Тема 1. понятие, сущность компьютерных преступлений

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель и задачи дисциплины

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины (ОК, ПК)

4. Содержание и структура учебной дисциплины

4.1. Содержание разделов дисциплины

4.2. Структура дисциплины

5. Календарно-тематический план дисциплины

6. Рабочая программа дисциплины:

6.1.Лекционные и практические занятия

6.2. Контрольные вопросы и задания

6.3. Темы сообщений и рефератов

6.4. Задачи для самостоятельной работы

6.5. Самостоятельная работа

7. Связь учебной дисциплины с другими дисциплинами и курсами

8. Образовательные технологии:

9. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации

10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

11. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

12. Глоссарий

1. Цели и задачи учебной дисциплины

Многие субъекты общественных отношений уже не могут существовать и нормально функционировать без взаимного информационного обмена и использования в своих технологических процессах разнообразных компьютерных устройств.

Как свидетельствует статистика, в последнее время количество преступлений в сфере компьютерных технологий неуклонно увеличивается, возрастает их удельных вес по размерам причиненного вреда в общей доле моральных и материальных потерь от обычных видов преступлений.Расследование подобных преступлений вызывает серьезные затруднения в документировании преступной деятельности, выявлении преступников, требует привлечения специалистов в области вычислительной техники, цифровых средств электросвязи и защиты конфиденциальной информации.

С учетом современных научных достижений и передовой практики правоохранительных органов в рабочей программе комплексно рассматриваются особенности расследования компьютерных преступлений.

Цель преподавания дисциплины – обеспечить знание теоретических и практических основ при расследовании компьютерных преступлений.

Цель освоения учебной дисциплины (модуля) «расследование компьютерных преступлений» – подготовка студентов к эффективному применению в процессе обучения в вузе и в ходе будущей профессиональной деятельности.

Формирование у будущих специалистов самостоятельного и творческого подхода к освоению мировой информационной среды, знания о состоянии рынка информационных ресурсов и услуг, а также практических навыков по их получению и использованию.

Задача изучения дисциплины – изучение основных понятий и сущности компьютерных преступлений.; изучить уголовно-правовую характеристику компьютерных преступлений., а также способы совершения компьютерных преступлений и типичные следы.

Конкретные задачи:

–сформировать знания теоретических и практических основ при расследовании компьютерных преступлений.

– научить бакалавров использовать технические средства при расследовании компьютерных преступлений.

– научить разбираться в аппаратных, программных и информационных ресурсах при расследовании компьютерных преступлений.

2. Место дисциплины в учебном плане программы

Расследование компьютерных преступлений код дисциплины М2.В.ДВ2.2 относится к числу дисциплин по выбору, включенных в дисциплины профессионального цикла образовательной программы послевузовского профессионального образования по направлению магистерской подготовки 40.04.01 – юриспруденция и всего на ее изучение отводится 72 часа. В соответствии с учебным планом, занятия проводятся на первом году обучения.

3. Изучение дисциплины «РАССЛЕДОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ» направлено на формирование у магистров следующих компетенций:

В результате изучения курса магистр должен:

знать:

– основные понятия и категории;

– содержание и особенности профессиональной деятельности по расследованию преступлений компьютерных преступлений;

– возможные пути (способы) разрешения следственных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;

уметь:

– организовывать и планировать расследование компьютерных преступлений;

– применять тактические приемы расследования в конкретных жизненных ситуациях.

владеть навыками:

– оценки сложившейся по делу следственной ситуации;

– поведения в коллективе и общения с гражданами в рамках производства отдельных следственных действий.

– выявления и оценки поведения участников расследования.

Дисциплина«Расследование компьютерных преступлений»служит основой для формирования у магистра следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК):

готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОК-5);

профессиональные компетенции (ПК):

способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

4. Содержание и структура дисциплины

4.1. Содержание разделов дисциплины

№ Раздела Содержание раздела Форма текущего контроля Разработано с участием представителей работодателей
Понятие, компьютерных преступлений Р Ответ на семинаре  
Уголовно-правовая характеристика компьютерных преступлений Ответ на семинаре  
Система специальных средств собирания и исследования следов преступлений, совершенных с использованием компьютерных технологий Р Ответ на семинаре  
Способы компьютерных преступлений и типичные следы Р КР  
Особенности использования криминалистической характеристики при расследовании компьютерных преступлений Р Ответ на семинаре  
Особенности организации и планирования расследования на первоначальном этапе Ответ на семинаре  
Особенности тактики производства отдельных следственных действий Р Ответ на семинаре  
Участие специалиста при проведении отдельных следственных действий Р Ответ на семинаре  
Противодействие преступности в сфере компьютерных технологий Ответ на семинаре  
Назначение экспертиз при расследовании компьютерных преступлений Тестирование  

защита лабораторной работы (ЛР), выполнение курсового проекта (КП), курсовой работы (КР), расчетно-графического задания (РГЗ), написание реферата (Р), эссе (Э), коллоквиум (К), тестирование (Т), собеседование (С)

4.2. Структура дисциплины

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 1 зачетные единицы (36 часа).

Вид учебной работы Трудоемкость, часов ЗФО
1 семестр Всего
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия:
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР)    
ЗСТ    
Самостоятельная работа:
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)  
Расчетно-графическое задание (РГЗ)  
Реферат (Р)  
Эссе (Э)  
Самостоятельное изучение разделов  
Контрольная работа (К)  
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников, учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и т.д.)  
Подготовка и сдача зачета  
Вид итогового контроля 1 зет зачет

5. Календарно-тематический план дисциплины

  Наименование разделов, глав, тем Всего Лекции Пр. СРС
Общая часть.
Понятие, сущность компьютерных преступлений
Уголовно-правовая характеристика компьютерных преступлений  
Система специальных средств собирания и исследования следов преступлений, совершенных с использованием компьютерных технологий    
Способы совершения компьютерных преступленийи типичные следы    
Особенности использования криминалистической характеристики при расследовании компьютерных преступлений  
Особенности организации и планирования расследования на первоначальном этапе    
 
Участие специалиста при проведении отдельных следственных действий  
Назначение экспертиз при расследовании компьютерных преступлений  
Противодействие компьютерных преступлений    
Понятие, сущность компьютерных преступлений    
  Всего
             

Рабочая программа

И ТИПИЧНЫЕ СЛЕДЫ.

Понятие способа совершения компьютерного преступления. Классификация способов совершения компьютерных преступлений.

Понятие и классификация следов компьютерных преступлений. Регистрационные файлы операционных систем. Регистрационные файлы СУБД.

ТЕМА 6. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ.

Особенности возбуждения уголовного дело при расследовании компьютерных преступлений.

Типичные следственные ситуации.

Особенности выдвижения и проверки следственных версий.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЗФО

ГРАФИК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРА ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

№ п/п Тема Содержание самостоятельной работы Примерный бюджет времени на выполнение задания час. Сроки выполнения задания (месяц неделя) Форма отчетности Форма контроля Сроки контроля Учебно-методическое обеспечение СРС
Понятие, сущность компьютерных преступлений Изучение учебного материала неделя Реферат (4стр.)   неделя  
Уголовно-правовая характеристика компьютерных преступлений Подготовка к семинарскому занятию неделя Выполнение заданий в компьютерных классах   неделя  
Система специальных средств собирания и исследования следов преступлений, совершенных с использованием компьютерных технологий Подготовка к семинарскому занятию неделя Выполнение заданий в компьютерных классах Устный опрос неделя  
Способы совершения компьютерных преступлений и типичные следы Изучение учебного материала неделя Реферат (4 стр.)   неделя  
Особенности использования криминалистической характеристики при расследовании компьютерных преступлений Подготовка к семинарскому занятию неделя   Устный опрос неделя  
Особенности организации и планирования расследования на первоначальном этапе Изучение учебного материала неделя Реферат (2 стр.)   неделя  
Особенности тактики производства отдельных следственных действий Изучение учебного материала неделя Реферат (2 стр.)   неделя  
Участие специалиста при проведении отдельных следственных действий Изучение учебного материала неделя Ответы на вопросы   неделя  
Назначение экспертиз при расследовании компьютерных преступлений Изучение учебного материала неделя Выполнение заданий в компьютерных классах   неделя  
Противодействие компьютерных преступлений Изучение учебного материала неделя Выполнение заданий в компьютерных классах   неделя  

СВЯЗЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ И КУРСАМИ

Дисциплина «Расследование компьютерных преступлений» включает в себя в качестве базовых теоретические сведения из таких дисциплин, как криминалистика, судебные экспертизы, уголовное право, уголовно-процессуальное право, психология, современные достижения естественных и технических наук,обеспечивает профессиональную подготовку юристов.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Обучение по данной учебной дисциплине предполагает следующие формы занятий:аудиторные групповые занятия под руководством преподавателя,обязательная самостоятельная работа студента по заданию преподавателя, выполняемая во внеаудиторное время, в том числе с использованием технических средств обучения,индивидуальная самостоятельная работа студента под руководством преподавателя,индивидуальные консультации.

Лекционные занятия проводятся в специализированных аудиториях с применениеммультимедийных технологий и предусматривают развитие полученных теоретических знаний с использованием рекомендованной учебной литературы и других источников информации, в том числе информационных ресурсов глобальной сети Интернет. По курсу наряду с традиционной формой, применяются следующие формы проведения лекционных занятий: лекция-визуализация (основное содержание лекции представлено в образной форме: рисунках, графиках, схемах и т.д.), лекция-провокация (лекция с запланированными ошибками), проблемная лекция.

Лабораторные занятия проводятся в компьютерных классах и при их проведении используются такие активные методы обучения, как дискуссии, дидактические игры, моделирование профессиональных ситуаций.

На лекционные и практические занятия организовывается встреча и обсуждение с практическими работниками компаний Гарант, Консультант+.

При подготовке реферата студенты, применяя творческий подход и самостоятельность, проводят комплексное исследование и анализ по выбранной тематике. Рефераты подлежат публичной защите с использованием инновационных возможностей информационных технологий.

ЗФО

Вид занятия (Л, ПР, ЛР) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
Л лекция-визуализация, лекция-провокация, проблемная лекция
ПР дискуссия, дидактические игры, моделирование профессиональных ситуаций
Итого:  
         

Занятия в интерактивной форме составляют не менее 30% от аудиторных занятий.

1. Лекция по теме «Понятие, сущность компьютерных перступлений» проводится с использованием технических средств, а именно интерактивной доски для визуализации презентационного материала. (2ч).

2. Практическое занятие по теме «Особенности организации и планирования расследования на первоначальном этапе» проходят в рамках дискуссии. (3ч.)

3. Практическое занятие по теме «Система специальных средств собирания и исследования следов преступлений, совершенных с использованием компьютерных технологий» проходит в интерактивной форме, а именно в форме моделирования ситуаций (3ч.)

9. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИЕ ЗНАНИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТЕ»

Промежуточный, текущий и итоговый контроль знаний магистров осуществляется путем коллоквиумов и приема зачета по дисциплине.

Самостоятельная работа проводится в форме изучения отдельных теоретических вопросов по предлагаемой литературе и самостоятельного решения задач с дальнейшим их разбором или обсуждением на аудиторных занятиях. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к базам данных и библиотечным фондам, и доступом к сети Интернет.

Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины и видов занятий

Перечень компетенций Вид занятия Формы контроля
Л. ПР. СРС
ОК-2 + + + Дискуссии,
ОК-4 + + + Подготовка рефератов, вопросы к зачету
ПК-10 + + + Дискуссии,
ПК-4 + + + Дискуссии
ПК-10 + + + Дискуссии
ПК-4 + + + Подготовка рефератов, вопросы к зачету

Студент в рамках самостоятельной работы может с помощью программного обеспечения пройти самостоятельно тестирование по интересным темам. Тест, включает все изучаемые разделы и состоит из 200 вопросов с вариантами ответов. При тестировании всего курса студент отвечает на 20 произвольно выбранных вопросов. По окончанию теста на экран монитора выводиться результат.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ВОПРОСОВ КЗАЧЕТУ ПО КУРСУ

1. Понятие информации.

2. Нормативно закрепленное понятие «информации» в законах 1995 и 2006гг.

3. Отличие информации, компьютерной информации, правовой информации.

4. Компьютерные технологии: понятие, значение, сущность.

5. Уголовный кодекс и преступления в сфере компьютерной информации.

6. Объект и объективная сторона.

7. Субъект и субъективная сторона.

8. Квалификационные признаки.

9. Понятие, содержание и основные элементы криминалистической характеристики преступлений в сфере компьютерной информации.

10. Непосредственный предмет преступного посягательства по делам о компьютерных преступлениях.

11. Личностная характеристика преступника, совершающего компьютерные преступления.

12. Особенности обстановки совершения компьютерных преступлений.

13. Понятие способа совершения компьютерного преступления.

14. Классификация способов совершения компьютерных преступлений.

15. Понятие и классификация следов компьютерных преступлений.

16. Регистрационные файлы операционных систем и регистрационные файлы СУБД как доказательства по делу.

17. Особенности возбуждения уголовного дело при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации.

18. Типичные следственные ситуации.

19. Особенности выдвижения и проверки следственных версий.

20. Осмотр места происшествия.

21. Осмотр средства электронно-вычислительной техники.

22. Осмотр машинного носителя информации.

23. Осмотр документа на машинном носителе.

24. Осмотр машинограммы.

25. Изъятие средств электронно-вычислительной техники и компьютерной информации как элемент отдельных следственных действий.

26. Обыск и выемка.

27. Криминалистическое исследование операционных систем и СУБД.

28. Специалист согласно УПК (Процессуальные права и обязанности).

29. Подготовка к проведению следственного действия (напримере осмотра места происшестия).

30. Требования, предъявляемые к специалисту.

31. Перечень следственный действий проводимых с помощью специалиста.

32. Ограничения при использовании помощи специалиста.

33. Автороведческая экспертиза.

34. Компьютерно-техническая экспертиза.

35. Классификация компьютерно-технических экспертиз.

36. Компьютерно-сетевая экспертиза.

37. Комплексная компьютерно-техническая и технико-криминалистическая экспертиза документов, изготовленных на матричных игольчатых принтерах.

38. Специальные структуры в правоохранительных органах в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации.

39. Специализированное программное обеспечения для предупреждения и выявления преступлений данной категории.

40. Сущность фиксации следовой информациипо делам о компьютерных преступлениях.

41. Особенности фиксации следовой информации о попытках зондирования компьютерных систем или ведения радиоэлектронной разведки.

42. Особенности фиксации следовой информации о действии вредоносных программ в ходе осмотра компьютерных систем и их сетеОсобенности фиксации следовой информации при проведении аудита компьютерных систем в ходе осмотра компьютерных систем и их сетей.

10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

«судебнО-медицИНСКИЕ ЗНАНИЯ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»

Основная литература

1. Яблоков, Н.П..Криминалистика../Н. П. Яблоков ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак..2-е изд., перераб. и доп.М.,2011

2. Чубукова, С.Г., Элькин, В. Д.Основы правовой информатики../С. Г. Чубукова, В. Д. Элькин ; под ред. М. М. Рассолова.Изд. 3-е, испр. и доп.М.,2014 Нехорошев А.Б.

3. П. У. Кузнецова Информационные технологии в юридической деятельности.; Уральская гос. юрид. акад..М.,2012

4. А. М. Попова. Информатика и математика для юристов.;3-е изд.,.М.,20124

5. Основы современной информатики Кудинов Ю.И. Пащенко Ф.Ф. (Электронно-библиотечная система http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=2024)

Дополнительная литература

  1. Андреев Б.В. Расследование преступлений в сфере компьютерной информации. М., 2001.
  2. Компьютерные преступления: квалификация, расследование, экспертиза. Саратов. 2004.
  3. Гудков П.Б. Проблемы борьбы с компьютерными преступлениями. М., 2003.
  4. Карелина М.М. Преступления в сфере компьютерной информации. М., 1998.
  5. Козлов В.Е. Актуальные вопросы раскрытия и расследования преступлений // Следственный бюллетень. Казань, 2001, №6.
  6. Крылов В.В. Расследование преступлений в сфере компьютерной информации. М., 1999.
  7. Иванов А.Н. Производство обыска: уголовно процессуальные и криминалистические аспекты. Саратов, 1999.
  8. Горбачева О.С. Компьютерные преступления и роль компьютерной экспертизы в расследовании этих преступлений // Право и образование. М., 2001, № 5.
  9. Гаврилин Ю.В. Преступления в сфере компьютерной информации. М., 2003.
  10. Баев О.Я. Тактика следственных действий. Учебное пособие. Воронеж, 1995.
  11. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997.
  12. Букин Д.Е. Киберпространства // Рынок ценных бумаг. 1997. № 18.
  13. Букин Д.Е. Хакеры. О тех, кто делает это // Рынок ценных бумаг. 1997, № 23.
  14. Вехов В.Б. Компьютерные преступления. Способы совершения. Методики расследования. М., 1996.
  15. Волчинская Е.К. Есть ли в России компьютерное право? //Российская юстиция. - 1997. - № 6.
  16. Волынский А.Ф. Криминалистика. М., 1999.
  17. Гуняев В.А. Содержание и значение криминалистической характеристики преступлений // Криминалистическая характеристика преступлений. М., 1984.
  18. Густов Г.А. Понятие и виды криминалистической характеристики преступлений. М., 2001.
  19. Копылов В.А. Информационное право. М., 1997.
  20. Кудрявцев В.Н. Российское уголовное право. Особенная часть. М., 2002.
  21. Менжега М.М. Особенности производства обыска при расследовании компьютерных преступлений // Журнал Российского права. М., 2003, № 12.
  22. Мостовой Д.Ю. Современные технологии борьбы с вирусами //Мир ПК. №8. 1999.
  23. Нехорошев А.Б. Компьютерные преступления: квалификация, расследование, экспертиза. Саратов. 2004.
  24. Нехорошева О.А. Изъятие компьютерной техники и информации // Законность. М., 2004, № 8.
  25. Пак П.Н. Анализ практики расследования преступлений в сфере компьютерной информации // Проблемы законодательства в сфере информатизации. Материалы десятой всероссийской конференции, 30 октября 2002. М., 2002.
  26. Прохоров Л.А. Уголовное право: Учебник. М., 1999.
  27. Симкин Л.П. Как остановить компьютерное пиратство; Российская юстиция.- 1996.- №10.
  28. Смирнова Т.Г. Компьютерные преступления и возможности научно-технического обеспечения их расследования. Саратов, 1999.
  29. Федоров В.В. Компьютерные преступления: выявление, расследование и профилактика // Законность. М., 1994, № 6.
  30. Храмов Ю.В. Предварительное расследование преступлений в сфере компьютерной информации. М., 1998.

31. Чернов Е.А. Компьютерные преступления и организация борьбы с ними // Материалы итоговой научно-практической конференции курсантов и слушателей, 15 июня 2000. Владимир: ВЮИ Минюста России, 2002.

Периодические издания

1. Собрание законодательства Российской Федерации;

2. Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ;

3. Бюллетень Верховного суда РФ;

4. Вестник Высшего арбитражного суда РФ;

5. Вестник Конституционного Суда РФ;

6. Бюллетень Минюста России;

Периодические журналы

1. Государство и право

2. Законность

3. Российский следователь

4. Российская юстиция

5. «Черные дыры» в Российском законодательстве

6. Юридический Вестник Кубанского государственного университета.

7. Судебно-медицинская экспертиза

8. Медицинская экспертиза и право

9. Российский психиатрический журнал.

Интернет ресурсы

Справочно-правовая система «Гарант».

Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Справочно-правовая система «Кодекс».

www.law.kubsu.ru официальный сайт юридического факультета Кубанского государственного университета.

www.duma.gov.ruофициальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

www.ksrf.ruофициальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации

www.supcourt.ruофициальный сайт Верховного Суда Российской Федерации

www.arbitr.ruофициальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

www.genproc.gov.ruофициальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации

www.sledcom.ruофициальный сайт Следственного комитета Российской Федерации

law.edu.ru федеральный правовой портал «Юридическая Россия».

Иные интернет ресурсы.

Методические рекомендации (материалы) для преподавателей

Лекцииносят в основном проблемный или обзорно-консультативный характер и читаются по всем разделам курса. При этом первая лекция является установочной. Лекционный материал отражает основные вопросы дисциплины и позволяет выполнить тестовые задания.

Практические занятияпроводятся в учебных группах по наиболее узловым и сложным темам с целью углубленного изучения магистрами теоретических проблем курса и привития им навыков научного анализа правовых явлений. Занятия проходят в учебных группах по всем темам курса. На них отрабатывается умение проведения юридического анализа конкретных ситуаций, возникающих в ходе расследования преступлений, судопроизводства.

Деловые игрыдолжны помочь магистрам уяснить содержание деятельности по доказыванию, способы разрешения проблемных ситуаций, приобрести первичные навыки собирания, проверки и оценки доказательств по уголовным, гражданским, арбитражным и административным делам и т.д.

Консультации– одна из форм руководства работой магистров и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала – проходят регулярно и носят обычно индивидуальный характер. Групповые консультации организуются в период подготовки к экзамену, а также при необходимости перед семинарами, практическими занятиями и деловыми играми.

К проведению занятий наряду с профессорско-преподавательским составом привлекаются известные ученые-юристы и крупные специалисты – работники правоохранительных и иных органов.

Текущий контроль полученных студентами знаний включает:

• индивидуальные (а в отдельных случаях и групповые) собеседования;

• тестирование;

• выполнение программных заданий, в том числе и на базе компьютерной техники.

Итоговым контролем является зачет после прохождения всего курса, цель которого – проверка теоретических знаний магистра и навыков применения этих знаний при решении ситуаций, возникающих в повседневной работе. Основная форма изучения дисциплины – самостоятельная работа магистра с использованием рекомендованной литературы и нормативных источников, методических указаний и консультаций на протяжении всего периода изучения курса.

В ходе преподавания применяется комплекс традиционных и современных интенсивных (активных) форм и методов обучения, в том числе проблемный подход, метод разрешения конкретных ситуаций, использование компьютерных программ.

Практические занятия служат трибуной для дискуссий, обмена мнениями и анализа допускаемых на практике ошибок. Успешному их проведению способствует тщательная предварительная подготовка к ним магистров. Необходимо, в первую очередь, ознакомиться с заданием к практическому занятию, определить примерный объем работы по подготовке к нему, выделить вопросы, задачи, ответить на которые или решить их без предварительной подготовки не представляется возможным, а также ознакомиться с перечнем законодательных и иных актов, литературных источников, рекомендуемых для изучения. Этот перечень может быть дополнен преподавателем, из него могут быть исключены отдельные источники с учетом изменений в законодательстве, принятия новых правовых актов и выхода в свет новой литературы. Об этом студенты информируются накануне подготовки к занятиям. Следует, однако, иметь в виду, что в библиотеке вуза могут отсутствовать отдельные рекомендуемые источники.

При ответе на вопросы и решении задач следует ориентировать магистров внимательно читать их текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой на соответствующую правовую норму. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы в его защиту, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ.

При сомнении в правильности ответов можно давать возможность посоветоваться с другими магистрами или обратиться за консультацией к преподавателю. По просьбе магистров или по инициативе преподавателя могут проводиться групповые консультации. При подготовке к занятиям можно пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами, слайдами, диафильмами, видеофильмами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства можно использовать и на занятиях для лучшего, закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.

Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех магистров. Поэтому имеется возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать альтернативные точки зрения и отстаивать их, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения законодательства по рассматриваемому вопросу. Дискуссии не исключают стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.

Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, решения Пленума Верховного Суда РФ, решения судов по конкретным вопросам, литературные источники.

Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечая положительные и отрицательные моменты.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

- аудиторный фонд юридического факультета Кубанского государственного университета;

- библиотека юридического факультета Кубанского государственного университета;

- учебный зал судебных заседаний юридического факультета Кубанского государственного университета

- оборудование для дистанционного проектирования в лекционных залах учебного материала;

- 3 кабинета криминалистики;

- 2 полигона (квартира и магазин);

- цифровая криминалистическая лаборатория, более 40 видеофильмов;

- компьютерное оборудование и программное обеспечение, включая доступ в Интернет;

- наглядный схематический материал по основным темам дисциплины;

- использование компьютера для демонстрации аналитических схем и таблиц;

- раздаточный материал.

ГЛОССАРИЙ

А

Access – это универсальная система управления базами данных. Предназначена для создания и ведения баз данных, для организации запросов, всевозможных выборок и отчетов. Содержит средства для связывания таблиц и связис другими пакетами прикладных программ.

CMOS-память предназначена для хранения наиболее важной информации о параметрах настройки компьютера.

В ней запоминается пароль пользователя, если он был установлен, текущее время и дата.

D

DVD-диски. Изначально эти диски предназначены для записи видеофильмов. DVD могут иметь по два несущих слоя с каждой стороны. За счет увеличения плотности записи каждый слой имеет информационную емкость 4,7 Мб.

Предполагается, что DVD-ROM – диски будут выпускаться в трех вариантах: DVD-R – только для чтения, DVD – с возможностью записи, DVD – с возможностью перезаписи.

Е

Excel для WINDOWS является мощным программным средством для работы с таблицами данных, позволяющим упорядочивать, анализировать и графически представлять различные виды данных. Но электронные таблицы ориентированы преимущественно на числовые данные и имеют ограниченные возможности для ведения баз данных.

F

FTP-сервис – возможность обмена файлами с удаленным компьютером (FTP-сервером). Передача возможна в обе стороны, но в основном РТР серверы используются в качестве хранилища файлов, размещенных там для публичного доступа (считывания).

I

Internet (Интернет) – внешняя сеть, сеть сетей. Это возможность общения со всеми компьютерами мира, подключенными к Internet.

InternetMail (Электронная почта) делает то, что и обычная почта, только во много раз быстрее и надежнее.

InternetNews (телеконференции) предназначена для общения с группами лиц или группами новостей в отличие от электронной почты, где переписка идет на уровне отдельных лиц.

J

Jaz – накопители, появившиеся на отечественном рынке в 1996 году, обладают емкостью 100 Мбайт или 1 Гб. Они также выпускаются как во внутреннем, так и во внешнем исполнении.

W

WINDOWS XP – это операционная система, которая содержит новые экраны с понятным интерфейсом, упрощенные меню и многое другое. И в этом ее главное отличие от предыдущих версий графических оболочек

WINDOWS 3.1 или оболочки NORTON COMMANDER, являющихся только надстройкой над операционной системой MS-DOS.

Word 2003 для Windows XP – это многофункциональная программа обработки текстов.

WorldWildWeb (WWW) - - всемирная паутина Internet.

Z

Zip пред<

Наши рекомендации