Ширина шины адреса определяет максимально возможный размер адресного пространства.
Это одна из базовых характеристик шины, поскольку от нее зависит потенциальная емкость адресуемой памяти и число обслуживаемых портов ввода/вывода.
Совокупность линий, служащих для пересылки данных между модулями системы, называют шиной данных (ШД).
Важнейшие характеристики шины данных — ширина и пропускная способность.
Ширина шины данныхопределяется количеством битов информации, которое может быть передано по шине за одну транзакцию {цикл шины).
Цикл шины следует отличать от периода тактовых импульсов — одна транзакция на шине может занимать несколько тактовых периодов.
В середине 1970-х годов типовая ширина шины данных составляла 8 бит. В наше время это обычно 32,64 или 128 бит. В любом случае ширину шины данных выбирают кратной целому числу байтов, причем это число, как правило, представляет собой целую степень числа 2.
Элемент данных, задействующий всю ширину ШД, принято называть словом.
Хотя в архитектуре некоторых ВМ понятие «слово» трактуется по-другому, то есть слово может иметь разрядность, не совпадающую с шириной ШД.
В большинстве шин используются адреса, позволяющие указать отдельный байт слова. Это свойство оказывается полезным, когда желательно изменить в памяти лишь часть полного слова.
При передаче по ШД части слова пересылка обычно производится по тем же сигнальным линиям, что и в случае пересылки полного слова, однако в ряде шин «урезанное» слово передается по младшим линиям ШД. Последний вариант может оказаться более удобным при последующем расширении шины данных, поскольку в этом случае сохраняется преемственность со «старой» шиной.
Ширина шины данных существенно влияет на производительность ВМ. Так, если шина данных имеет ширину вдвое меньшую чем длина команды, ЦП в течение каждого цикла команды вынужден осуществлять доступ к памяти дважды.
Пропускная способностьшины характеризуется количеством единиц информации (байтов), которые допускается передать по шине за единицувремени (секунду), определяется физическим построением шины и природой подключаемых к ней устройств. Очевидно, что чем шире шина, тем выше ее пропускная способность.
Если адрес и данные в шине передаются по независимым (выделенным) сигнальным линиям, то ширина ША и ШД обычно выбирается независимо. Наиболее частые комбинации: 16-8, 16-16, 20-8, 20-16, 24-32 и 32-32. Во многих шинах адрес и данные пересылаются по одним и тем же линиям, но в разных тактах шины. Этот прием называется временным мультиплексированием. В случае мультиплексирования ширина ША и ширина ШД должны быть взаимоувязаны.
Применение раздельных шин адреса и данных позволяет повысить эффективность использования шины, особенно в транзакциях записи, поскольку адрес ячейки памяти и записываемые данные могут передаваться одновременно.
Совокупность линий, по которым передается управляющая информации и информация о состоянии участвующих в транзакции устройств принято называть шиной управления (ШУ).
Сигнальные линии, входящие в ШУ, можно условно разделить на несколько групп.
Первую группу - линии, по которым пересылаются сигналы управления транзакциями (от 2 до 8 линий), т.е. сигналы, определяющие:
· тип выполняемой транзакции (чтение или запись);
· количество байтов, передаваемых по шине данных, и, если пересылается часть слова, то какие байты;
· какой тип адреса выдан на шину адреса;
· какой протокол передачи должен быть применен.
Вторая группа - линии передачи информации состояния {статуса, от 1 до 4 линий), по которым ведомое устройство может информировать ведущего о своем состоянии или передать код возникшей ошибки.
Третья группа— линии арбитража (от 3 до 11 линий). Арбитраж необходим для выбора одного из нескольких ведущих, одновременно претендующих на доступ к шине.
Четвертая группа - линии прерывания. По этим линиям передаются запросы на обслуживание, посылаемые от ведомых устройств к ведущему. Под собственно запросы обычно отводятся одна или две линии, однако при одновременном возникновении запросов от нескольких ведомых возникает проблема арбитража, для чего могут понадобиться дополнительные линии, если только с этой целью не используются линии третьей группы.
Пятая группа — линии для организации последовательных локальных сетей. Наличие от 1 до 4 таких линий стало общепринятой практикой в современных шинах. Обусловлено это тем, что последовательная передача данныхпротекает значительно медленнее, чем параллельная, и сети значительно выгоднее строить, не загружая быстрые линии основных шин адреса и данных. Кроме того, шины этой группы могут быть использованы как полноценный, хотя и медленный,избыточный тракт для замены ША и ШД в случае их отказа. Иногда шины пятой группы назначаются для реализации специальных функций, таких, например, как обработка прерываний или сортировка приоритетов задач.
В некоторых ШУ имеется шестая группа сигнальных линий — от 4 до 5 линий позиционного кода, подсоединяемых к специальным выводам разъема. С помощью перемычек на этих выводах можно задать уникальный позиционный код разъема на материнской плате или вставленной в этот разъем дочерней платы. Такой код может быть использован для индивидуальной инициализации каждой отдельной платы при включении или перезапуске системы.
Седьмая группа (одна из важнейших)-в каждой шине обязательно присутствуют линии тактирования и синхронизации. При проектировании шины таким линиям уделяется особое внимание. В состав группы, в зависимости от протокола шины (синхронный или асинхронный), входят от двух до шести линий.
В довершение необходимо упомянуть линии для подвода питающего напряжения и линии заземления.
Большое количество линий в шине предполагает использование разъемов со значительным числом контактов. В некоторых шинах разъемы имеют сотни контактов, где предусмотрены подключение вспомогательных шин специального назначения, свободные линии для локального обмена между дочерними платами, множественные параллельно расположенные контакты для «размножения» питания и «земли».