П.4. Папки «Мой компьютер» и «Корзина» (п.6.2.4)
Панель задач расположена вдоль одной из границ экрана. Она содержит: кнопку «Пуск» Главного меню, значки открытых окон, значки резидентных программ.(рис 6.7)
Резидентные программы постоянно находятся в памяти компьютера и доступны. Запускаются при вместе с ОС и закрываются вместе с ним.
Через папку Мой Компьютер можно добраться до любого файла, папки, запоминающего устройства и модифицировать их свойства.
Папка-Корзина содержит ранее удаленные файлы, которые можно восстановить. Переполнение и очистка корзины приводит к невозможности удаления файлов.
Панель управления используется для:
1)изменения режимов работы ОС и интерфейса
2)установки и снятия программного и аппаратного обеспечения
3)настройки параметров устройств.
Вопрос 29. Многозадачность. (§6.3)
Задачность -единица работы компьютерной системы, требующая выделения ресурсов.
Многозадачность – это способность системы выполнять одновременно несколько приложений.
Можно одновременно делать расчеты, печатать документ и играть в игру.
На самом деле процессор или ядро процессора каждый момент времени может решать только одну задачу. Для каждой задачи выделяется своя доля времени процессора.
У пользователя создается иллюзия одновременного решения задач.
Различают два вида многозадачности:
1)кооперативная
2)преемптивная.
В кооперативной многозадачности каждому приложению назначается приоритет. Задачи малого приоритета решаются во время простоя задачи большого приоритета (ожидание нажатия клавиши, чтение – запись на диск и др.). Каждая задача самостоятельно решает, когда отдать процессор другой задаче.
Задача большого приоритета может забрать себе все время процессора.
В преемптивной многозадачности каждая задача получает фиксированный квант (кусочки) времени процессора. Окончание кванта всегда приводит к попытке передать управление другой задаче. Задачи решаются по очереди, являются преемниками друг друга. Ответственность за передачу процессора несет ОС.
Приложения Windows способны порождать процессы.
Процесс – совокупность действий, которые могут выполняться независимо от других процессов. Например, можно открыть несколько окон и независимо обрабатывать несколько документов. За каждым окном закреплен процесс.
Поток – это часть процесса, который может выполняться независимо от других потоков. Например, вычисление в разных ячейках таблицы могут выполняться независимо друг от друга
Деление процесса на потоки функция самого приложения, а порядок предоставления потокам процессорного времени осуществляется операционной системой.
Процесс состоит из потоков, в крайнем случае, из одного. Многозадачность Windows основана на способности ОС обрабатывать много потоков.
Основная память компьютера делится между потоками. Каждый поток работает только со своим участком памяти и не имеет право записывать данные в другие участки памяти.
ОС успешнее справляться с многозадачностью, если она поддерживает многопроцессорную обработку. Тогда процессы будут фактически выполняться одновременно, каждый на своем процессоре.
Есть две разновидности многопроцессорной обработки:
1) асимметричная
2) симметричная.
При асимметричной обработке один или несколько процессоров обслуживают только операционную систему, а остальные заняты только приложениями.
При симметричной обработке любой процесс может быть поручен любому свободному процессору. Симметричная обработка более предпочтительна, т.к. в целом отказоустойчива и более равномерно распределяет нагрузку.
Вопрос 30. Управление ресурсами. (§6.4)
Ресурсы компьютера = основные ресурсы + устройства.
Основные ресурсы – это процессор, основная память и программы(ППП).
Устройства – дисплей, клавиатура, мышь, винчестер и др.
Разделение ресурсов компьютера происходит по следующему принципу:
Без любого из устройств компьютер может работать, а без любого основного ресурса компьютер не работоспособен.
ОС Windows использует основные ресурсы как разделяемые, т.е. предоставляет их в одновременное пользование нескольким задачам.
Процессор разделяется с помощью режима многозадачности.
Программы и основная память разделяются при запуске программ дважды, трижды и т.д. При этом в памяти хранится одна копия необходимой программы, а для необходимых данных организуются 2,3 и т.д. областей.
Устройства компьютера тоже используются как разделяемые.
Режим разделения зависит от устройства. Например, дисплей разделяется с помощью окон, принтер разделяется с помощью очереди печати.
Виртуальная машина – часть разделяемых ресурсов, предоставленных одной задаче. ОС Windows организует для каждого приложения свою виртуальную машину. Каждое приложение «уверено», что оно решается на отдельном компьютере.
Драйвер – программа, которая управляет потоками данных к устройству и от устройства.
В Windows для интеграции программных и аппаратных средств используется технология Plug & Play (перевод - Вставь и играй, а по смыслу - Включи и работай). Эта технология заключается в автоматическом распознавание устройств и в автоматической настройке устройств и драйвера.
Изменение аппаратного состава отслеживается автоматически при включении компьютера и во время его работы.
ОС Windows относится к 32-разрядным ОС, т.е. она для хранения адреса памяти использует 32 бита. Это позволяет ОС Windows напрямую обращаться к 232 байт = 4 Гб основной памяти.
Последняя версия Windows относится к 64-разрядным ОС. Недостаток оперативной памяти Windows может решаться за счет виртуальной памяти.
Виртуальная память – продолжение основной памяти для задачи во внешней памяти.
Используемая для этого часть внешней памяти называется файлом подкачки.
Процесс обмена с виртуальной памятью называется свопинг.
Вопрос 31.Объектный подход (§6.5)
Объект Windows - абстрактный тип данных, который кроме самих данных содержит функции по их обработке. Объектом может быть окно, рисунок, надпись, мелодия, таймер и т.д.
Объект = данные + программы
Данные – свойства объекта.
Программы – методы объекта
Объект может замечать внешние события: нажатия клавиш и кнопок, открытие/закрытие окна и др.
Объект может реагировать на события с помощью своих методов. Например, при нажатии на кнопку, она может поменять свой внешний вид.
ОС Windows и её приложения строятся из объектов. Приложения могут обмениваться между собой своими объектами.
Имеется 3 способа обмена объектами:
1.Статическое копирование.
2.Внедрение.
3.Связывание.
При статическом копировании переносятся только данные объекта, программы обработки не переносятся. Объект виден в приемнике и может быть отпечатан, но не может способен замечать внешних событий.
Основное отличие между внедрением и связыванием состоит в способе хранения объекта.
При внедрении в приложение-приемник посылается копия объекта. Внедренный объект становится частью приемника. Следовательно, связь с источником разрывается.
При связывании в приемник посылается информация о местонахождении объекта и его свойствах. Объект остается в источнике.
Все изменения объекта делаются источником., передаются по связи и сразу видны в приемнике. Технология внедрения и связывания объектов называется OLE.
Использование связывания предпочтительнее по двум причинам:
1)приемник почти не увеличивается в объеме.
2)один объект можно связать с несколькими приемниками.
Иногда называют Приемник = клиент, Источник = сервер.
Вопрос 31. Работа в сети (§6.6)
Работа нескольких компьютеров в сети обеспечивает 2 главных преимущества:
1.совместное использование аппаратных ресурсов: принтеров, жестких дисков, факс-модема и др.
2.совместное использование информационных и программных ресурсов.
Общие базы данных, сетевая бухгалтерия, электронная почта и др.
В домашнюю версию ОС Windows встроена поддержка одноранговой сети до 10 компьютерных станций. Профессиональная версия поддерживает большое количество станций в одноранговой сети с выделенным сервером.
Имеются встроенные средства по регистрации и паролированию пользователей.
В Windows встроены средства общения в Глобальной сети Internet:
-Internet Explorer – навигация по узлам
-Outlook – электронная почта
Работа в сети ведется в соответствие с моделью открытых систем.
Реализуется концепция универсального сетевого драйвера с поддержкой любых проводных и беспроводных технологий.
Причем данные могут поступать одновременно из разных источников.
Вопрос 32. Мультимедиа (§6.7)
Мультимедиа- кино и звук.
Достоинства мультимедиа Windows:
-простота подключения устройств в мультимедиа (Plug & Play)
-продуманная архитектура цифрового кино и звука.
-технология дисплейных драйверов, которая позволяет стандартные графические операции выполнять на видеоадаптере без вмешательства центрального процессора.
Разрабатывается технология VIIV, в которой центром комплекса мультимедийной аппаратуры становится компьютер.
Вопрос 33. Безопасность (§6.8)
Безопасность – отсутствие возможных несанкционированных воздействий.
Субъектом могут быть пользователь, компьютер, служба или приложение.
Субъекты безопасности стремятся использоваться файлы, устройства, приложения или службы, размещенные на компьютере с Windows. Управляет системой безопасности монитор безопасности.
Система безопасности заключается в следующих мероприятиях:
1) Разграничение прав пользователей
2) Настройка параметров безопасности
3) Защита данных
4) Установка необходимого и доказанного программного обеспечения.
Права пользователей назначаются с помощью учетных записей. Windows располагает набором готовых учетных записей. Все пользователи по умолчанию работают с ограниченными правами.
Группы “Active Directory”- авторизованные пользователи и авторизованные компьютеры.
К параметрам безопасности относятся:
-параметры учетных записей, разрешенные на доступ к файлам,
-параметры реестра
-параметры служб
- политика открытого ключа(шифрование)
- политика ограничений программного обеспечения.
Брандмауэр Windows отбрасывает входящий трафик, если он не был запрошен с данного компьютера или не был явно разрешен.
Система вторжений следит за трафиком в сети в режиме реального времени, предупреждает администратора о подозрительных событиях, например, об атаках новых червей.
С помощью системы шифрования диска BitLocker можно снизить риск раскрытия конфиденциальных данных в случае кражи компьютера.
Технология EFS – технология шифрования файла.
Если у пользователя нет ключа для шифрования, то открыть файл невозможно даже в обход механизмов безопасности ОС.
Служба управления правами(RMS) связывает права и условия пользования самой информацией и защищает ее даже при ее перемещении.
Вопрос 34. Текстовый процессор(§7.1)
Текстовый процессор - программное средство, предназначенное для создания и обработки электронных текстовых документов.
Примеры текстовых процессоров:
-Microsoft Office Word.
-Writer Open Office
Основные понятия.
Текстовый процессор может работать с текстом и графикой.
Текст и графика отличаются своими мельчайшими, неделимыми единицами.
Самая маленькая единица текста - символ ,самая маленькая единица графики - точка и линия.
п.1. Типовая структура интерфейса (п.7.1.1)
Типичные элементы окна текстового процессора показаны на рис 7.1.
Курсор вставки показывает место, куда попадают символы с клавиатуры.
Строка состояния содержит общие параметры документа: имя файла, номер текущей, кол-во страниц, индикаторы режимов работы.
Линейка показывает и служит инструментом для задания границ и позиций табуляции текущего абзаца, полей страниц. Вид линейки зависит от абзаца.