Элементы окна табличного процессора Excel
Цель практической работы
Цель практической работы - получить общие навыки работы и общие сведения о возможностях табличного процессора Excel из состава комплексаMicrosoftOffice - 2007 илиMicrosoftOffice - 2010: ориентироваться в представлении команд (функций) Excel, вводить в ячейки значения данных различных типов, копировать содержимое ячеек, применять формулы для расчётов, строить диаграммы.
Приложения Excel из состава комплекса MicrosoftOffice - 2007 или MicrosoftOffice - 2010 близки друг к другу по интерфейсу и существенно отличаются от приложения Excel из состава комплекса MicrosoftOffice - 2003.
Поскольку данная практическая работа посвящена приложению Excel из состава комплекса MicrosoftOffice - 2010, то в дальнейшем эта версия табличного процессора будет называться в тексте «табличный процессор Excel» или «приложение Excel».
Состав документа
Методическийруководящий материал состоит из двух частей. Первая часть – Задание. В этой части представлены задачи, которые необходимо выполнить студенту. Описание этих задач представлено в содержательном аспекте (по принципу «что надо сделать»). Задание состоит из пунктов. Для некоторых пунктов представлен теоретический материал с целью быстрого ознакомления студента с конкретным свойством табличного процессора Excel, рассматриваемым в данном пункте Задания. Все пункты в Задании нумеруются с помощью многоуровневого списка (нумерация имеет иерархическую структуру).
В Задании имеются пункты двух типов: пункт-задача и пункт-предписание. Пункт – задача имеет 2 особенности. Первая особенность: пункт-задача имеет иерархическую структуру и состоит из подпунктов. В тексте, соответствующем номеру этого пункта формулируется задача (ставится цель), которую должен решить (достичь) Исполнитель после выполнения всех подпунктов данного пункта. Пункт-задача может сам являться подпунктом, т.е. находиться на втором или более низком уровне иерархии. Вторая особенность пункта – задачи: формулировка пункта – задачи выполнена в повествовательном наклонении.
В пункте-предписании указывается действие, которое должен реализовать Исполнитель. С точки зрения Excel, этим действием является конкретная функция, которая должна быть реализована Excel по указанию Исполнителя. Пункт-предписание находится на самом низком уровне иерархии и не может иметь подчиненных подпунктов. Формулировка пункта – предписания выполнена в повелительном наклонении.
Учитывая особенности каждого из пунктов Задания, перед выполнением каждого пункта Исполнитель должен определить его тип. В первом случае, когда пункт является задачей, Исполнитель должен толькопрочитать текст, соответствующий номеру пункта, уяснить поставленную цель и с осознанием этой цели выполнять действия, предписанные в подпунктах. Обратите внимание на различие: формулировки целей (тексты пунктов-задач) выполнены в повествовательном наклонении, а формулировки предписаний (тексты пунктов-предписаний) – в повелительном. Во втором случае, когда пункт является предписанием и не имеет «подчиненных» ему подпунктов, Исполнитель должен выполнить предписанные действия.
Если при выполнении какого-либо пункта Задания предписано ввести в Отчет заголовок, то он должен быть «окружен» сверху и снизу пустой строкой. Если при выполнении какого-либо пункта Задания необходимо записать в Отчет только фрагмент текста, этот фрагмент также должен быть «окружен» пустой строкой сверху и снизу.
В Задании фрагменты текста, которые Исполнитель работы должен ввести в Отчет, выделяются кавычками. Кавычки являются лишь средством, позволяющим Исполнителю легко идентифицировать те части текста методического руководства, которые должны быть введены Исполнителем в текст Отчета. По этой причине Исполнитель при записи этих фрагментов в Отчет не должен устанавливать кавычки.
Во второй части – Методических указаниях показана последовательность действий Исполнителя, чтобы Excel реализовал конкретную функцию (например, последовательность действий Исполнителя для того, чтобы Excel выполнил расчёты по формуле, и т.д.), являющуюся сутью конкретного пункта - предписания.
Методические указания представлены в виде таблицы, состоящей из 2-х столбцов. В первом столбце записан номер пункта Задания, в котором впервые встречается конкретная функция. Во втором столбце таблицы жирным шрифтом записана формулировка функции. Эта же формулировка записана в пункте –предписании Задания.
Задание
Форматы ячеек
14.Пользователь в работе со своими документами использует данные различных пользовательских категорий: числа, даты, проценты, текст. Над содержимым ячеек могут выполняться различные операции, причем эти операции могут быть специфическими, применяемыми только к данным конкретной категории. Например, над текстом и датами нельзя выполнять операции умножения, деления. В то же время, над числами и датами можно выполнять операцию “вычитание”, правда, с оговоркой, что для дат эта операция должна выполняться по особому правилу. Учитывая это обстоятельство, в зависимости от того, данные какой пользовательской категории будут размещаться в ячейке, необходимо для этой ячейки назначить (установить) определенный формат из некоторого множества форматов. Те, кто переводил документацию Excel на русский язык, назвали это множество “числовые форматы”, хотя в списке форматов есть и другие форматы.
14.1.Для любой текущей ячейки просмотреть список форматов, которые можно задать для отображения на рабочем листе данных различных категорий.
14.2.На примере нескольких ячеек нескольких (двух) Рабочих листов определить, какой формат предустановлен (установлен “по умолчанию”) по отношению ко всем ячейкам Книги.
Ввести в ячейку А1 в виде полного высказывания ответ на следующий вопрос: Какой формат по умолчанию установлен для всех ячеек Книги Excel.
14.3.Сделать последовательно несколько ячеек листа «Форматы ячеек» текущими. Пропустив 1 пустую строку, сформулировать в виде полного высказывания ответ на следующий вопрос: какой тип выравнивания (по левому краю, по правому краю и т. д.) устанавливает Excel для ячеек, в которые данные еще не введены.
14.4. Изучить представленную на Рис. 1 таблицу «Форматы ячеек и представление данных».
Для ориентировки на Рис. 1 указаны столбцы Рабочего листа Excel (таблицу необходимо размещать в ячейки указанных столбцов).
В строке “Категория пользовательских данных” представлены некоторые типы данных, которые пользователь использует для обработки в своих документах.
В строке “Вводимые в ячейку значения” указаны образцы значений данных, которые выполняющий работу должен будет ввести в ячейки таблицы, отмеченные символом “+”.
В столбцах “Формат ячеек” и “Тип” указаны форматы и их типы, которые выполняющий работу должен будет до ввода значений установить для ячеек таблицы, расположенных в соответствующих строках таблицы.
Под термином “2 разр.” необходимо понимать, что для ячейки устанавливается формат, при котором значения данных будут представляться нецелыми числами с 2 десятичными разрядами после знака «,»; соответственно для типа “целое число” необходимо установить формат ячейки с “0” разрядами после знака «,».
14.5.Пропустив 1 пустую строку, создать вместе с названием шаблон представленной на рис.1 таблицы. В шаблоне таблицы ячейки, поля которых окрашены серым фоном должны быть пустыми. При необходимости увеличить ширину некоторых столбцов и высоту некоторых строк. Выполнить по индивидуальному проекту границы таблицы.
Форматы ячеек и представление данных
A | B | C | D | E | F | G |
Категория пользовательских данных | Число и денежная единица | Текст | Дата | % | ||
Вводимые в ячейку значения | 15,07 | зал 19.9 | 5.07 | 23 авг | % | |
Формат ячеек | Тип | Отображаемые значения | ||||
Общий | + | + | + | + | + | |
Числовой | целое | + | + | + | + | + |
2 разр. | + | + | + | + | + | |
Денежный | 2 разр. | + | ||||
Дата | 06.04.02 | + | + | |||
06.апр.02 | + | + | ||||
Текстовый | + | + | + | + | + | |
Процентный | целое | + | + | |||
2 разр. | + | + |
Рис. 1
14.6.Ввод образцов значений в ячейки строки «Вводимые в ячейку значения»:
– установить в ячейках строки формат «текстовый»;
− ввести в ячейки указанные на Рис. 1 образцы значений данных.
14.7.Установка в таблице “Форматы ячеек и представление данных” для указанных ячеек заданных форматов:
- Для строки таблицы с именем “общий” для ячеек, поля которых окрашены серым фоном, установить формат “общий”; т.к. этот формат является предустановленным для всех ячеек рабочего листа, то необходимо лишь убедиться в наличии этого факта;
- В строке таблицы с именем “числовой-целое (число)” установить для ячеек с полями серого фона формат “числовой” с количеством десятичных знаков “0”;
- Аналогичным образом в каждой нижеследующей строке для каждой ячейки строки с полем серого фона установить указанный в двух левых ячейках строки формат и тип.
14.8.В таблице “Форматы ячеек и представление данных” в столбце с именем “Число и денежная единица” в отмеченные на Рис. 1 символом “+” ячейки ввести образец в том виде, в котором он представлен в ячейке строки “Вводимые в ячейки значения” (а именно, “15,07”), и наблюдать, в каком виде это значение будет отображаться в этих ячейках.
14.9.Аналогичным образом ввести указанные в строке “Вводимые в ячейку значения” значения-образцы в отмеченные знаком «+» ячейки каждого столбца этой таблицы.
14.10.Изучить, какие типы выравнивания установил Excel для вводимых значений различных типов пользовательских данных в зависимости от установленного формата ячейки.
Найти характеристические признаки, по которым Excel идентифицирует ту или иную пользовательскую категорию данных, к которой принадлежит вводимое значение, и в соответствии с ней изменяет тип выравнивания. Изучить, сохранились ли форматы ячеек, которые были установлены до ввода значения в ячейку.
Обратить внимание на случаи изменения представления введенного значения.
В Справочной системе задать поисковый образ “ДАТАЗНАЧ” и в статье об этой функции в разделе СИНТАКСИС уяснить причину, по которой при вводе данных “15.07” и “23 авг” в полях ячеек отображаются числа, соответственно, 37452 и 37491 или другие.
Создать в виде полного высказывания свою формулировку причин, по которым при определённых условиях при вводе даты в поле ячейки отображается число.
14.11.На основе анализа содержимого таблицы – результатов ввода значений данных, пропустив 1 пустую строку, сформулировать в виде полных высказываний ответы на следующие вопросы:
a.по какому признаку Excel идентифицирует пользовательскую категорию вводимого данного: число, дата, текст?
b.что происходит с форматом ячейки, если в ячейку с установленным форматом «общий» вводятся данные типа «дата»: «15.07» или «23 авг»?
c.по какой причине вместо значения данного “15.07” отображается число 37452?
d.как отображаются значения данных любой пользовательской категории при вводе в ячейку, в которой установлен формат “текстовый”?
e.в чем сходство и различие в идентификации табличным процессором Excel данных “15.07” и “23 авг”?
Формулы
15.Ввод с клавиатуры значений исходных данных и адресов ячеек с операндами (изучение влияния типа раскладки клавиатуры на результаты вычислений по формулам).
15.1.Переименовать Рабочий лист с именем Лист3, присвоив ему имя “Формулы”.
15.2.Начиная с первой строки Рабочего листа, создать представленную на Рис.2 таблицу вместе с заголовком. (Для ориентации на рисунке представлены абсолютные имена столбцов и условные номера строк, в которых должна быть расположена таблица.) Проявить по собственному проекту границы таблицы.
15.3.Изучить таблицу. Таблица предназначена для проведения исследования о влиянии раскладки клавиатуры при вводе с клавиатуры значений исходных данных и адресов ячеек с операндами в процессе набора формулы на “восприятие” этих данных табличным процессором. В таблице на основе значений исходных данных: стоимости товара в рублях и налога с продаж (НСП) в % от стоимости товара вычисляется НСП в рублях и общая стоимость товара (Итого) с учетом НСП.
Как видно из таблицы, имеются 3 варианта расчетов. Каждый вариант характеризуется различной комбинацией раскладок клавиатуры при вводе формул для расчета НСП и Итого.
Ввод с клавиатуры значений исходных данных и адресов ячеек с операндами
A | B | C | D | |
Параметры | Значения, формулы и результаты | Раскладка клавиатуры для значений исходных данных и формул | ||
X | Стоимость товара (руб) | Ru | ||
Y | Налог с продаж (%) | En | ||
Вар 1 | ||||
Z | Налог с продаж (руб) | Ru | ||
W | Итого (руб) | En | ||
Вар 2 | ||||
Налог с продаж (руб) | En | |||
Итого (руб) | Ru | |||
Вар 3 | ||||
Налог с продаж (руб) | En | |||
Итого (руб) | En |
Рис. 2
15.4.Установить для соответствующих ячеек таблицы форматы: “денежный” и “процентный”.
15.5.Установить, как указано в соответствующей ячейке строки с условным номером «x», тип раскладки Ru и ввести по собственному замыслу значение стоимости товара.Установить тип раскладки En и ввести по собственному замыслу значение НСП в пределах от 5% до 15%.
15.6.Для Вар. 1:
§ установить для ячейки cz указанный в таблице тип раскладки и ввести следующую формулу: "=cx*cy”;
§ установить для ячейки сw указанный в таблице тип раскладки и ввести следующую формулу: “=cx+cz”.
15.7.Аналогичным образом для Вар.2 и Вар.3 ввести в соответствующие ячейки формулы и получить результаты.
15.8.Анализировать полученные результаты. Пропустить после таблицы 1 пустую строку, и сформулировать в виде полных высказываний ответы на следующие вопросы:
– по какой причине не получен ни один результат в Вар. 1?
– по какой причине не получено значение “Итого” в Вар. 2?
– при каком условии Excel правильно выполняет вычисления по введенной формуле?
– как влияет на результат раскладка клавиатуры при вводе значений исходных данных?
16.Ввод формулы путем указания на ячейки с операндами (изучение влияния на результаты вычислений по формулам типа раскладки клавиатуры при вводе знака операции).
16.1.Создать вместе с заголовком представленную на Рис. 3 таблицу. Установить для соответствующих ячеек таблицы форматы: “денежный” и “процентный”. Ввести по собственному замыслу с учетом раскладки значение стоимости товара и НСП.
16.2.Установить соответствующую раскладку клавиатуры и ввести формулы для получения результатов по Вар.1.
16.3.Установить соответствующую раскладку клавиатуры и ввести формулы для получения результатов по Вар.2.
16.4.Анализировать результаты и сформулировать в виде полных высказываний выводы о влиянии раскладки клавиатуры на результат вычисления по формуле: при вводе в формулу знака операции; при вводе значений исходных данных.
16.5.Анализировать результаты выполнения текущего и предыдущего пунктов задания и сформулировать в виде полного высказывания вывод о том, какой из способов ввода формул предпочтительнее и по какой причине: при вводе адресов операндов с клавиатуры или путем их указания.
Ввод формулы путем указания на ячейки с операндами
A | B | C | D | |
Параметры | Значения, формулы и результаты | Раскладка клавиатуры при вводе значений исходных данных и знака операции | ||
X | Стоимость товара (руб) | Ru | ||
Y | Налог с продаж (%) | En | ||
Вар 1 | ||||
Z | Налог с продаж (руб) | Ru | ||
W | Итого (руб) | Ru | ||
Вар 2 | ||||
Налог с продаж (руб) | En | |||
Итого (руб) | En |
Рис. 3
17.Ввод в формулы встроенных функций с помощью Мастера функций (МФ).
Мастер функций необходимо вызывать, если в формуле используется встроенная функция. Способ запуска МФ, зависит от местоположения в формуле встроенной функции. Ввести в формулу встроенную функцию с помощью МФ (запустить МФ) можно двумя способами: используя кнопку “Вставить функцию” (Способ 1), или используя кнопку “Функции” (Способ 2).
Если встроенная функция является в формуле не последним операндом, то после завершения работы со встроенной функцией, для продолжения ввода формулы необходимо проявить КВ в строке формул.
Как видно из таблицы на Рис. 4, для работы с МФ используются 4 выражения, в которых встроенная функция занимает различное положение в формуле. В данном пункте исследуется технология ввода формул, содержащих встроенные функции.
17.1.Пропустить 1 пустую строку и ввести вместе с заголовком представленную на Рис. 4 таблицу. Ввести в таблицу на Рис.4 значения операндов - числа по собственному замыслу (числа вводятся в ячейки, в которых имеется запись типа “Чi”). В процессе проведения исследования необходимо определить условия, при которых можно использовать первый или второй способы запуска МФ.
Мастер функций
Операнды | Результат | ||||
Ф-ла 1 | Идея расчета: СУММ(Ч1;Ч2;Ч3;Ч4) | ||||
Ч1 | Ч2 | Ч3 | Ч4 | ||
Ф-ла 2 | Идея расчета: Ч1 + СУММ(Ч2;Ч3;Ч4) | ||||
Ч1 | Ч2 | Ч3 | Ч4 | ||
Ф-ла 3 | Идея расчета: Ч1+ПРОИЗВЕД(Ч2;Ч3;Ч4)/Ч5 | ||||
Ч1 | Ч2 | Ч3 | Ч4 | Ч5 | |
Ф-ла 4 | Идея расчета: Ч1+ПРОИЗВЕД(Ч2;Ч3)/СУММ(Ч4;Ч5) | ||||
Ч1 | Ч2 | Ч3 | Ч4 | Ч5 |
Рис. 4
17.2.Анализировать проделанную работу и сформулировать в виде полных утверждений ответы на следующие вопросы:
- при каких условиях возможно использовать способ запуска МФ, используя кнопку “Вставить функцию” (Способ 1);
- при каких условиях возможно использовать способ запуска МФ, используя кнопку “Функции” (Способ 2),
Диаграммы
Диаграмма создается на основе представления значений функции в виде таблицы. Диаграммой применительно к Excel называется “картинка”, на которой в графическом виде представлены значения либо одной функции, либо нескольких функций, либо значения одной функции для нескольких объектов. Понятие “объект” теряет смысл, если в таблице представлены значения различных функций. В любом из этих трех случаев аргумент на диаграмме может быть только один. В таблице “Итоги работы” (Рис. 7) представлены значения двух функций (Приход, Расход) для одного аргумента (Время). В таблице “Осадки” (Рис. 9) представлены значения одной функции (Количество осадков) для 3-х объектов (1992 год, 1993 год, 1994 год) в зависимости от одного аргумента (Время).
Графический вид представления значений функции может быть различным: график, гистограмма, круговая диаграмма и т.д.
Диаграмма создается программной системой по указаниям пользователя. Для удобства будем называть часть табличного процессора Excel, которая «создаёт» диаграммы по указаниям пользователя, Мастером Диаграмм (МД).
Помимо графических представлений функций на диаграмме должно быть отражено:
- название диаграммы (заголовок диаграммы);
- значения аргумента, его имя и единица измерения (по оси Х);
- значения функции (-ий) и название единицы их измерения (по оси Y);
- имена функций или объектов в прямоугольной рамке, которая называется легендой.
Пользователь указывает Мастеру диаграмм все эти элементы, как обычно, путем выделения соответствующих ячеек.
Применительно к Excel существуют 2 понятия. Категория – столбец (или строка), в котором находятся значения аргумента. Ряд – столбец (или строка), в котором находятся значения функции.
Для создания диаграммы на основе первичных данных, представленных в таблице, необходимо проанализировать содержимое таблицы и идентифицировать конкретные исходные данные для создания диаграммы:
- в таблице представлены значения одной функции, значения одной функции для нескольких объектов или значения нескольких функций;
- имена объектов или имена функций;
- единицу измерения функции или функций;
- имя аргумента;
- единицу измерения аргумента;
- расположение в таблице категории и ряда (рядов, если в таблице представлены значения нескольких функций или значения одной функции для нескольких объектов).
Принято, что на диаграмме значения аргумента располагаются по оси абсцисс (Х), а значения функции – по оси ординат (Y). В таблице значения аргумента могут располагаться как в столбце, так и в строке; и значения функций, соответственно, в строках или столбцах. На диаграмме могут быть отображены значения:
- только одного аргумента и одной функции;
- только одного аргумента и нескольких функций;
- только одного аргумента и одной функции для нескольких объектов.
Соответственно, таблица, предназначенная для построения диаграммы, должна иметь конкретную структуру из 3-х типов структур:
- Структура 1-го типа: в таблице представлены значения одного аргумента и одной функции;
- структура 2-го типа: в таблице представлены значения одного аргумента и нескольких функций;
- структура 3-го типа: в таблице представлены значения одного аргумента и одной функции для нескольких объектов.
Перед выдачей указаний Мастеру Диаграмм пользователь должен провести анализ таблицы с целью выявления параметров создаваемой диаграммы: определить тип структуры таблицы, идентифицировать составляющие таблицы (в зависимости от типа структуры таблицы) и расположение категории и ряда (рядов).
Таблица “Параметры диаграмм” (Рис.5) предназначена для записи в нее Исполнителем работы параметров создаваемых диаграмм.
Перед выдачей указания о построении диаграммы пользователь должен обозначить для Мастера диаграмм (МД) объект, на основе которого будет создаваться диаграмма. При выделении всей таблицы МД самостоятельно пытается “определить”, где расположены значения аргумента, где расположены названия функций или объектов, для которых строится графическое представление функции, где расположены значения функции (-ий). Имена объектов или имена функций Мастер Диаграмм вносит в легенду. Иногда результат этой попытки оказывается правильным, а иногда и нет.
В данном разделе работы исследуется “способность” Мастера диаграмм самостоятельно строить диаграммы для таблиц с различным расположением данных и различным содержимым в первой строке и левом столбце таблицы.
При создании диаграммы пользователь должен выделить блок ячеек со значениями функции (функций) до запуска МД. Остальные элементы диаграммы пользователь «создает» при диалоге с МД.
Параметры диаграммы для таблицы <имя таблицы>
Имя аргумента | Единица измерения аргумента | Располо-жение категории (в столбце /в строке) | Имя функции (функций) | Единица измерения функции | Имена объектов | Располо-жение рядов (в столбцах /в строках) |
Рис. 5
18.Создание диаграмм по таблице “Итоги работы-1” путём выдачи Мастеру Диаграмм указания «самостоятельно построить диаграмму».
18.1.Создать новый Рабочий лист, ярлык(вкладыш) с именем которого должен быть самым правым в строке вкладышей Рабочих листов, и присвоить ему имя “Итоги-1”.
18.2.На первой строке листа ввести заголовок «Итоги работы – 1» и, пропустив 1 строку, ввести таблицу (Рис. 6). Заголовок необходимо расположить симметрично относительно границ таблицы.
В дальнейшем все названия таблиц или заголовки, которые располагаются над какой-либо таблицей, необходимо располагать симметрично относительно границ таблицы.
18.3.На основе анализа таблицы “Итоги работы-1” идентифицировать конкретные параметры для создания диаграммы. Пропустив 1 пустую строку, создать в соответствии с Рис. 5 таблицу с заголовком «Параметры диаграммы для таблицы «Итоги работы – 1» и ввести в пустую строку значения идентифицированных параметров.
Итоги работы - 1
Год 1997 | Год 1998 | Год 1999 | Год 2000 | |
Приход (тыс. руб.) | ||||
Расход (тыс. руб.) |
Рис. 6
18.
18.3.
18.4.В соответствии с нижерасположенным Планом размещения таблиц «Итоги работы-1» и диаграмм, ввести заголовок: “Диаграмма для таблицы «Итоги работы-1», построенная самостоятельно Мастером диаграмм при выделении всей таблицы”.
Ниже заголовка создать диаграмму путём выдачи Мастеру диаграмм указания о самостоятельном построении диаграммы типа «график».
Выдать Мастеру диаграмм указание построить самостоятельно диаграмму типа «график»: Выделить всю таблицу► Выбрать ПСМ «Вставка»► На Ленте в разделе «Диаграммы» выбрать пункт «График»► Выбрать образец «График с маркерами»► <Мастер диаграмм создал диаграмму с легендой>.
Установить ширину диаграммы такой, чтобы значения аргумента на оси абсцисс были записаны в одну строку.
Как видно из диаграммы, Мастер диаграмм пытается самостоятельно провести анализ содержимого таблицы с целью идентификации ячеек со значениями аргумента, со значениями функции или функций, ячеек с и менами функций.
Однако не будем забывать, что программу «Мастер диаграмм» разработал человек и в этой программе человек реализовал алгоритм подобного анализа.
18.5.В соответствии с нижерасположенным Планом размещения таблиц «Итоги работы-1» и диаграмм, ввести заголовок: «Итоги работы - 1_Трансп». Сокращение «Трансп» значит, что новая таблица будет транспонированной по отношению к таблице «Итоги работы-1». Транспонированная таблица как бы повёрнута по отношению к исходной таблице на 90°. Иными словами, при транспонировании исходной таблицы строки становятся столбцами, а столбцы – строками.
18.6.Разместить транспонированную таблицу «Итоги работы-1_Трансп» и разместить название таблицы симметрично относительно границ транспонированной таблицы.
18.7.В соответствии с нижерасположенным Планом размещения таблиц «Итоги работы-1» и диаграмм, ввести заголовок: «Диаграмма для таблицы «Итоги работы-1_Трансп», построенная самостоятельно Мастером диаграмм при выделении всей таблицы». Выделить всю таблицу и дать указание МД построить самостоятельно диаграмму.
План размещения таблиц «Итоги работы-1» и диаграмм
18.8.Провести сравнительный анализ полученных самостоятельно Мастером диаграмм (без помощи пользователя) двух диаграмм и письменно в виде полных утверждений ответить на вопросы:
a) Какие области можно выделить у таблицы с позиции построения диаграммы?
b) Какие области анализирует программный модуль Мастер диаграмм в процессе создания диаграммы при выделении всей таблицы.
c) По какому признаку (каким признакам) программный модуль Мастер диаграмм определяет значения, которые необходимо использовать в качестве значений аргумента?
d) По какому признаку (каким признакам) программный модуль Мастер диаграмм определяет значения, которые необходимо использовать в качестве имён функций или имён объектов?
e) По какому признаку программный модуль Мастер диаграмм определяет значения, которые необходимо использовать в качестве значений функции (функций)?
19.Создание пользователем правильной (полной) диаграммы на основе таблицы «Итоги работы-1_Трансп».
19.1.Ниже таблицы «Итоги работы-1_Трансп» ввести заголовок “Диаграмма для таблиц «Итоги работы-1»и «Итоги работы-1_Трансп», созданная пользователем” и разместить его симметрично относительно боковых границ окна программы Excel.
Пропустив 1 строку мысленно разделить по горизонтали всё окно Excel и ввести 2 заголовка: «Первоначальный образ диаграммы» и «Окончательный вид диаграммы».
Ниже на образце показано размещение диаграмм.
19.2.Под соответствующим заголовком создать первоначальный образ диаграммы (См. раздел «Методические указания» настоящего руководства). Сформулировать смысл каждого элемента, представленного в первоначальном образе диаграммы.
19.3.Под заголовком «Окончательный вид диаграммы» создать ещё раз первоначальный образ диаграммы, чтобы далее преобразовать его в окончательный вид.
19.4.Ввести в диаграмму значения аргумента.
Ввести в диаграмму значения аргумента: Сделать активной диаграмму (кликнуть на пустом месте области диаграммы)► <У рамки диаграммы появилась тень, а в строке меню появились пункты для работы с диаграммами>► Кликнуть на ПСМ «Конструктор»► На Ленте в разделе «Данные» кликнут на пункте «Выбрать данные»► <ДО «Выбор источника данных»>
► В разделе «Подписи горизонтальной оси (категории)» кликнуть на клавише «Изменить»► <ДО «Подписи оси»>
► Проявить КВ в поле «Диапазон подписей оси»► Выделить в таблице ячейки со значениями аргумента► <В поле «Диапазон подписей оси» адреса ячеек со значениями аргумента► Нажать на клавишу ОК► <В ДО «Выбор источника данных» в поле «Подписи горизонтальной оси» появились адреса выделенных ячеек>► Нажать в ДО «Выбор источника данных» на клавишу ОК► <На оси абсцисс диаграммы значения аргумента>.
19.5. Ввести в диаграмму название диаграммы, единицу измерения аргумента, единицу измерения функции: При активном ПСМ «Конструктор» на Ленте в правой части раздела «Макеты диаграммы» нажать на нижнюю кнопку
► На появившихся образцах макетов кликнуть на макете № 10
► <Диаграмма приняла следующий вид>
В диаграмму необходимо вместо слов «Название диаграммы»ввести реальное название диаграммы, вместо слов «Название оси» на оси абсцисс ввести единицу измерения значений аргумента, вместо слов «Название оси» на оси ординат ввести единицу измерения функций.
Кроме того, необходимо для большей наглядности удалить линии «Коридор колебания» - вертикальные линии между значениями функций.
19.5.1. Ввести название диаграммы: Кликнуть на любой букве слов «Название диаграммы»► В образовавшемся поле проявить КВ► Удалить имеющийся текст и ввести название диаграммы «Итоги работы-1».
19.5.2. Ввести единицу измерения значений аргумента: Выполнить те же действия, как при вводе названия диаграммы. Единица измерения аргумента – год.
19.5.3. Ввести единицу измерения значений функции: Выполнить те же действия, как при вводе названия диаграммы. Единица измерения функций – тыс. руб.
19.5.4. Удалить линии «Коридор колебания»: Навести КВ на любую линию «Коридор колебания» до появления всплывающей подсказки «Коридор колебания 1»► Вызвать для выделенного элемента контекстное меню► Кликнуть в меню на пункте «Удалить».
19.6.Провести анализ полученной диаграммы. Сформулировать недостаток полученной диаграммы.
19.7.Ниже полученных двух диаграмм ввести заголовок «Усовершенствованный вид диаграммы». Копировать диаграмму с именем «Окончательный вид диаграммы» под введённый заголовок и устранить имеющийся недостаток.
20.Создание диаграммы для таблицы «Итоги работы-2».
20.1.Создать новый Рабочий лист, вкладыш с именем которого должен быть самым правым в строке вкладышей Рабочих листов, и присвоить ему имя “Итоги-2”.
20.2.На первой строке листа ввести заголовок “Создание диаграммы по таблице «Итоги работы – 2»” и, пропустив 1 строку, ввести таблицу (Рис.7).
Итоги работы-2
Год | ||||
Приход (тыс. руб.) | ||||
Расход (тыс. руб.) |
Рис. 7
20.3.На основе анализа таблицы “Итоги работы-2” идентифицировать конкретные параметры для создания диаграммы. Пропустив 1 пустую строку, создать в соответствии с Рис. 5 таблицу с заголовком “Параметры диаграммы для таблицы «Итоги работы – 2»” и ввести впустую строку значения идентифицированных параметров.
20.4.В соответствии с нижерасположенным Планом размещения таблиц «Итоги работы-2» и диаграмм, ввести заголовок: “Диаграмма для таблицы «Итоги работы-1», построенная самостоятельно Мастером диаграмм при выделении всей таблицы”.
План размещения таблиц «Итоги работы-1» и диаграмм
20.5.Ниже заголовка создать диаграмму путём выдачи Мастеру диаграмм указания о самостоятельном построении диаграммы типа «график».
20.6.По аналогии с работой над таблицей «Итоги работы -1» создать транспонированную таблицу «Итоги работы-2_Трансп» и создать диаграмму путём выдачи Мастеру диаграмм указания о самостоятельном построении диаграммы типа «график».
20.7.По аналогии с работой над таблицей «Итоги работы -1» создать усовершенствованную (полную) диаграмму по любой из двух таблиц: «Итоги работы -2» или «Итоги работы-2_Трансп», снабдив её заголовком: Полная диаграмма.
20.8.Ответить в письменной форме в виде полных утверждений на листе «Итоги-2» на следующие вопросы:
a)В любой таблице можно выделить самые небольшие области – ячейки, более крупные области – столбцы и строки. Какие области в таблице необходимо выделить с позиции построения диаграмм?
b)На основе анализа таблиц «Итоги работы -1», «Итоги работы -2» и диаграмм определить установленные разработчиками Excel и программно реализуемые правила, по которым Мастер диаграмм «определяет», где расположены значения функций и значения аргумента – в строках или в столбцах. Сформулировать эти правила.
c)Как видно из сравнительного анализа диаграмм «исходных» и «транспонированных», построенных самостоятельно Ма<