Операторы Stop, End и Exit Sub
До сих пор мы писали процедуры, которые выполняли свою работу до конца и заканчивали ее, как положено, то есть только на операторе End Sub, не раньше. Существуют ли операторы, которые подобно операторам выхода из цикла Exit Do и Exit For заставляют компьютер покинуть процедуру, не доходя до ее конца? Такие операторы существуют.
End. Оператор End заставляет VB завершить работу не только процедуры, а всего проекта. Пример: программа
Private Sub Button1_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Button1.Click
Write(1)
Write(2)
End
Write(3)
End Sub
напечатает
после чего End завершает режим работы и проект переходит в режим проектирования.
Потренируйтесь. Определите без компьютера, что напечатает программа:
Private Sub Button2_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Button2.Click
Write(2) : A() : Write(3) : End : Write(4)
End Sub
Sub A()
Write(6) : End : Write(7)
End Sub
Ответ:
Помните, что при выполнении оператора End и при завершении работы проекта кнопкой Stop Debugging на панели инструментов событие формы Closed не наступает.
Stop. Ненавистник пошагового режима мог бы мечтать о таком способе отладки: «Хорошо бы существовал специальный оператор паузы, чтобы наткнувшись на него, компьютер приостанавливал выполнение программы, а мы могли бы спокойно посмотреть на результаты и подумать». Такой оператор есть, это Stop.
Private Sub Button1_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Button1.Click
Write(1)
Write(2)
Stop
Write(3)
End Sub
Здесь программа напечатает 12 и сделает паузу. После щелчка по Start она допечатает 3 и закончит выполнение процедуры.
Механика работы оператора Stop проста: наткнувшись на него, компьютер переходит в режим прерывания. Фактически оператор Stop равносилен установке точки прерывания. Как только Stop выполнился, вы можете делать все, что можно делать в режиме прерывания, например узнавать значения переменных. Чтобы продолжить выполнение программы, вы щелкаете по кнопке Start. Тогда он продолжает работу с того места, где остановился. А если хотите, можете вместо Start нажать F11 и тем самым продолжить выполнение программы в пошаговом режиме.
Exit Sub. Оператор Exit Subне такой решительный, как End. Он не выбрасывает VB из режима работы, а просто заставляет компьютер выйти из процедуры, в которой он выполнился. Если он выполнился в вызываемой процедуре, то VB возвращается, как положено, в процедуру, ее вызвавшую, на положенное место. Если он выполнился в процедуре обработки события, то VB просто завершает работу этой процедуры.
Пример:
Private Sub Button3_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Button3.Click
Write(2) : B() : Write(3) : Exit Sub : Write(4)
End Sub
Sub B()
Write(6) : Exit Sub : Write(7)
End Sub
Эта программа напечатает
Задание 62.
Вот вам программа с процедурами. Вам нужно, не запуская ее, записать на бумажке весь разговор, который ведут герои «Трех мушкетеров».
Private Sub Button1_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Button1.Click
WriteLine("Я, король Франции, спрашиваю вас - кто вы такие? Вот ты - кто такой?")
ATOS()
WriteLine("А ты, толстяк, кто такой?")
PORTOS()
WriteLine("А ты что отмалчиваешься, усатый?")
DARTANIAN()
WriteLine("Анна! Иди-ка сюда!!!")
Exit Sub
WriteLine("Аудиенция закончена, прощайте!")
End Sub
Sub ATOS()
WriteLine("Я - Атос")
End Sub
Sub ARAMIS()
WriteLine("Это так же верно, как то, что я - Арамис!")
End Sub
Sub PORTOS()
WriteLine("А я Портос! Я правильно говорю, Арамис?")
ARAMIS()
WriteLine("Он не врет, ваше величество! Я Портос, а он Арамис.")
End Sub
Sub DARTANIAN()
WriteLine("А я все думаю, ваше величество - куда девались подвески королевы?")
Exit Sub
WriteLine("Интересно, что ответит король?")
PORTOS()
End Sub
Сверьте с ответом. Если не сходится, запустите программу в пошаговом режиме.
Задание 63.
Среди графических методов VB нет методов «крестик» и «треугольник». Вы можете возместить этот недостаток, написав две соответствующие процедуры с тремя параметрами: координата_х, координата_у, размер. Если не получается, то прочтите следующий раздел и тогда получится обязательно.
Проект «Парк под луной»
Теперь вы достаточно знаете о процедурах пользователя, чтобы они стали для вас удобными кирпичиками для постройки программ. Уже сейчас вы готовы составлять с их помощью более качественные программы, чем раньше. Однако, в моих примерах я писал процедуры пользователя не сразу. Сначала я для большей понятности писал почти одинаковые фрагменты, а уж от них шел к процедурам пользователя. В реальном программировании никто не пишет одинаковых фрагментов перед тем, как написать процедуру пользователя. Ее пишут сразу. И именно этому мы сейчас будем учиться.
Задание на проект
Задание на проект. Нарисовать парк под луной (см. Рис. 11.1):
Рис. 11.1
Мы создадим программу, которая широко использует процедуры пользователя с параметрами. Я разберу с вами эту задачу не столько для того, чтобы у нас получился правильный рисунок, сколько для того, чтобы вы привыкли в правильном порядке работать с большими задачами. Поэтому не нужно стараться сделать все по-своему, чтобы только побыстрее выполнить задание. Старайтесь уловить порядок работы. Ведь это будет наш первый реальный проект с взаимодействующими процедурами.
Пытаемся угадать, где тут будут процедуры пользователя. На рисунке мы видим несколько деревьев. Каждое из них придется рисовать. Если бы мы решили действовать по старинке, то в программе у нас присутствовало бы несколько десятков почти одинаковых фрагментов, рисующих деревья в разных местах. Кошмар! Мы, конечно, будем вместо этого создавать процедуру пользователя Дерево. Так, одну процедуру угадали. Аналогично угадываем процедуру Фонарь. С остальным неясно: звездное небо, месяц … Ладно, угадывание остальных процедур отложим. Займемся деревом.
Проповедь для язычников. Начинающим программистам не хочется писать процедуры пользователя, как не хочется им писать и длинные имена. «Ну и лопухи же эти так-называемые профессиональные программисты, что осложняют себе жизнь этой морокой!» – думают они – «Наши программы отлично работают и безо всего этого». Верно, работают. Потому что программы коротенькие. Когда они станут длинными, то будут напоминать винегрет, и тогда все такие подрастающие программисты дружно зарыдают: "Мамочка, мы ни в чем не можем разобраться! Почему ты нас в детстве не научила слушаться взрослых?!"
Процедуры должны быть короткими. Запомните еще одно хорошее правило: Размеры любой процедуры не должны превышать одного экрана монитора. Если превышают, то даже если в ней нет повторяющихся фрагментов, все равно разбейте ее по смыслу на два-три фрагмента и каждый сделайте процедурой. Ваша программа будет гораздо легче читаться.