Нормативно-правовое обеспечение процесса информатизации в Украине

Классификация информационных систем

Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Структура информационной системы как совокупность обеспечивающих подсистем включает информационное, техническое, математическое, програмное, организационное и правовое обеспечение.

1.КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПО ПРИЗНАКУ СТРУКТУРИРОВАННОСТИ ЗАДАЧ:

· Для структурированных задач;

· Для частично структурированных или неструктурированных задач: 1. Создающие управленческие отчеты; 2. Разрабатывающие альтернативные решения (модельные и экспертные).

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ И УРОВНЯМ УПРАВЛЕНИЯ:

· производственные системы;

· системы маркетинга;

· финансовые и учетные системы;

· системы кадров (человеческих ресурсов);

· прочие типы, выполняющие вспомогательные функции в зависимости от специфики деятельности фирмы.

3. Классификация по степени автоматизации:

· Ручные

· Автоматические

· автоматизированные

4.Классификация по характеру использования информации:

· Информационно-поисковые системы

· Информационно-решающие системы

· Управляющие ИС

· Советующие ИС

5. Классификация по сфере применения

· Информационные системы организационного управления

· ИС управления технологическими процессами (ТП)

· ИС автоматизированного проектирования (САПР)

· Интегрированные (корпоративные) ИС

Понятие и виды правовой информации

Правовая информация представляет собой сведения о форме и содержании правовых предписаний, которые с определенной долей условности могут быть сведены к нескольким группам:

· информации историко-теоретического характера - гносеологии, антологии, аксиологии, антропологии права;

· информации инструментального характера отраслевой теории права, информации, получаемой в процессе правотворчества и правореализации.

Нас в рамках данного исследования в первую очередь интересует функциональный аспект правовой информации. Выделенный аспект предполагает рассмотрение в качестве правовой информации сведений, позволяющих осуществлять результативные манипуляции поведением субъектов общественных отношений в сфере правового воздействия.

Правовая информация может быть систематизирована по различным критериям.

Так она может быть систематизирована по нормативности: нормативная и ненормативная правовая информация.

Нормативная информация предполагает закрепление в нормативных источниках права- законах, подзаконных актах, нормативных интерпретационных актах и т.п. Данный вид правовой информации содержит сведения обобщенного, неперсонифицированного характера и предполагает многократное применение субъектами. Ненормативная информация содержится в актах правоприменения и включает в себя сведения о конкретных юридически значимых поведенческих актах, совершенных конкретными лицами. Ненормативная информация значима только для тех лиц, к которым она адресована. Документы, содержащие ненормативную информацию, относятся к однократно применяемым;

Правовая информация может быть систематизирована по источнику выражения:

· правовая информация, содержащаяся в актах национального законодательства;

· правовая информация, содержащаяся в международных актах.

Правовая информация может быть систематизирована по форме носителя:

· документальная правовая информация - законы, подзаконные акты, интерпретационные акты, документальные акты правоприменения; конклюдентная правовая информация - сигналы регулировщика дорожного движения;

· правовая информация на машинных носителях - перфоленты, перфокарты и т.д.;

· правовая информация на электронных носителях - дискеты, диски, система Интернет и т.д.;

Правовая информация может быть систематизирована по форме допуска:

· открытого доступа - общедоступная;

· ограниченного доступа конфиденциальная.

Семинарское занятие № 2

Правовые информационно-поисковые системы

Нормативно-правовое обеспечение процесса информатизации в Украине

За годы независимости в Украине практически сформировано законодательство в сфере информации и информатизации, которое базируется на принципах демократии и открытости информации.

Совокупность нормативно-правовых актов в сфере информации и информатизации имеет на сегодня достаточно сложную структуру. К этой сфере можно отнести Конституцию Украины, законы Украины, указы Президента Украины, нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины, центральных и местных органов исполнительной власти, нормативно-правовые акты Автономной Республики Крым.

Законодательные нормы в этой сфере существенно влияют на законодательное урегулирование отношений между гражданами и государством, между гражданами и коммерческими структурами и т. д., то есть информационные отношения являются, с одной стороны, внешним проявлением любых отношений в жизни страны и ее граждан, а с другой - являются основой, на которой выстраивается законодательство в других сферах.

В свою очередь, процессы развития информации и процессы развития информатизации настолько тесно связаны между собой, что невозможно представить общую картину информационного общества без соответствующего уровня информатизации.

Направление усилий на развитие ИТ-технологий позволяет существенно повысить производительность труда практически во всех отраслях экономики, качество государственного управления, открытость и ответственность власти, развитие человека и тому подобное. И очень важным является то, что в Украине практически заложены основы для стремительного развития в этом направлении.

Наиболее существенным и стратегическим документом является Закон Украины N 537-V “Об Основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007-2015 годы”, в котором проанализированы препятствия на пути развития информационного общества и намечены пути их преодоления, а также определены основные стратегические цели развития информационного общества в Украине.

Законом Украины «Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003г. № 852-IV указанное понятие определяется как данные в электронной форме, которые прилагаются к иным электронным данным либо логически с ними связаны и предназначены для идентификации подписчика этих данных.

В соответствии с национальной политикой развития информационного общества предусмотрено: переход к приоритетному научно-техническому инновационному развитию; законодательное обеспечение развития информационного общества; формирование благоприятных экономических условий для развития информационного общества; развитие общедоступной информационной инфраструктуры; обеспечение повсеместного доступа к телекоммуникационным услугам и информационным ресурсам; содействие увеличению разнообразия и количества электронных услуг; обеспечение создания общедоступных электронных информационных ресурсов; подготовку человека для жизни и работы в информационном обществе.

Реализация поставленных целей приведет к существенным изменениям в обществе и позволит сформировать современное правовое обеспечение отношений в сфере информатизации.

Процесс информатизации сопровождается постоянной поддержкой соответствующими нормативно-правовыми актами, которые обеспечивают как использование законодательной базы Украины На сегодня в сфере информатизации, например, только в АРК действует около 100 нормативных актов, которые обеспечивают устойчивое развитие информатизации в Крыму.

Законы Украины:

“Об электронных документах и электронном документообороте” от 22.05.2003 г. (вступил в силу 01.01.2004 г.); http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=851-15

Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003 № 852-IV

“О научной и научно-технической деятельности” от 13.12.1991 № 1977-XII

“О Национальной системе конфиденциальной связи” от 10.01.2002 № 2919-III

“Об информации” от 02.10.1992 № 2657-XII

“О научно-технической информации” от 25.06.1993 № 3322-XII

“О телекоммуникациях” от 18 ноября 2003 года N 1280-IV

“О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации” от 23.09.97 № 539/97-ВР

“О Национальной программе информатизации” Публикации: Сведения Верховной Рады Украины, 17.07.1998, N 27, ст. 181; Голос Украины, 07.04.1998, N 65; Правительственный курьер, 12.03.1998; Официальный вестник Украины, 26.03.1998, N 10, стор.5 от 04.02.1998 № 74/98-ВР

“О Национальной системе конфиденциальной связи” от 10.01.02 № 2919-III

“Об особенностях государственной регуляции деятельности субъектов ведения хозяйства, связанной с производством, экспортом, импортом дисков для лазерных систем считывания” от 17.01.02 № 2953-III

“Об инновационной деятельности” от 04.07.02 № 40-IV

“О защите информации в информационно телекоммуникационных системах” от 31.05.2005 № 2594-IV

“О внесении изменений в Гражданский кодекс Украины относительно права на информацию” от 22 декабря 2005 года N 3261-IV

“О Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины” от 23.02.2006 № 3475-IV

“Об Основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007-2015 годы”; Сведения Верховной Рады Украины, 23.03.2007, N 12, ст. 102, стор.511 от 09.01.2007 № 537-V

Акты Кабинета Министров Украины:

Постановление “О порядке предания огласке в сети Интернет информации о деятельности органов исполнительной власти” от 04.01.2002 г. № 3;

http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=3-2002-%EF

Посословная «О мероприятиях по созданию электронной информационной системы "Электронное Правительство» от 24.02.2003 № 208;

http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=208-2003-%EF

Распоряжение «Об утверждении плана мероприятий по выполнению заданий, предусмотренных Законом Украины "Об Основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007-2015 годы" от 15.08.2007 № 653-р;

Постановление “Об образовании Государственного комитета информатизации Украины” от 26.03.2008 № 272 Публикации: Официальный вестник Украины, 11.04.2008 № 25, ст. 791, стор.71;

Наши рекомендации