Определение переменных. Переменные и константы
Константа, переменная — это базовые понятия в любом языке программирования. Дадим им определения.
Константа — это величина, которая при выполнении программы остаётся неизменной.
Переменная — это ячейка памяти для временного хранения данных. Предполагается, что в процессе выполнения программы значения переменных могут изменяться.
Описание и инициализация переменных
Прежде чем использовать в программе какую-то переменную, надо дать ей описание, то есть сказать, какое имя имеет переменная и каков её тип. Вначале указывается тип переменной, а затем её имя. Например:
Int k; // это переменная целого типа int
Double x; // это переменная вещественного типа удвоенной точности
double a, b, c;
Рекомендуется инициализировать переменные, то есть не просто выделять память под переменные, но и задавать им при этом необходимые значения. Например:
double a=3, b=4, c=5;
Инициализация переменных выполняется один раз на этапе компиляции, она не снижает скорость работы программы, но при этом уменьшает риск использования переменной, которая не получила ни какого значения.
Задание и использование констант
Все константы вне зависимости от типа данных можно подразделить на две категории: именованные константы и константы, которые не имеют собственного имени. Например:
25— константа целого типа;
3.14— вещественная константа;
'A'— символьная константа.
int k=25; // переменная k инициализирована константой — целым числом 25.
В языке C++ появился ещё один способ — использование константных переменных, то есть переменных, которые нельзя изменять после инициализации. Рассмотрим на том же примере:
const double PI=3.14; // здесь PI — константная переменная
double t;
t=PI * 2;
Логические переменные и примеры их использования в программах.
В С++ существует три логические операции:
1.Логическая операция И &&, нам уже известная;
2.Логическая операция ИЛИ ||;
3.Логическая операция НЕ ! или логическое отрицание.
Логические операции образуют сложное (составное) условие из нескольких простых (два или более) условий. Эти операции упрощают структуру программного кода в несколько раз. Да, можно обойтись и без них, но тогда количество ифов увеличивается в несколько раз, в зависимости от условия. В следующей таблице кратко охарактеризованы все логические операции в языке программирования С++, для построения логических условий.
Таблица 1 — Логические операции С++
Операции | Обозначение | Условие | Краткое описание |
И | && | a == 3 && b > 4 | Составное условие истинно, если истинны оба простых условия |
ИЛИ | || | a == 3 || b > 4 | Составное условие истинно, если истинно, хотя бы одно из простых условий |
НЕ | ! | !( a == 3) | Условие истинно, если a не равно 3 |
Сейчас следует понять разницу между логической операцией И и логической операцией ИЛИ, чтобы в дальнейшем не путаться. Пришло время познакомиться с типом данных bool –логический тип данных. Данный тип данных может принимать два значения: true (истина) и false (ложь). Проверяемое условие в операторах выбора имеет тип данных bool.
22.Операции присваивания. Особенности выполнения. Условная операция ?:
Для сокращённой записи выражений в языке программирования С++ есть специальные операции, которые называются операциями присваивания. Рассмотрим фрагмент кода, с использованием операции присваивания.
В С++ существует пять операций присваивания, не считая основную операцию присваивания:=.
1.+= операция присваивания-сложения;
2.-= операция присваивания-вычитания;
3.*= операция присваивания-умножения;
4./= операция присваивания-деления;
5.%= операция присваивания-остатка от деления;
Договоримся называть операции присваивания через дефис, чтобы было понятно о какой именно операции идёт речь. В таблице 1 наглядно показаны примеры использования операторов присваивания в языке программирования С++.
Терна́рная усло́вная опера́ция (от лат. ternarius — «тройной») (обычно записывается как ?:) — во многих языках программированияоперация, возвращающая свой второй или третий операнд в зависимости от значения логического выражения, заданного первым операндом.
Безотносительно к определённому языку программирования тернарную операцию можно определить так:
логическое выражение ? выражение 1 : выражение 2
Алгоритм работы операции следующий:
1.Вычисляется логическое выражение.
2.Если логическое выражение истинно, то вычисляется значение выражения выражение 1, в противном случае — значение выражения выражение 2.
3.Вычисленное значение возвращается.
23.Управляющие конструкции С/С++. Условный оператор if.
Оператор if служит для того, чтобы выполнить какую-либо операцию в том случае, когда условие является верным.Условная конструкция в С++ всегда записывается в круглых скобках после оператора if.
Формат оператора: if <условие> оператор-1; [elseоператор-2;] или if < условие> оператор-1;
Внутри фигурных скобок указывается тело условия. Если условие выполнится, то начнется выполнение всех команд, которые находятся между фигурными скобками.