Понятие качества программного средства. Жизненный цикл программного средства.

Качество ПС - это совокупность его черт и характеристик, которые влияют на его способность удовлетворять заданные потребности пользователей.

Критерии качества ПС:

  1. Функциональность.Способность ПС выполнять набор функций, удовлетворяющих заданным или подразумеваемым потребностям пользователей. Набор указанных функций определяется во внешнем описании ПС.
  2. Надежность.
  3. Легкость применения. Это характеристики ПС, которые позволяют минимизировать усилия пользователя по подготовке исходных данных, применению ПС и оценке полученных результатов, а также вызывать положительные эмоции определенного или подразумеваемого пользователя.
  4. Эффективность. Это отношение уровня услуг, предоставляемых ПС пользователю при заданных условиях, к объему используемых ресурсов.
  5. Сопровождаемость. Это характеристики ПС, которые позволяют минимизировать усилия по внесению изменений для устранения в нем ошибок и по его модификации в соответствии с изменяющимися потребностями пользователей.
  6. Мобильность. Это способность ПС быть перенесенным из одной среды (окружения) в другую, в частности, с одной ЭВМ на другую.

Функциональность и надежность являются обязательными критериями качества ПС.

Общие принципы обеспечения надежности ПС (основной мотив разработки ПС). В технике известны четыре подхода обеспечению надежности:

• предупреждение ошибок;

• самообнаружение ошибок (означает, что программа содержит средства обнаружения отказа в процессе ее выполнения);

• самоисправление ошибок (не только обнаружение отказа в процессе ее выполнения, но и исправление последствий этого отказа, для чего в программе должны иметься соответствующие средства);

• обеспечение устойчивости к ошибкам(в программе содержатся средства, позволяющие локализовать область влияния отказа программы, либо уменьшить его неприятные последствия, а иногда предотвратить катастрофические последствия отказа).

Целью подхода предупреждения ошибок - не допустить ошибок в готовых продуктах. Для достижения этой цели при разработке ПС следует сконцентрировать внимание на следующих вопросах:

• борьбе со сложностью (разбиение системы на такие части (подсистемы), между которыми должны остаться по возможности меньше связей, например, модульное программирование);

• обеспечении точности перевода (направлено на достижение однозначности интерпретации документов различными разработчиками, а также пользователями ПС);

• преодоления барьера между пользователем и разработчиком (как обеспечить, чтобы ПС выполняла то, что пользователю разумно ожидать от нее? Ответ: привлекать пользователя в процессы принятия решений при разработке ПС, тщательно освоить особенности работы пользователя);

• обеспечения контроля принимаемых решений (проверка правильности принятых решений на каждом процессе (этапе) разработки ПС. Это позволит обнаруживать и исправлять ошибки на самой ранней стадии после ее возникновения).

И хотя гарантировать отсутствие ошибок в ПС невозможно, но в рамках этого подхода можно достигнуть приемлемого уровня надежности ПС.

Под жизненным циклом ПС понимают весь период его разработки и эксплуатации (использования), начиная от момента возникновения замысла ПС и кончая прекращением всех видов его использования.

Различают следующие стадии жизненного цикла ПС: разработку ПС, эксплуатацию ПС.

Понятие качества программного средства. Жизненный цикл программного средства. - student2.ru

1. Этапы стадии разработки(development):

- Внешнее описание определение требований к ПС со стороны пользователей (заказчика);

- Конструирование ПС охватывает процессы: разработку архитектуры ПС, разработку структур программ ПС и их детальную спецификацию;

- Кодирование создание текстов программ на языках программирования, их отладку с тестированием ПС;

- На этапе аттестации ПС производится оценка качества ПС, после успешного завершения которого разработка ПС считается законченной.

2. Стадия эксплуатации ПС. Состоит из двух параллельно проходящих фаз:

- Фаза применения ПС - это использование ПС для решения практических задач на компьютере путем выполнения ее программ;

- Фаза сопровождения ПС - это процесс сбора информации о его качестве в эксплуатации, устранения обнаруженных в нем ошибок, его доработки и модификации, а также извещения пользователей о внесенных в него изменениях.


Наши рекомендации