Алгоритм. Свойства алгоритма. Типы алгоритмов. Графический способ записи алгоритма.

Алгоритм. Свойства алгоритма. Типы алгоритмов. Графический способ записи алгоритма.

1)Алгоритм – это строгая последовательность действий, ведущих к решению задачи.

2)Свойства алгоритма:

Дискретность - Это свойство состоит в том, что алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение простых шагов. При этом для выполнения каждого шага алгоритма требуется конечный отрезок времени, т.е. преобразование исходных данных в результат осуществляется во времени дискретно.

Определенность - Каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным.

Результативность - Алгоритм должен приводить к решению за конечное число шагов.

Массовость - Алгоритм решения задачи разрабатывается в общем виде, т.е. он должен быть применим для некоторого класса задач, различающихся лишь исходными данными.

Правильность - Алгоритм правильный, если его выполнение дает правильные результаты решения поставленной задачи.

Типы алгоритмов: линейный, ветвящийся и циклический.

Линейный алгоритм – В кот все действия выполняются последовательно, друг за другом

Разветвляющийся алгоритм – алгоритм, содержащий хотя бы одно условие, выполняя кот мы идем на ветку «Да Нет»

Циклический алгоритм – алгоритм, предусматривающий многократное повторение одного и того же действия (одних и тех же операций) над новыми исходными данными.

4)При графическом представлении алгоритм изображается в виде последовательности
связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует
выполнению одного или нескольких действий.

Такое графическое представление называется схемой алгоритма или блок-схемой. В блок-схеме каждому типу действий (вводу исходных данных, вычислению значений выражений, проверке условий, управлению повторением действий, окончанию обработки и т.п.) соответствует геометрическая фигура, представленная в виде блочного символа. Блочные символы соединяются линиями переходов, определяющими очередность выполнения действий.

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Графический способ записи алгоритма.

1)Алгоритм – это последовательность математических, логических или вместе взятых операций, отличающихся детерменированностью, массовостью, направленностью и приводящая к решению всех задач данного класса за конечное число шагов.

2)Свойства алгоритма:

Дискретность - Это свойство состоит в том, что алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение простых шагов. При этом для выполнения каждого шага алгоритма требуется конечный отрезок времени, т.е. преобразование исходных данных в результат осуществляется во времени дискретно.

Определенность - Каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным.

Результативность - Алгоритм должен приводить к решению за конечное число шагов.

Массовость - Алгоритм решения задачи разрабатывается в общем виде, т.е. он должен быть применим для некоторого класса задач, различающихся лишь исходными данными.

Правильность - Алгоритм правильный, если его выполнение дает правильные результаты решения поставленной задачи.

3) Способы записи алгоритма

Вербальный- когда алгоритм описывается на человеческом языке;

Символьный- когда алгоритм описывается с помощью набора символов;

Графический - когда алгоритм описывается с помощью набора графических изображений.

4)При графическом представлении алгоритм изображается в виде последовательности
связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует
выполнению одного или нескольких действий.

Такое графическое представление называется схемой алгоритма или блок-схемой. В блок-схеме каждому типу действий (вводу исходных данных, вычислению значений выражений, проверке условий, управлению повторением действий, окончанию обработки и т.п.) соответствует геометрическая фигура, представленная в виде блочного символа. Блочные символы соединяются линиями переходов, определяющими очередность выполнения действий

Общая структура программы

В программе, написанной на стандарте языка Паскаль, могут быть следующие разделы:

· заголовок программы;

· раздел объявления меток;

· раздел объявления констант;

· раздел объявления типов;

· раздел объявления переменных;

· раздел объявления процедур и функций;

· тело программы (обязательная часть).

program EXAMPLE1; var X, Y, Summa: Real; begin Write ('Введите, числа X и Y '); ReadLn(X, Y); Summa := X + Y; WnteLn('Сумма чисел X и Y равна ', Summa) end. {заголовок программы} {раздел объявления переменных} {тело программы} {вывод сообщения на экран} {чтение двух чисел} {определение суммы} {вывод результата}

2)Алфавит Паскаля составляют:

1) Латинские буквы

2) Цифры – от 0 до 9

3) Разделительные знаки - + * /<> {} . , % & #

5. Язык программирования Turbo Pascal. Конструкции языка программирования Turbo Pascal (алфавит языка, приоритет операций, арифметические операции, числа).

1)Турбо Паскаль - это язык высокого уровня (сокращенно ЯВУ) программирования общего назначения. Язык получил своё имя в честь великого французского математика и философа Блеза Паскаля, автора первых образцов счетной техники.

Паскаль был разработан швейцарским ученым Никлоусом Виртом (нем. Niklaus Wirth) в 1968-1971 годах и изначально был ориентирован на обучение программированию.

2)Алфавит Паскаля составляют:

1) Латинские буквы

2) Цифры – от 0 до 9

3) Разделительные знаки - + * /<> {} . , % & #

3) Приоритетом называется очередность выполнения операций в выражении. Выполнение каждой операции происходит с учетом ее приоритета. Значения приоритетов указаны в таблице.

Операция Приоритет Вид операции
@, not Первый (высший) Унарная операция
*, /, div, mod, and Второй Операции типа умножения
+, -, or, xor Третий Операции типа сложения
=, <>, <, >, <=, >=, in Четвертый (низший) Операции отношения
     

4)В Турбо Паскале доступны следующие арифметические операции над числами:

целочисленное деление: c:=a div b;

остаток от деления: c:=a mod b;

Над целыми числами (integer,byte) возможно применение арифметических операций сложения и вычитания. Даже в случае когда при выполнении в pascal операции умножения или деления результом будет являться целое число, для его хранения потребутеся все же использовать вещественную переменную (real).

Арифметические действия в pascal выполняются слева направо с учетом скобочных выражений, которые выполняются первыми, а также согласно приоритету арифметических операций: все виды деления и умножение, а затем - сложение и вычитание.

6. Язык программирования Turbo Pascal. Конструкции языка программирования Turbo Pascal.

1)Турбо Паскаль - это язык высокого уровня (сокращенно ЯВУ) программирования общего назначения. Язык получил своё имя в честь великого французского математика и философа Блеза Паскаля, автора первых образцов счетной техники. Паскаль был разработан швейцарским ученым Никлоусом Виртом (нем. Niklaus Wirth) в 1968-1971 годах и изначально был ориентирован на обучение программированию.

Математические операции

В таблице приведены основные математические операции Турбо Паскаль.

Символ операции Название операции Пример
* умножение 2*3 (результат: 6)
/ деление 30/2 (результат: 1.5E+01)
+ сложение 2+3 (результат: 5)
- вычитание 5-3 (результат: 2)
div целочисленное деление 5 div 2 (результат: 2)
mod остаток от деления 5 mod 2 (результат: 1)
Наименование Функции Тип аргумента Тип значения Результат вычесления
  МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
abs(x) Целый вещественный Целый вещественный Абсолютное значение "x"
sin(x) Вещественный Вещественный Синус"x"рад
cos(x) Вещественный Вещественный косинус"x"рад
arctan(x) Вещественный Вещественный арктангенс "х" ( -Pi/2 < y < td )< 2 Pi>
Sqrt(x) вещественный вещественный квадратный корень из "х"(Ц х, где x > 0)
Sqr(x) Целый вещественный Целый вещественный значение "х" в квадрате ( х2 )
Exp(x) вещественный вещественный значение "е" в степени "х" ( ех, где e= 2. 718282. . . )
Ln(x) вещественный вещественный натуральный логарифм "х" ( х > 0 )
Frac(x) вещественный вещественный дробная часть "х"
Int(x) Вещественный Вещественный целая часть "х"
Random - вещественный случайное число ( 0 < =y< 1 )
Random(x) Word Word случайное число ( 0 < =y< x )
Succ(c) Порядковый Порядковый следующий за "с" символ
Pred(c) Порядковый Порядковый предшествующий "с" символ
               

2) Арифметические выражения записываются по следующим правилам:

· Нельзя опускать знак умножения между сомножителями и ставить рядом два знака операций.

· Индексы элементов массивов записываются в квадратных (школьный АЯ, Pascal) или круглых (Basic) скобках.

· Для обозначения переменных используются буквы латинского алфавита.

· Операции выполняются в порядке старшинства: сначала вычисление функций, затем возведение в степень, потом умножение и деление и в последнюю очередь — сложение и вычитание.

· Операции одного старшинства выполняются слева направо. Например, a/b*c соответствует a/b*c.

Begin

write ('Введите класс школы: ');

readln (n);

case n of

1..4: writeln ('Младшие классы.');

5..8: writeln ('Средняя школа.');

9,11: writeln ('Старшие классы. Выпускной.');

10: writeln ('Старшие классы.');

else writeln ('Error')

end;

readln

end.

На использование оператора выбора накладываются следующие ограничения:

· селектор должен иметь какой-либо порядковый тип;

· каждая альтернатива должна быть константой, диапазоном, списком диапазонов, но не переменной или выражением.

12. Язык программирования Turbo Pascal. Циклические конструкции. Оператор цикла с параметром- оператор цикла FOR…

1) Турбо Паскаль - это язык высокого уровня (сокращенно ЯВУ) программирования общего назначения. Язык получил своё имя в честь великого французского математика и философа Блеза Паскаля, автора первых образцов счетной техники. Паскаль был разработан швейцарским ученым Никлоусом Виртом (нем. Niklaus Wirth) в 1968-1971 годах и изначально был ориентирован на обучение программированию.

2) Циклические конструкции В программировании блоки кода, которые требуется повторять не единожды, оборачиваются в специальные конструкции – циклы. У циклов выделяют заголовок и тело. Заголовок определяет, до каких пор или сколько раз тело цикла будет выполняться. Тело содержит выражения, которые выполняются, если в заголовке цикла выражение вернуло логическую истину (True, не ноль). После того как достигнута последняя инструкция тела, поток выполнения снова возвращается к заголовку цикла.

.

Var

i, n: integer;

Begin

write ('Количество знаков: ');

readln (n);

for i := 1 to n do

write ('(*) ');

readln

end.

13.Язык программирования Turbo Pascal. Циклические конструкции. Оператор цикла с постусловием - оператор цикла REPEAT

1) Турбо Паскаль - это язык высокого уровня (сокращенно ЯВУ) программирования общего назначения. Язык получил своё имя в честь великого французского математика и философа Блеза Паскаля, автора первых образцов счетной техники. Паскаль был разработан швейцарским ученым Никлоусом Виртом (нем. Niklaus Wirth) в 1968-1971 годах и изначально был ориентирован на обучение программированию.

2) Циклические конструкции.В программировании блоки кода, которые требуется повторять не единожды, оборачиваются в специальные конструкции – циклы. У циклов выделяют заголовок и тело. Заголовок определяет, до каких пор или сколько раз тело цикла будет выполняться. Тело содержит выражения, которые выполняются, если в заголовке цикла выражение вернуло логическую истину (True, не ноль). После того как достигнута последняя инструкция тела, поток выполнения снова возвращается к заголовку цикла.

Var

i, n: integer;

Begin

write ('Количество знаков: ');

readln (n);

i := 1;

while i <= n do begin

write ('(*) ');

i := i + 1

end;

readln

end.

Массив в Паскале

<имя массива>:= array [<количество элементов>] of <тип переменной>;
Каждый элемент массива в общем виде описывается как А[I], где
А - имя массива,
I - номер или индекс массива (0<=I<=N, но практически употребляется 1<=I<=N)
A[I] - значение элемента массива.

Const

max = 100;

Var

arr: array[1..max] of real;

n: integer;

sum, op: real;

i: integer;

Begin

write('Количество элементов: ');

readln(n);

write('Укажите значения: ');

for i := 1 to n do

read(arr[i]);

sum := 0;

for i := 1 to n do

sum := sum + arr[i];

op := 1;

for i := 1 to n do

op := op * arr[i];

writeln('Сумма элементов: ', sum:10:2);

writeln('Произведение элементов: ', op:20:2);

end.

Insert

Insert(source:string; var s:string;index:integer)

Процедура предназначена для вставки строки source в строку s, начиная с символа index этой строки. Пример.

s := 'Система Pascal';

insert('Turbo ',s,9); {s будет равно 'Система Turbo Pascal'}

Pos(substr,s:string):byte

Функция производит поиск в строке s подстроки substr. Результатом функции является номер первой позиции подстроки в исходной строке. Если подстрока не найдена, то функция возвращает 0.

Алгоритм. Свойства алгоритма. Типы алгоритмов. Графический способ записи алгоритма.

1)Алгоритм – это строгая последовательность действий, ведущих к решению задачи.

2)Свойства алгоритма:

Дискретность - Это свойство состоит в том, что алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение простых шагов. При этом для выполнения каждого шага алгоритма требуется конечный отрезок времени, т.е. преобразование исходных данных в результат осуществляется во времени дискретно.

Определенность - Каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным.

Результативность - Алгоритм должен приводить к решению за конечное число шагов.

Массовость - Алгоритм решения задачи разрабатывается в общем виде, т.е. он должен быть применим для некоторого класса задач, различающихся лишь исходными данными.

Правильность - Алгоритм правильный, если его выполнение дает правильные результаты решения поставленной задачи.

Наши рекомендации