Понятие информатики. Предмет и основная задача информатики. Направления практического приложения информатики.
Понятие информатики. Предмет и основная задача информатики. Направления практического приложения информатики.
Информатика - это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи, данных средствами вычислительной техники.
Предмет информатики:
1) Аппаратное обеспечение средств вычислительной техники
2) ПО средств вычислительной техники
3) Средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения
4) Средства взаимодействия человека и аппаратными и программными средствами.
Основной задачей информатики является систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники.
Направления практического приложения информатики:
1) Архитектура вычислительных систем
2) Интерфейсы вычислительных систем
3) Программирование
4) Преобразование данных
5) Защита информации
6) Автоматизация
7) Стандартизация
2. Понятие экономической информации. Группы экономической информации. Требования к информации.
Экономическая информация – это та информация, которая возникает при подготовке и в процессе производственно – хозяйственной деятельности и используется для управления этой деятельностью.
Группы информации:
1) Входная
- осведомляющая
- директивная
- первичная
2) Внутренняя
- плановая
- нормативно – справочная
- учетная
3) Выходная
- управляющая
Требования у информации:
1) Корректность
2) Ценность
3) Достоверность
4) Точность
5) Актуальность
6) Полнота
3. Понятие вычислительной машины. Признаки классификации вычислительных машин. Классификация вычислительных машин по принципу действия.
ЭВМ- это вычислительная машина, к которой основные функциональные элементы выполнены на электронных приборах.
Признаки классификации вычислительных машин:
1) Принцип действия
2) Этапы создания и элементная база
3) Назначение
4) Способ организации вычислительного процесса
5) Размер и вычислительная мощность
6) Функциональные возможности.
Классификация вычислительных машин по принципу действия:
1) АВМ (аналоговые вычислительные машины)
работают с информацией, представленной в непрерывной форме
2) ЦВМ (цифровые вычислительные машины)
работают с информацией, представленной в дискетной форме
3) ГВМ (гибридные вычислительные машины)
работают с информацией и в аналоговой и в цифровой форме
Признаки классификации вычислительных машин. Классификация вычислительных машин по этапам создания и элементной базе.
Признаки классификации вычислительных машин:
1) Принцип действия
2) Этапы создания и элементная база
3) Назначение
4) Способ организации вычислительного процесса
5) Размер и вычислительная мощность
6) Функциональные возможности
Классификация вычислительных машин по этапам создания и элементной базе:
1) Первое поколение, 50е годы (ЭВМ на электронных вакуумных лампах)
2) Второе поколение, 60е годы (ЭВМ на транзисторах)
3) Третье поколение, 70е годы (компьютеры на полупроводниковых интегральных системах)
4) Четвертое поколение , 80 – 90е годы (компьютеры на больших интегральных системах)
5) Пятое поколение, настоящее время (компьютеры со многими десятками параллельно работающими микропроцессорами)
6) Шестое поколение (оптоэлектронные компьютеры)
Принципы Джона фон Неймана. Пояснить.
Принципы Джона фон Неймана:
1) Компьютер состоит из процессора, памяти и важнейших устройств
2) Единственным источником активности в компьютере является процессор
3) Память компьютера состоит из ячеек
4) Процессор выполняет одну команду
5) Информация в процессор поступает из памяти
6) Процессор исполняет команду за командой, пока не получит команду остановиться
Назначение и основные функции базовой системы ввода – вывода (BIOS).
BIOS - программа, находящаяся в ПЗУ
Функции BIOS:
1) Тестирование аппаратной части при включении компьютера
2) Инициализация векторов прерывания нижнего уровня
3) Поиск программы – загрузчика ОС и загрузку ее с диска в оперативную память
BIOS содержит специальные программы по управлению стандартными внешними устройствами, программу начальной загрузки ОС.
Файловая система. Понятие файл и каталог. Имена файлов и каталогов. Полная спецификация файла. Пример.
Файловая система – это часть ОС, которая предназначена для хранения данных на диске и обеспечения доступа к ним.
Файл–именованная последовательность байтов произвольной длины
Каталог (папка)–это файл, который содержит информацию о входящих в него файлах.
Имя файла:
<Имя>. [расширение]
Имя:
«короткое» 1-8 символов
«длинное» 1-255 символов
Расширение1-3 символов
Полная спецификация файла:
Логическое имя диска:\Полный путь\Имяфайла. расширение
• логическое имя диска – A, B, C, D, E и т.д.
• полный путь – имена всех каталогов (папок), начиная с вершины структуры, разделенные между собой знаком \.
Пример:
C:\USER\NFS\dd.txt
Определение и классификация команд. Команды работы с дисками. Примеры.
Общие команды распознаются и выполняются командным процессором command.com. Команды вводятся с клавиатуры, их ввод завершается нажатием клавиши <ВВОД>
Общие команды DOS делятся на группы:
• команды работы с дисками;
• команды работы с файлами;
• команды работы с каталогами;
• команды управления системой.
Команды для работы с дисками:
· Смена текущего дисковода (Примеры: С: - установить текущим диск с:; a: - установить текущим диск a)
· Режим проверки при записи на диски (Пример: verify on - включить режим проверки при записи на диски)
· Форматирование дискет(Примеры: format a: /u - безусловное форматирование дискеты а:)
· Перенос на диск системных файлов DOS
· Задание метки диска
Назначение приложения «Командная строка». Команды работы с каталогами. Примеры.
Текстовый пользовательский интерфейс командной строки предоставляет среду, в которой выполняются приложения и служебные программы с текстовым интерфейсом.
Команды DOS для работы с каталогами
· Смена текущего каталога( Пример: cd \ - переход в корневой каталог текущего диска)
· Просмотр каталога ( пример: dir - оглавление текущего каталога)
· Создание каталога
· Удаление каталога ( пример: rd abc - удалить каталог abc из текущего каталога)
· Переименование каталога
· Установка списка каталогов для поиска выполняемых программ
22. Понятие вычислительной сети и её состав. Классификация вычислительных сетей по территориальному признаку.
Вычислительная сеть – сложная система программных и аппаратных компонентов, взаимосвязанных друг с другом.
Состав вычислительных сетей:
1) Аппаратные компоненты
2) Программные компоненты
Классификация вычислительных сетей по территориальному признаку:
1) Локальные
2) Региональные
3) глобальные
Классификация вирусов
1) среда обитания;
2) способ заражения среды обитания;
3) воздействие;
4) особенности алгоритма.
Табличный процессор MS Excel. Основные понятия. Типы данных. Виды ссылок.
Назначение:
Среди прочих подобных программных продуктов этот пакет выделяет графический интерфейс и возможность взаимодействовать с другими продуктами Microsoft Office. Функциональные возможности этого пакета позволяют широко его использовать для финансовой обработки данных, научных расчетов, инженерно-технических расчетов, автоматизации учетно-расчетной деятельности, эффективной обработки больших объемов информации
Функции:
1) быстрое построение таблиц любой формы
2) возможность обработки таких типов данных, как числа, даты, формулы
3) использование большой библиотеки стандартных функций
4) импорт графических объектов в таблицу
Ячейка – минимальный объект табличного процессора;
Строка– горизонтальный набор ячеек, заголовки столбцов
Столбец – вертикальны набор ячеек, заголовки строк
Лист – рабочее поле, состоящее из ячеек.
Типы данных:
В клетку можно ввести данные четырех типов:
1) Числа
2) Тексты
3) Формулы
4) Время – дата
Текст может использоваться для заголовков таблиц, объяснения или пометок на рабочем листе..
Числа используются для представления цифровой информации и могут быть введены в различных форматах: общем, денежном, финансовом, процентном и т. д.
Дата и время могут также рассматриваться как числа.
Формулы, введенные в ячейку, производят вычисления, управляют работой базы данных, проверяют свойства и значения ячеек и используются для задания связи между ячейками и массивами с помощью адресных ссылок
Виды ссылок:
1) Относительные
2) Абсолютные
3) Смешанные
По умолчанию ссылки на ячейки рассматриваются как относительные, при копировании адреса и формулы автоматически изменяются.
При абсолютной ссылке адреса ссылок при копировании не изменяются, так что ячейка, на которую указывает ссылка, рассматривается как не табличная
Логические функции MS Excel. Примеры.
Способы описания алгоритмов
· на естественном языке;
· на специальном (формальном) языке;
· с помощью формул, рисунков, таблиц;
· с помощью стандартных графических объектов (геометрических фигур) – блок-схемы.
Алгоритм. Схема алгоритма. Примеры.
Алгоритм – система точных и понятных предписаний (команд, инструкций, директив) о содержании и последовательности выполнения конечного числа действий, необходимых для решения любой задачи данного типа. Как всякий объект, алгоритм имеет название (имя). Также алгоритм имеет начало и конец.
Алгоритм. Типы алгоритмических процессов. Примеры.
Алгоритм – система точных и понятных предписаний (команд, инструкций, директив) о содержании и последовательности выполнения конечного числа действий, необходимых для решения любой задачи данного типа. Как всякий объект, алгоритм имеет название (имя). Также алгоритм имеет начало и конец.
Типы алгоритмических процессов
1) линейный
2)разветвляющий
3)циклический
Пример:
1.линейный
Циклический
Разветвляющий
Свойства
Псевдополя, доступные для чтения и/или записи.Таким образом, свойства можно рассматривать как «умные» поля данных, сопровождающие доступ к внутренним данным объекта какими-либо дополнительными действиями.
Свойства, по сути — никаких новых возможностей они не добавляют, а лишь скрывают вызов методов доступа.
Пример.
Range ("А1"). Value = 123
x= Range ("A1"). Value
x = 123
Операторы управления. Оператор ветвления. Примеры.
Операторы управления. Оператор организации цикла с заданным количеством повторений. Примеры.
47. Операторы управления. Оператор организации цикла по условию. Примеры.
Операторы управления. Вложенные циклы. Примеры.
Структура программ на VBA
Программы на VBA хранятся в проектах. Проект содержит модули различных типов, а модули включают различные процедуры.
Проект может содержать несколько модулей.
Имеется три типа модулей:
1)стандартные модули - это модули, в которых можно описать доступные во всем проекте процедуры;
2)модули класса - содержат описание объекта, который является членом класса.
Процедуры, написанные в модуле класса, используются только в этом модуле.
Среди модулей класса выделяют модули форм и отчетов, которые связаны с конкретной формой или отчетом.
3)Модули форм и отчетов - часто содержит процедуры обработки событий, которые срабатывают в ответ на событие в форме или отчете. Процедуры обработки событий используются для управления поведением форм и отчетов и их реакцией на действия пользователя типа щелчка мыши на кнопке.
Модули содержат описания и процедуры - наборы описаний и инструкций, сгруппированных для выполнения.
Существует три типа процедур:
1) процедура Sub - набор команд, с помощью которого можно решить определенную задачу. При ее запуске выполняются команды процедуры, а затем управление передается в приложение пакета MS Office или процедуру, которая вызвала данную процедуру.
2)процедура Function (функция) также представляет собой набор команд, который решает определенную задачу. Различие заключается в том, что такие процедуры обязательно возвращают значение, тип которого можно описать при создании функции.
3)процедура Property используется для ссылки на свойство объекта. Данный тип процедур применяется для установки или получения значения пользовательских свойств форм и модулей.
Операторы организации подпрограмм. Подпрограмма-процедура Sub. Примеры.
Программа – процедура SUB
Процедура типа Sub (подпрограмма) — универсальная процедура для выполнения каких-либо действий:
Sub Farewell()
MsgBox “Goodbye”
End Sub
Для выполнения только одной инструкции, когда условие имеет значение True, используется однострочный синтаксис инструкции If...Then...Else. Ниже приводится пример однострочного синтаксиса без ключевого слова Else.
Sub FixDate()
myDate = #2/13/95#
If myDate < Now Then myDate = Now
End Sub
51. Операторы организации подпрограмм. Подпрограмма-функция Function. Примеры.
База данных (БД). Классификация и принципы построения.
БД - унифицированная совокупность данных, совместно используемая различными задачами в рамках единой информационной системы
Классификация БД :
1)По технологии хранения и обработки данных
- централизованная БД
- распределительная БД
2)По способу доступа к данным
- БД с локальным доступом
- БД с удаленным доступом (сетевым)
3)По архитектуре
- БД с архитектурой «файл - сервер»
- БД с архитектурой «клиент – сервер»
Принципы построения БД:
1)Целостность и непротиворечивость данных
- физическая сохранность данных
- предотвращение неверного использования данных
- защита от структурных искажений и несанкционированного доступа
2)Минимальная избыточность данных
53. Логические модели данных. Реляционная модель.
Логическая модель является основой базы данных, она должна отображать взаимосвязи между реляционными таблицами.
Реляционная модель данных (РМД) — логическая модель данных, прикладная теория построения баз данных, которая является приложением к задачам обработки данных таких разделов математики как теории множеств и логика первого порядка
На реляционной модели данных строятся реляционные базы данных
54. Проектирование баз данных.
Проектирование баз данных — процесс создания схемы базы данных и определения необходимых ограничений целостности.
Основные задачи проектирования баз данных:
§ Обеспечение хранения в БД всей необходимой информации.
§ Обеспечение возможности получения данных по всем необходимым запросам.
§ Сокращение избыточности и дублирования данных.
§ Обеспечение целостности данных
55. Системы управления базами данных. Классификация и основные функции
Система управления базами данных (СУБД) — совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных.
Основные функция СУБД:
§ управление данными во внешней памяти (на дисках);
§ управление данными в оперативной памяти с использованием дискового кэша;
§ журнализация изменений, резервное копирование и восстановление базы данных после сбоев;
§ поддержка языков БД
Классификация СУБД:
По модели данных
Примеры:
§ Иерархические
§ Сетевые
§ Реляционные
§ Объектно-ориентированные
§ Объектно-реляционные
2. По степени распределённости
§ Локальные СУБД
§ Распределённые СУБД
По способу доступа к БД
§ Файл-серверные
Примеры: Microsoft Access, Paradox, dBase, FoxPro, Visual FoxPro
§ Клиент-серверные
Примеры: Oracle, Firebird, Interbase
§ Встраиваемые
.
56. Представление базы данных MS Access на физическом уровне: структура, типы полей, технология создания таблиц.
Структура: 1. Файлы баз данных, 2. Таблицы и связи, 3. Запросы, 4. Формы, 5. Отчеты, 6. Просмотр подробных сведений об объектах в базе данных, 7. Изучение таблицы в режиме конструктора, 8. Просмотр связи между таблицами
Типы полей: 1. Вложение, 2. Счетчик, 3. Денежный, 4. Дата/время, 5. Гиперссылка, 6. Поле МЕМО, 7. Числовой, 8. Поле объекта OLE, 9. Текстовый, 10. Логический
Технология создания новых таблиц:
1. Нажмите кнопку Microsoft Office, а затем выберите команду Создать.
2. В поле Имя файла введите имя файла. Чтобы изменить его расположение, щелкните значок папки для выбора нужной папки.
3. Нажмите кнопку Создать
Откроется новая база данных, в которой будет создана и открыта в режиме таблицы новая таблица с именем «Таблица1».
Создание форм
Пользователь имеет возможность создать форму самостоятельно или воспользоваться мастером. Мастер форм ускоряет процесс создания формы, так как автоматически выполняет всю основную работу. При использовании мастера Microsoft Access выдает приглашение на ввод данных, на основе которых создается форма. В созданных формах мастер можно использовать для быстрого создания элементов управления в форме. Для настройки формы следует переключиться в режим конструктора.
Для создания простой формы, содержащей один столбец, используется кнопка Новый объект.
Создание запроса
Часто запросы в Microsoft Access создаются автоматически, и пользователю не приходится самостоятельно их создавать.
Для создания запроса, являющегося основой формы или отчета, попытайтесь использовать мастер форм или мастер отчетов. Они служат для создания форм и отчетов. Если отчет или форма основаны на нескольких таблицах, то с помощью мастера также создаются их базовые инструкции SQL. При желании инструкции SQL можно сохранить в качестве запроса.
Чтобы упростить создание запросов, которые можно выполнить независимо, либо использовать как базовые для нескольких форм или отчетов, пользуйтесь мастерами запросов. Мастера запросов автоматически выполняют основные действия в зависимости от ответов пользователя на поставленные вопросы. Если было создано несколько запросов, мастера можно также использовать для быстрого создания структуры запроса. Затем для его наладки переключитесь в режим конструктора.
Для создания запросов на основе обычного фильтра, фильтра по выделенному фрагменту или фильтра для поля, сохраните фильтр как запрос.
Если ни один из перечисленных методов не удовлетворяет требованиям, создайте самостоятельно запрос в режиме конструктора.
Создание отчета
Пользователь имеет возможность разработать отчет самостоятельно или создать отчет с помощью мастера. Мастер по разработке отчетов Microsoft Access выполняет всю рутинную работу и позволяет быстро разработать отчет. После вызова мастера выводятся диалоговые окна с приглашением ввести необходимые данные, и отчет создается на основании ответов пользователя. Мастер окажется полезным даже для опытных пользователей, так как позволяет быстро разработать макет, служащий основой создаваемого отчета. После этого можно переключиться в режим конструктора и внести изменения в стандартный макет.
58. Запросы в MS Access: назначение, классификация, технология разработки.
Использование запросов позволяет осуществлять различные формы доступа к одной и той же информации. Запрос – это объект БД, допускающий многократное использование. Результат запроса – представленный в табличном виде набор данных, который задается в режиме Конструктора.
Классификация:
• запрос на выборку;
• перекрестный запрос;
• запрос на создание таблицы;
• запрос на обновление;
• запрос на добавление записей;
• запрос на удаление записей.
Для задания нового запроса нужно:
1. В окне БД выберите вкладку Запрос и нажмите кнопку Создать.
2. Выберите режим Конструктор.
3. В диалоговом окне Добавление таблицы укажите имена таблиц, по полям, которых будет производится запрос, нажимая кнопку Добавить после каждого указанного имени таблицы.
4. Нажмите кнопку Закрыть.
59. Формы и отчеты в MS Access: их назначение и представление в режиме конструктора (назначение основных областей макета формы и отчета). Основные компоненты «Панели элементов».
С помощью формы пользователь может заполнять только те поля, которые ему заполнять положено. Одновременно с этим в форме можно разместить специальные элементы управления для автоматизации ввода.
Режим конструктора обеспечивает более подробное представление структуры формы. В нем отображаются разделы колонтитулов и данных формы. В этом режиме форма не выполняется, поэтому при внесении изменений невозможно просмотреть соответствующие данные. Однако некоторые задачи удобнее выполнять в режиме конструктора, а не макета, например следующие:
· добавление в форму дополнительных элементов управления, таких как границы привязанных объектов, разрывы страниц и диаграммы;
· изменение источников элемента управления "текстовое поле" непосредственно в самом поле, без использования окна свойств;
· изменение размеров разделов формы, таких как "Заголовок формы" или "Область данных";
По своим свойствам и структуре отчеты во многом похожи на формы, но предназначены только для вывода данных, причем для вывода не на экран, а на печатающее устройство.
Вручную в режиме конструктора. Сначала создается базовый отчет, который затем изменяется в соответствии с требованиями в режиме конструктора.
1. В окне базы данных нажмите кнопку Отчеты на панели Объекты.
2. Нажмите кнопку Создать на панели инструментов окна базы данных.
3. В диалоговом окне Новый отчет выберите пункт Конструктор.
4. Выберите таблицу или запрос, содержащие данные, на которых должен быть основан отчет. Нажмите кнопку OK.
Панель элементов является основным инструментом для добавления элементов управления в форму в режиме Конструктора.
Отображение панели элементов на экране выполняется одним из трех способов:
· выберите команду Вид, Панель элементов;
· нажмите кнопку Панель элементовна панели инструментов Конструктор форм;
· щелкните правой кнопкой мыши по любой панели инструментов и выберите в контекстном меню команду Панель элементов.
60. Проблемы при хранении данных в однотабличных базах данных. Нормализация, ключевые поля типы связей между таблицами. Назначение инструмента «Схема данных» и порядок работы с ним.
Понятие информатики. Предмет и основная задача информатики. Направления практического приложения информатики.
Информатика - это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи, данных средствами вычислительной техники.
Предмет информатики:
1) Аппаратное обеспечение средств вычислительной техники
2) ПО средств вычислительной техники
3) Средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения
4) Средства взаимодействия человека и аппаратными и программными средствами.
Основной задачей информатики является систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники.
Направления практического приложения информатики:
1) Архитектура вычислительных систем
2) Интерфейсы вычислительных систем
3) Программирование
4) Преобразование данных
5) Защита информации
6) Автоматизация
7) Стандартизация
2. Понятие экономической информации. Группы экономической информации. Требования к информации.
Экономическая информация – это та информация, которая возникает при подготовке и в процессе производственно – хозяйственной деятельности и используется для управления этой деятельностью.
Группы информации:
1) Входная
- осведомляющая
- директивная
- первичная
2) Внутренняя
- плановая
- нормативно – справочная
- учетная
3) Выходная
- управляющая
Требования у информации:
1) Корректность
2) Ценность
3) Достоверность
4) Точность
5) Актуальность
6) Полнота
3. Понятие вычислительной машины. Признаки классификации вычислительных машин. Классификация вычислительных машин по принципу действия.
ЭВМ- это вычислительная машина, к которой основные функциональные элементы выполнены на электронных приборах.
Признаки классификации вычислительных машин:
1) Принцип действия
2) Этапы создания и элементная база
3) Назначение
4) Способ организации вычислительного процесса
5) Размер и вычислительная мощность
6) Функциональные возможности.
Классификация вычислительных машин по принципу действия:
1) АВМ (аналоговые вычислительные машины)
работают с информацией, представленной в непрерывной форме
2) ЦВМ (цифровые вычислительные машины)
работают с информацией, представленной в дискетной форме
3) ГВМ (гибридные вычислительные машины)
работают с информацией и в аналоговой и в цифровой форме