Лекция 2.1,2.2 Понятие компьютера, его развитие. Архитектура.
Лекция 2.1,2.2 Понятие компьютера, его развитие. Архитектура.
Компьютер (от англ. computer – вычислитель) – это программируемое электронное устройство, которое способно обрабатывать информацию, производить вычисления и выполнять другие задачи. Компьютеры подразделяют на два основных типа:
1) цифровые, оценивающие данные в форме числовых двоичных кодов;
2) аналоговые, анализирующие непрерывно меняющиеся физические величины, которые являются аналогами вычисляемых величин.
В настоящее время под словом «компьютер» понимают именно цифровой компьютер.
Основу компьютеров составляет аппаратура (Hardware) образованная электронными и электромеханическими элементами и устройствами. Принцип работы компьютеров заключается в выполнении программ (Software), которые заданы заранее и четко определены последовательностью арифметических, логических и других операций.
Структура любого компьютера обусловлена общими логическими принципами, на базе которых в нем выделяют следующие главные устройства:
• память, состоящую из перенумерованных ячеек;
• процессор, включающий в себя устройство управления (УУ) и арифметико-логического устройство (АЛУ);
• устройство ввода;
• устройство вывода.
Данные устройства соединяются каналами связи, передающими информацию.
Поколения ЭВМ
Разделение ЭВМ на поколения условно, так как поколения сменялись постепенно, поэтому временные границы между поколениями размыты. Поколения ЭВМ разделяют в зависимости от физических элементов или технологии их изготовления, используемых при построении ЭВМ (табл. 8.1). При сравнении быстродействия ЭВМ под операцией понимают операцию над числами с плавающей точкой.
Первое поколение ЭВМ (1951 —1954) строилось на электронных лампах, которые могли быстро переключаться из одного состояния в другое. Лампы имели большие размеры, поэтому ЭВМ первого поколения, состоящие из десятков тысяч ламп, занимали целые этажи и были энергоемки. Программы записывались в ЭВМ с помощью установки перемычек на особом машинном коде.
Второе поколение ЭВМ (1958 — 1960) строилось на транзисторах — полупроводниковых приборах, которые могли находиться в одном из двух состояний. По сравнению с лампами транзисторы имели малые размеры и потребляемую мощность. Увеличение производительности обеспечивалось за счет более высокой скорости переключения и использования обрабатывающих устройств, работающих параллельно. Площадь, требующаяся для размещения ЭВМ, уменьшилась до нескольких квадратных метров. Программы записывались на перфокарты — картонные карточки, на которых были выбиты или не выбиты дырочки, кодирующие 0 и 1. Программирование осуществлялось на языке Ассемблер, команды которого затем переводились в машинный код.
Третье поколение ЭВМ (1965 —1968) строилось на интегральных схемах (ИС). ИС представляет собой электрическую цепь определенного функционального назначения, которая размещается на кремниевой основе. ИС содержит сотни и тысячи транзисторных элементов, что позволило уменьшить размеры, потребляемую мощность, стоимость и увеличить надежность системы.ПомимоАссемблера
программирование осуществлялось на языках высокого уровня (ЯВУ), имевших большое количество операторов. Каждый оператор объединял несколько команд языка Ассемблер.
Четвертое поколение ЭВМ (с 1985 г. по сегодняшний день) строилось на больших интегральных схемах (БИС). БИС содержат не набор нескольких логических элементов, из которых строились затем функциональные узлы компьютера, а целиком функциональные узлы. Примером БИС является микропроцессор. БИС способствовали появлению персональных компьютеров. Увеличение количества транзисторов до миллионов привело к появлению сверхбольших ИС (СБИС).
Пятое поколение ЭВМ существует в теории. Основное требование к ЭВМ — машина должна сама по поставленной цели составить план действий и выполнить его. Такой способ решения задачи называется логическим программированием. Элементная база процессора — СБИС с использованием опто- и криоэлектроники. Оптоэлектроника — раздел электроники, связанный с эффектами взаимодействия оптического излучения с электронами в веществах (главным образом в твердых телах) и использованием этих эффектов для генерации, передачи, хранения, обработки и отображения информации.
Криоэлектроника (криогенная электроника) — область науки и техники, занимающаяся применением явлений, имеющих место в твердых телах при температуре ниже 120 К (криогенных температурах) в присутствии электрических, магнитных или электромагнитных полей (явление сверхпроводимости), для создания электронных приборов и устройств.
Структура ЭВМ
Вычислительной называется техническая система способная выполнять действия посредством арифметических и логических операций.
ЭВМ (персональный компьютер (ПК)) — это универсальная вычислительная диалоговая система, реализованная на базе микропроцессорных средств, компактных внешних запоминающих устройств, способная выполнять последовательность операций над информацией определенной программы. В основе функционирования любой ЭВМ лежит архитектура.
Архитектура — это наиболее общие принципы построения ЭВМ, реализующие программное управление работой и взаимодействием основных ее функциональных узлов. В основе архитектуры современных ЭВМ лежат принципы, предложенные американским ученым и теоретиком вычислительной техники Джоном фон Нейманом.
Обобщенная схема ЭВМ представлена на рис. 8.1.
Рис. 1. Структура ЭВМ |
ЭВМ состоит из системного блока, к которому подключаются монитор и клавиатура. В системном блоке находятся основные компоненты ЭВМ:
• ВЗУ — внешние запоминающие устройства (жесткий диск, приводы CD/DVD/Blu-Ray, флэш-память); некоторые ВЗУ располагаются внутри системного блока и подключаются к контроллерам ВЗУ, а некоторые — снаружи системного блока и подключаются к портам ввода-вывода;
• ВК — видеокарта (видеоадаптер, видеоконтроллер) формирует изображение и передает его на монитор;
• ИП — источник питания обеспечивает питание всех блоков ЭВМ по системной шине;
• КВЗУ — контроллеры внешних запоминающих устройств управляют обменом информацией с ВЗУ;
• КК — контроллер клавиатуры содержит буфер, в который помещаются вводимые символы, и обеспечивает передачу этих символов другим компонентам;
• КПВВ — контроллеры портов ввода-вывода управляют обменом информацией с периферийными устройствами;
• МП — микропроцессор выполняет команды программы, управляет взаимодействием всех компонент ЭВМ;
• ОЗУ — оперативное запоминающее устройство хранит исходные данные и результаты обработки информации во время функционирования ЭВМ;
• ПЗУ — постоянное запоминающее устройство хранит программы, выполняемые во время загрузки
• ПУ — периферийные устройства различного назначения: принтеры, сканнеры, манипулятор «мышь» и др.;
• СА — сетевой адаптер (карта) обеспечивает обмен информацией с локальными и глобальными компьютерными сетями.
К устройствам ввода информации относят клавиатуру и такие ПУ, как сканнеры, манипуляторы типа «мышь», джойстики, а к устройствам вывода информации — монитор и такие ПУ, как принтеры.
Современную архитектуру ЭВМ определяют следующие принципы.
1. Принцип программного управления. Обеспечивает автоматизацию процесса вычислений на ЭВМ. Согласно этому принципу для решения каждой задачи составляется программа, которая определяет последовательность действий ЭВМ.
2. Принцип программы, сохраняемой в памяти. Согласно этому принципу команды программы подаются, как и данные, в виде чисел и обрабатываются так же, как и числа, а сама программа перед выполнением загружается в ОЗУ, что ускоряет процесс ее выполнения.
3. Принцип произвольного доступа к памяти. В соответствии с этим принципом элементы программ и данных могут записываться в произвольное место ОЗУ, что позволяет обратиться по любому заданному адресу (к конкретному участку памяти) без просмотра предыдущих.
Составные части ЭВМ образуют аппаратное обеспечение ЭВМ (hardware). Рассмотрим эти компоненты ЭВМ.
Микропроцессор
Микропроцессор (МП; CPU — CentralProcessingUnit (центральный обрабатывающий модуль)) — центральный блок ЭВМ, управляющий работой всех компонент ЭВМ и выполняющий операции над информацией. Операции производятся в регистрах, составляющих микропроцессорную память.
Основные функции МП:
• выполнение команд программы, расположенной в ОЗУ; команда состоит из кода, определяющего, что эта команда делает, и операндов, над которыми эта команда осуществляется;
• управление пересылкой информации между микропроцессорной памятью, ОЗУ и периферийными устройствами;
• обработка прерываний;
• управление компонентами ЭВМ.
Микропроцессор состоит из следующих блоков:
• АЛУ — арифметико-логическое устройство;
• ДБ — другие блоки (математический сопроцессор, модуль предсказания ветвлений);
• ДК — дешифратор команд;
• ИМП — интерфейс микропроцессора;
• Кэш L1 — кэш-память первого уровня;
• Кэш L2 — кэш-память второго уровня;
• МПП — микропроцессорная память;
• РОН — регистры общего назначения;
• PC — регистры смещений;
• РФ — регистр флагов;
• СР — сегментные регистры;
• УС — устройство синхронизации;
• УУ — устройство управления.
Рассмотрим назначение этих блоков МП.
Устройство управления выполняет команды, поступающие в МП в следующей последовательности:
1) выборка из регистра-счетчика адреса ячейки ОЗУ, где хранится очередная команда программы;
2) выборка из ячеек ОЗУ кода очередной команды и приема считанной команды в регистр команд;
3) расшифровка кода команды дешифратором команды;
4) формирование полных адресов операндов;
5) выборка операндов из ОЗУ или МПП и выполнение заданной команды обработки этих операндов;
6) запись результатов команды в память;
7) формирование адреса следующей команды программы.
Для ускорения работы перечисленные действия выполняются параллельно: один блок выбирает команду, второй дешифрует, третий выполняет, образуя конвейер команд.
Команды, поступающие в УУ, временно хранятся в кэш-памяти первого уровня, освобождая шину для выполнения других операций. Размер кэш-памяти первого уровня 8...32 Кбайт.
Арифметико-логическое устройство выполняет все арифметические (сложение, вычитание, умножение, деление) и логические (конъюнкция, дизъюнкция и др.) операции над целыми двоичными числами и символьной информацией.
Устройство синхронизации определяет дискретные интервалы времени — такты работы МП между выборками очередной команды. Частота, с которой осуществляется выборка команд, называется тактовой частотой.
Интерфейс МП (ИМП) предназначен для связи и согласования МП с системной шиной ЭВМ. Принятые команды и данные временно помещаются в кэш-память второго уровня. Размер кэш-памяти второго уровня — 256... 2 048 Кбайт. Ранее кэш-память второго уровня размещалась на материнской плате.
Микропроцессорная память включает в себя 14 основных двухбайтовых запоминающих регистров и множество (до 256) дополнительных регистров. Регистры — это быстродействующие ячейки памяти различного размера. Основные регистры можно разделить на 4 группы.
1. Регистры общего назначения (РОН, универсальные регистры): АХ, ВХ, СХ, DX. Можно работать с регистром целиком или отдельно с каждой его половинкой: регистром старшего (high) байта — АН, ВН, и регистром младшего (low) байта — AL, BL, CL, DL. Универсальные регистры имеют свое предназначение:
• АХ — регистр-аккумулятор, с его помощью осуществляется ввод- вывод данных в МП, а при выполнении операций умножения и деления АХ используется для хранения первого числа, участвующего в операции (множимого, делимого) и результата операций (произведения, частного) после ее завершения;
• ВХ нередко используется для хранения адреса базы в сегменте данных и начального адреса поля памяти при работе с массивами;
• СХ — регистр-счетчик, используется как счетчик числа повторений при циклических операциях;
• DX — используется как расширение регистра-аккумулятора при работе с 32-разрядными числами и при выполнении операции умножения и деления.
2. Сегментные регистры используются для хранения начальных адресов полей памяти (сегментов), отведенных в программах для хранения команд кода (регистр С-5), данных (DS), стека (SS), дополнительной области памяти данных при обмене между сегментами (ES).
3. Регистры смещений IP, SP, ВР, 57, DI предназначены для хранения относительных адресов ячеек памяти внутри сегментов (смещений относительно начала сегментов).
4. Регистр флагов FL содержит одноразрядные флаги, управляющие выполнением программы в ЭВМ. Флаги принимают значения О или 1. Значения флагов устанавливаются независимо друг от друга.
Всего в регистре 9 флагов: 6 — статусные, отражающие результаты операций (флаги переноса, нуля, переполнения и др.); 3 — управляющие, определяющие режим выполнения программы (флаги пошагового выполнения программы, прерываний и направления обработки данных).
МПП — это память с самым меньшим временем доступа в ЭВМ.
Другие блоки — это блоки, ускоряющие работу МП. АЛУ производит действия только над двоичными целыми числами. Операции над числами с плавающей точкой выполняет математический сопроцессор, освобождая МП от выполнения этих операций. Блок предсказания ветвлений программы просматривает программу на несколько шагов вперед, чтобы определить дальнейшее направление выполнения программы. Вероятность предсказания 80 — 90%.
Работа МП состоит в выборке очередной команды и ее выполнения. В некоторых случаях выполнение программы необходимо прервать, например в случае ошибки вычисления. Такие случаи называются прерываниями.
Выделяют два типа прерываний:
1) внутрипроцессорные прерывания, возникающие из-за непреодолимого препятствия в выполнении программы, например запись данных в запрещенную для записи область ОЗУ или переполнение результата при вычислениях;
2) прерывания от внешних устройств не являются фатальными или ошибочными; прерывания второго типа возникают, когда требуется обмен данными с внешним устройством, например приводом компакт-дисков, а он не готов.
Основными параметрами МП являются тактовая частота, разрядность и рабочее напряжение.
Тактовая частота определяет количество элементарных операций (тактов), выполняемых МП за единицу времени. Тактовая частота современных МП измеряется в гигагерцах (1 Гц соответствует выполнению одной операции за одну секунду, 1 ГГц = 109 Гц). Чем больше тактовая частота, тем больше команд может выполнить МП и тем больше его производительность. Первые МП, использовавшиеся в персональных компьютерах, работали на частоте 4,77 МГц (1 МГц = 106 Гц). В настоящее время рабочие частоты современных МП превосходят 2 ГГц (2011 г.).
Разрядность процессора показывает, сколько бит данных МП может принять и обработать в своих регистрах за один такт. Разрядность процессора определяется разрядностью внутренней шины, т.е. количеством проводников в шине, по которым передаются команды. Современные МП семейства Intel имеют 64 разряда.
Рабочее напряжение процессора обеспечивается материнской платой, поэтому разным маркам процессоров соответствуют разные материнские платы. Рабочее напряжение процессоров не превышает 3 В. Снижение рабочего напряжения позволяет уменьшить размеры МП, а также уменьшить тепловыделение в МП, что повышает его производительность без угрозы перегрева.
МП все время с момента включения до момента выключения выполняет команды. Если поток команд заканчивается, например в случае простоя ЭВМ, то МП выполняет пустую команду NOP.
Системная шина
В основе устройства ЭВМ лежит системная шина, которая служит для обмена командами и данными между компонентами ЭВМ, расположенными на материнской плате. ПУ подключаются к шине через контроллеры. Такая архитектура ЭВМ называется открытой, так как легко может быть расширена за счет подключения новых устройств. Передача информации по системной шине также осуществляется по тактам.
Системная шина включает в себя:
• кодовую шину данных для параллельной передачи всех разрядов числового кода (машинного слова) операнда из ОЗУ в МПП и обратно, имеет 64 разряда;
• кодовую шину адреса для параллельной передачи всех разрядов адреса ячейки ОЗУ, имеет 32 разряда;
• кодовую шину инструкций для передачи команд (управляющих сигналов, импульсов) во все блоки ЭВМ; простые команды кодируются одним байтом, но есть и команды, кодируемые двумя, тремя и более байтами, имеет 32 разряда;
• шину питания для подключения блоков ЭВМ к системе энергопитания.
Системная шина обеспечивает три направления передачи информации:
1) между МП и ОЗУ;
2) между МП и контроллерами устройств;
3) между ОЗУ и внешними устройствами (ВЗУ и ПУ, в режиме прямого доступа к памяти).
Все устройства подключаются к системной шинечерез контроллеры — устройства, которые обеспечивают взаимодействие внешних устройств и системной шины.
Чтобы освободить МП от управления обменом информацией между ОЗУ и внешними устройствами, например при чтении или записи информации, предусмотрен режим прямого доступа в память (DMA — DirectMemoryAccess).
Таким образом, МП может заниматься выполнением других команд, не отвлекаясь на копирование информации между ОЗУ и внешними устройствами.
Характеристиками системной шины являются количество обслуживаемых ею устройств и ее пропускная способность, т. е. максимально возможная скорость передачи информации.
Пропускная способность шины зависит от следующих параметров:
• разрядность или ширина шины — количество бит, которое может быть передано по шине одновременно (существуют 8-, 16-, 32- и 64-разрядные шины);
• тактовая частота шины — частота, с которой передаются биты информации по шине.
Наиболее распространенные шины.PCI (PeripheralComponentInterconnect) — самая распространенная системная шина. Быстродействие шины не зависит от количества подсоединенных устройств. Поддерживает следующие режимы:
• PlugandPlay(Рп Р) — автоматическое определение и настройка подключенного к шине устройства;
• BusMastering — режим единоличного управления шиной любым устройством, подключенным к шине, что позволяет быстро передать данные по шине и освободить ее.
AGP (AcceleratedGraphicsPort) — магистраль между видеокартой и ОЗУ.Разработана, так как параметры шины PCI не отвечают требованиям видеоадаптеров по быстродействию. Шина работает на большей частоте, что позволяет ускорить работу графической подсистемы ЭВМ.
Общие сведения
Внешние запоминающие устройства (ВЗУ) предназначены для долговременного хранения и транспортировки информации. ВЗУ взаимодействуют с системной шиной через контроллеры внешних запоминающих устройств (КВЗУ). КВЗУ обеспечивают интерфейс ВЗУ и системной шины в режиме прямого доступа к памяти, т. е. без участия МП.
Интерфейс — это совокупность связей с унифицированными сигналами и аппаратуры, предназначенной для обмена данными между устройствами вычислительной системы.
ВЗУ можно разделить по критерию транспортировки на переносные и стационарные. Переносные ВЗУ состоят из носителя, подключаемого к порту ввода-вывода (обычно USB), (флэш-память) или носителя и привода (накопители на гибких магнитных дисках, приводы CD и DVD). В стационарных ВЗУ носитель и привод объединены в единое устройство (накопитель на жестких магнитных дисках). Стационарные ВЗУ предназначены для хранения информации внутри ЭВМ.
Перед первым использованием или в случае сбоев ВЗУ необходимо отформатировать — записать на носитель служебную информацию, необходимую в дальнейшем при операциях чтения-записи с носителя.
Рассмотрим три типа ВЗУ, разделенные по критерию физической основы или технологии производства носителя: 1) магнитные носители; 2) оптические носители; 3) флэш-память.
Магнитные носители
Магнитные носители основаны на свойстве материалов находиться в двух состояниях: «не намагничено» —«намагничено», кодирующие 0 и 1. По поверхности носителя перемещается головка, которая может считывать состояние или изменять его. Запись данных на магнитный носитель осуществляется следующим образом.
При изменении силы тока, проходящего через головку, происходит изменение напряженности динамического магнитного поля на поверхности магнитного носителя, и состояние ячейки меняется с «не намагничено» на «намагничено» или наоборот. Операция считывания происходит в обратном порядке. Намагниченные частички ферромагнитного покрытия являются причиной появления электрического тока. Электромагнитные сигналы, которые возникают при этом, усиливаются и анализируются, и делается вывод о значении 0 или 1.
Из-за контакта головки с поверхностью носителя через некоторое время носитель приходит в негодность.
Рассмотрим три типа магнитных носителей.
1. Накопители на жестких магнитных дисках (НЖМД; harddisk — жесткий диск) представляют собой несколько дисков с магнитным покрытием, нанизанные на шпиндель, в герметичном металлическом корпусе. При вращении диска происходит быстрый доступ головки к любой части диска.
В НЖМД может быть до десяти дисков. Их поверхность размечается дорожками (track). Каждая дорожка имеет свой номер. Дорожки с одинаковыми номерами, расположенные одна над другой на разных дисках, образуют цилиндр. Дорожки на диске разбиты на секторы (нумерация начинается с единицы). Сектор занимает 571 байт. Из них 512 байт отведено для записи данных. Оставшиеся 59 байт отведены под заголовок (префикс), определяющий начало и номер сектора, и окончание (суффикс), где записана контрольная сумма, необходимая для проверки целостности хранимых данных. Секторы и дорожки формируются во время форматирования диска. Разметка секторов зависит от типа диска. Жесткие диски устанавливаются в системном блоке и являются основным ВЗУ ЭВМ. Объем жестких дисков превышает 1 Тбайт (2011 г.), а время доступа — 0,005 — 0,03 с.
2. Накопители на гибких магнитных дисках (НГМД; FDD — FloppyDiskDrive) предназначены для записи информации на переносные носители — дискеты. Дискета представляет собой гибкий диск с магнитным покрытием, помещенный в жесткий корпус со шторкой, открываемой для доступа головки к диску, и прорезью для защиты от записи. Как и в случае жесткого диска, поверхность гибкого диска разбивается на дорожки, которые, в свою очередь, разбиваются на секторы. Секторы и дорожки формируются во время форматирования дискеты. Дискеты могут быть двух размеров 5,25 дюймов (133 мм; является устаревшим) и 3,5 дюймов (89 мм). Для каждого типа дискеты нужен свой НГМД. Объем дискет — до 1,44 Мбайт, время доступа — 0,065 — 0,1 с. В настоящее время НГМД вытеснены флэш-памятью.
3. Дисковые массивыRAID (RedundantArrayofInexpensiveDisks — массив недорогих дисков с избыточностью) используются для хранения данных в суперкомпьютерах (мощных ЭВМ, предназначенных для решения крупных вычислительных задач) и серверах (подключенных к сети ЭВМ, предоставляющих доступ к хранящимся в них данным).
Массивы RAID — это несколько запоминающих устройств на жестких дисках, объединенные в один большой накопитель, обслуживаемый специальнымRAID-контроллером. Одна и та же информация хранится на различных жестких дисках и при потере информации на одном жестком диске восстанавливает ее с другого жесткого диска. RAID-массивы поддерживают технологию PlugandPlay, т.е. замену одного из дисков без остановки всего массива.
Оптические носители
Оптические носители представляют собой компакт-диски диаметром 12 см (4,72 дюйма) или мини-диски диаметром 8 см (3,15 дюйма). Оптические носители состоят из трех слоев:
1) поликарбонатная основа (внешняя сторона диска);
2) активный (регистрирующий) слой пластика с изменяемой фазой состояния;
3) тончайший отражающий слой (внутренняя сторона диска).
В центре компакт-диска находится круглое отверстие, надеваемое на шпиндель привода компакт-дисков.
Запись и считывание информации на компакт-диск осуществляется головкой, которая может испускать лазерный луч. Физический контакт между головкой и поверхностью диска отсутствует, что увеличивает срок службы компакт-диска. Фаза второго пластикового слоя, кристаллическая или аморфная, изменяется в зависимости от скорости остывания после разогрева поверхности лазерным лучом в процессе записи, выполняемой в приводе. При медленном остывании пластик переходит в кристаллическое состояние и информация стирается (записывается «О»); при быстром остывании (если разогрета только микроскопическая точка) элемент пластика переходит в аморфное состояние (записывается «1»). Ввиду разницы коэффициентов отражения от кристаллических и аморфных микроскопических точек активного слоя при считывании происходит модуляция интенсивности отраженного луча, воспринимаемого головкой чтения. Поверхность диска разбита на три области. Начальная область (Lead-In) расположена в центре диска и считывается первой. В ней записано содержимое диска, таблица адресов всех записей, метка диска и другая служебная информация.
Средняя область содержит основную информацию и занимает большую часть диска. Конечная область (Lead-Out) содержит метку конца диска.
Информация на компакт-диске кодируется с большой избыточностью корректирующим кодом Рида —Соломона, обеспечивающего
восстановление исходной информации при невозможности ее считывания с диска.
Компакт-диск выдерживает несколько сотен циклов перезаписи. Считывание информации осуществляется при вращении компакт- диска с частотой более 10 ООО об/мин.
В зависимости от возможности чтения/записи все компакт-диски можно разделить на три типа:
1) ROM (ReadOnlyMemory) — только для чтения; запись невозможна;
2) R (Recordable) — для однократной записи и многократного чтения; диск может быть однажды записан; записанную информацию изменить нельзя и она доступна только для чтения;
3) RW(Rewritable) — для многократной записи и чтения; информация на диске может быть многократно перезаписана.
Эти типы дисков отличаются материалом, из которого изготовлен второй пластиковый слой.
Рассмотрим виды компакт-дисков CD (CompactDisc), DVD (DigitalVersatileDisc — цифровой универсальный (многосторонний) диск) и Blu-Ray, имеющие одинаковый размер 4,72 дюйма.
Объем CD равен 650 или 700 Мбайт. Музыкальные диски относятся к CD и предназначены только для чтения с них музыки. Время доступа к CD — 0,05 — 0,3 с.
Формат DVD являются развитием CD, объем составляет 4,7 Гбайт за счет более плотной записи. DVD продолжают совершенствоваться. Существует несколько конкурирующих форматов DVD: DVD-, DVD+ и DVD-RAM.
Формат Blu-Ray является дальнейшим развитием DVD и позволяет записывать 25 Гбайт информации на один слой.
Дисковод для оптических носителей состоит из следующих частей:
• электродвигатель, который вращает диск;
• оптическая система, состоящая из лазерного излучателя, оптических линз и датчиков и предназначенная для считывания информации с поверхности диска;
• микропроцессор, который руководит механикой привода, оптической системой и декодирует прочитанную информацию в двоичный код.
Компакт-диск раскручивается электродвигателем. На поверхность диска с помощью привода оптической системы фокусируется луч из лазерного излучателя.
Луч отражается от поверхности диска и сквозь призму подается наданные считываются со скоростью 1200 Кбайт/с. Максимальнаяско-рость чтения с дисков Blu-Ray работы составляет 12х (54 Мбайт/с).
Оптические носители могут храниться до 100 лет, но они воспри-имчивы к царапинам, колебаниям температуры и механическим повреждениям.
Следует соблюдать следующие правила при работе с оптическими носителями:
• не класть диски отражающим слоем на стол или другие поверхности;
• хранить диски в коробках, а коробки в вертикальном положении;
• для длительного хранения информации выбирать диски однократной записи (-R), а не многократной (-RW);
• подписывать диск только на внешней стороне диска;
• не наклеивать наклейки и не использовать деформированные диски, так как это может привести к разбалансировке диска;
• не подвергать диск воздействию прямых солнечных лучей.
Флэш-память
Флэш-память представляет собой микросхемы памяти, заключенные в пластиковый корпус, и предназначена для долговременного хранения информации с возможностью многократной перезаписи.
Микросхемы флэш-памяти не имеют движущихся частей. При работе указатели в микросхеме перемещаются на начальный адрес блока, и затем байты данных передаются в последовательном порядке. При производстве микросхем флэш-памяти используются логические элементы NAND (И —НЕ). Количество циклов перезаписи флэш-памяти превышает 1 млн. В настоящее время размер флэш- памяти превышает 64 Гбайт (2011 г.),
Видеоподсистема ЭВМ
Видеокарта
Видеоподсистема ЭВМ включает в себя два устройства:
1) монитор (дисплей), отображающий на своем экране текстовую и графическую информацию;
2) видеокарта (ВК, видеоконтроллер, видеоадаптер), обеспечивающая формирование изображения, его хранение, обновление и преобразование в сигнал, отображаемый монитором.
Видеокарта представляет собой плату, устанавливаемую в специальный слот на материнской плате или интегрированную в материнскую плату. Видеокарта содержит следующие элементы:
• графический процессор, обрабатывающий изображение и преобразующий его в сигнал для монитора;
• видеопамять, хранящую воспроизводимую на экране информацию; объем видеопамяти превышает 1 Гбайт (2011 г.);
• цифроаналоговый преобразователь (ЦАП), преобразующий цифровую информацию об изображении в аналоговый сигнал; характеристиками ЦАП являются частота преобразования и разрядность, определяющая количество цветов, поддерживаемых видеокартой;
• видеоакселераторы; различают два типа видеоакселераторов: для плоской (2D) и трехмерной (3D) графики. Первые эффективны для работы с прикладными программами общего назначения, вторые ориентированы на работу с разными мультимедийными и развлекательными программами. Видеоакселераторы позволяют производить математические вычисления для построения трехмерных сцен на двухмерном экране без участия МП.
Типы мониторов
Рассмотрим три типа мониторов:
1) на основе электронно-лучевой трубки;
2) жидкокристаллические;
3) плазменные.
Первый тип мониторов является аналоговым, а остальные — цифровыми.
Ко всем типам мониторов применимы перечисленные в подразд. 8.7.2 характеристики.
Электронно-лучевая трубка (ЭЛТ; CRT — CathodeRayTube, катодно-лучевая трубка) представляет собой запаянную вакуумную
стеклянную колбу, дно (экран) которой покрыто слоем люминофора, а в горловине установлена электронная пушка, испускающая поток электронов.
С помощью формирующей и отклоняющей систем поток электронов направляется на нужное место экрана. Энергия, выделяемая попадающими на люминофор электронами, заставляет его светиться. Светящиеся точки люминофора формируют изображение, воспринимаемое визуально.
ЭЛТ-мониторы бывают монохромными или цветными. В цветном ЭЛТ-мониторе используются три электронные пушки, в отличие от одной пушки, применяемой в монохромных мониторах. Каждая пушка отвечает за один из трех основных цветов: красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue), путем смешивания которых создаются все остальные цвета и цветовые оттенки. Поэтому цветные мониторы называют RGB-мониторами по первым буквам основных цветов.
Недостатками ЭЛТ-мониторов являются высокое потребление электроэнергии и вредное для здоровья человека излучение.
Для жидкокристаллических и плазменных мониторов вводятся еще две характеристики: время отклика и контрастность. Время отклика — это минимальный временной промежуток, в течение которого пиксель может полностью поменять свой цвет — от черного к белому и обратно (составляет 6 — 8 мс). Контрастность — это отношение яркости самого светлого и самого темного пикселя (составляет 30 000:1).
В жидкокристаллических мониторах (ЖК-мониторы; LCD — LiquidCrystalDisplay, жидкокристаллический монитор) используется специальная прозрачная жидкость, которая при определенных напряженностях электростатического поля кристаллизуется, при этом изменяются ее прозрачность, коэффициенты поляризации и преломления световых лучей. Эти эффекты и используются для формирования изображения.
Конструктивно такой монитор выполнен в виде двух электропроводящих стеклянных пластин (подложка), между которыми помещается тончайший слой кристаллизующейся жидкости. Каждый элемент экрана управляется собственным транзистором, поэтому ЖК- мониторы также называют TFT-мониторами (TFT — ThinFilmTransistor, тонкопленочный транзистор). В цветных мониторах каждый элемент изображения состоит из трех отдельных пикселей (R, G и В), покрытых тонкими светофильтрами соответствующих цветов. Поскольку ячейки сами не светятся, ЖК-монитору требуется задняя подсветка.
Недостатками ЖК-мониторов являются ограниченность угла обзора (качество изображения зависит от того, под каким углом вы смотрите), некачественная цветопередача, продолжительное время отклика, неравномерная подсветка.
В плазменных мониторах (PDP — PlasmaDisplayPanel) изображение формируется сопровождаемыми излучением света газовыми разрядами в пикселях панели. Конструктивно панель состоит из трех стеклянных пластин, на две из которых нанесены тонкие прозрачные проводники: на одну пластину — горизонтально, на другую — вертикально.
Между ними находится третья пластина, в которой в местах пересечения проводников двух первых пластин имеются сквозные отверстия — пиксели. Эти отверстия при сборке панели заполняются инертным газом: неоном или аргоном. При подаче высокочастотного напряжения на один из вертикально и один из горизонтально расположенных проводников в отверстии, находящемся на их пересечении, возникает газовый разряд. Чем больше напряжение, тем ярче светится газ.
Плазма газового разряда излучает свет в ультрафиолетовой части спектра, который вызывает свечение частиц люминофора в диапазоне, видимом человеком. Фактически, каждый пиксель на экране работает как обычная флуоресцентная лампа (лампа дневного света).
Недостатками плазменных мониторов являются высокое энергопотребление и низкая разрешающая способность.
Периферийные устройства
Клавиатура
Клавиатура — это стандартное клавишное устройство ввода, предназначенное для ввода алфавитно-цифровых данных и команд управления. Клавиатуры имеют по 101 —104 клавиши, размещенные по стандарту QWERTY (в верхнем левом углу алфавитной части клавиатуры находятся клавиши Q, W, Е, R, Г, Y).
Набор клавиш клавиатуры разбит на несколько функциональных групп:
• алфавитно-цифровые клавиши (буквы и цифры) предназначены для ввода знаковой информации и команд, которые набираются посимвольно;
• функциональные клавиши (FI —F12); функции клавиш зависят от конкретной, работающей в данный момент времени программы;
• клавиши управления курсором подают команды на передвижение курсора по экрану монитора относительно текущего изображения (стрелки, а также клавиши PAGEUP, PAGEDOWN, HOME, END); курсор — экранный элемент, указывающий на место ввода знаковой информации;
• служебн<