Сведения о финансовых и материальных ресурсах для локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте
Приводятся сведения о выполнении необходимых расчетов финансовых и материальных ресурсов, необходимых для проведения спасательных, восстановительных и других неотложных работ, оказания материальной помощи пострадавшим и их семьям.
Приводятся сведения о резервировании необходимых сумм на счетах организации, эксплуатирующей декларируемый объект.
Сведения о системе оповещения в случае возникновения аварии на декларируемом объекте с приведением схемы оповещения и указанием порядка действий в случае аварии
Рисунок 1– ТОО «КЗЭМ» указанием порядка действий в случае аварии
Первый обнаруживший аварию дежурный оператор |
Дежурный диспетчер ТОО «КЗЭМ». | Начальник участка связи ТОО «КЗЭМ». |
Пожарная часть | Военизированный газоспасательный отряд | Здравпункт ТОО «КЗЭМ». | Охрана ТОО «КЗЭМ». | Начальник цеха | Структурные Подразделения ТОО «КЗЭМ». |
Генеральный директор – Начальник ГО ТОО «КЗЭМ». | Начальник штаба ГО ТОО «КЗЭМ». | Главный инженер ГО ТОО «КЗЭМ». | Зам. гл. инженера по ОТ и ТБ. | Главные специалисты ТОО «КЗЭМ». |
Центральная Диспетчерская служба г.Караганда | Городская комиссия по ЧС. | Штаб по делам ГО и ЧС г.Караганда | Прокуратура г. Караганда | Минтопэнерго Казахстан | РГТИ Госгортехнадзора Казахстан. |
Сведения о порядке действия сил и использования средств организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, а также их взаимодействия с другими организациями по предупреждению, локализации и ликвидации аварий
В основе организации лежит заблаговременно разработанный план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций предприятия (учреждения, организации).
С возникновением стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф, при выявлении опасных загрязнений (заражений) окружающей среды органы управления и силы ГСЧС приводятся в готовность, а также вводятся планы действий.
Непосредственное руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами, координацией привлекаемых сил и средств осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям объекта.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что объектовая комиссия не может самостоятельно справиться с ее локализацией и ликвидацией, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
На объектовом уровне работу КЧС обеспечивает постоянно действующий штаб (отдел, сектор) ГОЧС или специально назначенное должностное лицо.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы организуются и проводятся в соответствии с решением председателя КЧС объекта.
Исходными данными для принятия решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации являются:
- задача, поставленная вышестоящим органом управления;
- данные разведки об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации;
- выводы из оценки обстановки;
- оценка возможностей имеющихся и прибывающих сил и средств ликвидации ЧС;
Управление ликвидацией чрезвычайной ситуации организуется из единого центра на основе принципа централизации и ведется в интересах решения общей основной задачи – проведения АСДНР в кратчайшие сроки и с минимальным ущербом.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы организуются и ведутся на основе единого замысла председателя КЧС объекта с предоставлением, подчиненным инициативы в выборе конкретных методов и технологий проведения работ в соответствии с реальной обстановкой.
Развертывание органов управления и наращивание привлекаемых сил и средств для проведения АСДНР осуществляется по мере приведения их в готовность и выдвижения к месту аварии или катастрофы.
В первую очередь в зону чрезвычайной ситуации вводятся подразделения разведки и аварийно-спасательные формирования (подразделения) постоянной готовности объекта, а также оперативные группы органов управления ГОЧС. Срок их прибытия для проведения АСДНР - до 30 мин. Этими силами организуются разведка и первоочередные мероприятия по защите населения.
Во втором эшелоне вводятся территориальные и ведомственные аварийно-спасательные формирования (при необходимости могут быть привлечены подразделения войск ГО), с помощью которых организуется проведение полномасштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ. Срок их прибытия в район бедствия – не более трех часов.
В дальнейшем при необходимости осуществляется наращивание сил и средств, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации. Срок прибытия этих сил – от трех часов до нескольких суток.
Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ включает следующие основные мероприятия:
-оповещение органов управления ГОЧС, рабочих и служащих объекта, а также населения прилегающих территорий, если они попадают в зону чрезвычайной ситуации;
-проведение разведки в зоне чрезвычайной ситуации, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;
-локализация и ликвидация очагов пожаров;
-оказание пострадавшим первой медицинской, врачебной помощи и эвакуация их в лечебные учреждения;
-локализация и ликвидация аварий на коммунально-энергетических сетях;
-проделывание проходов и проездов в завалах и разборка завалов разрушенных зданий и сооружений;
-санитарная обработка участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
-обеззараживание, дезактивация территории объекта зданий, сооружений, техники, транспорта и имущества;
-проведение других неотложных работ.
Важнейшей составной частью технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ является поиск пострадавших, который ведется разведывательными подразделениями, специальными поисковыми группами аварийно-спасательных формирований.
После обнаружения пострадавших спасатели приступают к их извлечению из-под завалов разрушенных зданий и сооружений.
Основными способами деблокирования пострадавших, находящихся в разрушенных зданиях и сооружениях, являются разборка завала сверху, сплошная горизонтальная его разборка или деблокирование путем устройства лазов в завале.
Деблокирование пострадавших путем разборки завала применяется при нахождении пострадавших на небольшой глубине от поверхности завала. Эти работы, исходя из структуры завала, ведутся с использованием аварийно-спасательного инструмента.
Деблокирование пострадавших путем сплошной горизонтальной разборки завалов применяется при нахождении пострадавших на значительной глубине от поверхности завала. При этом работы ведутся с использованием инженерной техники и аварийно-спасательного инструмента.
Опыт ликвидации чрезвычайных ситуаций показывает, что спасение пострадавших при разрушении зданий и сооружений наиболее целесообразно проводить звеньями ручной разборки и спасательными механизированными группами.
Чрезвычайная ситуация считается ликвидированной, когда устранена или снижена до приемлемого уровня непосредственная угроза жизни и здоровью людей, локализовано или подавлено воздействие поражающих факторов.
Решение о завершении АСДНР принимает руководитель работ (председатель КЧС), осуществлявший руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации.
Ситуационный план ТОО «КЗЭМ»
Схема эвакуации ТОО «КЗЭМ»
Примеры решения типовых задач по прогнозированию химической обстановки
Задача 1.Определить глубину распространения АХОВ при аварии нахимически опасном объекте при следующих исходных данных: тип АХОВ – хлор; количество АХОВ Q0 = 96 т; условия хранения АХОВ – жидкость под давлением; высота обвалования Н = 2 м; метеоусловия: изотермия; температу-ра воздуха Тв = 10 оС; скорость ветра V = 2 м/с, время после аварии – 4 ч.
Решение:
1. Вычислить эквивалентное количество хлора, перешедшее в первичное
и вторичное облака:
а) вычислить эквивалентное количество хлора, перешедшее в первичное об-лако, по формуле (4), воспользовавшись (таблица 3) и пояснениями к уравнению (4):
Qэ1= К1·К3·К5·К'7·Q0= 0,18·1·0,23·0,8·96 = 3,18т;
б) вычислить эквивалентное количество хлора, перешедшее во вторичное облако, по формуле (7), воспользовавшись (таблица 3), 4 и 12 и пояснениями к ним:
К6= Тисп0,8=40,8=3,03; | Q0 | ||||||
'' | |||||||
Qэ2= (1 – К1) · К2·К3· К4· К5· К6· К7 | · | ; | |||||
hd | |||||||
Qэ2 | = (1 – 0,18) · 0,052 · 1,0 · 2,0 · 0,23 · 3,03 · 1,0 · | = 1,36 т. | |||||
1,553×1,8 |
В данном случае для скорости ветра в приземном слое 2 м/с глубина рас-пространения первичного (Г') и вторичного облаков (Г") АХОВ составит соот-ветственно 5,53 км и 3,14 км.
3. Общая глубина распространения облака воздуха (ГΣ), зараженного АХОВ, вычисляется по формуле (10):
ГΣ = Г' + 0,5·Г" = 7,1 км.
4. Предельно возможное значение глубины переноса воздушных масс (Гп) вычислить по формуле (11):
Гп = Тав·V = 4 · 12 = 48 км/ч.
В рассматриваемом примере для Т = 4 ч и изотермии скорость переноса пе-реднего фронта облака воздуха, зараженного АХОВ, Vв = 12 км/ч (см.таблица 7). Так как ГΣ < Гп, общая глубина распространения зараженного АХОВ воздуха соста-вит Г = 7,1 км.
5. Определить продолжительность действия АХОВ (время испарения Тисп)по уравнению(8).
6. Определить (рассчитать) зоны возможного (Гп) и общего (ГΣ) загрязне-ния по уравнениям (12) и (13).
Задача 2.В результате аварии на химически опасном объекте произошелвыброс АХОВ. Определить время подхода облака, зараженного АХОВ воздуха
к населенным пунктам при следующих исходных данных:
• расстояния от источника выброса АХОВ до населенных пунктов со-
ставляют: Х1 = 2 км; Х2 = 6 км; Х3 = 12 км;
• метеоусловия: изотермия; скорость ветра Vв = 2 м/с.
Решение:
1. По (таблица 7) определяется скорость переноса переднего фронта облака, зараженного АХОВ воздуха, зависящая от скорости ветра и степени вертикальной устойчивости воздуха: V = 12 км/ч.
2. По формуле (14) вычисляют время подхода облака, зараженного возду-ха к каждому населенному пункту: t1 = 0,17 ч; t2 = 0,52 ч; t = 1 ч.
Задача 3.На химически опасном объекте произошел выброс фосгена.Определить ожидаемые общие потери населения и их структуру при следую-щих исходных данных:
· глубина распространения облака зараженного воздуха ГΣ = 12 км, в том числе в городе ГГ = 5 км;
· площадь зоны фактического заражения Sф = 25,8 км2;
· средняя плотность населения в городе = 2 800 чел./км2; в загородной зоне – ′ = 140 чел./км2;
· обеспеченность населения противогазами: в городе – n1 = 60 %; в за-
городной зоне – n'1 = 50 %;
· обеспеченность населения убежищами: в городе – n2 = 10 %; в заго-
родной зоне – n'2 = 0 %.
Решение:
1. Вычислить долю незащищенного населения по формулам (16) и (17):
а) в городе: К = 1 – n1 – n2 = 1 – 0,6 – 0,1 = 0,3;
б) в загородной зоне: К′ = 1 – n1' – n'2 = 1 – 0,5 – 0, = 0,5.
2. Вычислить возможные общие потери населения в очаге поражения АХОВ по формуле (15)
Р0= Sф· | é Гг | æ | Г2 | ö | ¢ ¢ù | = 25,8 · | é 5 | æ | 5 ö | ù | = | ||
ê | × К + ç1- | ÷ | × К ú | ê | × 2800 × 0,3 + ç1 - | ÷ | ×140 × 0,5ú | ||||||
Г | Г | ||||||||||||
ë | è | ø | û | ë12 | è | ø | û |
= 25,8 · (350 + 40,8) = 10 083 чел.
3. Структура потерь может составить:
- 10 083·0,35 = 3 529 чел. – безвозвратные;
- 10 083·0,40 = 4 033 чел. – санитарные тяжелой и средней форм тяжести;
- 10 083·0,25 = 2 521 чел. – санитарные легкой формы тяжести.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного разработки декларации в термических цехах можно сделать следующие выводы.
Учитывая особенность Карагандинский завод энергетического машиностроения ТОО «КЗЭМ» основными видами деятельности завода являются: удовлетворение потребностей энергетического и рудодобывающего секторов; производство запасных частей различного типа и назначения; токарные, фрезерные, зубофрезерные, расточные и другие работы.
Так же предприятие оказывает услуги по термические обработки деталей любых габаритов и сложности.
Предприятие имеет полный замкнутый цикл механического производства, начиная с модельной оснастки литья, механической обработки, сварки, а также термической обработки.
В целом по предприятию условия труда на рабочих местах соответствуют санитарным требованиям, а технологический процесс соответствует правилам техники безопасности и эксплуатации электроустановок. Серьезных нарушений не выявлено.
Причинами несчастных случаев чаще всего являются, несоблюдение правил техники безопасности и других правил. Можно предложить следующие мероприятия по улучшению состояния охраны труда и снижению производственного травматизма: более жесткий контроль за соблюдением правил техники безопасности, проведение мероприятий по доведению несоответствующих по условиям труда рабочих мест до санитарных норм, а также переаттестация главных специалистов и работодателя.
Исходя из проблем охраны природы на предприятии выполняются работы по защите окружающей среды.