Алфавит и некоторые основные операторы языка Pascal
Понятие о языках программирования
Итак, мы с вами уже познакомились с одним из основных понятий всего нашего курса — понятием алгоритма. Рассмотрели так же его свойства и способы записи.
Вспомним, так же, что составленный алгоритм решения задачи следует перевести на язык, понятный ЭВМ, аналогично тому, как алгоритм, записанный на русском языке, нужно перевести на французский, если исполнителем является француз. Мы говорили, что такие (понятные ЭВМ) языки называются языками программирования, запись алгоритма на таком языке называется программой, а процесс перевода алгоритма на указанный язык — программированием.
Теперь, наконец, настало время перейти к изучению одного из таких языков. Как и в большинстве стран мира в качестве обучающего мы с вами будем использовать язык программирования Pascal.
Дадим вначале более строгие общие понятия и определения. Под программой понимают описание, воспринимаемое ЭВМ и достаточное для решения определенной задачи.Иначе говоря, программа — это упорядоченный список команд, необходимых для решения некоторой задачи.
Для создания программ используют те или иные системы программирования.
Под системой программирования понимают совокупность языка программирования и виртуальной машины, обеспечивающей выполнение на реальной машине программ, составленных на этом языке.
Языком программирования называют систему обозначений, служащую в целях точного описания алгоритмов для ЭВМ или, по крайней мере, достаточную для автоматического нахождения такого алгоритма. Эти языки являются искусственными языками со строго определенным синтаксисом.
Виртуальная машина — это программный комплекс, эмулирующий работу реальной машины с определенным входным языком на ЭВМ с другим, машинным языком, а иными словами, реализующий входной язык программирования.
Такая техника реализации языка программирования позволяет сделать последний удобным для использования человеком. Виртуальная машина содержит транслятор и/или интерпретатор и может включать библиотеки стандартных подпрограмм, отладчик, компоновщик и другие сервисные средства.
Интегрированная среда программирования Тиrbo PascaI
Язык программирования Турбо Паскаль (Turbo Pascal) появился на рынке программных продуктов в 1984 году. Турбо Паскаль состоит из языка программирования и среды программирования, которая создает удобства в работе.
Язык программирования Паскаль был разработан Н.Виртом в 1968 — 1970 годах и получил широкое распространение благодаря наглядности программ и легкости при изучении. Он послужил основой для разработки других языков программирования (Ада, Модул-2).
В 1992 году вышла 7 версия Турбо Паскаля. Пакет Turbo Pascal 7.0 использует новейшие (на тот период) достижения в программировании. Он может быть использован на любой машине. Эта версия снабжена большим количеством стандартных библиотек.
Интегрированная система Турбо Паскаль состоит из языка программирования и среды программирования. В эту систему входят необходимые части Turbo Pascal:
- текстовый редактор;
- компилятор;
- компоновщик;
- загрузчик.
Алфавит и некоторые основные операторы языка Pascal
Как и любой реальный язык Паскаль имеет свой собственный алфавит. Алфавит языка Турбо Паскаль включает буквы, цифры, шестнадцатеричные цифры, специальные символы, пробелы и зарезервированные слова.
Буквы— это буквы латинского языка, а также знак подчеркивания. Турбо Паскаль не различает прописные и строчные буквы, если только они не используются в качестве данных программы.
Цифры— арабские цифры от 0 до 9.
Каждая шестнадцатеричная цифра имеет значение от 0 до 15. Первые 10 шестнадцатеричных цифр обозначается арабскими цифрами от 0 до 9. Оставшиеся 6 латинскими буквами А .. F.
Специальные символы Турбо Паскаля:
+ -*/,'.:;<>[]{}()^@ $ # <> >= <= := (* *) (. .)
Пробелы в Турбо Паскале являются разделителями.
Идентификаторы — это имена констант, переменных, меток, типов, объектов, процедур, модулей, функций и других конструкций языка.
• Длина идентификатора может быть произвольной, но значащими считаются первые 63 символа.
• Идентификатор состоит из любых букв латинского алфавита, цифр, знака подчеркивания; никакие другие символы в идентификаторе недопустимы.
• Идентификатор не может начинаться с цифры.
• Идентификатор не должен совпадать ни с одним из зарезервированных слов.
Константы.В качестве констант в Турбо Паскале могут использоваться целые вещественные и шестнадцатеричные числа, логические константы, символы, строки символов.
ü Целые числа записываются со знаком или без него по обычным правилам и могут принимать значения от -231 до (231- 1). Если целочисленная константа выходит за рамки указанного диапазона, то компилятор выдает сообщение об ошибке.
ü Вещественные числа записываются со знаком или без него с использованием десятичной точки и/или экспоненциальной части. Экспоненциальная часть начинается символом Е (е), за которым следует знак порядка (-) и десятичный порядок.
ü Символьная константа — это любой символ ПК, заключенный в апострофы. Например: `z` — символ z.
Переменные можно сравнить с устройством, способным хранить элемент информации, например, число. Во время выполнения программы содержимое этого устройства может меняться.
Операция присваивания.В результате присваивания переменная получает конкретное значение.
Имя Пременной:=Выражение
Здесь «:=» — оператор присваивания языка Паскаль, т.е. символ (в данном случае), который обозначает операцию присваивания.
Выполнение инструкций присваивания заключается в следующем:
- вычисляется результат выражения, находящегося справа от символа «:=»;
- вычисленное значение записывается в переменную, имя которой стоит слева от символа «:=».
Пример.
Counter:=0;
Pi:=3.1415926;
z:=(r1+r2)/(r2*r1);
d:=b*b-4*c*a;
Выражение состоит из операндов и операторов. Операторы находятся между операндами. Операндами выражений могут быть числа (константы) и переменные. Операторы обозначают действия, выполняемые над операндами.
Рассмотрим некоторые арифметические операторы, которые применяются для записи алгебраических выражений на Паскале:
Оператор | Выполняемое действие | Пример использования | Примечание |
+ | Сложение | А+ 3,4 | При А=1 выражение принимает значение 4,4 |
- | Вычитание | А-3,4 | При А=1 выражение принимает значение -2,4 |
* | Умножение | А* 3,4 | При А=1 выражение принимает значение 3,4 |
/ | Деление вещественных чисел | А/3,4 | При А=1 выражение принимает значение приблизительно 0,294 |
Div | Целая часть отделения целого числа на целое число | a) 4 div 2 b) 5 div 2 | Данная операция еще называется делением нацело, т.к. округляет результат деления путем отбрасывания дробной части. Так, выражение а) примет значение = 2, а выражение b) получит значение = 2,5 - дробная часть = 2 |
Mod | Остаток отделения | a) 4 div 2 b) 5 div 2 | a) = 0 b) = 1 |
В простейшем случае выражение — это константа или переменная.
При вычислении значений выражений важен порядок выполнения операторов. Приняты следующие правила выполнения операторов:
- Операторы *,/, div, mod имеют более высокий приоритет, чем операторы + и -.
- Операторы с более высоким приоритетом выполняются раньше операторов, приоритет которых ниже. Если приоритет операторов одинаков, то оператор, стоящий левее, выполняется раньше.
- Для задания любого нужного порядка выполнения операций в выражениях можно использовать скобки. Выражение, заключенное в скобки, трактуется как один операнд. Это означает, что операции, стоящие в скобках, будут выполняться в обычном порядке, но раньше, чем операции, находящиеся за скобками. При записи выражений, содержащих скобки, должна соблюдаться парность скобок, т.е. число открывающихся скобок должно быть равно числу закрывающихся скобок.
Пример. Рассмотрим пример записи на Паскале некоторых математических выражений. Обратите внимание, что привычная нам математическая запись отличается от записи на Паскале.
Например, пусть математическая запись функции имеет вид:
Тогда запишем на Паскале оператор присвоения переменной у значения, вычисляемого по данной формуле:
Y:=(2*x)/(x+3).
Обратите внимание, что в Паскале (как и во многих других языках программирования) ни в коем случае нельзя пропускать знак умножения, т.к. Паскаль попытается понять выражение вида 2х как имя некоторой переменной «2x», а не арифметическое выражение.