Общая характеристика Закона Украины «Об информации».
Принят в 1992 году, состоит из двух разделов в которые входит 52 статьи.
Закон дает понятие информации - любых сведений либо данных, которые могут быть сохранены на материальных носителях или отображены в электронном виде.
В соответствии с законом Украины «Об информации» государством гарантируется защита информации, что обеспечивается проведением совокупности правовых, административных, организационных, технических и других мероприятий, которые обеспечивают хранение, целостность информации и надлежащий порядок доступа к ней.
Законом Украины «Об информации» дается понятие документа как материального носителя, содержащего информацию, основными функциями которого является ее сохранение и передача во времени и пространстве (ст.1 Закона). Государство обеспечивает защиту информации путем применения совокупности правовых, административных, организационных, технических и иных средств, обеспечивающих сохранность, целостность информации и надлежащий порядок доступа к ней.
В соответствии со статьей 4 Закона Украины «Об информации субъектами информационных отношений являются:
- физические лица;
- юридические лица;
- объединения граждан;
- субъекты властных полномочий
. В соответствии со статьей 5 Закона Украины «Об информации» Каждый имеет право на информацию, которая предусматривает возможность свободного получения, использования, распространения, хранения и защиты информации, необходимой для реализации своих прав, свобод и законных интересов. Это право обеспечивается:
- созданием механизма реализации права на информацию;
- созданием возможностей для свободного доступа к статистическим данным, архивным, библиотечным и музейным фондам, другим информационным банкам, базам данных, информационным ресурсам;
- обязанностью субъектов властных полномочий информировать общественность и средства массовой информации о своей деятельности и принятом решении;
- обязанностью субъектов властных полномочий определить специальные подразделения или ответственных лиц для обеспечения доступа запрашивателей к информации;
- осуществлением государственного и общественного контроля за соблюдением законодательство об информации;
- установлением ответственности за нарушение законодательства об информации.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона Украины «Об информации» не могут быть отнесены к информации с ограниченным доступом такие сведения:
- о состоянии окружающей среды, качестве пищевых продуктов и предметов быта;
- об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных ситуациях, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности людей;
- о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также о социально демографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения;
- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- о незаконных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц;
- другие сведения, доступ к которым не может быть ограничен в соответствии с законами и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
. Владелец информационных ресурсов несет юридическую ответственность за нарушение правил работы с информацией в порядке, предусмотренном законодательством Украины.
Статьей 28 Закона Украины «Об информации» устанавливается требование о недопустимости злоупотребления правом на информацию, а именно «информация не может быть использована для призывов свержению конституционного строя, нарушения территориальной целостности Украины, пропаганды войны, насилия, жестокости, разжигания межэтнической, расовой, религиозной вражды, совершения террористических актов, посягательства на права и свободы человека».
Законодательством Украины закреплено право лица на возмещение в судебном порядке материального или морального вреда, нанесенного в результате нарушения его права на свободу информации.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона Украины «Об информации» субъекты властных полномочий как истцы по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации вправе требовать в судебном порядке лишь опровержения недостоверной информации о себе и не имеют право требовать возмещения морального (неимущественного) вреда. Это не лишает должностных и служебных лиц права на защиту чести, достоинства и деловой репутации в суде.