Типы персональных компьютеров
· Настольные (см. рисунок 2.7).
· Портативные (см. рисунок 2.8).
· Плоско панельные (см. рисунок 2.9).
Рисунок 2.7. Настольный ПК | Рисунок 2.8. Портативные ПК | Рисунок 2.9. Плоско панельный ПК |
Настольные компьютеры (Desktop) являются наиболее распространенными. Это и офисные, и обучающие, и персональные компьютеры начального уровня. Все они имеют практически одинаковые характеристики: 32- или 64-разрядную архитектуру, шинную организацию системы, стандартизованные аппаратные и программные средства.
Портативные (переносные) компьютеры: ноутбуки, субноутбуки, нетбуки, карманные – отличаются мобильной конструкцией и наличием комбинированного питания. Субноутбуки, нетбуки являются облегченными вариантами ноутбука. Граница между ноутбуками и субноутбуками весьма условна. Карманный персональный компьютер(КПК) — это портативное вычислительное устройство, которое обладает широкими функциональными возможностями, имеет сенсорный экран и специальную ручку (стилус) для работы с экраном. Английское название КПК – Personal Digital Assistant (PDA) на русский язык можно перевести как «личный цифровой секретарь». Другие названия Palm PC и Pocket PC ассоциируются с определенной торговой маркой фирм Palm Computing и Microsoft.
Клавиатура у портативных компьютеров чаще всего укороченная: 84-86 клавиш (вместо 101 у настольных ПК), но к ним может подключаться разъем для полной клавиатуры.
Для управления курсором вместо мыши используются трекболы, трекпойнты или трекпады — это неподвижные манипуляторы с вращающимися шарами или сенсорными кнопками.
Плоско панельные (Panel PC), имеют сенсорный экран с "дружественным интерфейсом", в одном корпусе совмещены системный блок и цветной, жидкокристаллический дисплей, но возможно подключение клавиатуры и "мыши". Панельные ПК предназначены для использования в банках, торговле, транспорте, медицине и др.
СУПЕРЭВМ
Рисунок 2.10. СупеЭВМ | СуперЭВМ – это мощные многопроцессорные вычислительные машины (см. рисунок 2.10) с быстродействием сотни миллионов – десятки миллиардов операций в секунду. Суперкомпьютеры используются для решения сложных и больших научных задач (метеорология, гидродинамика и т. п.), в управлении, разведке, в качестве централизованных хранилищ информации и т.д. |
Архитектура суперкомпьютеров основана на идеях параллелизма и конвейеризации вычислений.
В этих компьютерах параллельно, то есть одновременно, выполняется множество похожих операций (это называется мультипроцессорной обработкой). Таким образом, сверхвысокое быстродействие обеспечивается не для всех задач, а только для задач, поддающихся распараллеливанию.
Конвейерная обработка — это работа по принципу конвейера, когда выполняется один шаг производственного процесса, а на всех рабочих местах в одно и то же время обрабатываются различные изделия на всевозможных стадиях. По такому же принципу устроено арифметико-логическое устройство суперкомпьютера.
Отличительной особенностью суперкомпьютеров являются векторные процессоры, оснащенные аппаратурой для параллельного выполнения операций с многомерными цифровыми объектами — векторами и матрицами.
Однако, приобрести суперкомпьютеры может только крупная фирма или научная организация, поскольку стоимость суперкомпьютера не сравнима со стоимостью компьютеров, находящихся в массовом производстве.
Прогресс в области сетевых технологий предопределил появление недорогих, но эффективных кластерных вычислительных систем, фактически являющихся одним из направлений развития компьютеров с массовым параллелизмом (MPP - massive parallel processing).
Рисунок.2.11. Структура кластера | Вычислительныйкластер – это совокупность компьютеров, объединенных в рамках некоторой сети для решения одной задачи. Общая структура кластера показана на рисунке 2.11. |
В качестве вычислительных узлов обычно используются доступные на рынке многопроцессорные серверы. Выбор конкретной коммуникационной среды определяется многими факторами: особенностями класса решаемых задач, доступным финансированием, необходимостью последующего расширения кластера и т.п.
Персональные компьютеры
Рисунок.2.12. Apple II | История создания ПК Первой начала развивать направление ПК фирма Apple, которая выпустила на рынок первый ПК Apple II, представленный на рисунке 2.12. |
Компьютер Apple II отличался от большинства своих "современников" тем, что это не был вполне законченный аппарат, там оставалась некоторая свобода для любительских упражнений: в Apple II можно было устанавливать дополнительные интерфейсные платы, платы памяти и пр. Именно эта особенность, которую впоследствии стали называть "открытой архитектурой", и сделалась его основным преимуществом. Успеху Apple II способствовали еще две новинки. Во-первых, это был разработанный в 1978 г. недорогой накопитель на гибких дисках, во-вторых, первая программа для коммерческих расчетов – электронная таблица VisiCalc, которую создали два студента Дэн Бриклин и Боб Фрэнкстон. Именно эта программа "пересадила" многих бизнесменов с калькулятора за микрокомпьютер.
Рисунок.2.13. IBM PC | В начале августа 1981 г. корпорация IBM, которая производила Большие ЭВМ, организовала пресс-конференцию, на которой было объявлено о выпуске принципиально новой модели компьютера – IBM PC (см. рисунок 2.13). |
Можно считать поворотным именно этот момент, но на самом деле революция началась на несколько лет раньше. Выпуск IBM PC обозначил новую фазу революции: захват персональными компьютерами совершенно нового рынка – корпоративного.
Рисунок.2.14. Macintosh | Однако самым важным событием 1984 г. (если не считать появления PC AT) был выпуск первых компьютеров Macintosh (см. рисунок 2.14) с графическим интерфейсом, манипулятором "мышь" и многими другими атрибутами пользовательского интерфейса, без которых не мыслятся современные настольные компьютеры. |
Тем не менее, корпорация IBM смогла завоевать рынок, поскольку она сотрудничала с фирмой Microsoft по вопросам создания программных продуктов в достаточно большом диапазоне и с фирмой Intel по вопросам создания микропроцессоров. Фирма Apple увлеклась усовершенствованием периферии, в частности, мониторы с прекрасной графикой, а программы были ориентированы первое время только на игры, издательскую деятельность и обслуживание (торговля).