимо снять с производства при выполнении дополнительного заказа изделия «Гамма» объемом 3000шт.(табл. 31)

Таблица 31.Расчет сокращения выпуска изделия «Альфа»

Изделие количество машино-часов максимальное количество продукции, шт
   
Бета
Альфа
Гамма 8000,0
   

При сокращении производства Изделия «Альфа» до 6000шт. предприятие теряет маржинальный доход в размере 2000шт.*29,15 ден.ед. = 58300ден. ед.

Так, затраты на дополнительный заказ изделия «Гамма» составят: 3000шт.*49,25ден.ед. + 58300ден.ед. = 206050ден.ед. Таким образом нижний краткосрочный предел цены должен быть не ниже, чем 206050/3000 = 68,68ден.ед.

Дополнительный доход ден.ед.

3000шт*60ден.ед. 180000

Дополнительные затраты 206050

Убыток 26050

В этом случае также принятие заказа будет невыгодным для предприятия.

Рассмотренные примеры показывают, что маржинальный анализ может оказать значительную помощь руководству предприятия для принятия обоснованных управленческих решений. Однако не следует руководствоваться только финансовыми расчетами и учитывать наряду с финансовыми показателями качественные факторы, которые не поддаются количественному измерению, но могут оказать существенное влияние на принимаемое решение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Требования к выполнению работы

Рассмотренная в пособии ситуация и способы ее решения являются основой для выполнения контрольных и курсовых заданий студентами заочного факультета. Варианты заданий приведены в Приложении 2.

При выполнении курсовой работы студентам необходимо подробно изучить теоретический материал по теме «Составление смет в управленческом учете» или «Бюджетирование и контроль затрат» и написать реферативную часть курсовой работы объемом 5-7 страниц.

Реферативная часть должна отражать: особенности современного бюджетного процесса на промышленных предприятиях России; структуру обобщенной финансовой сметы (генерального бюджета); основные понятия и термины; характеристику процесса разработки смет.

При выполнении контрольной работы студентами выполняется только расчетная часть, включающая необходимые пояснения к расчетам.

Расчетная часть курсовой (контрольной) работы выполняется в соответствии с примером, рассматриваемом в методических указаниях. Вариант задания выбирается в соответствии с номером зачетной книжки студента.

Рекомендуется расчетную часть выполнять с применением электронных таблиц Exl.

Курсовая (контрольная) работа должна быть оформлена в форме аналитического отчета, включающего необходимые расчеты, анализ полученных результатов по каждой части расчетов, проблемы управления, выявленные на основе анализа результатов и предложения по решению данных проблем.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Описание ситуации для выполнения контрольного задания является общим для всех вариантов и приведено на страницах 5-6 пособия. Различающиеся данные приведены ниже.

Нормативные расходы на оплату основных материалов и рабочей силы: (ден.ед.)

ВАРИАНТЫ
Материал X,1 кг 2,0 2,2 2,4 2,6 2,8 3,0 3,2 3,4 3,6 3,5
Материал Y, за 1 кг 3,0 2,6 2,4 2,2 2,2 2,0 1,8 1,8 1,6 2,5
Ставка заработной платы: подразделение 1 подразделение 2     5,0 2,2     4,8 2,2     4,6 2,4     4,6 3,0     4,4 3,0     4,2 2,8     4,2 2,6     5,0 2,0     4,0 2,6     4,50 3,50

Данные о реализации

вариант1

Готовая продукция Альфа Бета Гамма
Прогнозируемый объем продаж 8 000 12 000 10 000
Цена реализации единицы продукции
Необходимые запасы на конец учетного периода, ед
Запасы на начало учетного периода, ед

вариант2

Готовая продукция Альфа Бета Гамма
Прогнозируемый объем продаж 10 000 12 000 8 000
Цена реализации единицы продукции
Необходимые запасы на конец учетного периода, ед
Запасы на начало учетного периода, ед

вариант3

Готовая продукция Альфа Бета Гамма
Прогнозируемый объем продаж 12 000 10 000 8 000
Цена реализации единицы продукции
Необходимые запасы на конец учетного периода, ед
Запасы на начало учетного периода, ед

вариант4

Готовая продукция Альфа Бета Гамма
Прогнозируемый объем продаж 6 000 10 000 10 000
Цена реализации единицы продукции
Необходимые запасы на конец учетного периода, ед.
Запасы на начало учетного периода, ед.

вариант5

Готовая продукция Альфа Бета Гамма
Прогнозируемый объем продаж 7 000 11 000 9 000
Цена реализации единицы продукции
Необходимые запасы на конец учетного периода, ед.
Запасы на начало учетного периода, ед.

вариант 6

Готовая продукция Альфа Бета Гамма
Прогнозируемый объем продаж 12 000 6 000
Цена реализации единицы продукции
Необходимые запасы на конец учетного периода, ед.
Запасы на начало учетного периода, ед.

вариант 7

Готовая продукция Альфа Бета Гамма
Прогнозируемый объем продаж 8 000 12 000 10 000
Цена реализации единицы продукции
Необходимые запасы на конец учетного периода, ед.
Запасы на начало учетного периода, ед.

вариант8

Готовая продукция Альфа Бета Гамма
Прогнозируемый объем продаж 7 000 9 000 10 000
Цена реализации единицы продукции
Необходимые запасы на конец учетного периода, ед
Запасы на начало учетного периода, ед

вариант9

Готовая продукция Альфа Бета Гамма
Прогнозируемый объем продаж 9 000 12 000 6 000
Цена реализации единицы продукции
Необходимые запасы на конец учетного периода, ед
Запасы на начало учетного периода, ед

вариант10

Готовая продукция Альфа Бета Гамма
Прогнозируемый объем продаж 7 000 10 000 6 000
Цена реализации единицы продукции
Необходимые запасы на конец учетного периода, ед
Запасы на начало учетного периода, ед

1.Необходимо подготовить совокупную финансовую смету на будущий год и следующие документы:

§ программу сбыта;

§ производственную программу;

§ смету (бюджет) использования основных материалов;

§ смету (бюджет) затрат на приобретение основных материалов;

§ смету (бюджет) по труду основных рабочих;

§ смету (бюджет) общезаводских накладных расходов;

§ прогноз отчета о прибылях убытках;

§ прогнозный баланс на планируемый период

§ кассовую консолидированную смету.

2. Необходимо подготовить сметы производственных подразделений, а также форму отчета об исполнении производственной сметы одного из подразделений при отклонении объема производства: изделия «Альфа» меньше на 4%; изделия «Бета» больше на 17%; изделия «Гамма» больше на 3%.

3. Подготовьте рекомендации по формированию оптимальной производственной программы в условиях, описанных в разделе 3 пособия. Ограничения по ресурсам и объем дополнительной партии изделий задаются преподавателем индивидуально в процессе консультирования по курсовому проектированию.

Список литературы

1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям/М. А. Вахрушина. – 6- е изд., испр. – Москва. – Омега – Л, 2007. – 570 с.

2. Вахрушина М.А. Управленческий анализ. – Омега – Л; 2008. 432 с.

3. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для вузов. – М.: Экономист, 2006. – 618 с.

4. Каверина О. Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 352 с.

5. Кондраков Н.П., Иванова М. А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 368 с

6. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. – М: Финансы и статистика, 1995

7. Шим Дж., Сигел Дж. Методы управления стоимостью и анализа затрат. – Филинъ, 1998

8. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. – М: «Дело и сервис», 2001год.

Наши рекомендации