Уровни программного обеспечения. Сервисное программное обеспечение. Инструментальные программные средства. Системы технического обслуживания. Классификация прикладного ПО.
1) Уровни программного обеспечения
Совокупность программ и сопровождающей их документации, предназначенная для решения задач с использованием ЭВМ, называется программным обеспечением (ПО). ПО классифицируют по уровням взаимодействия с аппаратной частью ЭВМ (рис. 69).
Уровни ПО представляют собой пирамидальную структуру. ПО каждого следующего уровень опирается на ПО предшествующих уровней. Каждый вышележащий уровень ПО повышает функцио-нальность всей ЭВМ. Так, ЭВМ с ПО базового уровня не способна выполнять большинство функций, но позволяет установить системное программное обеспечение.
Базовый уровень. Самый низкий уровень ПО представляет базовое программное обеспечение. Оно отвечает за взаимодействие с ба-зовыми аппаратными средствами, которые входят в состав базового оборудования и хранятся в специальных микросхемах постоянных запоминающих устройствах.
ПО базового уровня представлено базовой системой ввода вывода – BIOS. В состав BIOS входят следующие компоненты:
• программа самотестирования после включения питания;
• программы управления стандартными устройствами;
• сервисные программы.
ПО базового уровня чаще всего разрабатываются поставщиками аппаратной части средств вычислительной техники.
Системный уровень. Программы этого уровня обеспечивают взаимодействие других программ с программным обеспечением базового уровня и непосредственно с аппаратным обеспечением.
От программного обеспечения этого уровня во многом зависят эксплуатационные показатели всей ЭВМ. Так, при подключении к ней нового оборудования на системном уровне должно быть установлено программное обеспечение, обеспечивающее взаимосвязь другого программного обеспечения с этим оборудованием. Конкретные программы, отвечающие за взаимодействие с конкретными устройствами, называются драйверами устройств – они входят в состав программного обеспечения системного уровня.
Совокупность ПО системного уровня образует ядро операционной системы ЭВМ. Наличие операционной системы – непременное условие для возможности практической работы человека с ЭВМ. Так как между прикладным ПО и системным существует непосредственная взаимосвязь. Универсальность ЭВМ напрямую зависят от типа используемой операционной системы и прикладного программного обеспечения. Служебное ПО взаимодействует как с ПО базового уровня, так и ПО системного уровня. Основное назначение ПО (его также называют утилитами) этого уровня состоит в автоматизации работ по проверке, наладке и настройке ЭВМ. Во многих случаях они используются для расширения или улучшения функций системных программ.
Прикладной уровень. ПО этого уровня представляет собой прикладные программы, с помощью которых на данном рабочем месте выполняются конкретные задания.
4) Сервисное программное обеспечение
Сервисные программы расширяют возможности ОС, предоставляя пользователю, а также выполняемым программам набор разнообразных дополнительных услуг.
Оболочка операционной системы – это программный продукт, который делает общение пользователя с компьютером более комфортным (файловые менеджеры, графический интерфейс).
Утилиты – это программы, которые предоставляют пользователю ряд дополнительных услуг. В основном они используются для расширения или улучшения функций операционных систем. К утилитам относят следующие программные средства: дисковые компрессоры; дисковые дефрагментаторы; программы резервного копирования данных; архиваторы; программы, оптимизирующие использование оперативной памяти; программы защиты и восстановления данных; антивирусные программы и др.
5) Инструментальные программные средства
Инструментальные программные средства – это программные средства, предназначенные для разработки программного обеспечения. К ним относят системы программирования, которые включают систему команд процессора и периферийных устройств, трансляторы с различных языков программирования. Распространены процедурно-ориентированные и объектно-ориентированные системы программирования, такие, как Borland Delphi, MS Visual Studio и т. д, инструментарий искусственного интеллекта.
Инструментальные программные средства применяют при разработке, корректировке или расширении других программ и включают средства написания программ (текстовые редакторы), преобразования программ к виду, пригодному для выполнения на ПК (ассемблеры, компиляторы, интерпретаторы, загрузчики и редакторы связей), контроля и отладки программ (средства отладки).
6) Системы технического обслуживания
Системы технического обслуживания – совокупность программно-аппаратных средств ПК для обнаружения сбоев в работе компьютера. Они предназначены для проверки работоспособности отдельных узлов, блоков и всей машины в целом. Эти средства можно разделить на средства диагностики ПК, тестового контроля, аппаратного контроля и программно-аппаратного контроля.
7) Классификация прикладного программного обеспечения
Какой-либо строгой классификации прикладного ПО не существует, однако по назначению выделяют следующие виды программного обеспечения.
Текстовые редакторы предназначены для ввода и редактирования текстов малых по объему и не сложных по структуре.
Текстовые процессоры кроме функций текстовых редакторов включают расширенные средства форматирования документов, содержащих не только текст, но и изображения, таблицы, формулы.
Графические редакторы предназначены для создания и обработки графических изображений (растровые редакторы, векторные редакторы и средства создания и обработки трехмерной графики).
Системы управления базами данных (СУБД) представляют собой программный комплекс для создания, обработки, хранения и передачи баз данных.
Табличные процессоры – комплексные средства для хранения различных типов данных и их обработки, представленных в табличном виде.
Системы автоматизированного проектирования (CAD, САМ САЕ, CALS-системы) предназначены для автоматизации проектно-конструкторских работ.
Настольные издательские системы предназначены для автоматизации процесса подготовки полиграфических изданий.
Браузеры (обозреватели, средства просмотра Web) программные средства для просмотра электронных web документов.
Интегрированные системы делопроизводства – программные средства автоматизации рабочего места.
Бухгалтерские системы – специализированные системы, сочетающие функции текстовых и табличных процессоров, электронных таблиц и систем управления базами данных.
Приведенный перечень далеко не полон в связи с огромным разнообразием практических задач решаемых сегодня с использованием компьютера. Так сюда не вошли обучающие системы, системы управления оборудованием, системы слежения.