Существующие подходы к осуществлению мониторинга прибрежных зон

При осуществлении государственного мониторинга земель необходимые сведения получаются с использованием:

а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации, беспилотных ЛА самолетного и вертолетного типа);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

г) наземного лазерного сканирования

д) сведений, содержащихся в ГКН;

е) землеустроительной документации;

ж) материалов инвентаризации и обследования земель;

з) сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов государственной власти и органов местного самоуправления;

и) данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления;

к) результатов обновления картографической основы (результатов дешифрирования ортофотопланов или сведений топографических карт и планов);

л) данных государственного лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков).

Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:

а) базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);

б) периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период - раз в 3 года и более);

в) оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент)[10].

В исследованиях береговой линии, русловых процессов водотоков и состояния водоохранных зон водных объектов необходимо использование не только материалов, полученных непосредственно в период наблюдения, но и ретроспективных данных топографических, аэрофотосъемок и дистанционного зондирования территории для обеспечения возможности оценки динамики изучаемых процессов.

Поскольку государственный мониторинг земель прибрежных зон включает в себя контроль соблюдения специальных режимов осуществления хозяйственной и иной деятельности, стоит отметить, в чем же он состоит. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод для регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных ТС), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение АЗС, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если они размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта ТС, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов и их применение;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых;

9) распашка земель;

10) размещение отвалов размываемых грунтов;

11) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Под такими сооружениями понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации),

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов. [3]

Для проведения мониторинга различных негативных процессов могут быть рекомендованы различные сроки и периодичности его проведения: от 1 раза в год до 1 раза в 10 лет. На начальном этапе проведения мониторинга рекомендуется производить наблюдения ежегодно в течение 3-5 лет для выявления преобладающих тенденций. Последующие наблюдения можно производить реже с требуемой периодичностью, обеспечивающей адекватную оценку динамики изменений.

Результаты государственного мониторинга земель, состояния берегов водных объектов и их водоохранных зон систематизируются и хранятся в государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Информация о результатах государственного мониторинга земель является общедоступной.[1]

Наши рекомендации