Билет 9. История вычислительной техники. Поколения ЭВМ
В 1941 году инженер фирмы IBMФелпс начал работу по созданию десятичных счетчиков.
В 1942 году американский физик Джон Маугли представил собственный проект вычислительной машины.
В 1937 году гарвардский математик ГовардЭйкен предложил проект создания большой счетной машины. В 1944 году готовая машина была передана Гарвардскому университету.
В 1945 году под руководством Джона Маугли и Джона Эккерта был разработан проект первого компьютера EDVACс хранимой программой.
15 февраля 1946 года в США состоялась демонстрация работы первого успешно функционировавшего электронного цифрового компьютера.
Поколения ЭВМ
Первое поколение – 1948 – 1958
Второе поколение – 1959 – 1967
Третье поколение – 1968 – 1973
Четвертое поколение – 1974 – 1982
ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
1) Тип ЭВМ – большие ламповые
2) Цель использования – научно – технические расчеты
3) Режим работы – однопрограммный
4) Интеграция данных – низкая
5) Основные средства наложения информации – перфокарты, перфоленты, магнитные ленты
6) Ключевые решения в обработке информации – английский язык программирования
ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ
1) Тип ЭВМ – полупроводниковые транзисоры
2) Цель использования – технические и экономические расчеты
3) Режим работы – пакетная обработка
4) Интеграция данных – средняя
5) Основные средства наложения информации – перфокарты, перфоленты, магнитные ленты, магнитные диски
6) Тип пользователя – профессиональныепрограмисты
ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ
1) Тип ЭВМ – мини ЭВМ
2) Цель использования – управление и экономические расчеты
3) Режим работы – разделение времени
4) Интеграция данных – высокая
5) Основные средства наложения информации – перфокарты, перфоленты, магнитные ленты, магнитные диски
6) Ключевые решения в обработке информации – интерактивные операционные системы, компьютерные сети
7) Тип пользователя – программисты
8) Расположение пользователя – терминальный зал
ЧЕТВЕРТОЕ ПОКОЛЕНИЕ
1) Тип ЭВМ – персональный
2) Сверх большая интегральная схема
3) Цель использования – управление, предоставление информации
4) Интеграция данных – очень высокая
5) Основные средства наложения информации – оптические, гибкие, жесткие диски
6) Режим работы – персональная работа
7) Ключевые решения в обработке информации – технология автоматизации профессиональных знаний
8) Тип пользователя – пользователи с общей компьютерной подготовкой
9) Расположение пользователя – рабочий стол
СУПЕР ЭВМ
Основное назначение: предназначена, для высокоскоростного выполнения прикладных процессов
Основные технические данные:
1) Имеет скалярные и векторные процессы
2) Совместная работа процессоров основывается на различных архитектурах
Билет 10. Основные компоненты компьютера и их функции.
В основу устройства компьютера положен принцип открытой архитектуры.
Базовый компьютер внешне состоит из:
1. Системный блок
2. Монитор
3. Клавиатура
4. Мышь
Системный блок состоит из
1.Материнская плата
2.Процессор
3.Оперативная память
4.Видео карта
5.Звуковая карта
6.Сетевой адаптер
7.Блок питания
8.Жесткий диск
9.DVD-ROM
10.Картридер
11.Дисковод FDD
На материнской плате расположены
1) Центральный процессор
2) Оперативная память
3) ПЗУ(постоянное запоминающее устройство)
4) Энергосберегающая память
5) Контроллер клавиатуры
Центральный процессор – «мозг» компьютера. Именно он распознает и выполняет команды и программы, задаваемые компьютеру, считывает и записывает информацию в память, передает команды другим частям компьютера. От того, насколько мощный процессор установлен в компьютере, во многом зависит его производительность.
Перифирийные устройства
1. Манипуляторы
Мышь – устройство ввода
Джойстик
Touch-pad
2. Клавиатура
3. Принтеры
Матричный
Струнный
Лазерный
4.Сканер ( устройство вывода)
5. Проектор( устройство вывода данных)
6. Микрофон ( устройство вывода данных)
Билет 11. Программное обеспечение компьютера
Программа – описание на формальном языке, «понятном компьютеру», последовательность действий.
Интерфейс – средства, обеспечивающие взаимосвязь между объектами этой системы
Билет 12. Файл и файловая структура.
Файл – поименованная область внешней память
Файловая система – часть операционной системы, определяющая способ организации, хранения и именования файлов на носителе информации
Файл
Документ Приложение
Графический Прикладная
Текстовый Программа
Файлы-документы создаются и обрабатываются с помощью файлов – приложений
Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имени файла и его расширения.
Имя файла дает пользователь
Расширение имени обычно задается программой автоматически при создании файла.
Тип файла | Примеры расширений |
Системный файл | Drv, sys |
Текстовый файл | Txt, doc,docx |
Графический файл | Gif, jpg, png |
Web страница | Htm, html |
Звуковой файл | Mp3, midi |
Видеофайл | Mp4, avi |
Архив | Zip, rar |
Электронная таблица | Xls |
Код(текст)программ | Bas,pas |
Файловая структура диска – совокупность файлов на диске и взаимосвязь между ними. Бывают простые и иерархические файловые структуры.
Полное имя файла
Путь к файлу – имена всех каталогов от корневого до того, в котором непосредственно находится файл.
В ОС Windows путь к файлу начинается с логического имени устройства внешней памяти
?(вопросительный знак) при поиске означет равно один произвольный символ
*(звездочка) при поиске означает любую( в том числе и пустую) последовательность символов произвольной длины
Билет 13. Формирование изображения на экране монитора
Видеосистема персонально компьютера
Видеосистема
Монитор Видеоадаптер
Видеопамять Видеопроцессор
Размер Частота обновления
256, 512 Мб Экрана
И более Не менее 75 Гц
Пространственное разрешение монитора – количество пикселей, из которых складывается изображение на его экране.
Билет 14. Алгоритмы и исполнители. Свойства алгоритма.
Алгоритм – точное описание порядка действий, которые должен выполнить исполнитель для решения задачи.
Исполнитель – человек, животное или машина, которые могут понимать и выполнять некоторые команды.
Система команд исполнителя – набор команд, который понимает и умеет выполнять исполнитель.
Свойства алгоритма
1)Дискретность – определенные команды. Никакая команда не может быть выполнена, пока не выполнена предыдущая.
2) Понятность – алгоритм содержит только команды, входящие в систему команд исполнителя, для которого он предназначен.
3) Определенность – при каждом выполнении алгоритма с одними и теми же исходными данными должен быть получен один и тот же результат. Это значит, что исполнитель должен однозначно понимать команду и последовательность выполнения команд и выполнять их каждый раз одинаково.
4) Конечность( результативность) – любой алгоритм должен заканчиваться за конечное число шагов с некоторым результатом. Результатом может быть и сообщение о том, что задача не имеет решений.
5) Корректность – для любых допустимых исходных данных алгоритм должен приводить к правильному результату
6) Массовость – алгоритм, как правило, предназначен для решения множества однотипных задач с различными исходными данными. Поэтому для составления алгоритма решения задачи нужно написать «в буквах», вводя имена для исходных данных.
Формальный исполнитель – исполнитель, который одну и ту же команду всегда выполняет одинаково.
Билет 15. Способы записи алгоритма
Словесный
Запись по шагам
Блок-схемы
4)Языки программирования
Программа – алгоритм, записанный на языке конкретного исполнителя
Исполнитель – компьютер
Программы для компьютеров составляются на специальных языках, которые называются языками программирования
Языки программирования бывают двух видов:
Высокого уровня
Низкого уровня
Ближе всего к родному языку процессора так называемые языки низкого уровня, или языки ассамблера.
Языки высокого уровня приближены к естественному языку.
Транслятор – программа, которая переводит текст программы, написанной на языке высокого уровня, в двоичные коды нужного процессора.
Первый язык высокого уровня – Фортран(1957г)
Середина 1970-х – язык Си
1970 год – язык Паскаль( Николас Вирт)