Переменные и выражения в Visual Basic

Во всех языках высокого уровня программный код состоит из:

· переменных;

· операторов;

· функций;

· выражений;

· управляющих структур;

· классов и объектов.

В Visual Basic переменные хранят информацию (значения). При их использовании Visual Basic резервирует область в памяти компьютера для хранения данной информации. Каждая переменная имеет своё имя, которое может состоять не более чем из 255 символов. В имени переменной могут использоваться только латинские буквы, цифры и знак подчёркивания. Имя следует начинать с буквы. Регистр символов значения не имеет. Приведём несколько примеров имён переменных:

· numOfLetters – подходит;

· 2Bottle - неверно, т.к. начинается не с буквы;

· цName – не подходит, так как первый символ – буква русского алфавита;

· sng.Cos - не подходит, т.к. используется точка.

Каждая переменная имеет определённый тип. Кроме того, программист может определить и свой тип. Основные типы переменных VB:

Byte - предназначен для хранения целых чисел от 0 до 255. Если переменной такого типа присвоить значение, выходящее за эти пределы, то Visual Basic сгенерирует ошибку.

Integer - предназначен для хранения целых чисел в диапазоне -32768 до +32767, т.е. размер памяти, выделяемой под такую переменную составляет 2 байта.

Long- предназначен для хранения целых чисел в диапазоне -2147483648 до +2147483647, т.е. размер памяти, выделяемой под такую переменную составляет 4 байта.

String- предназначен для хранения строковой (символьной) информации, т.е. текста (текст записывается в кавычках: «»). Может содержать до 256 символов текста.

Double- предназначен для хранения дробных чисел, с точностью до 16 цифр. Диапазон отрицательных значений от -1.79769313486232Е308 до -4.94065645841247Е-324. Диапазон положительных значений от 4.94065645841247Е-324 до 1.79769313486232Е308. Длина числа может достигать 300 знаков. Занимает 8 байтов памяти. Вычисления с данными переменными будут приблизительными и менее быстрыми, чем с переменными целого типа. Используется для научных расчётов.

Date- этот тип данных позволяет хранить значения времени и даты в промежутке от полуночи 1 января 100 года до полуночи 31 декабря 9999 года. Если переменной присваивается только значение даты, то время равняется 00:00.

Boolean- очень важный и распространённый тип данных. Позволяет хранить так называемые булевы значения, т.е. только два значения – True(Истина) и False (Ложь). Используется тогда, когда вам нужно хранить только значение Да или Нет.

Variant- переменная типа Variant может содержать данные любого типа. Использование такого типа данных замедляет работу программы, т.е. требуется время и ресурсы для преобразования типов. Поэтому следует воздерживаться от применения этого типа данных, за исключением специфических случаев, например, возвращение функцией массива возможно только при использовании типа Variant.

В Visual Basic переменные объявляются в любом месте программы с помощью следующего оператора:

Dim <Имя_переменной> As <Тип_переменной>.

Если не указывать тип, то переменная будет объявлена как Variant.

Примеры объявления переменных:

Dim a As Long– объявляется переменная с именем а целого типа, диапазон изменения от -2147483648 до +2147483647.

Dim b As Byte– объявляется переменная с именем b целого типа, диапазон изменения от 0 до 255.

Dim myStr As String– объявляется строковая переменная с именем myStr.

После объявления переменной ей присваивается значение по умолчанию. Для строки это – “” (пустая строка), для чисел – 0, для булевой переменной – False.

Переменные можно объявлять и в одной строчке, разделяя объявления запятой:

Dim a As Long, Dim b As Integer

Значение переменной задается с помощью оператора присваивания – знак “=”. Например:

a = 1234567
b = 234

myString = “Visual Basic”

В данном примере переменным присваивались константы. Но часто бывает необходимо присвоить одной переменной значение другой. Это делается следующим образом:

a = b'переменная а примет значение 234, т.к. переменная b “умещается” в тип Long (234<4294967296)

a = b + c'переменная а станет равна сумме (b+c), т.е. а=234, т. к. с=0 по умолчанию
b = c'переменная b примет значение 0 (0<255)
b = a'появится сообщение об ошибке, так как значение переменной а не принадлежит [0-255]

В Visual Basic можно объявлять не только переменные, но и константы. Константа, как и переменная, тоже хранит некоторое значение, но в отличие от переменной хранимое значение не может изменяться. В Visual Basic константы объявляются в любом месте программы с помощью следующего оператора:

Const <Имя_переменной> = <Значение_переменной>.

Пример.

Const PI = 3.1415'объявлена константа c именем PI и значением 3.1415.

Рекомендации:

Перед использованием переменной, её желательно объявить. Это избавит вас от лишних ошибок.

Переменным нужно давать осмысленные имена. Т.е. старайтесь не использовать такие имена, как a1,a2,a3,ab,ccc и т.п.

Выражения в VB являются основными кирпичиками, из которых строится программа. Согласно самому точному определению, “выражение” - это “что-то, что содержит значение”. Выражение (кроме логического выражения) записывается после оператора присваивания и представляет собой конструкцию, в которую могут входить переменные, константы, операторы и функции.

Пример.

b = 234' 234 - это выражение содержащее константу.

c = b' выражение состоит из переменной b, имеет значение 234

c = а + 5 * 2' а + 5 * 2это выражение, состоящее из переменной а, операторов + и *, констант 5 и 2.

c = sin(а)'sin(а)выражение состоит из функции sin() и переменной а

Рассмотрим другие, очень распространённые выражения – логические выражения (выражения сравнения). Такие выражения возвращают True или False, в зависимости от получившегося значения выражения.

Операторы

В Visual Basic операторы бывают следующих типов:

1. Арифметические операторы:

· ^ – оператор возведения в степень;

· * – оператор умножения;

· / – оператор деления;

· \ – оператор целочисленного деления;

· mod – оператор вычисления остатка от деления;

· + – оператор сложения;

· – – оператор вычитания.

2. Операторы сравнения:

· < – меньше;

· > – больше;

· <= – не больше;

· >= – не меньше;

· = – равно;

· < > – не равно.

3. Конкатенации (слияния):

· + или &.

4. Логические операторы:

· And – оператор логического умножения;

· Eqv – оператор логической эквивалентности;

· Imp – оператор логической импликации;

· Not – оператор логического отрицания;

· Or – оператор логического сложения;

· Xor – оператор логического исключающего сложения.

Так же, как и в алгебре, здесь действует принцип приоритетов. Он заключается в том, что каждый оператор имеет свой приоритет. Например, умножение имеет больший приоритет, чем сложение. Приоритет можно указать явно, поставив в нужной части выражения круглые скобки:

c = (5 + 5) * 2'сначала выполнится оператор сложения, а затем умножение.

Таблица 2. Приоритеты операторов

Арифметические Сравнения Логические
Возведение в степень(^) Равно (=) Not
Отрицание (–) Неравно (<>) And
Умножение и деление (*, /) Меньше чем (<) Or
Целочисленное деление (\) Больше чем (>) Xor
Остаток от деления (mod) Меньше или равно (<=) Eqv
Сложение и вычитание (+,–) Больше или равно (>=) Imp
Конкатенация (&) Принадлежность к типу (Is)  

В этой таблице сверху вниз показан порядок следования приоритетов операторов Visual Basic. Сверху вниз приоритет убывает. Операторы, имеющие одинаковый приоритет в выражении вычисляются слева направо. Если в выражении встречаются операторы из разных категорий, то вычисляются они в порядке столбцов слева направо, т.е. сначала арифметические, затем операторы сравнения и лишь затем логические операторы.

Управляющие структуры

Во всех языках программирования есть такие классические структуры, как условные операторы и операторы цикла.

Примечание: Здесь бы хотелось заметить, что управляющие структуры мы тоже будем называть операторами.

В этом разделе мы познакомимся с операторами ветвления If…End If и цикла For…Next.

Наши рекомендации