Вопрос 22. абсолютные и относительные адреса. Копирование формул.
Относительными называются ссылки, которые при копировании в составе формулы в другую ячейку автоматически изменяются
При копировании формулы с относительной ссылкой (столбец)(строка) на n строк ниже и на m столбцов правее ссылка изменяется на (столец+m)(строка+n)
Абсолютными называются ссылки, которые при копировании в составе формулы в другую ячейку не изменяются
Абсолютные ссылки используются в формулах тогда, когда нежелательно автоматическое изменение ссылки при копировании
Изменение типа ссылки
Для того, чтобы превратить относительную ссылку в абсолютную, достаточно в режиме редактирования формулы установить курсор непосредственно за ссылкой и нажать клавишу <F4>
Впрочем, можно вставить в ссылку знаки доллара и при помощи обычных приемов редактирования
При помощи символа абсолютной адресации Вы можете гибко варьировать способ адресации ячеек. Например $B11 обозначает , что при копировании формул будет изменяться только адресация строки ячейки, а при обозначении B$11 - только столбца. Такая адресация называется смешанной.
При вводе формулы в строке формул, можно быстро перебрать по кругу относительный , смешанный и абсолютный адреса. Просто укажите на какой - нибудь адрес и нажимайте <F4>, чтобы по кругу перебрать все четыре варианта.
Теперь про абсолютные и относительные ссылки – чем они отличаются.
1. Абсолютная ссылка содержит знак $ , причем если этот знак стоит перед буквой, то это абсолютная ссылка на поле (стобец), а не на поле и запись. Т.е. если ссылка на ячейку абсолютная полностью, то знак $ стоит перед двумя частями адреса – буквой и цифрой, например $B$1.
2. Относительная ссылка это адрес без знака $. Пример B1.
3. Конечно же ссылка вполне может быть и смешанной – например B$1.
В чем разница между ссылками.
Разница в том, что копируя формулу, в которой будет относительная ссылка на ячеку мы получим изменившуюся формулу. Например скопировав формулу =A1*2 из ячейки B1, в C1 мы получим =C1*2. Скопировав подобную формулу несколько раз вы можете получить разные результаты и тогда поймете зависимость – копируя в другой столбец мы получаем изменение буквы, а если копируем формулу в другую строку мы видим, что изменяется цифра. Соответственно, если вы копируете в соседнюю строку и столбец (поле), то меняются обе части адреса – и буква и цифра.
Если в вашей формуле перед какой то частью адреса стоит знак $ , то эта часть является абсолютной ссылкой на строку или столбец. Например копируя ту же формулу =$A1*2 из ячейки B1, в C1 мы получим то же самое, т.к. должны была поменяться буква, но не поменялась т.к. ссылка на нее абсолютная.
Если скопируем формулу =A$1*2 из ячейки B1, в C2, то она превратится в =B$1*2. Ссылка копировалась и в соседний столбец и в соседнюю строку, соответственно, при копировании, должны были поменяться и буква и цифра , но поменялась только буква, потому, что ссылка на нее относительная .
Для обычных задач использовать знак $ и делать ссылки абсолютными не обязательно, если вы конечно не будете добавлять какие-то строки или столбцы - получится смещение расположения ячеек и соответственно изменятся адреса в некоторых формулах .
Копирование формул
В электронных таблицах часто требуется проводить операции не просто над двумя переменными (ячейками), но и над массивами (столбцами или строками) ячеек. Т.е. все формулы результирующего массива аналогичны и отличаются друг от друга только адресом строк или столбцов.
От проведения однотипных действий в каждой ячейки строки (или столбца) избавляет следующий прием копирования формулы:
1. Убедитесь, что активна (выделена курсорной рамкой) именно та ячейка, в которой находится предназначенная для копирования формула.
2. Не нажимая на кнопки мыши, подведите указатель мыши к нижнему правому углу курсорной рамки (этот угол специально выделен).
3. Отыщите положение, при котором указатель мыши превращается в тонкий черный крестик.
4. Нажмите на левую кнопку мыши и, удерживая ее, выделяйте диапазон ниже (при копировании по строкам) или правее (при копировании по столбцам) до тех пор, пока не выделятся все ячейки, в которые вы хотите скопировать данную формулу.
Отпустите левую кнопку мыши.
Вопрос 23. мастер функций.
Итак, при помощи Excel можно анализировать большие массивы данных, создавать формулы из нескольких простых арифметических операций – сложения, вычитания, умножения и деления… Но вместо того, чтобы создавать с нуля сложные формулы с различными замысловатыми комбинациями этих операций, можно воспользоваться функциями Excel.
Функция – это заданная формула, выполняющая определенный тип вычислений. Для того чтобы воспользоваться функцией, необходимо предоставить ей все необходимые для вычисления величины – аргументы функции. Как и в случае с простыми функциями, аргументы большинства функций можно ввести тремя способами, а именно:
. Как числовое значение (например, 89 или – 5,76),
. Как координату ячейки (это наиболее распространенный вариант),
. Как диапазон ячеек (например, С3:F3).
Каждая функция должна начинаться со знака равенства (=), в противном случае Excel воспримет ее как текст. После знака равенства вводится имя функции, а затем вводятся все аргументы, необходимые для вычисления, причем все аргументы заключаются в круглые скобки.
После того, как введен знак равенства, имя функции и левая круглая скобка можно щелкнуть на ячейке (либо диапазоне ячеек), содержание которой будет использоваться в качестве первого аргумента функции, а не набирать координаты вручную.
Когда последний аргумент введен, следует набрать правую круглую скобку, чтобы обозначить конец списка аргументов. Затем необходимо щелкнуть на кнопке ВВОД в строке формул, или нажать , или клавишу управления курсором – и функция будет вставлена в ячейку, куда Excel занесет результат вычислений.
3. Работа с мастером функций
Безусловно, функцию можно ввести, набрав ее прямо в ячейке. Однако
Excel предоставляет на стандартной панели инструментов кнопку Вставка функции. В открывшемся диалоговом окне (см. рис.2) Мастер функций – шаг 1 указывается нужная функция, затем Excel выводит диалоговое окно Аргументы функции, в котором необходимо ввести аргументы функции (рис. 3).
Вернемся вновь к первому диалоговому окну, рис. 2, здесь содержится три списка: Поиск функции, Категория и Функция. Причем Excel автоматически выбирает категорию функций 10 недавно использовавшихся, а в списке Функция отображает функции, к которым пользователь чаще всего обращается.
Если необходимой функции нет в списке, то необходимо выбрать соответствующую категорию из списка, а именно:
. 10 недавно использовавшихся,
. полный алфавитный перечень,
. финансовые,
. дата и время,
. математические,
. статистические,
. ссылки и массивы,
. работа с базой данных,
. текстовые,
. логические,
. проверка свойств и значений.
После того, как выбор будет сделан в пользу одной из функций, в нижней части диалогового окна Выбор функций появится описание выбранной функции и ее аргументов. Итак, когда вы уже окончательно определились с выбором функции необходимо нажать ОК.
Происходящее далее рассмотрим на конкретном примере. Из списка функций мы выберем СУММ и как только мы это сделаем, программа внесет в ячейку =СУММ(), а в диалоговом окне Аргументы функции появятся поля, куда необходимо вести ее аргументы.
Чтобы выбрать аргументы, поместим точку вставки в поле Число1 и щелкнуть на ячейке электронной таблицы (или перетащить мышь, выделив нужный диапазон). После этого в текстовом поле Число1 появится адрес ячейки (либо адрес диапазона) и одновременно в окне справа – числовое значение, введенное в эту ячейку, а также внизу диалогового окна после слова Значение отразится итоговое значение функции.
В пользователя всегда есть возможность уменьшить диалоговое окно до размера поля Число1 и кнопки максимизации. Для этого достаточно щелкнуть по кнопке минимизации, находящейся справа от поля. Есть возможность и просто перетащить окно на другое место.
Если необходимо просуммировать содержимое нескольких ячеек, либо диапазонов, то нужно нажать клавишу или щелкнуть в поле Число2 чтобы переместить в него курсор (Excel реагирует на это
списка аргументов – появляется текстовое поле Число3). В поле Число2 указываем вторую ячейку (или диапазон).
Когда будут указаны все ячейки или диапазоны для суммирования, щелкаем кнопку ОК, чтобы закрыть диалоговое окно Аргументы функции и внести
СУММ в текущую ячейку.