Освоение текстового программирования в среде RobotC.
Исследовательский подход к решению задач. Использование памяти робота для повторения комплексов действий. Элементы технического зрения. Расширения контроллера для получения дополнительных возможностей робота. Работа над творческими проектами. Участие в учебных состязаниях.
Формы организации занятий
Основными формами учебного процесса являются:
· групповые учебно-практические и теоретические занятия;
· работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);
· участие в соревнованиях между группами;
· комбинированные занятия.
Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы, основываются на педагогических технологиях:
- Сотрудничество.
- Проектный метод обучения.
- Технологии использования в обучении игровых методов.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Частично-поисковый.
- Исследовательский.
- Создание ситуаций творческого поиска.
- Стимулирование (поощрение).
Формы подведения итога реализации программы
· защита итоговых проектов;
· участие в конкурсах на лучший сценарий и презентацию к созданному проекту;
· участие в школьных конференциях (конкурсах исследовательских работ).
Ожидаемые результаты изучения курса
Осуществление целей и задач программы предполагает получение конкретных результатов:
В области воспитания:
Воспитательный результат занятий робототехникой можно считать достигнутым, если учащиеся проявляют стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию известных моделей и алгоритмов, созданию творческих проектов. Самостоятельная подготовка к состязаниям, стремление к получению высокого результата.
В области конструирования, моделирования и программирования:
Знакомство с языком Си. Расширенные возможности текстового программирования. Умение составить программу для решения многоуровневой задачи. Процедурное программирование. Использование нестандартных датчиков и расширений контроллера. Умение пользоваться справочной системой и примерами.
Способность к постановке задачи и оценке необходимых ресурсов для ее решения. Планирование проектной деятельности, оценка результата. Исследовательский подход к решению задач, поиск аналогов, анализ существующих решений.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
По окончанию курса обучения учащиеся должны
Знать:
- теоретические основы создания робототехнических устройств;
- элементную базу при помощи которой собирается устройство;
- порядок взаимодействия механических узлов робота с электронными и оптическими устройствами;
- порядок создания алгоритма программы действия робототехнических средств;
- правила техники безопасности при работе с инструментом и электрическими приборами.
Уметь:
- проводить сборку робототехнических средств с применением LEGO конструкторов;
- создавать программы для робототехнических средств при помощи специализированных визуальных конструкторов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
· использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач;
· соблюдения безопасности приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Учебно - тематический план
№ п\п | Наименование разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Раздел 1. Введение: информатика, кибернетика, робототехника. Инструктаж по ТБ | ||||
Раздел 2. Основы конструированияИзучение механизмов | ||||
Раздел 3. Программирование | ||||
Раздел 4. Разработка, сборка и программирование моделей. | ||||
Раздел 5. Творческие проекты. Разработка, сборка и программирование своих моделей. | ||||
Итого |
Содержание программы
№ раздела | № занятия | Тема занятия | Теоретическая часть | Практическая часть |
1 - 2 | Робототехника для начинающих, базовый уровень Основы робототехники. Понятия: датчик, интерфейс, алгоритм и т.п. | Понятие «робот», «робототехника». Применение роботов в различных сферах жизни человека, значение робототехники. Просмотр видеофильма о роботизированных системах. Показ действующей модели робота и его программ: на основе датчика освещения, ультразвукового датчика, датчика касания | Ознакомление с комплектом деталей для изучения робототехники: контроллер, сервоприводы, соединительные кабели, датчики-касания, ультразвуковой, освещения. Порты подключения. Создание колесной базы на гусеницах | |
3 - 5 | Твой конструктор (состав, возможности) Основные детали (название и назначение) Датчики (назначение, единицы измерения) Двигатели Микрокомпьютер NXT Аккумулятор (зарядка, использование) Как правильно разложить детали в наборе | Компьютерная база ФМЛ, Конструктор 9797 ”Lego Mindstorms NXT” ПО ”Lego Mindstorms NXT Edu”, дополнительные датчики. Соединительные элементы. Конструкционные элементы. Специальные детали. | Электронные компоненты Микропроцессорный модуль NXT с батарейным блоком. Три мотора со встроенными датчиками. Ультразвуковой датчик (датчик расстояния). Датчик касания. Датчик звука – микрофон. Датчик освещенности. | |
6 - 7 | Моя первая программа Программное обеспечение NXT Требования к системе. Установка программного обеспечения. Интерфейс программного обеспечения. | Понятие «программа», «алгоритм». Алгоритм движения робота по кругу, вперед-назад, «восьмеркой» и пр. | Написание программы для движения по кругу через меню контроллера. Запуск и отладка программы. Написание других простых программ на выбор учащихся и их самостоятельная отладка. | |
8 - 9 | Ознакомление с визуальной средой программирования Палитра программирования. Панель настроек. | Понятие «среда программирования», «логические блоки». Программирование и робототехника. Показ написания простейшей программы для робота. | Интерфейс программы LEGOMINDSTORMSEducationNXT и работа с ним. Написание программы для воспроизведения звуков и изображения по образцу | |
Робот в движении. Сборка модели по технологическим картам. Составление простой программы для модели, используя встроенные возможности NXT (программа из ТК + задания на понимание принципов создания программ) | Написание линейной программы. Понятие «мощность мотора», «калибровка». Применение блока «движение» в программе. | Создание и отладка программы для движения с ускорением, вперед-назад. «Робот-волчок». Плавный поворот, движение по кривой. | ||
11 -12 | Программа с циклом | Написание программы с циклом. Понятие «цикл». Использование блока «цикл» в программе. | Создание и отладка программы для движения робота по «восьмерке» | |
13 - 14 | Робот движется по окружности, в произвольном направлении | Понятие «генератор случайных чисел». Использование блока «случайное число» для управления движением робота | Создание программы для движения робота по случайной траектории | |
Робот движется по заданной линии | Теория движения робота по сложной траектории | Написание программы для движения по контуру треугольника, квадрата | ||
16 - 17 | Робот, повторяющий воспроизведенные действия | Промышленные манипуляторы и их отладка. Блок «записи/воспроизведения» | Робот, записывающий траекторию движения и потом точно её воспроизводящий | |
18 - 19 | Робот, определяющий расстояние до препятствия | Ультразвуковой датчик | Робот, останавливающийся на определенном расстоянии до препятствия. Робот-охранник | |
Ультразвуковой датчик управляет роботом | Робот, реагирующий на звук. Цикл и прерывания. Применение регуляторов. | Создание и отладка программы для движения робота внутри помещения и самостоятельно огибающего препятствия. | ||
21 - 22 | Робот-прилипала | Программа с вложенным циклом. Подпрограмма. Поиск объектов. Слежение за объектом. Основы технического зрения. Команды управления движением. | Робот, следящий за протянутой рукой и выдерживающий требуемое расстояние. Настройка иных действий в зависимости от показаний ультразвукового датчика | |
23 - 24 | Использование нижнего датчика освещенности | Яркость объекта, отраженный свет, освещенность, распознавание цветов роботом. | Робот, останавливающийся на черной линии. Робот, начинающий двигаться по комнате, когда включается свет. | |
Движение вдоль линии | Калибровка датчика освещенности | Робот, движущийся вдоль черной линии. | ||
Соревнования роботов | Робототехнические соревнования | Соревнования роботов. Зачет времени и количества ошибок | ||
Робот с несколькими датчиками | Датчик касания, освещения, звука. | Создание робота и его программы с задним датчиком касания и передним ультразвуковым. | ||
28 - 29 | Футбол роботов | Программирование коллективного поведения и удаленного управления. Простейший искусственный интеллект. | Командные игры с использованием инфракрасного мяча и других вспомогательных устройств. | |
30 - 34 | Защита проекта «Мой собственный уникальный робот» | Трехмерное моделирование. Удаленное управление по bluetooth. | Создание собственных роботов учащимися и их презентация. |
Список литературы
Для педагога
1. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT».
2. Бабич А.В., Баранов А.Г., Калабин И.В. и др. Промышленная робототехника: Под редакцией Шифрина Я.А. – М.: Машиностроение, 2002.
3. Юревич Ю.Е. Основы робототехники. Учебное пособие. Санкт-Петербург: БВХ-Петербург, 2005.
4. http://www.legoeducation.info/nxt/resources/building-guides/
5. http://www.legoengineering.com/
Для детей и родителей
1. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT».
2. Я, робот. Айзек Азимов. Серия: Библиотека приключений. М: Эксмо, 2002.