Тема: Техника безопасности при работе с компьютером. Правила поведения в компьютерном классе

Тема: Техника безопасности при работе с компьютером. Правила поведения в компьютерном классе

Цель работы: -повторитьтехнику безопасности при работе с компьютером и правила поведения в компьютерном классе

Оборудование и материалы: практическое задание, компьютер, наушники, видеоролики по ТБ, тест.

Ход работы

В кабинете Информатики и вычислительной техники установлена дорогостоящая, сложная и требующая осторожного и аккуратного обращения аппаратура - компьютеры (ЭВМ), принтер, другие технические средства. Для безопасной работы в кабинете

Запрещается!

- трогать разъемы соединительных кабелей;

- прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;

- прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;

- включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя;

- класть диск, книги, тетради на монитор и клавиатуру;

- работать во влажной одежде и влажными руками.

При появлении запаха гари прекратить работу, выключить аппаратуру и сообщить об этом преподавателю.

Перед началом работы:

- убедиться в отсутствии видимых причин повреждений рабочего места;

- сидеть так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь пользоваться клавиатурой;

- разместить на столе тетрадь, учебное пособие так, чтобы они не мешали работе на ЭВМ;

- внимательно слушать объяснения преподавателя и стараться понять цель и последовательность действий; в случае необходимости переспросить;

- начинать работу только по указанию преподавателя.

Во время работы компьютера при работе вблизи экрана он неблагоприятно действует на зрение, вызывает усталость и снижение работоспособности. Поэтому -

работать надо на расстоянии 60-70 см от монитора (допустимо не менее 50 см), соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь; обучающимся, имеющим очки для постоянного ношения - в очках.

Во время работы:

- строго выполняйте все указанные выше правила, а также текущие указания

преподавателя;

- следите за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте работу при

появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры. Немедленно докладывайте об этом преподавателю;

- плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов;

- не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено напряжение;

- работайте на клавиатуре чистыми руками;

- никогда не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;

- не работайте за компьютером при недостаточном освещении; при плохом самочувствии;

- не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.

Вы должны хорошо знать и грамотно выполнять эти правила, точно следовать указаниям преподавателя, чтобы:

- успешно овладевать знаниями, умениями, навыками;

- беречь вычислительную технику и оборудование.

Вы отвечаете за состояние рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.

1. Обучающийся допускается к работе на ПК в сроки, указанные в расписании занятий или при наличии свободных мест в кабинете при выполнении дополнительных и самостоятельных занятий.

2. Обучающийся должен приходить на занятие подготовленным, с четко определенной целью (во избежание непроизводительного расходования машинного времени).

Целями могут быть: выполнение заданий или практических работ, закрепление навыков работы с ПК, получение информации в учебных целях.

3. Запрещено использование ПК во время уроков для посторонних занятий или развлечений (игры, чат-системы и т.п.).

4. Нельзя использовать во время занятий посторонние электронные устройства (сотовые телефоны, магнитофоны и пр.), приносить в кабинет или использовать посторонние носители информации: дискеты, компакт-диски, дополнительные устройства, не предусмотренные конфигурацией и т.п. и пользоваться ими без преподавателя.

5. Обучающийся обязан соблюдать в кабинете тишину, чистоту и порядок, бережно относиться к аппаратуре и имуществу. дежурные групп отвечают за готовность уабинета к следующему занятию (чистота доски, положение стульев и т.п.) Запрещается сдвигать, поворачивать или выключать монитора на столах, опускать стулья, самовольно открывать окна.

6. Запрещено приносить в аудиторию большие сумки, верхнюю одежду, пищевые продукты, напитки и пр. посторонние вещи, оставлять в помещении бумаги, газеты и др. предметы, жевать жвачку.

7. В случае нарушения, обучающийся допускается к занятиям только с письменного разрешения заведующего кабинетом.

О повторных или грубых нарушениях информируется администрация заведения.

8. Перед практическим занятием обучающийся принимает компьютер.

9. По окончании занятия – обучающийся сдает компьютер.

Контрольные вопросы

1. Зачем необходимо соблюдать технику безопасности при работе с компьютером?

2. Что необходимо выполнить перед началом работы за компьютером?

3. Что необходимо выполнять при работе за компьютером?

4. Что необходимо выполнить после завершения работы за компьютером?

5. Что запрещено приносить в кабинет и что будет при нарушении запрета?

Практическая работа №2

Ход работы

Если обратиться в далекое прошлое, то жалобы на обилие информации обнаруживаются тысячелетия назад.

Рассмотрим такой пример: На глиняной дощечке (шумерское письмо IV тысячелетия до нашей эры) начертано; «Настали тяжелые времена. Дети перестали слушаться родителей, и каждый норовит написать книгу».

Особенно модным стало жаловаться на непереносимость информационного бремени с XVII века. В XX веке заговорили не более ни менее, как об информационной катастрофе. Информационный кризис - это возрастающее противоречие между объемом накапливаемой в обществе информации и ограниченными возможностями ее переработки, отдельно взятой личностью. По оценкам специалистов в настоящее время количество информации, циркулирующей в обществе, удваивается примерно каждые 8-12 лет. Появилась уверенность в том, что для того, чтобы справиться с такой лавиной информации, недостаточно возможностей человеческого организма. Для этого нужны специальные средства и методы обработки информации, ее хранения и использования. Сформировались новые научные дисциплины - информатика, кибернетика, бионика, робототехника и др., имеющие своей целью изучение закономерностей информационных процессов, то есть процессов, цель которых - получение, передача, сохранение, обработка или использование информации.

В наиболее общем виде информационный процесс (ИП)определяется как совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели).

Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах.

В информатике к информационным процессам относят:

• Поиск информации;

• Отбор информации;

• Хранение информации;

• Передача информации;

• Кодирование информации;

• Обработка информации;

• Защита информации.

Каждый из этих процессов распадается, в свою очередь, на ряд процессов, причем некоторые из последних могут входить в каждый из выделенных обобщенных процессов. Поговорим об этом подробнее.

Поиск информации- один из важных информационных процессов. От того, как он организован, во многом зависит своевременность и качество принимаемых решений.

В широком смысле поиск является основой познавательной деятельности человека во всех ее проявлениях: в удовлетворении любопытства, путешествиях, научной работе, чтении и т. п. В более узком смысле поиск означает систематические процедуры в организованных хранилищах информации: библиотеках, справочниках, картотеках, электронных каталогах, базах данных.

Успех вашего выбора будет зависеть от того, как вы организовали поиск информации. Используйте разнообразные методы поиска информации, это поможет вам собрать более полную информацию и повысит вероятность принятия вами правильного решения.

Методы поиска информации:

• непосредственное наблюдение;
• общение со специалистами по интересующему вас вопросу;
• чтение соответствующей литературы;
• просмотр видео-, телепрограмм;
• прослушивание радиопередач и аудиокассет;
• работа в библиотеках, архивах;
• запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;
• другие методы.

В процессе поиска вам может встретиться самая разная информация. Любую информацию человек привык оценивать по степени ее полезности, актуальности и достоверности. После оценки какие-то полученные сведения могут быть отброшены как ненужные, какие-то, наоборот, оставлены на долгое хранение. То есть процесс поиска информации практически всегда сопровождается ее отбором. Всё это вместе называют процессом сбора информации.

Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причём не только один раз, необходимо её хранить.

Хранение информации- процесс такой же древний, как и существование человеческой цивилизации. Он имеет огромное значение для обеспечения поступательного развития человеческого общества (да и любой системы), многократного использования информации, передачи накапливаемого знания последующим поколениям.

Уже в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации. Доказательствами тому служат зарубки на деревьях, помогающие не заблудиться во время охоты; счёт предметов с помощью камешков, узелков; изображение животных и эпизодов охоты на стенах пещер. Сооружения, предметы изобразительного искусства, глиняные таблички, записи, книги, архивы, библиотеки, аудиозаписи, кинофильмы - всё это служит целям хранения информации.

Различная информация требует различного времени хранения:

• автобусный билет требуется хранить только в течение поездки;
• программу телевидения - неделю;
• школьный дневник - учебный год;
• аттестат зрелости - до конца жизни;
• исторические документы - несколько столетий.

Основное хранилище информации для человека - его память, в том числе генетическая. Существует и «коллективная память» - традиции, обычаи того или другого народа.

Когда объём накапливаемой информации возрастает настолько, что её становится просто невозможно хранить в памяти, человек начинает прибегать к помощи различного Рода вспомогательных средств (узелков «на память», записных книжек и т. д.).

С рождением письменности возникло специальное средство фиксирования и распространения информации в пространстве и во времени. Родилась документированная информация - рукописи и рукописные книги, появились своеобразные информационно-накопительные центры - древние библиотеки и архивы. Постепенно письменный документ стал и орудием управления (указы, приказы, законы).

Следующим информационным скачком явилось книгопечатание. С его возникновением наибольший объём информации стал храниться в различных печатных изданиях, и для её получения человек обращается в места их хранения (библиотеки, архивы и пр.).

В настоящее время мы являемся свидетелями быстрого развития новых, автоматизированных методов хранения информации с помощью электронных средств.

Компьютер и средства телекоммуникации предназначены для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней. Информация, предназначенная для хранения и передачи, как правило, представлена в форме документа.

Под документом понимается информация на любом материальном носителе (глиняные дощечки, бумага, киноплёнка, магнитная лента, компакт-диск и т. д.), предназначенная для распространения в пространстве и времени (от лат. dokumentum - свидетельство. Первоначально это слово обозначало письменное подтверждение правовых отношений и событий).

Основное назначение документа заключается в использовании его в качестве источника информации при решении различных проблем обучения, управления, науки, техники, производства, социальных отношений. Разумеется, чтобы этой информацией можно было воспользоваться, она должна быть формализована по определённым правилам, то есть, представлена в наиболее удобном для пользователей виде.

Хранение информации необходимо для распространения её во времени, а её распространение в пространстве происходит в процессе передачи информации.

Практически любая деятельность людей связана с общением (человек - существо общественное), а общение невозможно без передачи информации.

В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приёмник информации: первый передает информацию, второй её принимает. Между ними действует канал передачи информации - канал связи. Передача информации возможна с помощью любого языка кодирования информации, понятного как источнику, так и приёмнику.

Кодирующее устройство- устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника информации к виду, удобному для передачи.

Декодирующее устройство- устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное.

Рассмотрим следующий пример: при телефонном разговоре

источник сообщения - говорящий человек;

кодирующее устройство - микрофон - преобразует звуки слов (акустические волны) в электрические импульсы;

канал связи - телефонная сеть (провод); декодирующее устройство - та часть трубки, которую мы подносим к уху, здесь электрические сигналы снова преобразуются в слышимые нами звуки;

приёмник информации - слушающий человек.

В процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в телефоне, атмосферные помехи, влияющие на работу радиоприёмника, искажение или затемнение изображения в телевизоре, ошибки при передаче по телеграфу. Эти помехи, или, как их называют специалисты, шумы, искажают информацию. К счастью, существует наука, разрабатывающая способы защиты информации - криптология. Человечество придумало много устройств для быстрой передачи информации: телеграф, радио, телефон, телевизор. К числу устройств, передающих информацию с большой скоростью, относятся телекоммуникационные сети на базе вычислительных систем.

Обработка (преобразование) информации- это процесс изменения формы представления информации или её содержания. Обрабатывать можно информацию любого вида, и правила обработки могут быть самыми разнообразными. Общая схема обработки информации имеет вид:

Но всегда ли нам известно, как, по каким правилам входная информация преобразовывается в выходную?

Рассмотрим пример: Дети не знают, что внутри у заводной игрушки. Им известно одно: если завести игрушку, она поедет. Большинство телезрителей мало, что знают об устройстве телевизора. Но когда на экране появляются помехи во время просмотра телепрограммы, оперирование ручками (кнопками) настройки часто позволяет получить четкое изображение. Выражаясь языком кибернетики, телезритель начинает манипулировать входами, надеясь получить на выходе устранение помех.

Такую систему, в которой наблюдателю доступны лишь входные и выходные величины, а её структура и внутренние процессы неизвестны, называют «чёрным ящиком».

Не будет преувеличением сказать, что любая вещь, любой предмет, любое явление - любой познаваемый объект - всегда первоначально выступает для наблюдателя как «чёрный ящик», нечто неизведанное.

Например: Перед инженером стоит неисправный компьютер, находящийся на гарантийном обслуживании. Разбирать его нельзя, но инженер должен решить, отправить аппарат для ремонта или заменить новым. В практической деятельности врач сталкивается с внешними проявлениями болезни, но истинное состояние организма больного ему неизвестно. Перед врачом задача «чёрного ящика».

Обработка информации по принципу «чёрного ящика» - процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют, и они не принимаются во внимание.

Контрольные вопросы

• Что Вы понимаете под информацией?

• Перечислите информационные процессы.

Практическое задание № 3

Ход работы

Электронные таблицы позволяют обрабатывать большие массивы числовых данных, например результаты экспериментов, статистические данные и так далее. Наибольшее распространение получили электронные таблицы Micros Excel и StarCalc.

Электронная таблица— это работающее в диалоговом режиме приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.

Электронная таблица состоит из столбцов (256) и строк(65 536). Заголовки столбцов обозначаются буквами или сочетаниями букв (А, С, АВ и т. п.), заголовки строк — числами (1, 2, 3 и далее). Ячейка — место пересечения столбца и строки.

Каждая ячейка таблицы имеет свой собственный адрес. Адрес ячейки электронной таблицы, составляется из заголовка столбца и заголовка строки, например Al, B5, ЕЗ. Ячейка, с которой производятся какие-то действия, выделяется рамкой и называется активной.

Электронные таблицы, с которыми работает пользователь в приложении, называются рабочими листами. По умолчанию книга содержит три рабочих листов с именами Лист1, Лист2 и ЛистЗ. Пользователь может вставить в книгу дополнительные листы (максимально возможное их количество - 255). Можно вводить и изменять данные одновременно на нескольких рабочих листах, а также выполнять вычисления на основе данных из нескольких листов. Документы электронных таблиц могут включать несколько рабочих листов и называются рабочими книгами.

Встроенные функции

Формулы могут состоять не только из арифметических операторов и адресов ячеек. Часто в вычислениях приходится использовать формулы, содержащие функции. Электронные таблицы имеют несколько сотен встроенных функций, которые подразделяются на категории: Математические, Статистические, Финансовые, Дата и время и так далее.

Математические функции

Одной из наиболее часто используемых операций является суммирование значений диапазона ячеек для расчета итоговых результатов. На панели инструментов Стандартная расположена кнопка Σ, Автосуммирование, которая используется для автоматического суммирования чисел с помощью функции СУММ.

При вводе в формулу функций удобно использовать Мастер функций.

Логические функции

В электронных таблицах имеются логические функции: логическая функция «И», логическая функция «ИЛИ», логическая функция «НЕ».

С их помощью можно построить таблицы истинности логических операций.

Аргументами логических функций являются логические значения ИСТИНА и ЛОЖЬ. Логические значения, в свою очередь, могут быть получены как результат определения значений логических выражений.

Сортировка данных

Электронные таблицы позволяют осуществлять сортировку данных, то есть производить их упорядочение. Данные (числа, текст, даты) в электронных таблицах можно сортировать по возрастанию или убыванию. При сортировке по возрастанию данные выстраиваются в следующем порядке:

• числа сортируются от наименьшего отрицательного до наибольшего положительного числа;

• текст сортируется в следующем порядке: числа, знаки, латинский алфавит, русский алфавит;

• пустые ячейки всегда помещаются в конец списка.

Для сортировки строк таблицы необходимо выбрать столбец, данные которого будут упорядочиваться. После сортировки изменяется порядок следования строк, но сохраняется их целостность.

Можно проводить вложенные сортировки, то есть сортировать данные последовательно по нескольким столбцам. При вложенной сортировке строки, имеющие одинаковые значения в ячейках первого столбца, будут упорядочены по значениям в ячейках второго столбца, а строки, имеющие одинаковые значения во втором столбце, будут упорядочены по значениям третьего столбца.

Поиск данных

В электронных таблицах можно осуществлять поиск данных (строк) в соответствии с заданными условиями. Такие условия называются фильтром. В результате поиска будут найдены строки, удовлетворяющие заданному фильтру. Условия задаются с помощью операций сравнения. Для числовых данных это операции равно (знак =), меньше (знак <), больше (знак >), меньше или равно (знак <=) и больше или равно (знак >=). Для задания условия необходимо выбрать операцию сравнения и задать число.

Для текстовых данных возможны операции сравнения равно, начинается с (сравниваются первые символы), заканчивается на (сравниваются последние символы), содержит (сравниваются символы в любой части текста). Для задания условия необходимо выбрать операцию сравнения и задать последовательность символов.

Можно осуществлять поиск данных, вводя условия поиска для нескольких столбцов. В этом случае фильтр будет содержать несколько условий, которые должны выполняться одновременно.

Для выполнения поиска данных необходимо ввести команду [Данные – Фильтр...].

Построение графиков

Построение графиков является частным случаем построения диаграмм. Графики выбирают в тех случаях, когда хотят отобразить изменение данных с течением времени. Графики позволяют анализировать закономерности изменения величин.

Надстройки в электронных таблицах

Возможности электронных таблиц не ограничиваются вычислениями по формулам и построением диаграмм и графиков. С помощью надстроек электронных таблиц можно строить геоинформационные модели (выводить на географические карты данные), приближенно с заданной точностью решать уравнения методом подбора параметра, решать задачи оптимизационного моделирования методом поиска решений и так далее. Некоторые из надстроек не устанавливаются по умолчанию и требуют установки.

Поиск решения.

Поиск решения является надстройкой, которая позволяет решать задачи оптимизационного моделирования. Процедура поиска решения позволяет найти оптимальное значение формулы, содержащейся в ячейке, которая называется целевой. Эта процедура работает с группой ячеек, прямо или косвенно связанных с формулой в целевой ячейке. Чтобы получить по формуле, содержащейся в целевой ячейке, искомый результат, процедура изменяет значения во влияющих ячейках. Чтобы сузить множество значений, используемых в модели, применяются ограничения. Эти ограничения могут содержать ссылки на другие влияющие ячейки.

Подбор параметра.

Подбор параметра является одним из инструментов анализа «что, если». Этот метод используется при поиске значения аргумента функции, который обеспечивает требуемое значение функции. При подборе параметра изменяется значение в ячейке аргумента функции до тех пор, пока значение в ячейке самой функции не будет возвращать нужный результат.

.

Контрольные вопросы

• Что такое Microsoft Excel?

• Как ввести формулу в ячейку таблицы?

• Как выполнить автокопирование формулы?

• Для чего строят графики и диаграммы в Microsoft Excel?

• Какие типы диаграмм бывают и что они отображают?

• Что является решением уравнений графическим методом?

Практическое задание № 4

Ход работы

База данных –это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств.

Существует несколько различных типов баз данных: табличные, иерархические и сетевые.

Табличная БД содержит перечень объектов одного типа, то есть объектов, имеющих одинаковый набор свойств. Такую БД удобно представлять в виде двумерной таблицы: в каждой ее строке последовательно размещаются значения свойств одного из объектов; каждое значение свойства – в своем столбце, озаглавленном именем свойства.

Столбцы таблицы называют полями содержащие значения определенного свойства.

Строки таблицы являются записями об объекте, содержащих набор значений свойств, размещенный в полях БД.

Каждая таблица содержит ключевое поле - поле, значение которого однозначно определяет запись в таблице.

Поля могут содержать данные следующих основных типов:

• счетчик;

• текстовый;

• числовой;

• дата/время;

• денежный;

• логический;

• гиперссылка

поле каждого типа имеет свой набор свойств. Наиболее важными свойствами полей являются: размер поля, формат поля, обязательное поле.

Иерархические БД – графически могут быть представлены как перевернутое дерево, состоящее из объектов различных уровней. Верхний уровень (корень дерева) занимает один объект, второй – объекты второго уровня и т.д.

Между объектами существуют связи, каждый объект может включать в себя несколько объектов более низкого уровня. Такие объекты находятся в отношении предка (объект более близкий к корню) к потомку (объект более низкого уровня), при этом объект – предок может не иметь потомков или иметь их несколько. Тогда как объект – потомок обязательно имеет только одного предка. Объекты, имеющие общего предка, называют близнецами.

Иерархической БД является Каталог папок Windows, Реестр Windows, Доменная система имен подключенных к Интернету компьютеров.

Сетевые БД – является обобщением иерархической за счет допущения объектов, имеющих более одного предка. Вообще на связи между объектами в сетевых моделях не накладывается никаких ограничений.

Сетевой БД фактически является Всемирная паутина.

Поиск данных в БД.

СУБД Accessпозволяет выполнять поиск данных различными способами: с помощью фильтров, с помощью запросов и быстрый поиск данных.

Быстрый поиск данных вAccess аналогичен поиску данных в других приложениях Office и позволяет производить поиск записей, в которых значения определенного поля полностью или частично совпадают с некоторой величиной.

Поиск данных с помощью фильтровпозволяет отбирать записи, которые удовлетворяют заданным условиям. Существуют простые фильтры, онисодержат условие отбора записей только для одного поля и сложные фильтры, которыесодержат несколько условий для различных полей.

Поиск данных с помощью запросов аналогиченпоиску данных с помощью фильтров. Различие состоит в том, что запросы являются самостоятельными объектами БД, а фильтры привязаны к конкретной таблице.

Сортировка записей базы данных – это их упорядочение по значениям одного из полей.

Существует быстрая сортировка данных и вложенная сортировка данных с помощью запроса.

Реляционные базы данных -базы данных состоящие из связанных двумерных таблиц.

Контрольные вопросы

• Что такое система управления базами данных (СУБД)? И какое приложение, входящее в состав Microsoft Office является СУБД?

• Что составляет основу базы данных?

• С какими объектами вы работали, при выполнении практической работы, что они позволяют?

• Какой тип запросов является наиболее распространенным и что он отбирает?

• Как можно создать Запрос?

Практическое задание № 5

Ход работы

Компьютерная презентация представляет собой последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты. Переход между слайдами осуществляется с помощью управляющих объектов (кнопок) или гиперссылок.

PowerPoint является офисным приложением, которое предназначено для создания презентаций. С помощью приложения PowerPoint текстовая и числовая информация легко превращается в красочно оформленные слайды и диаграммы.

В основе любой презентации лежит набор слайдов, на которых размещаются текст, графики, рисунки. Электронные слайды подобны обычным фотографическим, но издаются гораздо проще. Программа PowerPoint сама запрашивает всю необходимую текстовую и числовую информацию, а также предоставляет множество готовых вариантов дизайна и шаблонов содержания.

Процесс создания презентации в Microsoft PowerPoint состоит из таких действий, как выбор общего оформления, добавление новых слайдов и их содержимого, выбор разметки слайдов, изменение при необходимости оформления слайдов, изменение цветовой схемы, применение различных шаблонов оформления и создание таких эффектов, как эффекты анимации при демонстрации слайдов.

Термин «макет» относится к расположению объектов на слайде. В макетах содержатся рамки, которые в свою очередь включают текст, такой как заголовки слайдов или маркированные списки, и основное содержимое слайда: таблицы, диаграммы, рисунки, фигуры и картинки.

Каждый раз при добавлении нового слайда можно выбрать для него макет в области задач Разметка слайда. Данная область содержит широкий ряд макетов. Также можно выбрать пустой макет.

Самый простой способ изменения внешнего вида презентации — это применение шаблона. Смена шаблона влечет модификацию цветовой схемы, от которой зависят цвета элементов презентации, влияет на дизайн фона и принимаемые по умолчанию параметры форматирования текста. Поставляемые в комплекте PowerPoint шаблоны дизайна разработаны профессиональными художниками и гарантируют элегантность и привлекательность презентации.

Увеличить количество вариантов оформления презентации, при использовании шаблона, можно с помощью цветовой схемы слайда. Цветовая схема состоит из восьми цветов, используемых при оформлении слайда для цветового выделения, выделения фона, текста или отдельных строк, теней, текста заголовка, заливок и гиперссылок. Цветовая схема задается в примененном шаблоне.

PowerPoint содержит двенадцать стандартных цветовых схем, т.е. существует возможность один и тот же шаблон оформления презентации представить двенадцатью различными способами. Причем сделать это можно как для одного, так и для всех слайдов презентации. Если ни одна из стандартных цветовых схем не подходит, можно создать свою.

Многие стандартные шаблоны содержат местозаполнители (рамки), которые предназначены для вставки рисунков, диаграмм, автофигур и других объектов. Все эти объекты повышают привлекательность презентации, но не стоит забывать и об аудитории – не заставляйте ее просматривать слишком много иллюстраций.

Даже если макет слайда не предусматривает место для графических объектов, можно вставить их с помощью команд меню Вставка.

В презентацию могут быть добавлены музыка и звуковые эффекты. На слайде, в который добавлена музыка или звуковые эффекты, появляется значок, соответствующий звуковому файлу.

Фоновые видеофайлы в PowerPoint называются фильмами. Обычно фильм включает речь докладчика, который не может лично присутствовать на презентации. Фильм можно также использовать как пособие при обучении.

Большинство шаблонов оформления PowerPoint включают эффекты переходов.

Многие из переходов, указанных в списке Применить к выделенным слайдам, отличаются направлением смены слайдов (Наплыв вверх, Наплыв вниз, Наплыв влево-вверх).

Для каждого эффекта перехода по умолчанию задается скорость смены слайдов, но можно самостоятельно изменить скорость смены слайдов, выбрать другой эффект перехода или добавить звуковое сопровождение.

Эффекты смены слайдов применяются ко всему слайду, а эффекты анимации – к находящимся на слайде объектам. Эффекты анимации задаются для объектов, расположенных в рамках, либо для абзацев, содержащих одиночные маркеры или пункты списков. По отношению к одному объекту можно применить одновременно несколько эффектов анимации. Упростить процесс разработки анимации для объектов на всех или только выбранных слайдах, а также для определенных объектов на образце слайдов можно с помощью готовых схем.

Инструменты настройки анимации позволяют сделать электронную презентацию более интересной и эффективной. Обычно они используются для звукового оформления и оживления отдельных графических элементов слайда.

Для того чтобы сделать презентацию интерактивной необходимо в процессе демонстрации презентации иметь возможность изменять последовательность предъявления слайдов.

Существуют два различных способа создания переходов. Первый способ состоит в создании гиперссылок на другие слайды или, в общем случае, на другие объекты (документы на локальном компьютере и Web-страницы в Интернет).

Второй способ состоит в размещении на слайдах управляющих элементов (например, Кнопок). Если активизировать кнопку (щелкнуть мышью), то произойдет некоторое событие (в данном случае переход на другой слайд).

Контрольные вопросы

• Что представляет собой компьютерная презентация?

• Чем является PowerPoint?

• Какими способами можно производить создание презентации?

• Какие рисунки и с помощью, какой команды можно поместить в презентацию?

• Что такое анимация в презентации?

• На какие объекты презентации анимация накладывается?

• Что определяет способ перехода слайдов?

• Какие существуют способы задания переходов между слайдами, и чем они отличаются?

Практическое задание № 6

Тема: Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения.

Цель: изучение информационной технологии аудио- и видеомонтажа с использованием специализированного программного обеспечения.

Оборудование и материалы: практическое задание, компьютер, стандартная программа Звукозапись, Windows Movie Maker.

Ход работы

Мультимедиа– устройства, позволяющие представлять информацию в аудио и видеовиде.
Мультимедийные программы– программные средства, позволяющие обрабатывать аудио и видеоинформацию.

Для записи, редактирования и воспроизведения звуковых файлов в Windows используется специальная программа Звукозапись (Sound Recorder).

Windows Movie Maker — программа для создания/редактирования видео. Включается в состав клиентских версий Microsoft Windows, начиная с Windows ME и заканчивая Windows Server 2008. Обновлённая версия программы включена в Windows XP, Windows XP Media Center Edition и Windows Vista.

Возможности

• Получение видео с цифровой видеокамеры

• Создание слайд-шоу из изображений

• Обрезание или склеивание видео

• Наложение звуковой дорожки

• Добавление заголовков и титров

• Создание переходов между фрагментами видео

• Добавление простых эффектов

• Вывод проекта в формат WMV или AVI с настраиваемым качеством

Большинство функций программы полностью автоматизированы. Это дает возможность использовать приложение в домашних условиях.

Интерфейс приложения четко структурирован. Все функции и возможности программы разделены на три основные группы. В первой группе представлены инструменты импорта изображения и звука для последующей обработки. Во второй группе производится, собственно, сама обработка материала со всевозможными операциями редактирования, как видео, так и аудио. Здесь же можно накладывать различные спецэффекты. Третья группа содержит инструменты сохранения готового материала с возможностью экспорта.

Контрольные вопросы

• Что такое мультимедиа?

• Какие программы называют мультимедийными?

• Какие мультимедийные программы вы знаете?

• Для чего предназначена программа Windows Movie Maker?

• Перечислите возможности программы Windows Movie Maker?

Практическое задание № 7

Ход работы

Наши рекомендации