Создание диаграммы декомпозиций второго уровня

Декомпозируем процесс «Составить списки конкурсантов». В результате проведенного анализа Положения о стипендиальном обеспечении получена следующая информация о процессе:

· Центр стипендиальных и благотворительных программ размещает объявления о конкурс на повышенную государственную академическую стипендию на сайте НИУ ВШЭ.

· Студент подает заявку и размещает необходимые документы в информационной образовательной среде LMS.

· Стипендиальная комиссия структурного подразделения проводит заседание и проверяет полноту и достоверность размещенных в LMS документов, формирует список конкурсантов с указанием набранных ими баллов. Затем передает список конкурсантов и протокол заседания в Центр стипендиальных и благотворительных программ для формирования списка претендентов по направлениям.

Нажмите на функциональный блок «Составить списки конкурсантов» для выделения, затем во вкладке «Диаграмма» нажмите пункт «Перейти к дочерним диаграммам». На декомпозиции будет три функциональных блока в нотации IDEF0.На основе информации из таблицы2.3 внесите новые процессы и стрелки на диаграмму декомпозиции A1.

Таблица 2.3 Элементы диаграммы декомпозиции A1

Функциональный блок Название Входы Выходы Управление Механизм
А11 Объявить конкурс - Информация на сайте   Положение о стипендиальном обеспечении ЦСиБП
Сайт НИУ ВШЭ
А12 Разместить документы Информация на сайте Документы Студент
Learning Management System (LMS)
А13 Проверить документы Документы Список конкурсантов Стипендиальная комиссия структурного подразделения(подпись)
Протокол заседания

Результат выполнения представлен на рис. 2.14. Обратите внимание, что некоторые стрелки оказались с квадратными стрелками в начале. Это называется тоннельными стрелками. Значит, эти стрелки отсутствуют на диаграмме верхнего уровня.

Создание диаграммы декомпозиций второго уровня - student2.ru

Рисунок 2.14 Диаграмма декомпозиции А1

Аналогично декомпозируем следующий процесс «Утвердить списки» в нотации IDEF0 согласно данных таблицы 2.4.

Информация о процессе «Утвердить списки»:

Центр стипендиальных и благотворительных программ получает список конкурсантов и протокол заседания стипендиальной комиссии для формирования рейтинга студентов по областям деятельности и направлениям подготовки. На основе рейтинга получается список претендентов, который передается на рассмотрение Студенческому совету НИУ ВШЭ-Пермь, который предлагает мотивированное мнение по данному списку, и Стипендиальной комиссии.После рассмотрения утверждает список победителей конкурса Ученый Совет НИУ ВШЭ и Стипендиальная комиссия.

Таблица 2.4 Элементы диаграммы декомпозиции A2

Функциональный блок Название Входы Выходы Управление Механизм
А21 Сформировать рейтинг студентов по областям деятельности и направлениям подготовки Список конкурсантов   Список претендентов Положение о стипендиальном обеспечении ЦСиБП
Протокол заседания
А22 Рассмотреть список Список претендентов Рассмотренный список претендентов Студенческий совет НИУ ВШЭ-Пермь
Стипендиальная комиссия
А23 Утвердить список Рассмотренный список претендентов Список победителей конкурса Стипендиальная комиссия
Ученый Совет НИУ ВШЭ

Результат выполнения представлен на рис. 2.15.

Создание диаграммы декомпозиций второго уровня - student2.ru

Рисунок 2.15 Диаграмма декомпозиции А2

И декомпозируем следующий процесс «Подготовить и издать приказ» в нотации IDEF0 согласно данных таблицы 2.5.

Информация о процессе «Подготовить и издать приказ»:

На основе списка победителей конкурса Центр стипендиальных и благотворительных программ готовит проект приказа о назначении стипендии. Ректор НИУ ВШЭ подписывает приказ, и Центр стипендиальных и благотворительных программ издает его.

Таблица 2.5 Элементы диаграммы декомпозиции A3

Функциональный блок Название Входы Выходы Управление Механизм
А31 Подготовить приказ Список победителей конкурса Проект приказа Положение о стипендиальном обеспечении ЦСиБП
А32 Издать приказ Проект приказа Приказ о назначении повышенной стипендии НИУ ВШЭ ЦСиБП
Ректор НИУ ВШЭ

Результат выполнения представлен на рис. 2.16. Создание диаграммы декомпозиций второго уровня - student2.ru

Рисунок 2.16 Диаграмма декомпозиции А3

Создание диаграммы DFD

Создайте контекстную диаграмму процесса «Составить списки конкурсантов» (Файл®Новый проект).

Создание диаграммы декомпозиций второго уровня - student2.ru

Рисунок 2.17 Контекстная диаграмма процесса «Составить списки конкурсантов»

Декомпозируйте созданную контекстную диаграмму «Составить списки конкурсантов», для чего в диалоговом окне выберите количество элементов декомпозиции –«, тип диаграммы –«DFD». Нажмите «ОК» и внесите в диаграмму DFD имена работ:

· Объявить конкурс.

· Разместить документы.

· Проверить документы.

Создайте классификаторы: Откройте вкладку «Классификаторы» (рис. 2.18). Создание диаграммы декомпозиций второго уровня - student2.ru

Рисунок 2.18 Вкладка «Классификаторы»

Если вкладка отсутствует, зайти на вкладку «Окна®Показать окно», нажмите «Классификаторы». Раскроется окно классификаторов. Создайте следующие классификаторы: документы, исполнители и информационные средства. Для этого нажмите на большой зеленый плюс. Для введения названия сначала выделить строку нажатием на рисунок документа, затем еще раз щелкнуть по ней мышью.

Создание диаграммы декомпозиций второго уровня - student2.ru

Рисунок 2.19 Список классификаторов

Затем раскройте классификатор «Документы» двойным щелчком и добавьте в него элементы, как на рисунке 2.20. Закройте окно классификатора.

Создание диаграммы декомпозиций второго уровня - student2.ru

Рисунок 2.20 Классификатор «Документы»

Раскройте классификатор «Исполнители» двойным щелчком и добавьте в него элементы, как на рисунке 2.21. Закройте окно классификатора.

Создание диаграммы декомпозиций второго уровня - student2.ru

Рисунок 2.21 Классификатор «Исполнители»

Раскройте классификатор «Информационные средства» двойным щелчком и добавьте в него элементы, как на рисунке 2.22. Закройте окно классификатора.

Создание диаграммы декомпозиций второго уровня - student2.ru

Рисунок 2.22 Классификатор «Информационные средства»

Внесите в модель соответствующие внешние сущности, используя кнопку Создание диаграммы декомпозиций второго уровня - student2.ru , а также хранилища данных при помощи кнопки Создание диаграммы декомпозиций второго уровня - student2.ru . Нажать на кнопку внешней сущности, затем на область моделирования. Двойным щелчком раскрыть ее редактирование. Нажать на кнопку «Задать DFD объект» (рис 2.23).

Создание диаграммы декомпозиций второго уровня - student2.ru

Рисунок 2.23 Свойства DFD объекта

Выбрать из списка классификаторов необходимый, нажать «ОК».Добавьте в модель внешние сущности и хранилища в соответствии с таблицей 2.6.

Таблица 2.6 Внешние сущности и хранилища данных DFD диаграммы

Номер Название Тип
ЦСиБП Внешняя сущность
Сайт НИУ ВШЭ Внешняя сущность
Студент Внешняя сущность
LMS Внешняя сущность
Стипендиальная комиссия структурного подразделения Внешняя сущность
Заявка на конкурс Хранилище данных
Список конкурсантов Хранилище данных
Протокол заседания Хранилище данных

На основе следующей информации о процессе постройте DFD-диаграмму.

· Центр стипендиальных и благотворительных программ размещает объявления о конкурсе на повышенную государственную академическую на сайте НИУ ВШЭ.

· Студент подает заявку и размещает документы в LMS.

· Стипендиальная комиссия структурного подразделения проводит заседание и проверяет полноту и достоверность размещенных в LMS документов, формирует список конкурсантов с указанием набранных ими баллов в соответствии с критериями оценки деятельности студента.

Проверьте построенную модель с моделью на рисунке 2.24.

Создание диаграммы декомпозиций второго уровня - student2.ru

Рисунок 2.24 DFD диаграмма процесса «Составить списки конкурсантов»

Все построенные модели можно посмотреть через вкладку «Модели» (рис. 2.25).

Создание диаграммы декомпозиций второго уровня - student2.ru

Рисунок 2.25 Дерево построенных моделей

В рамках второй главы был проработан бизнес-процесс назначения повышенной академической стипендии в НИУ ВШЭ-Пермь, затем с помощью него была изучена на практике программа по описанию и моделированию бизнес-процессов Ramus Educational. На основе построенных моделей были составлены материалы для методического пособия по изучению моделирования бизнес-процессов. Составленные материалы были протестированы на пользователи, что позволило устранить неточности и недочеты. Так же было измерено время, необходимое для построения каждой модели.

Заключение

В процессе прохождения практики были проанализированы по источникам современные инструментальные средства моделирования бизнес процессов. А именно Ramus, Ramus Educational, RunaWFE, ARIS, ARIS Express, ELMA BPM и Business Studio. Были выделены критерии для сравнения инструментов между собой и заполнена сводная таблица, с описанием каждого продукта по критериям.

Была сформирована система взвешенной оценки инструментов моделирования, каждый продукт получил свою оценку. Были сформулированы выводы отностительно использования программного продукта Ramus Educational в процессе обучения.

Затем данный продукт был изучен на практике. Для этого был проработан бизнес процесс «Назначить повышенную стипендию», который был проработан посредством изучения положения о стипендиальном обеспечении НИУ ВШЭ-Пермь и посредством интервьюирования эксперта учебного офиса. На основе проделанной работы были составлены материалы для методического пособия по изучению моделирования процессов в программе Ramus Educational в нотации IDEF0.

Составленные материалы были протестированы на пользователе, который не был знакомом с продуктом. После тестирования были устранены все недочеты и неточности, переформулированы описания построения стрелок. Так же было измерено время, необходимое для построения каждой диаграммы. На одну диаграмму в среднем было затрачено 14 минут. Всего было построено 6 полноценных диаграмм и затрачено 84 минуты, что позволяет сделать вывод о возможности выполнения данных построений в течение одного практического занятия.

Библиографический список

1. Active Directory // Википедия [Электронный ресурс] [Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Active_Directory] [Проверено: 11.05.2016].

2. Activiti BPM Platform // Activiti [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://activiti.org/] [Проверено: 11.05.2016].

3. Alfresco (ECM-система) // Википедия [Электронный ресурс] [Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Alfresco_(ECM-система) ] [Проверено: 11.05.2016].

4. ARIS Express – бесплатная программа для моделирования бизнес-процессов и оргструктуры // Портал BPMSoft [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://bpmsoft.org/aris-express/] [Проверено: 12.05.2016].

5. ARIS Express // Консалтинговая компания Business Process Solutions [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://bps.org.ua/aris/moduli-aris/aris-express.html] [Проверено: 12.05.2016].

6. ELMA BPM. Управление бизнес-процессами // Система управления бизнес-

7. GNU // Википедия [Электронный ресурс] [Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/GNU_Lesser_General_Public_License] [Проверено: 11.05.2016].

8. jBPM // Википедия [Электронный ресурс] [Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/JBPM] [Проверено: 11.05.2016].

9. LDAP // Википедия [Электронный ресурс] [Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/LDAP] [Проверено: 11.05.2016].

10. Как работает BPM-система // Система управления бизнес-

11. Ключевые отличия ARIS Express от профессиональной версии // Консалтинговая компания Business Process Solutions [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://bps.org.ua/blog/baza-znanij/289-aris-express-vs-aris-architect.html] [Проверено: 12.05.2016].

12. Кроссплатформенная система моделирования и анализа бизнес-процессов Ramus[Электронный ресурс] [Режим доступа: http://ramussoftware.com/ ] [Проверено: 13.05.2016].

13. Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов и аспирантов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». [Электронный ресурс] [Режим доступа: https://www.hse.ru/docs/145618364.html] [Проверено: 16.05.2016].

процессами и эффективностью [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://www.elma-bpm.ru/product/bpm/system_work.html] [Проверено: 12.05.2016].

процессами и эффективностью [Электронный ресурс] [Режим доступа:http://www.elma-bpm.ru/product/bpm/] [Проверено: 11.05.2016].

14. Управление корпоративным контентом // Википедия [Электронный ресурс] [Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Управление_корпоративным_контентом] [Проверено: 11.05.2016].

15. Функциональные возможности // Портал BusinessStudio [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://www.businessstudio.ru/description/capabilities] [Проверено: 11.05.2016].

Приложение А. Сравнительная таблица программных продуктов

Таблица А.1 Сравнение программных продуктов по моделированию бизнес-процессов

Продукты Критерии Ramus Ramus Educational RunaWFE ARIS ARIS Express ELMA Business Studio
Поддержка стандартов/ нотаций IDEF0, DFD IDEF0, DFD UML Activity Diagram еEPS, ERD, UML, собственные методы еEPS, ERD, UML, собственные методы BPMN 2.0 IDEF0, EPS, BPMN 2.0, Cross Functional Flowchart,Basic Flowchart
Имитацион­ное моделирова­ние - - + + - + +
Возмож­ность декомпози­ции объекта + + + + + + +
Возмож­ность групповой работы + + - + - + +
Сложность освоения продукта Просто Просто Средняя сложность Сложно Средняя сложность Средняя сложность Сложно
Экспорт в файл IDL BPWin IDL BPWin data PDF или RTF PDF или RTF XPDL XPDL
Доступ к продукту Коммерческий продукт для широкого круга пользователей. Есть учебная версия Некоммерческий продукт. Ориентирован на использование в обучении. Проект RunaWFEразмешен на сайте разработчиков программного обеспечения с открытым кодом LGPL. Коммерческий продукт. Есть бесплатная версия Бесплатный продукт Коммерческий продукт. Есть Демо-версия Коммерческий продукт. Есть Демо-версия


Приложение А. Сравнительная таблица программных продуктов

Таблица А.1 Сравнение программных продуктов по моделированию бизнес-процессов

Продукты Критерии Ramus Ramus Educational RunaWFE ARIS ARIS Express ELMA Business Studio
Поддержка стандартов/ нотаций IDEF0, DFD IDEF0, DFD UML Activity Diagram еEPS, ERD, UML, собственные методы еEPS, ERD, UML, собственные методы BPMN 2.0 IDEF0, EPS, BPMN 2.0, Cross Functional Flowchart,Basic Flowchart
Имитацион­ное моделирова­ние - - + + - + +
Возмож­ность декомпози­ции объекта + + + + + + +
Возмож­ность групповой работы + + - + - + +
Сложность освоения продукта Просто Просто Средняя сложность Сложно Средняя сложность Средняя сложность Сложно
Экспорт в файл IDL BPWin IDL BPWin data PDF или RTF PDF или RTF XPDL XPDL
Доступ к продукту Коммерческий продукт для широкого круга пользователей. Есть учебная версия Некоммерческий продукт. Ориентирован на использование в обучении. Проект RunaWFEразмешен на сайте разработчиков программного обеспечения с открытым кодом LGPL. Коммерческий продукт. Есть бесплатная версия Бесплатный продукт Коммерческий продукт. Есть Демо-версия Коммерческий продукт. Есть Демо-версия

[1]LGPL(GNULesserGeneralPublicLicense, рус.Стандартная общественная лицензия ограниченного применения GNU) — лицензия на свободное ПО, одобренная Фондом свободного программного обеспечения и разработанная как компромисс между GNU GeneralPublicLicense и простыми разрешительными лицензиями.

[2]jBPM — движок на Java от компании JBoss для реализации потоков рабочих процессов (workflow), формализованных с помощью языка BPELили собственного языка описания процессов jPDL.

[3]Activiti — это легковесная платформа для работы с бизнес-процессами, адаптированная для деловых людей, разработчиков и системных администраторов. Платформа основана на быстром и надёжном java-движке BPMN2-процессов.

[4]Alfresco — тиражируемая интегрированная ECM‑система(система управления корпоративным контентом) для организаций. Используется для управления документами, записями, веб-публикацией, групповой работой и бизнес-процессами в организации.

[5]LDAP (англ. LightweightDirectoryAccessProtocol — «облегчённый протокол доступа к каталогам») — протокол прикладного уровня для доступа к службе каталогов X.500. Простой протокол, использующий TCP/IP и позволяющий производить операции аутентификации, поиска и сравнения, а также операции добавления, изменения или удаления записей.

[6]ActiveDirectory («Активный каталог», AD) — LDAP-совместимая реализация службы каталогов корпорации Microsoft для операционных систем семейства WindowsServer. Позволяет администраторам использовать групповые политики для обеспечения единообразия настройки пользовательской рабочей среды, разворачивать программное обеспечение на множестве компьютеров через групповые политики или посредством SystemCenterConfigurationManager (ранее — MicrosoftSystemsManagementServer), устанавливать обновления операционной системы, прикладного и серверного программного обеспечения на всех компьютерах в сети, используя Службу обновления WindowsServer.

Наши рекомендации