Вопрос 1. Понятие, предмет и объект информатики.
“Хорошо управлять бизнесом – значит, управлять его будущим; управлять его будущим – значит управлять информацией”.
Мэрион Харпер
Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее.
Учитывая, что человек находится в мире информации, помочь ему не потеряться в этом мире, сократить затраты на поиск и обработку нужной информации стало основной задачей информатики.
h? | Подинформатикойпринято пониматьотрасль знаний, изучающую общие свойства и структуру информации, а также закономерности и принципы ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования в различных областях человеческой деятельности на базе современных средств вычислительной и телекоммуникационной техники. |
Термин «информатика» происходит от французского слова Informatique, образованного в результате объединения терминов Informacion(информация) и Automatique(автоматика).Следует, однако, заметить, чтов то же время, в большинстве стран Западной Европы и США вместо термина «информатика» используется другой — Computer Science(наука о средствах вычислительной техники или компьютерная наука).
В качестве источников термина «информатика» обычно называют две науки — документалистикуи кибернетику.
Рис. 1.1. Источники понятия «информатика»
Документалистика сформировалась в конце XIX века в связи с бурным развитием производственных отношений. Ее расцвет пришелся на 20-30-е годы XX века, а основным предметом стало изучение рациональных средств и методов повышения эффективности документооборота.
Основы близкой к информатике технической науки кибернетики были заложены трудами по математической логике американского математика Норберта Винера, опубликованными в 1948 году, а само название происходит от греческого слова (kybemeticos — искусный в управлении).
Рис. 1.2. Андре Мари Ампер
Впервые термин кибернетика ввел французский физик Андре Мари Ампер в первой половине XIX веке. Он занимался разработкой единой системы классификации всех наук и обозначил этим термином науку об управлении, которой в то время не существовало, но которая, по его мнению, должна была существовать.
Сегодня на практике кибернетика во многих случаях опирается на те же программные и аппаратные средства вычислительной техники, что и информатика, а информатика, в свою очередь, заимствует у кибернетики математическую и логическую базу для развития этих средств.
Основное внимание в информатике уделяется определению основных наиболее эффективных автоматизированных технологий работы с информацией.
Предмет информатики составляют такие понятия, как:
- средства вычислительной техники;
- программное обеспечение средств вычислительной техники;
- средства и методы взаимодействия человека со средствами вычислительной техники и установленными на них программными средствами (программным обеспечением);
- информационные ресурсы;
- методы и средства взаимодействия человека с информационными ресурсами на базе средств вычислительной техники с использованием соответствующего программного обеспечения.
На рис.1.3. представлена схема, иллюстрирующая взаимосвязь понятий, составляющих предмет информатики.
Рис. 1.3. Схема, иллюстрирующая взаимосвязь понятий, составляющих предмет информатики
Основное внимание в информатике уделяется определению основных наиболее эффективных автоматизированных технологий работы с информацией.
Пример из жизни:
Не возможно представить себе мир без информации. Информация используется везде и ежесекундно. Каждую минуту человек или группа людей формируют определенную информацию, затем передают ее другим людям, хранят ее где-то. Например, ученик, находясь на уроке истории воспринимает огромный поток новой информации о тех событиях, которые когда-то происходили. И чтобы ученику легче было справиться с этим потоком новых знаний, на помощь ему приходит учитель, который объясняет новый и неизвестный ученику до этого момента материал. Затем демонстрирует фрагменты фильмов, относящихся к рассказываемому материалу и наглядно иллюстрируя ученику происходящие в то время события. И в конце изучения учеником объясненного материала, учитель включает компьютер и проводит контрольное тестирование полученных учеником знаний.
Этот небольшой пример проиллюстрировал то, что в современном мире с ростом значения информации в жизни общества, меняются методы работы с информацией, расширяются сферы применения новых технологий работы с информацией. И вот как раз именно в информатике основное внимание уделяется определению основных наиболее эффективных автоматизированных технологий работы с информацией.