Сравнение программных продуктов
Были выделены 7 свойств инструментальных средств моделирования. На основе полученной информации о каждом продукте была заполнена таблица А.1 (см. приложение А).
Оценка программных продуктов
Для сравнения программных продуктов между собой была разработана шкала оценки каждого критерия в баллах. Каждый критерий был оценен по важности для учебного процесса.
Таблица 1.1. Оценка критериев в баллах
Критерий | Оценка в баллах |
Поддержка стандартов/нотаций | 2 балла за каждую нотацию |
Имитационное моделирование | 1,5 балла |
Возможность декомпозиции объекта | 0,5 балла |
Возможность групповой работы | 0,5 балла |
Сложность освоения продукта | 0 баллов, 0,25 балла или 0,5 балла |
Экспорт в файл | 0 баллов или 0,5 балла |
Доступ к продукту | 0 баллов, 1 балл или 1,5 балла |
Поддержка стандартов – важный критерий, она дает возможность выбора подходящей нотация, исходя из поставленных задач, поэтому за каждый поддерживаемый стандарт продукт получает по 2 балла.
Имитационное моделирование позволяет создавать динамические модели, что является более наглядным, чем статические модели, этот критерий оценен в 1,5 балла.
Возможность декомпозиции объекта – помогает понять логику процесса, оценка 0,5 балла.
Возможность групповой работы важна для исключительных учебных процессов. При выполнении стандартной формы практики как лабораторная работа, необходимости в групповой работе нет, поэтому критерий оценен в 0,5 балла.
Сложность освоения продукта – субъективный критерий, основанный на полученной информации о продуктах. Установлено следующее соответствие оценок: сложно по 0 баллов, средняя сложность по 0,25 балла, просто – 0,5 балла.
Экспорт в файл будет оценен в 0,5 балла, если формат файла позволяет открыть его в любой другой программе для моделирования.
Доступ к продукту – важный критерий для процесса обучения, чтобы студент мог отрабатывать навыки работы в программе на своем домашнем компьютере или ноутбуке. Наличие демо-версии оценено 1 баллом, а наличие бесплатной версии в 1,5 балла.
Баллы, полученные каждым продуктом, отражены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 Оценка программных продуктов
Критерии | Ramus | Ramus Educational | RunaWFE | ARIS | ARIS Express | ELMA | Business Studio |
Поддержка стандартов/нотаций | |||||||
Имитационное моделирование | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |||
Возможность декомпозиции объекта | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Возможность групповой работы | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||
Сложность освоения продукта | 0,25 | 0,25 | 0,25 | ||||
Экспорт в файл | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||
Доступ к продукту | 0,5 | 1,5. | 1,5 | 1,5 | |||
ИТОГ: | 5,75 | 11,5 | 10,25 | 6,25 |
В рамках практической работы будет изучен программный продукт RamusEducational. Исходя из выделенных критериев оценки программ для моделирования бизнес-процессов, RamusEducational не самый лучший и не самый худший продукт. По всем критериям, важным для процесса обучения, кроме возможности имитационного моделирования, он набрал максимальные баллы. Бесплатный, легкий в освоении, покрывает потребности 1 курса направления «Бизнес-информатика» по изучению моделирования бизнес-процессов в нотации IDEF0 и DFD.
Для повышения достоверности поставленных оценок можно воспользоваться методом экспертных оценок и провести опрос специалистов в области моделирования бизнес-процессов.
В рамках первой главы работы по источникам были проанализированы 7 программных продуктов по описанию и моделированию бизнес-процессов, выделены критерии для сравнения их между собой и проведена взвешенная оценка каждого. После этого были сформулированы выводы относительно программы Ramus Educational, которая будет изучена на практике в рамках главы второй.
Глава 2. Создание модели бизнес-процесса в программе Ramus Educational
Создание нового проекта
Запустите программу Ramus. После запуска программы на экране появится окно начала работы.
Рисунок 2.1 Диалоговое окно начала работы в Ramus
Выберите опцию «Создать новый файл» и нажмите «ОК». Внесите имя автора, название проекта «Учебная модель», название модели «Назначение повышенной стипендии» и выберите опцию «IDEF0», нажмите «Дальше».
Рисунок 2.2 Свойства проекта. Этап 1
На следующем шаге укажите, что модель используется в «НИУ ВШЭ-Пермь», нажмите «Дальше».
Рисунок 2.3 Свойства проекта. Этап 2
В описании проекта укажите «Это учебная модель, описывающая процесс назначения повышенной академической стипендии», перейдите к следующему шагу.
Рисунок 2.4 Свойства проекта. Этап 3
Раздел «Классификаторы» оставьте незаполненным и нажмите «Дальше».
Рисунок 2.5 Свойства проекта. Этап 4
В следующем диалоговом окне нажмите «Окончить» и перейдите к рабочему интерфейсу программы (рис. 2.7).
Рисунок 2.6 Свойства проекта. Этап 5
Рисунок 2.7 Рабочий интерфейс программы
Через меню «Диаграмма®Свойства модели®Главные»можно отредактировать мета-данные модели, а именно: название модели, описание, место ее использования.