Вид практики, способы и формы её проведения

Программа предназначена для студентов направления подготовки 030900.62 (40.03.01) Юриспруденция, направленности (профиль) «Гражданско-правовой» направленных на производственную практику, а также для руководителей практики от университета и предприятия, ответственных за данную практику.

Практика проводится в форме самостоятельной работы студента в конкретном правоохранительном или судебном органе, либо государственном (муниципальном) учреждении, организации любой формы собственности и организационно-правовой формы (далее по тексту - организация): в ходе практики практикант выполняет временные (разовые) и постоянные задания руководителя практики от организации, самостоятельно изучает документацию и нормативно-правовые акты, касающиеся ее деятельности.

В ходе прохождения практики студент может привлекаться непосредственно к составлению проектов юридических документов, принимать участие в ходе организации и проведения юридических процедур, фиксировать их результаты в документации практики. Приоритет в выборе места прохождения практики должен отдаваться государственным предприятиям и организациях, органам государственной и муниципальной власти, государственным и муниципальным учреждениям чья деятельность носит правоохранительный характер. Практика может проходить в иных организациях любой формы собственности и организационно-правовой формы, если в период ее прохождения функция практиканта будет связана с освоением будущей профессии юриста (юрисконсульта). Местом прохождения производственной практики являются: правоохранительные органы Челябинской области, суды общей юрисдикции и арбитражные суды Челябинской области, органы нотариата, Общероссийские общественные объединения юридического профиля и другие учреждения и организации Челябинска и Челябинской области.

Для направления 030900.62 (40.03.01) «Юриспруденция» профиль «Гражданско-правовой» необходимо выбирать в качестве объекта практики организации и учреждения, которые имеют непосредственное отношение к профилю подготовки.

Цель производственной практики – приобрести компетенции по применению теоретических навыков работы юриста в организации, разрешению юридических конфликтов (дел), умению правильно квалифицировать юридические факты и т.д.

Задачи практики:

· Приобретение студентами знаний практических закономерностей юридической деятельности, что является научной основой для создания наиболее эффективных ее методов, способствует повышению ее эффективности, гуманизации.

· Воспитание у студентов уважения к профессии юриста, развития необходимых качеств для успешного проведения специфических юридических действий.

· Закрепление приобретенных теоретических знаний по базовым дисциплинам гражданско-правовой специализации – гражданскому праву, трудовому праву, гражданскому процессуальному праву, арбитражному процессу, жилищному праву, страховому праву и др.);

· Приобретение опыта работы в постоянных и временных трудовых и служебных коллективах при решении организационных, управленческих, юридических вопросов (толкования гражданско-правовых норм, их применения, создания документов юридического содержания и т.п.);

· Приобретение навыков сбора, систематизации, анализа и иных форм обработки исходных данных и иной информации, необходимых для выполнения задания руководителя производственной практики и обеспечивающих функционирование подразделения места производственной практики;

· Приобретение навыков подготовки и апробации юридических заключений, справок, гражданско-процессуальных и арбитражно-процессуальных документов, документов нотариальной и адвокатской практики, гражданско-правовых договоров и иных документов, входящих в основной документооборот места производственной практики;

· Изучение организационной структуры аппарата органа государственной власти, органа местного самоуправления, суда общей юрисдикции, арбитражного суда, адвокатской коллегии, нотариальной палаты, иных государственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности, методов их функционирования, форм взаимодействия и содержания деятельности различных подразделений места производственной практики;

· Формирование навыков принятия решения по юридическому вопросу в условиях существующих коллизий и пробелов в законодательстве, недостаточности, недостоверности и противоречивости исходных данных;

· Приобретение опыта оказания юридических услуг (представление интересов в суде, предоставление квалифицированных юридических консультаций) и формирование личностных и профессиональных качеств, необходимых юристу гражданско-правовой специализации для работы с гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления.

· Ознакомление с основными направлениями деятельности юридических учреждений и организаций.

· Совершенствование умений в пользовании нормативно-правовой базой, освоение навыков выполнения основных функций в сфере деятельности юриста.

Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом требований их доступности для данных обучающихся.

При определении мест производственной практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация в индивидуальном порядке учитывает рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практик создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом-инвалидом трудовых функций.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья освоение программы практики может быть частично осуществлено с использованием дистанционных образовательных технологий (Skype, Moodle).

Для инвалидов I, II, III групп и лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения практики устанавливается образовательной программой высшего образования с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья и обеспечивается:

1) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

– наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

– размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

– присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

– обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

– обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации;

2) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

– дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

– обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Подбор и разработка учебных материалов должны производится с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения – аудиально.

2. Перечень планируемых результатов обучения

В результате прохождения производственной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

· способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

· способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

· обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

· имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

· стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

· способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

· ОК-9 способен анализировать социально значимые проблемы и процессы;

· способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

· способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

· способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

· способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

· способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

· способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

· владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

· готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

· способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

· способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

· способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

· способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

· способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

· готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

· способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

· способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

· способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

· способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

· способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Требования к входным знаниям:

знать:

- основные понятия, категории и инструменты теоретических и прикладных профессиональных дисциплин;

- основы правовой квалификации деяний, правовой статус субъектов общественных правоотношений;

- основы нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия (организации);

уметь:

- применять положения, нормативные документы в практической деятельности предприятия (организации);

- использовать нормативные акты в своей профессиональной деятельности;

- анализировать правоприменительную практику органов государственной власти;

владеть:

- навыками работы с нормативно-правовой базой в своей деятельности;

- навыками владения компьютерными технологиями как средства управления информацией;

- приемами оформления текстовых документов;

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;

- современными методами сбора, обработки и анализа информации;

В результате прохождения производственной практики обучающийся должен знать:

-организационную структуру организации, основные его подразделения и службы, их функции и взаимодействие;

- виды производственной деятельности;

- функции, задачи, права и обязанности, а также пределы юридической ответственности лица, в должности которого обучающийся проходил практику.

3. Место практики в структуре образовательной программы

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 (40.03.01) «Юриспруденция» профиль «Гражданско-правовой» раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная, производственная и преддипломная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций.

Сроки и место практики, назначение руководителей оформляются приказами по университету в установленном порядке.

Студенты направляются на производственную практику на основании приказа ректора ФГБОУ ВПО "Челябинского государственного университета".

В соответствии с основной образовательной программой студенты проходят производственную практику в течении 2 недель в 8 семестре.

Объем практики

Общая трудоемкость производственной практики составляет 3 зачетных единицы 108 часов из которых 72 часа - аудиторная нагрузка, 36 часов - самостоятельная работа студента.

Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении производственной практики составляет:

в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю;

в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю.

Привлечение студентов, для выполнения заданий, не предусмотренных программой практики, или их освобождение от прохождения практики ранее установленного срока, не допускается.

Содержание практики

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды производственной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и их трудоемкость (в часах)
1. Подготовительный этап 1.1. Организационные собрания 1.2. Выдача методических рекомендаций и задания
2. Экспериментальный этап 2.1. Инструктаж по технике безопасности 2.2. Сбор информации 2.3. Обработка и анализ информации 2.4. Подготовка отчета
3. Подготовка отчета по практике 3.1. Предоставление отчета 3.2. Презентации по теме (защита отчета)

В процессе прохождения производственной практики текущий контроль за работой студента, в т. ч. самостоятельный осуществляется руководителем практики от организации в рамках регулярных консультаций.

В процессе прохождения производственной практики инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет индивидуальная работа. Под индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем: индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа. Индивидуальные консультации являются важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению воспитательного контакта между преподавателем и обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальные или групповые направления работы определяются и конкретизируются студентами совместно с руководителем практики.

Для составления отчета по итогам прохождения производственной практики, студентам предоставляется методическое пособие, в котором определены основные требования и объекты расчета.

Наши рекомендации