Психологические причины школьной неуспеваемости
Обучаемость.Общая характеристика.
Обучаемость (Б.Г. Ананьев, Н.А.Менчинская)
• восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности, проявляется в степени легкости и быстроты усвоения
• совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых - при наличии и относительном равенстве других исходных условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности
В структуру обучаемости входят:
• обобщенностьмыслительной деятельности -ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале;
• осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;
• гибкость мыслительной деятельности
• активность и устойчивость мыслительной деятельности;
• самостоятельность мышления, восприимчивость к помощи.
Показатели обучаемости:
• активность ориентировки в новых условиях;
• перенос известных способов решения задач в новые условия;
• быстрота образования новых понятий и способов деятельности;
• темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость;
• восприимчивость к помощи другого человека
Обучаемость является относительно устойчивым свойством личности.
Является более узким понятием, чем понятие “способность”, определяемое как свойство личности, которое является условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Способность включает в себя высокую обучаемость.
Обучаемость не равна умственному развитию (благодаря трудолюбию можно достигнуть более высокого умственного развития при невысокой обучаемости)
Обучаемость не равна способностям (является более узким понятием, чем понятие “способность”, определяемое как свойство личности, которое является условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Способность включает в себя высокую обучаемость).
Обучаемость зависит от:
• метакогнитивных навыков, формирующимся в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, к которым относится:
• управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, гибкость, самостоятельность познавательной деятельности),
• речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).
Школьная неуспеваемость. Причины неуспеваемости. Типы неуспевающих. ЗПР
1. Ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы (Ю.К. Бабанский)
2. Несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец четверти, полугодия, года.(В.С. Цейтлин)
Виды неуспеваемости
1. Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса
2. Неуспеваемость - это невыполнение требований школы в течение длительного времени
Стадии неуспеваемости (Ю.К. Бабанский)
1. стадия - кратковременная, эпизодическая неуспеваемость, устраняемая в ходе ряда уроков;
2. стадия - кратковременная четвертная неуспеваемость, устраняемая в очередной учебной четверти;
3. стадия - устойчивая неуспеваемость в течение двух и более четвертей, но устраняемая в течение учебного года или летних занятий;
4. стадия - устойчивая неуспеваемость в течение всего учебного года, требующая повторного обучения в том же классе
Причины школьной неуспеваемости:
1. Условия внутреннего плана
• Особенности умственного и физического развития школьника
• Особенности личности школьника
2. Условия внешнего плана
• Бытовые условия, особенности воспитания в семье
• Гигиенические условия в школе, особенности обучения и воспитания в школе
Причины существующих условий
• В семье
• В школе
Причины неуспеваемости (П. П. Борисов)
• I. Общепедагогические причины.
• II. Психофизиологические причины.
• III. Социально-экономические и социальные причины.
Психологические причины школьной неуспеваемости
• недостатки познавательной деятельности
• недостатки в развитии мотивационной сферы детей (И.В. Дубровина)
По мнению психолога Н. И. Мурачковского, можно условно выделить определенные типы неуспевающих учеников. В основу классификации он положил два признака: первый характеризует особенности мыслительной деятельности школьника, второй - направленность личности, ее отношение к учению. В результате рассмотрения этих аспектов, получилась следующая типология.
Первый тип неуспевающих - ученики, низкое качество мыслительной деятельности которых сочетается с положительным отношением к учебе.
Второй тип - школьники, у которых высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе.
К третьему типу неуспевающих относятся дети, у которых низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе.
Если учитель ознакомлен с подобной типологией, и может самостоятельно определить, к какому именно типу неуспевающих относятся их ученики, он может оказать помощь каждой из групп неуспевающих учеников, применяя индивидуальный подход к каждой из них. Одна из наиболее распространенных мер преодоления неуспеваемости - это
организация дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время. Причем используется она для всех учеников независимо от того, какая именно причина вызвала их отставание. Так что нередко учитель оставляет после уроков учеников из первой и второй вышеперечисленных групп, предложив им выполнять одинаковые задания.
Дополнительное занятие с учащимися из второй группы в какой-то степени оправдано, поскольку дома они к урокам не готовятся. Но как же тогда быть с учениками из первой группы? Они всегда добросовестно относятся к выполнению домашнего задания, и нуждаются в другом виде коррекционной работы. А если учитель будет подробно разбирать задания с первой группой, вторая, которая обладает большими способностями, потеряет к этим занятиям интерес. А организация дополнительных занятий с третьей группой после окончания уроков может не только не принести положительных результатов, но и наоборот - ослабить и без того ослабленный организм ребенка, ведь процесс учения дается ему с трудом.
Задержка психического развития (ЗПР) - это временное отставание развития психики в общем или в частном от нормального темпа развития. Задержка психического развития может выражаться в ограниченном запасе знаний, представлений о мире, недостаточным уровнем мышления и памяти, невнимательностью и быстрой утомляемостью интеллектуальными занятиями. Часто задержка психического развития обнаруживается только при поступлении в школу.
Причины задержки психического развития бывают связаны с социально-психологическими условиями воспитания ребенка и с биологией развития ребенка.
К социально-психологическим причинам относятся:
1) ранний отрыв матери от ребенка и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации;
2) недостаточность полной по возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со сверстниками, взрослыми.
3) гиперопека, гипоопека, авторитарный тип воспитания.
К биологическим причинам ЗПР относят:
1) патология беременности (инфекция во время беременности, угроза выкидыша, многоводие, маловодие, эклампсия, преэклампсия, резус-конфликт, курение и алкоголизм матери и отца);
2) малый вес ребенка при рождении, рождение раньше положенного срока;
3) травмы ребенка при рождении;
4) заболевания ребенка соматического свойства;
5) повреждения головного мозга;
Но очень часто ребенок с ЗПР имеет причину не только социально-психологическую или биологическую, но сочетание обоих этих причин. Например, патология беременности и гиперопека, что может привести не только к ЗПР, но и к более тяжелому заболеванию - аутизму.
Наиболее часто встречающиеся формы задержки психического развития - это инфантилизм и астения.
Инфантилизм - это нарушение развития психических процессов, связанное с медленным созреванием мозговых систем. Инфантилизм может быть вызван нарушением функционального характера, например, при нормальном, неповрежденном головном мозге, связан с недостаточным функционированием лобных долей. Инфантилизм может быть также вызван органическим повреждением головного мозга.
Астения - это ослабленность соматического и неврологического характера, которая вызывается нарушением центральной нервной системы. Астения также может быть вызвана повышенной истощаемостью нервной системы.