Начнем с механизма межотраслевой конкуренции (схема 1, стр. 9).

Предполагается, что "производители" (ремесленники, капиталисты) хотят иметь максимальный доход на единицу затрат, т.е. их цель:

 
  Начнем с механизма межотраслевой конкуренции (схема 1, стр. 9). - student2.ru

Эта цель и механизм Спрос-Предложение-Цены (схема 2) приводят к тому, что доход на единицу затрат в разных отраслях "выравнивается":

 
  Начнем с механизма межотраслевой конкуренции (схема 1, стр. 9). - student2.ru

Как это происходит?

----------------------------------------------------------------------

| |

| Схема 1. Механизм межотраслевой конкуренции. |

| |

 
  Начнем с механизма межотраслевой конкуренции (схема 1, стр. 9). - student2.ru

| Цель: |

| |

|Следствие: переход производителей в более выгодные отрасли. |

 
  Начнем с механизма межотраслевой конкуренции (схема 1, стр. 9). - student2.ru

| Результат: |

| |

| Механизм:|

| |

| Д2 Д1 переход Д2 |

| ---- > ---- ==> производителей ==> П2­ ==> Ц2¯ ==> ---- ¯ ---- |

| k2З2 k1З1 из отрасли 1 k2З2 | |

| ­ в отрасль 2 | |

| | | |

| ----------------------<------------------------------------| |

| отрицательная обратная связь |

| |

----------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------

| |

| Схема 2. Механизм "Спрос-Предложение-Цены". |

| |

| |

| С |--> П ­ С |

| С>П, т.е. --- > 1 ==> Ц ­ ==>| ==> --- ¯ ---- |

| П |--> С ¯ П | |

| ­ | |

| | | |

| ------------<--------------------------------| |

| отрицательная обратная связь |

| |

----------------------------------------------------------------------

Здесь Д - доход,

З - затраты,

j - отрасль,

inv(j) - величина, не зависящая от j, т.е. одинаковая для всех отраслей;

k[j] - "коэффициент редукции труда",

отражающий его физическую тяжесть, сложность, вредность,

престижность, и т.д.

С - спрос,

П - предложение,

Ц - цена;

­ - стрелка вверх (возрастание),

¯ - стрелка вниз (снижение).

Пусть в одной из отраслей (в отрасли 2) появилась новая технология,

 
  Начнем с механизма межотраслевой конкуренции (схема 1, стр. 9). - student2.ru

затраты снизились. Цены пока прежние, доход на ед.затрат стал больше, чем в других отраслях:

Часть производителей из других отраслей перейдет в эту отрасль (т.к. она стала выгоднее). Предложение возрастет (П ­) и станет больше спроса (платежеспособного); в результате цены снизятся (Ц ¯), доход на единицу затрат уменьшится:

 
  Начнем с механизма межотраслевой конкуренции (схема 1, стр. 9). - student2.ru

В итоге через некоторое время доход на ед.затрат в данной отрасли станет примерно таким же, как в других отраслях:

 
  Начнем с механизма межотраслевой конкуренции (схема 1, стр. 9). - student2.ru

Теперь посмотрим, как работает механизм "Спрос-Предложение-Цены" (схема 2, стр. 9).

Пусть спрос на продукцию одной из отраслей возрос (напр. благодаря рекламе). Т.к. спрос стал больше предложения (С>П), то рыночная цена возрастет (Ц ­). В результате, с одной стороны, т.к. эта отрасль стала выгоднее других, часть производителей (ремесленников или капиталистов) из других отраслей перейдет в эту отрасль (капиталист может направить сюда часть своих капиталов); предложение возрастёт(П ­). С другой стороны, при росте цены спрос снизится (С ¯).

 
  Начнем с механизма межотраслевой конкуренции (схема 1, стр. 9). - student2.ru

В итоге отношение спроса к предложению уменьшится

и через

 
  Начнем с механизма межотраслевой конкуренции (схема 1, стр. 9). - student2.ru

некоторое время установится равновесие

При этом будет уже новая цена продукции (новая равновесная цена).

Если в этих рассуждениях мы рассматриваем "простое товарное производство", то "затраты" - это затраты труда ремесленника, "доход" - его чистый доход (т.е. доход за вычетом затрат на материалы и прочее).

Тогда результат рассмотренных механизмов - примерно равная оплата за равный труд (при сравнении разных отраслей). При этом цены будут тем выше, чем больше труда, живого и овеществленного ("овеществленного" в материалах, энергии, оборудовании и т.п., используемых в процессе производства) требуется для производства данного товара.

Следовательно основа цены товара - затраты труда на его производство. Цена может отклоняться от этой основы, колебаться вокруг нее. Но вероятностно-предопределенно цена определяется стоимостью товара, т.е. общественно необходимыми затратами труда на его производство. Это и есть "закон стоимости".

При простом товарном производстве произвол ценообразования прежде всего в коэффициентах k[j] . Коэффициенты редукции труда имеют как объективную составляющую (напр. лесорубу нужно больше калорий, чем чертежнику), так и субъективную составляющую (традиции данного общества). Так, в США престижно быть фермером, поэтому у фермеров коэф. k[j] < 1 (за престижность надо платить); а золотарем быть непрестижно, здесь коэф. k[j] > 1 (компенсация за непрестижность). Следовательно, формируя общественное мнение в вопросах престижности разных видов труда, можно целенаправленно менять коэффициенты k[j] .

Если мы рассматриваем капиталистическое производство, то "доход” – это прибыль капиталиста, "затраты" - затраты капитала.

Тогда результат рассмотренных механизмов - примерно равная прибыль на равный капитал. (Т.е. примерно равная "норма прибыли" в разных отраслях; это так называемая "средняя норма прибыли".) Строгого равенства нет: всегда какие-то отрасли выгоднее других. Но в эти отрасли устремляются производители, а значит (см. рассмотренные механизмы) есть тенденция к выравниванию нормы прибыли. Это - "закон цен производства" - модификация "закона стоимости".

При домонополистическом капитализме "закон стоимости" ("рынок") регулирует производство. Но это регулирование неэффективно и расточительно: накапливающаяся ошибка приводит к "кризисам перепроизводства" (ошибка "погашается" в ходе этих кризисов).

Наши рекомендации