Существующие подходы к осуществлению мониторинга прибрежных зон
При осуществлении государственного мониторинга земель необходимые сведения получаются с использованием:
а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации, беспилотных ЛА самолетного и вертолетного типа);
б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;
в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
г) наземного лазерного сканирования
д) сведений, содержащихся в ГКН;
е) землеустроительной документации;
ж) материалов инвентаризации и обследования земель;
з) сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов государственной власти и органов местного самоуправления;
и) данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления;
к) результатов обновления картографической основы (результатов дешифрирования ортофотопланов или сведений топографических карт и планов);
л) данных государственного лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков).
Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:
а) базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);
б) периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период - раз в 3 года и более);
в) оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент)[10].
В исследованиях береговой линии, русловых процессов водотоков и состояния водоохранных зон водных объектов необходимо использование не только материалов, полученных непосредственно в период наблюдения, но и ретроспективных данных топографических, аэрофотосъемок и дистанционного зондирования территории для обеспечения возможности оценки динамики изучаемых процессов.
Поскольку государственный мониторинг земель прибрежных зон включает в себя контроль соблюдения специальных режимов осуществления хозяйственной и иной деятельности, стоит отметить, в чем же он состоит. В границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод для регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных ТС), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) размещение АЗС, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если они размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта ТС, осуществление мойки транспортных средств;
6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов и их применение;
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых;
9) распашка земель;
10) размещение отвалов размываемых грунтов;
11) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Под такими сооружениями понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации),
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов. [3]
Для проведения мониторинга различных негативных процессов могут быть рекомендованы различные сроки и периодичности его проведения: от 1 раза в год до 1 раза в 10 лет. На начальном этапе проведения мониторинга рекомендуется производить наблюдения ежегодно в течение 3-5 лет для выявления преобладающих тенденций. Последующие наблюдения можно производить реже с требуемой периодичностью, обеспечивающей адекватную оценку динамики изменений.
Результаты государственного мониторинга земель, состояния берегов водных объектов и их водоохранных зон систематизируются и хранятся в государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Информация о результатах государственного мониторинга земель является общедоступной.[1]