Pascal ABC. Операторы условия.
Цель: ознакомиться с табличным процессором MS Ecxel; закрепить работу с таблицами и формулами в табличном процессоре.
Оборудование: ПК;
ПО: ОС Windows, Microsoft Excel.
Ход работы:
Время выполнения — 2 часа.
Цель работы:
· Познакомиться с арифметическими выражениями и операциями.
· Научиться составлять программы с использованием операторов условия.
Средства обеспечения занятия
· Оборудование: ПК;
· Программное обеспечение: OS Windows, Microsoft Word, Pascal ABC.
Задание
· Выполнить задание в соответствии с установленным порядком;
· Оформить отчет.
Выполнение:
4) Запустите интегрированную среду pascalabc.
5) В окне редактора наберите программу и сохраните файл под именем lab06.PAS
Задание 1.
-
Наберите программу проверки числа на двузначность и выполните ее: - Сделайте скриншот и вставьте в отчет.
- Самостоятельно измените программу так, чтобы она определяла трехзначное число.
Задание 2.
Из лабораторной работы №4 возьмите задание №2 и напишите программу, которая будет вычислять значение функции.
Контрольные вопросы:
1. Типы данных в Pasacl ABC.
2. Назовите арифметические операции и приведите пример использования их в программе.
Требования к отчету:
- Название работы.
- Цель работы.
- Постановка задачи.
- Скриншоты выполненных заданий.
- Ответы на вопросы.
- Выводы.
Лабораторная работа №7
Pascal ABC. Операторы цикла
Цель: ознакомиться с табличным процессором MS Ecxel; закрепить работу с таблицами и формулами в табличном процессоре.
Оборудование: ПК;
ПО: ОС Windows, Microsoft Excel.
Ход работы:
Время выполнения — 2 часа.
Цель работы:
· Познакомиться с циклической конструкцией For.
· Научиться составлять программы с использованием оператора цикла с параметром.
Средства обеспечения занятия
· Оборудование: ПК;
· Программное обеспечение: OS Windows, Openoffice.org Writer, Pascal ABC.
Задание
· Выполнить задание в соответствии с установленным порядком;
· Оформить отчет.
For<параметр цикла> := <начальное значение параметра цикла>to<конечное значение параметра цикла> do
Begin
<операторы (тело цикла)> end;
For..downto…
Выполнение:
Пример: Вычислить сумму: s = 1 + 2+ 3 + … + n.
Program summa; {нахождение суммы чисел}
Var n,s,i: integer; {описание переменных: целого типа}
Begin
Writeln ('введите натуральное число n');
Readln (n);
S:=0;
For i:=1 to n do
S:=s+i;
Writeln ('cумма ' ,n, ' чисел равна ',s)
End.
№ варианта | Задание |
7. | Дано целое число N (> 0). Найти сумму 1 + 1/2 + 1/3 + … + 1/N (вещественное число). |
8. | Составьте программу вычисления суммы чисел в диапазоне от 1 до 100. |
9. | Составьте программу вычисления произведения чисел от 1 до 10. 1*2*3*...*10 (целое число). |
10. | Составьте программу, которая находит сумму квадратов чисел от 1 до 10. 12+22+32+...+102. |
11. | Составьте программу вычисления суммы чисел в диапазоне от 5 до 65. 5+6+7+... ...+65 |
12. | Составьте программу вычисления суммы чисел кратных 5 в диапазоне от 1 до 100. |
13. | Составьте программу вычисления суммы чисел кратных 7 в диапазоне от 1 до 100. |
14. | Составьте программу вычисления суммы чисел в диапазоне от 13 до 113. 13+14+15+... ...+113 |
15. | Составьте программу вычисления суммы чисел в диапазоне от 15 до 95. 15+16+17+... ...+95 |
16. | Составьте программу вычисления суммы чисел в диапазоне от 25 до 115. 25+26+27+... ...+115 |
17. | Составьте программу вычисления суммы чисел кратных 4 в диапазоне от 4 до 100. 4+8+12+…..+100. |
18. | Составьте программу вычисления суммы чисел в диапазоне от 45 до 115. 45+46+47+... ...+115 |
19. | Составьте программу вычисления суммы чисел кратных 6 в диапазоне от 6 до 100. |
Контрольные вопросы:
В каких случаях в программе используется оператор for?
Какие формы оператора for вы знаете?
Чем отличается формы «to» и «downto» оператора for?
Можно ли изменять параметр цикла в теле цикла?
Какой тип данных может иметь параметр цикла?
Требования к отчету:
- Название работы.
- Цель работы.
- Постановка задачи.
- Скриншоты выполненных заданий.
- Ответы на вопросы.
- Выводы.
Литература:
Лабораторная работа №8
Знакомство с ОС Windows
Цель: ознакомиться с табличным процессором MS Ecxel; закрепить работу с таблицами и формулами в табличном процессоре.
Оборудование: ПК;
ПО: ОС Windows, Microsoft Excel.
Ход работы:
Цель работы: ознакомиться с понятиями операционной системы, файла, каталога; приобрести навыки выполнения операций с файлами и папками средствами ОС Windows и файловых менеджеров.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1. Ознакомиться с Рабочим столом. В отчете указажите функции рабочего стола ОС.
2. Открыть окно папки Мой компьютер. Увеличить, уменьшить его размеры. Переместить окно по экрану. Занесите описание этих действий в отчет.
3. Используя пункт Справка в меню окна или главном меню войти в справочную систему Windows. С помощью указателя перейти к разделу Файлы и папки. Ознакомиться с содержанием пунктов Создание ярлыков и Поиск файлов. Занесите описание этих действий в отчет.
4. Закрыть справочную систему. Закрыть окно Мой компьютер.
5. Запустить программу FAR (если вы работаете дома и у вас нет файлового менеджера, то можно его скачать по ссылке: http://www.softportal.com/software-64-far-manager.html).
6. На диске D: создать папку с именем своей группы, используя функциональную клавишу F7. Войти в созданный каталог.
7. С помощью комбинации клавиш SHIFT – F4 создать текстовый файл с именем lab8.txt. В файле указать группу и фамилии студентов, выполняющих лабораторную работу за одним компьютером.
8. В папке с именем группы создать каталог со своей фамилией. Используя клавишу F5 скопировать файл lab8.txt во вновь созданный каталог.
9. С помощью клавиши F8 удалить файл lab8.txt из каталога с именем группы. Закрыть окно FAR (клавиша F10).
10. Используя команду Пуск | Программы | Стандартные | wordpad открыть текстовый редактор wordpad. Ознакомиться со структурой окна. Сделать скрин окна. В отчете указать все функциональные возможности окна. Ознакомиться с содержанием пунктов меню.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Понятие операционной системы. Виды интерфейсов пользователя операционных систем.
2. Что такое файл? Каталог? Логический диск?
3. Какие символы допустимо использовать в именах файлов?
4. Что такое путь к файлу, его полное имя?
5. Организация файловой системы. Какие файловые системы могут использоваться в операционных системах Windows?
6. Что размещается на Рабочем столе?
7. Какова структура окна?
8. Что входит в строку заголовка?
9. Зачем нужно меню? Какие виды меню вам известны?
10. Назначение панели инструментов.
11. Для чего служит панель задач?
12. Как в ОС Windows создать файл или папку?
13. Как средствами ОС Windows произвести копирование, переименование, удаление файла или папки?
14. Назначение файловых менеджеров. Какие файловые менеджеры наиболее популярны в настоящее время?
15. Какие основные операции выполняются с помощью файловых менеджеров?
Требования к отчету:
1.Название работы.
2.Цель работы.
3.Постановка задачи.
4.Скриншоты выполненных заданий.
5.Ответы на вопросы.
6.Выводы.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9