Вопрос 7. Понятие, сущность и классификация информационных ресурсов.
В информационном обществе особое внимание уделяется именно информационным ресурсам и подчеркивается их значимость по сравнению с традиционными видами ресурсов. Несмотря на то, что информационные ресурсы всегда существовали, они ранее (в условиях индустриального общества) не рассматривались ни как экономическая, ни как иная категория.
Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Например, если информация собирается со всего мира, то в этом случае говорят о мировых информационных ресурсах.
Впервые достаточно четкое определение понятия "информационные ресурсы" было сформулировано в Федеральном законе "06 информации, информатизации и защите информации". В этом законе приводится следующее определение: "Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)". Документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их.
h? | Информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе. |
h? | Информационная система понимается совокупность информационных потоков, а также набор методов, средств, технологий по обработке информации в соответствии с требованиями отдельных лиц. |
h? | Если информационные ресурсы рассматриваются как совокупность информационных ресурсов различных государств, то такие информационные ресурсы принято называтьмировыми информационными ресурсами. |
Покупая каждый раз газету или журнал, то вы приобретаете некий информационный ресурс (например, письмо президента США к парламенту, является информационным ресурсом США, но после того как его опубликовала российская газета, он стал автоматически мировым информационным ресурсом). Если же вы зайдете в Интернет, то вы попадете в кладезь мировых информационных ресурсов.
Разделить мировые информационные ресурсы на определенные виды (категории) весьма сложно, но можно выделить несколько критериев, по которым можно проводить разбиение на виды (рис.1.16).
Рис. 1.16. Критерии для разбиения мировых информационных ресурсов на виды
Первый критерий – по форме представления, т.е в каком виде зафиксирована или представлена информация:
· текстовая форма;
· графическая форма.
Этот критерий самый обобщенный и по нему очень легко производить разбиение, не требуется долгого анализа информации, для определения принадлежности к тому или иному виду.
Второй критерий – по ограничению доступа или защите, здесь можно выделить три вида информационных ресурсов:
· сведения, составляющие государственную тайну;
· персональные данные;
· сведения, составляющие коммерческую тайну.
Чтобы отнести тот или иной документ к одной из выше перечисленных групп следует опираться на законодательство, во всех странах практически одинаковые критерии, имеются лишь небольшие расхождения. Мы же будем опираться на законодательство Российской Федерации.
Третий критерий – разбивка по тематике, самый большой и сложные критерий, так как ту или иные информационные ресурсы можно отнести к сразу нескольким видам. Количество видов огромно, например:
· законодательные ресурсы;
· статистические ресурсы;
· обучающие ресурсы и т.д.
Это три основных способа разбивки мировых информационных ресурсов на виды, конечно можно выделить множества критериев (по происхождению; по форме предоставления на коммерческой и не коммерческой основах и т.д.), но разбивка на виды по данным критерия не будет являться показательной, только если для каких-то узких исследований ресурсов.
Провести грань между коммерческими и не коммерческими информационными ресурсами иногда не всегда просто и может оказаться так, что эта граница плавающая.
К полностью не коммерческим информационным ресурсам можно отнести:
· центральное телевидение, т.е. новости, общеобразовательные передачи (в мире животных, вокруг свет и т.д.);
· аналитические передачи, детские программы, рекламу;
· радио, т.е. опять же новости, обще образовательные радио передачи, рекламу;
· бесплатные рассылки газет и рекламных брошюр.
На ряду с центральным телевидением есть коммерческое телевидение, это как и российское телевидение, так и прием зарубежных каналов. За эти информационные ресурсы надо платить.
В наш технически развитый век огромную долю в предоставление различного рода информационных ресурсов занимает Интернет. Практически все российские телевизионные компании и печатные издания имеют свои WEB странички, на которых они бесплатно предоставляют информацию о последних новостях в стране и мире. Зарубежные газеты тоже имеют свои WEB страницы, но из-за не совершенного знания иностранных языков, мы не всегда обращаемся к данной информации, хотя зарубежные компании зачастую предоставляют больше информации, чем отечественные печатные издания.
Некоторые телевизионные компании, например BBC шагнули еще дальше, понимая, что не во всех регионах планеты возможен прием их канала, они транслируют свои передачи через Интернет.
Кроме того, в Интернете присутствуют сайты компаний, занимающихся генерацией и поддержкой информационных систем. Различая между ними, заключается в том, что российские информационные компании за установку и поддержку своей информационной системы на компьютере пользователя берут плату, и это уже относится к коммерческим информационным ресурсам, а на своих сайтах они предоставляют ту же самую информацию бесплатно, а зарубежные компании берут плату за все.
Помимо сайтов этих компаний существует множество других, как официальных, так и не официальных на которых можно найти как коммерческую, так и не коммерческую информацию.
Библиотечный фонд занимает особое место в этом отношении, т.к. его нельзя отнести ни к коммерческому, ни к не коммерческому, при посещении мы не платим за конкретную информацию, но платим за посещение библиотек (например, при покупке абонемента).