Построение трехмерных поверхностей
В EXCEL имеется возможность построения трехмерных поверхностей. Для этого построения используется группа диаграмм под названием Поверхность. Существуют 4 вида стандартных поверхностей:
- поверхность – обычная закрашенная поверхность, уровни которых выводятся разными цветами;
- проволочная поверхность – прозрачный аналог предыдущей поверхности, уровни которых не закрашиваются, а ключевые точки соединяются тонкими линиями;
- контурная – представляет собой вид на диаграмму сверху, при этом интервалы значений окрашиваются в разными цветами;
- проволочная контурная – прозрачный аналог контурной поверхности без закрашивания областей.
Пример:
Банан Розенброка
Математическое выражение этой поверхности z = 100(y-x2)2 + (1-x)2
4.6. Решение трансцендентных уравнений - определение λ по q(λ)
Приведены выше уравнения зависимости ГДФ от величины λ. Большинство функций позволяют решать обратную задачу нахождения величины λ по известной ГДФ. Но ряд функций, например q(λ), y(λ) являются трансцендентными, не имеющими прямого решения алгебраическими методами обратных задач. Известен метод нахождения λ по q(λ) с помощью MathCADа. В журнале «Известия ВУЗ. Авиационная техника», №1,1972 г., стр.160-161 приведен метод решения задачи нахождения λ по q(λ). Авторы, Тунаков А.П. и Корабельников В.З. предложили решение этой задачи последовательными приближениями по следующей схеме.
Пример:
и . Это значение принимается за первое приближение λi . Дальнейшее решение найдено с использованием метода Ньютона :
.
Авторами получена зависимость для последующих приближений по величине λ:
q(λ) исх | 0,3 | 0,4 | 0,5 |
λ 0(дозвук) | 0,236237 | 0,292893 | 0,354503 |
λ 0(сверхзвук) | 1,763763 | 1,707107 | 1,645497 |
λ 1(дозвук) | 0,19263 | 0,260523 | 0,331762 |
λ 1(сверхзвук) | 1,896469 | 1,806595 | 1,717593 |
λ 2(дозвук) | 0,193171 | 0,260913 | 0,332008 |
λ 2(сверхзвук) | 1,900129 | 1,806805 | 1,716799 |
λ 3(дозвук) | 0,193171 | 0,260913 | 0,332008 |
λ 3(сверхзвук) | 1,900135 | 1,806805 | 1,716799 |
EXCEL и VBA
По-русски произносится как Вижуал Бэйсик фо Аппликэйшн. Дословно это название можно перевести как Наглядный Бэйсик для Приложений. Она описана в приложении, для продвинутых пользователей имеются ворованные из Интернета книги по работе в VBA.
Язык Бэйсик был разработан Робертом Гейтсом для работы на компьютерах с ограниченным объемом оперативной памяти – до 600 кбайт. В Америке домашний ПК назывался PDP-11, у нас он был скопирован в виде БК-0010 и БК-0011. Язык очень экономичен по требованиям к рабочему пространству, но тем не менее позволяет решать самый широкий круг задач, как математических, так и лингвистических и логических задач. Вы, наверное, знаете что имеется несколько классов переменных:
- математические (среди них целочисленные и с плавающей запятой);
- символьные (тексты, имена, фамилии, даты и т.п.);
- отдельно выделяют статистические массивы;
- булевы переменные ( решением задачи в булевых переменных является ответ – ИСТИНА или ЛОЖЬ) для решения логических задач.
Соединение возможностей EXCEL и BAISIC в VBA исключила проблему хранения промежуточных и окончательных результатов расчетов. Кроме того, результаты расчетов в VBA можно использовать для построения плоских или объемных изображений с применением графических редакторов высокого уровня – КОМПАС -3D, Mapl, Matcad, Matlab и т.п.