Определение переменных. Переменные и константы

Константа, переменная — это базовые понятия в любом языке программирования. Дадим им определения.

Константа — это величина, которая при выполнении программы остаётся неизменной.

Переменная — это ячейка памяти для временного хранения данных. Предполагается, что в процессе выполнения программы значения переменных могут изменяться.

Описание и инициализация переменных

Прежде чем использовать в программе какую-то переменную, надо дать ей описание, то есть сказать, какое имя имеет переменная и каков её тип. Вначале указывается тип переменной, а затем её имя. Например:

Int k; // это переменная целого типа int

Double x; // это переменная вещественного типа удвоенной точности

double a, b, c;

Рекомендуется инициализировать переменные, то есть не просто выделять память под переменные, но и задавать им при этом необходимые значения. Например:

double a=3, b=4, c=5;

Инициализация переменных выполняется один раз на этапе компиляции, она не снижает скорость работы программы, но при этом уменьшает риск использования переменной, которая не получила ни какого значения.

Задание и использование констант

Все константы вне зависимости от типа данных можно подразделить на две категории: именованные константы и константы, которые не имеют собственного имени. Например:

25— константа целого типа;

3.14— вещественная константа;

'A'— символьная константа.

int k=25; // переменная k инициализирована константой — целым числом 25.

В языке C++ появился ещё один способ — использование константных переменных, то есть переменных, которые нельзя изменять после инициализации. Рассмотрим на том же примере:

const double PI=3.14; // здесь PI — константная переменная

double t;

t=PI * 2;

Логические переменные и примеры их использования в программах.

В С++ существует три логические операции:

1.Логическая операция И &&, нам уже известная;

2.Логическая операция ИЛИ ||;

3.Логическая операция НЕ ! или логическое отрицание.

Логические операции образуют сложное (составное) условие из нескольких простых (два или более) условий. Эти операции упрощают структуру программного кода в несколько раз. Да, можно обойтись и без них, но тогда количество ифов увеличивается в несколько раз, в зависимости от условия. В следующей таблице кратко охарактеризованы все логические операции в языке программирования С++, для построения логических условий.

Таблица 1 — Логические операции С++

Операции Обозначение Условие Краткое описание
И && a == 3 && b > 4 Составное условие истинно, если истинны оба простых условия
ИЛИ || a == 3 || b > 4 Составное условие истинно, если истинно, хотя бы одно из простых условий
НЕ ! !( a == 3) Условие истинно, если a не равно 3

Сейчас следует понять разницу между логической операцией И и логической операцией ИЛИ, чтобы в дальнейшем не путаться. Пришло время познакомиться с типом данных bool –логический тип данных. Данный тип данных может принимать два значения: true (истина) и false (ложь). Проверяемое условие в операторах выбора имеет тип данных bool.

22.Операции присваивания. Особенности выполнения. Условная операция ?:

Для сокращённой записи выражений в языке программирования С++ есть специальные операции, которые называются операциями присваивания. Рассмотрим фрагмент кода, с использованием операции присваивания.

В С++ существует пять операций присваивания, не считая основную операцию присваивания:=.

1.+= операция присваивания-сложения;

2.-= операция присваивания-вычитания;

3.*= операция присваивания-умножения;

4./= операция присваивания-деления;

5.%= операция присваивания-остатка от деления;

Договоримся называть операции присваивания через дефис, чтобы было понятно о какой именно операции идёт речь. В таблице 1 наглядно показаны примеры использования операторов присваивания в языке программирования С++.

Терна́рная усло́вная опера́ция (от лат. ternarius — «тройной») (обычно записывается как ?:) — во многих языках программированияоперация, возвращающая свой второй или третий операнд в зависимости от значения логического выражения, заданного первым операндом.

Безотносительно к определённому языку программирования тернарную операцию можно определить так:

логическое выражение ? выражение 1 : выражение 2

Алгоритм работы операции следующий:

1.Вычисляется логическое выражение.

2.Если логическое выражение истинно, то вычисляется значение выражения выражение 1, в противном случае — значение выражения выражение 2.

3.Вычисленное значение возвращается.

23.Управляющие конструкции С/С++. Условный оператор if.

Оператор if служит для того, чтобы выполнить какую-либо операцию в том случае, когда условие является верным.Условная конструкция в С++ всегда записывается в круглых скобках после оператора if.

Формат оператора: if <условие> оператор-1; [elseоператор-2;] или if < условие> оператор-1;

Внутри фигурных скобок указывается тело условия. Если условие выполнится, то начнется выполнение всех команд, которые находятся между фигурными скобками.

Наши рекомендации