Контроль правильности настройки процессора
кохлеарного импланта
Правильно настроенный речевой процессор КИ должен обеспечивать комфортное восприятие разговорной речи в тихих условиях, различение знакомых односложных слов, произносимых шепотом на расстоянии 1-2-х метров, различение низкочастотных гласных (/у/-/о/-/и/) и высокочастотных шипящих согласных /с/-/ц/-/ч/-/ф/ и др. Эти сигналы используют для оценки настройки процессора КИ.
У маленьких детей и детей, у которых еще не сформировано умение различать звуки речи и слова, оценку проводят с помощью условно-рефлекторной реакции. При этом оценивают способность обнаруживать (есть/нет) звуки /у/, /о/, /и/, /с/, /ш/, /ц/. А также считать их (один-много, 1-2-3). Ребенок должен обнаруживать эти звуки, произносимые шепотом на расстоянии не менее 2 м. Чем быстрее удается выйти на этот уровень восприятия с КИ, тем быстрее создаются условия для развития слуха. Однако необходимо следовать за возможностями ребенка адаптироваться к новым звукам и нельзя торопиться с повышением максимального комфортного уровня.
Для оценки правильности настройки регулярно проводится тональная аудиометрия с подачей звуков в свободном звуковом поле (со зрительным подкреплением для маленьких детей). Пороги слуха на тональные сигналы при правильной настройке процессора КИ составляют 25-40 дБ.
Для оценки адекватности выбора максимального комфортного уровня проводится также регистрация акустического рефлекса при звуковой и электрической стимуляции. Это особенно важно, поскольку большая часть детей не может оценить этот уровень. Для некоторых детей «громкий» звук (электрический сигнал большого уровня) всегда оценивается как «хороший» звук. Регистрация акустического рефлекса на звуки менее 80 дБ может свидетельствовать о завышении максимального комфортного уровня. Однако следует иметь ввиду, что у части пациентов акустический рефлекс не регистрируется.
В процессе коррекции настройки процессора КИ и наблюдении за реакциями ребенка на звуковые сигналы может быть выявлено отсутствие адекватной реакции на стимуляцию отдельных каналов-электродов КИ. Чаще это касается последних электродов и связано с неполным введением цепочки активных электродов в улитку. Нарушение реакции каналов-электродов, расположенных в центральной части может быть следствием частичного повреждения слухового нерва или неисправности данного электрода. В этих, случаях соответствующие электроды отключаются и весь воспринимаемый КИ частотный диапазон распределяется между оставшимися электродами.
В процессоре КИ обычно устанавливаются несколько программ настройки, которые могут различаться по разным параметрам. Ребенок или его родители могут устанавливать разные программы в зависимости от окружающей акустической обстановки (шумное или тихое помещение) и субъективного восприятия. У детей чаще устанавливаются программы, которые отличаются уровнем громкости воспринимаемых звуков. Родители или сам ребенок выбирает программу в зависимости от уровня окружающих шумов (улица, дом, занятия с педагогом) для наиболее комфортного восприятия звуков.
При неправильной настройке процессора КИ у ребенка могут возникать неприятные ощущения при громких звуках, головокружение, подергивание мышц лица, повышенная утомляемость, отсутствие реакции на тихие звуки, низкая разборчивость речи, несмотря на адекватные слухоречевые коррекционные занятия. Для предотвращения этого необходимо постоянное взаимодействие аудиолога и сурдопедагога в процессе настройки и реабилитации; коррекция настройки процессора в зависимости от реакций ребенка, наблюдаемых на занятиях и в разных естественных ситуациях (дома, на улице). При настройке процессора КИ следует постепенно увеличивать максимальный комфортный уровень тока и динамический диапазон, использовать все навыки ребенка для максимально точного определения пороговых уровней тока, тщательно контролировать реакции ребенка на звуки различной громкости и частоты. При наличии стойких неприятных ощущений, подергиваний мышц лица при стимуляции какого-либо электрода КИ этот электрод рекомендуется отключить.
В редких случаях (при аномалии развития улитки или при ее оссификации) при использовании стандартной программы параметров электрических стимулов у ребенка отсутствует реакция на электрические и звуковые стимулы (или есть реакция только на громкие звуки) даже при больших уровнях электрических импульсов. В этих случаях после 2-3-х недель использования КИ целесообразно попробовать подобрать другие параметры настройки.
Кохлеарный имплант и слуховой аппарат
Если ребенок носил слуховые аппараты, то после операции он продолжает носить аппарат на не имплантированном ухе. После включения процессора КИ ребенку следует продолжать носить слуховой аппарат вместе с КИ. Это обеспечивает бинауральный слух, что улучшает локализацию звука в пространстве, повышает помехоустойчивость восприятия речи в шуме. При этом необходима перенастройка слухового аппарата при включенном КИ по ощущениям ребенка (уменьшение уровня усиления, выключение высоких частот). Необходимо также соблюдать режим адаптации к использованию КИ и слухового аппарата. В течение месяца занятия должны проводиться только с КИ. При этом в остальное время ребенок часть времени должен носить только КИ (2/3), а часть времени КИ и слуховой аппарат. В отдельных случаях это соотношение может меняться. Позднее ребенок постоянно носит оба устройства, в том числе и на занятиях.
Однако, как показывает опыт, многие дети вскоре отказываются носить слуховой аппарат. Существует несколько факторов, определяющих это. Одним из основных является чувство дискомфорта от некачественно изготовленного или неподходящего по размеру вследствие роста ребенка вкладыша аппарата. Второй фактор - малые остатки слуха на не имплантированном ухе - при полном их отсутствии использование слухового аппарата нецелесообразно. Третий фактор - тип используемого ребенком слухового аппарата - звук от аналогового слухового аппарата, особенно некачественного, сильно отличается от сигнала, передаваемого КИ. Звук, передаваемый высококачественным цифровым аппаратом близок к сигналам, передаваемым КИ, и лучше интегрируется мозгом. Специалисты и родители должны приложить максимальные усилия для того, чтобы ребенок продолжал носить слуховой аппарат вместе с КИ.
Сейчас разработаны модели КИ, сочетающие использование КИ и слухового аппарата на одном ухе. Эти модели предназначены для людей с хорошими низкочастотными остатками слуха, обеспечивая им лучшее качество воспринимаемой речи.
3.3. Слухоречевая реабилитация детей с кохлеарным имплантом, потерявших слух после овладения речью