Начнем с механизма межотраслевой конкуренции (схема 1, стр. 9).
Предполагается, что "производители" (ремесленники, капиталисты) хотят иметь максимальный доход на единицу затрат, т.е. их цель:
Эта цель и механизм Спрос-Предложение-Цены (схема 2) приводят к тому, что доход на единицу затрат в разных отраслях "выравнивается":
Как это происходит?
----------------------------------------------------------------------
| |
| Схема 1. Механизм межотраслевой конкуренции. |
| |
| Цель: |
| |
|Следствие: переход производителей в более выгодные отрасли. |
| Результат: |
| |
| Механизм:|
| |
| Д2 Д1 переход Д2 |
| ---- > ---- ==> производителей ==> П2 ==> Ц2¯ ==> ---- ¯ ---- |
| k2З2 k1З1 из отрасли 1 k2З2 | |
| в отрасль 2 | |
| | | |
| ----------------------<------------------------------------| |
| отрицательная обратная связь |
| |
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
| |
| Схема 2. Механизм "Спрос-Предложение-Цены". |
| |
| |
| С |--> П С |
| С>П, т.е. --- > 1 ==> Ц ==>| ==> --- ¯ ---- |
| П |--> С ¯ П | |
| | |
| | | |
| ------------<--------------------------------| |
| отрицательная обратная связь |
| |
----------------------------------------------------------------------
Здесь Д - доход,
З - затраты,
j - отрасль,
inv(j) - величина, не зависящая от j, т.е. одинаковая для всех отраслей;
k[j] - "коэффициент редукции труда",
отражающий его физическую тяжесть, сложность, вредность,
престижность, и т.д.
С - спрос,
П - предложение,
Ц - цена;
- стрелка вверх (возрастание),
¯ - стрелка вниз (снижение).
Пусть в одной из отраслей (в отрасли 2) появилась новая технология,
затраты снизились. Цены пока прежние, доход на ед.затрат стал больше, чем в других отраслях:
Часть производителей из других отраслей перейдет в эту отрасль (т.к. она стала выгоднее). Предложение возрастет (П ) и станет больше спроса (платежеспособного); в результате цены снизятся (Ц ¯), доход на единицу затрат уменьшится:
В итоге через некоторое время доход на ед.затрат в данной отрасли станет примерно таким же, как в других отраслях:
Теперь посмотрим, как работает механизм "Спрос-Предложение-Цены" (схема 2, стр. 9).
Пусть спрос на продукцию одной из отраслей возрос (напр. благодаря рекламе). Т.к. спрос стал больше предложения (С>П), то рыночная цена возрастет (Ц ). В результате, с одной стороны, т.к. эта отрасль стала выгоднее других, часть производителей (ремесленников или капиталистов) из других отраслей перейдет в эту отрасль (капиталист может направить сюда часть своих капиталов); предложение возрастёт(П ). С другой стороны, при росте цены спрос снизится (С ¯).
В итоге отношение спроса к предложению уменьшится
и через
некоторое время установится равновесие
При этом будет уже новая цена продукции (новая равновесная цена).
Если в этих рассуждениях мы рассматриваем "простое товарное производство", то "затраты" - это затраты труда ремесленника, "доход" - его чистый доход (т.е. доход за вычетом затрат на материалы и прочее).
Тогда результат рассмотренных механизмов - примерно равная оплата за равный труд (при сравнении разных отраслей). При этом цены будут тем выше, чем больше труда, живого и овеществленного ("овеществленного" в материалах, энергии, оборудовании и т.п., используемых в процессе производства) требуется для производства данного товара.
Следовательно основа цены товара - затраты труда на его производство. Цена может отклоняться от этой основы, колебаться вокруг нее. Но вероятностно-предопределенно цена определяется стоимостью товара, т.е. общественно необходимыми затратами труда на его производство. Это и есть "закон стоимости".
При простом товарном производстве произвол ценообразования прежде всего в коэффициентах k[j] . Коэффициенты редукции труда имеют как объективную составляющую (напр. лесорубу нужно больше калорий, чем чертежнику), так и субъективную составляющую (традиции данного общества). Так, в США престижно быть фермером, поэтому у фермеров коэф. k[j] < 1 (за престижность надо платить); а золотарем быть непрестижно, здесь коэф. k[j] > 1 (компенсация за непрестижность). Следовательно, формируя общественное мнение в вопросах престижности разных видов труда, можно целенаправленно менять коэффициенты k[j] .
Если мы рассматриваем капиталистическое производство, то "доход” – это прибыль капиталиста, "затраты" - затраты капитала.
Тогда результат рассмотренных механизмов - примерно равная прибыль на равный капитал. (Т.е. примерно равная "норма прибыли" в разных отраслях; это так называемая "средняя норма прибыли".) Строгого равенства нет: всегда какие-то отрасли выгоднее других. Но в эти отрасли устремляются производители, а значит (см. рассмотренные механизмы) есть тенденция к выравниванию нормы прибыли. Это - "закон цен производства" - модификация "закона стоимости".
При домонополистическом капитализме "закон стоимости" ("рынок") регулирует производство. Но это регулирование неэффективно и расточительно: накапливающаяся ошибка приводит к "кризисам перепроизводства" (ошибка "погашается" в ходе этих кризисов).