Потребность в информационных ресурсах
Одними из важных вопросов информационного общества является составление четкого представления о следующем:
· какая информация (по содержанию);
· кому (какой категории потребителей);
· когда (к какому сроку или на каком этапе работы);
· в какой форме (на каком уровне свертывания) следует информацию представить, чтобы потребитель в имеющееся у него время смог ее с пользой усвоить.
Хорошо известна ситуация, когда в предоставляемой специалистам информации - "все то", а с другой стороны - "не совсем то", а иногда и "совсем не то". Относящейся к теме разработки информации (соответствующей по смыслу) достаточно много, и освоить ее всю не всегда возможно, да и во всем предоставленном информационном потоке нет именно того, что так необходимо для решения задачи.
Подобная ситуация сложилась потому, что очень часто считается, что чем больше выдается информации, тем лучше, а что с этой информацией делает специалист, неважно.
Причина такого положения - недостаточный уровень исследований в области теории информационных потребностей.
Сначала поговорим о структуре информационных потребностей.
Специалистам в различных предметных областях требуется разнообразная как по содержанию, так и по форме информация, но, несмотря на это, их профессиональные потребности обладают сходной структурой. Информационная потребность является структурированной, причем каждая из структурных составляющих требует особого подхода при определении "стратегии и тактики" информационного обслуживания. Выделяют следующие составляющие.
Рис. 1.17. Формальная схема структуры информационной потребности
Сущность информационной потребности зачастую лишь очень приблизительно отражается в запросе пользователя - специалиста. Поэтому существуют различные методы изучения информационных потребностей пользователей информационных ресурсов.
Эти методы условно разделяются на две группы:
1). "Косвенные" – базируются:
· либо на изучении мнения специалистов об их потребностях на основе запросов;
· либо путем применения анкетирования, анализа пользовательских ссылок, интервьюирования и т.п.
Недостатком методов является то, что суждение об информационных потребностях специалистов происходит:
· либо на основе их представления о своих потребностях;
· либо на основе сложившейся практики их контактирования с информационными службами и источниками информации.
Представления же о своих потребностях во многом зависят от знания специалистом информационной ситуации, в которой он действует, т.е. от уровня его информированности по данному вопросу. Однако уровень информированности специалиста относительно решаемой им задачи далеко не всегда бывает достаточным, а отсюда он запрашивает информацию не ту, которая объективно в наибольшей степени содействовала бы решению стоящей задачи, а ту, которая соответствует его представлению о возможных способах ее решения. Информация, соответствующая его представлению, не всегда бывает наилучшей.
2). "Прямые" - основаны на непосредственном анализе информационном работником задачи, стоящей перед специалистом. Эти методы преследуют цель путем изучения конкретной ситуации, в которой действует специалист, выявить объективно необходимую для решения проблемы информацию (так называемую объективную информационную потребность) независимо от того, запросил ее специалист или нет.
В соответствии с основными источниками возникновения профессиональных информационных потребностей формируются методы их выявления: методы, основанные на анализе проблемных ситуаций, и методы, основанные на анализе функционально-должностных обязанностей различных категорий специалистов.
После отбора специалистом информации, в которой он нуждается, его следующая задача оценить ее по определенным критериям, которые мы рассматривали на предыдущем занятии.