ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM)

Цель работы:Знакомство со структурой проекта на языке LD, создание анимационной таблицы, разработка операторского экрана (экрана реального времени).

Основные теоретические сведения

Язык программирования LD (релейно – контактных схем) является графическим языком программирования контроллеров. Редактор LD используется для программирования лестничных диаграмм, в соответствии со стандартом MЭК 61131-3.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru

Рисунок 2.1 Редактор языка LD в Unity Pro

Структура программы LD соответствует ступени переключения реле. Левая шина питания расположена в левой части редактора LD. Левая шина питания соответствует фазе (L проводник) ступени. При программировании LD, также как для ступени, «обрабатываются» только те объекты LD, которые соединены с источником питания, т.е. соединены с левой шиной питания. Правая шина питания соответствует нейтральному проводу.

Свойства программы LD:

1. Секция LD содержит 11-64 столбцов и 17-2000 строк.

2. Программы LD являются ориентированными на ячейки, т.е. только один объект может быть помещен в одну ячейку.

3.Последовательность обработки отдельных объектов в программе LD определена потоком данных в пределах секции. Сети, подключенные к левой шине питания, обрабатываются сверху вниз. Отдельные сети внутри секции обрабатываются в порядке их расположения (сверху вниз).

4. Проверка синтаксиса и семантики выполняется сразу после ввода оператора. Результат проверки отображается цветным текстом и объектами.

5. Синтаксически или семантически неверные секции могут быть сохранены.

Таблица 2.1 Условные обозначения элементов языка LD

Графический значок Значение
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru Нормально открытый контакт, тип А
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru Нормально закрытый контакт, тип В
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru Последовательный нормально открытый контакт (Логический элемент «И»)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru Паралельный нормально открытый контакт (Логический элемент «ИЛИ»)  
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru Паралельный нормально закрытый контакт (Логический элемент «ИЛИ-НЕ»)  
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru Контакт, формирующий импульс по переднему фронту входного сигнала  
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru Контакт, формирующий импульс по заднему фронту входного сигнала  
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru Последовательный контакт, формирующий импульс по переднему фронту входного сигнала
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru Последовательный контакт, формирующий импульс по заднему фронту входного сигнала
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru Параллельный контакт, формирующий импульс по заднему фронту входного сигнала
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru Параллельный контакт, формирующий импульс по заднему фронту входного сигнала
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru Паралельный блок контактов
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru Срабатывание нескольких выходов от одного входа

Пример решения задачи на языке LD

Необходимо запрограммировать кнопку, при нажатии которой, будет загораться индикатор.

Решение данной задачи можно разделить на несколько этапов:

1. Создание таблицы переменных.

2. Разработка программы в редакторе LD.

3. Создание анимационной таблицы.

4. Разработка операторского экрана (экрана реального времени).

1 шаг. Создается новый проект в среде программирования Unity Pro, на следующем этапе, конфигурируется ПЛК (лабораторная работа 1).

2 шаг.В браузере проекта, в разделе Program ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru Section необходимо создать новую секцию на языке LD.

3 шаг. Далее в разделе Variables & FB Instances ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru Elementary Variables создается таблица переменных. Для данной задачи она будет выглядеть следующим образом:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru

4 шаг.В редакторе LD собирается схема. Основными элементами которой будет нормально открытый контакт и катушка.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru

5 шаг. Необходимо создать анимационную таблицу, которая показывает текущее состояние переменной.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru

Доступ к анимационной таблице можно получить несколькими способами. Первым способом можно с помощью нажатия левой кнопки мыши выделить все элементы релейно-контактной схемы в редакторе LD и в раскрывшемся контекстном меню выбрать раздел Initialize Animation Table.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru

Вторым способом можно открыть анимационную таблицу через браузер проекта. В разделе Animation Table ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru New Animation Table.

6 шаг. На данном этапе осуществляется разработка экрана оператора. Для этого необходимо в браузере проекта найти раздел Operator Screens, нажать правой кнопкой мыши и в раскрывшемся контекстном меню выбрать вкладку New Screen. Далее на панели инструментов выбрать кнопку Push button и разместить в рабочем поле редактора. Двойным щелчком мыши раскрыть элемент для подключения переменной. В разделе Control ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru Variable вставить раннее созданную переменную kn (рисунок 2).Далее в разделе Сontrol element style поставить галочку на функции With Latching. Название кнопки можно подписать в окне Text . Необходимо переключить вкладку на Animation, далее поставить галочку в разделе Animated Object (рисунок 2.3).

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru

Рисунок 2.2 Программирование свойств объекта Push Button

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru

Рисунок 2.3 Подключение анимации к объекту Push Button

Аналогичным образом осуществляется программирование индикатора. Его можно создать с помощью элемента Ellipse на панели инструментов. Растянуть в рабочем поле до необходимых размеров, внутри задать цвет линий, заливки и подключить переменную ind, при этом выставив бит на 1.

7 шаг. Данный этап заключается в отладке программы, построении приложения для проверки наличия ошибок. Эта операция осуществляется с помощью кнопки Build на панели инструментов. В случае, если после анализа не обнаружены ошибки необходимо установить соединение с контроллером в режиме эмулятора. Для этого нажать на кнопку Simulation Mode ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru Connect ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru Transfer Project to PLC. Итоговая программа показана на рисунке 2.4. Управление можно осуществлять как через операторский экран, при этом при нажатии кнопки kn будет загораться индикатор, так и через окно редактора языка LD присвоив значение 1 нормально открытому контакту kn. Данную операцию можно осуществить нажав правой кнопкой мыши на контакт и в раскрывшемся меню выбрать раздел Set value ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru Set to 1. При этом в анимационной таблице поменяется значение переменных kn и ind с 0 на 1 .

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru

Рисунок 2.4 Результат работы программы в среде программирования Unity Pro.

Пример работы комибинированной программы на языке LD c использованием функционального блока

Необходимо разработать программу по управлению режимом работы трехцветной гирлянды, осуществляя переключение цветов в заданный интервал времени.

1 шаг.В новом проекте создается секция на языке LD, для установки заданного интервала времени, необходимо использовать функциональный блок таймер, доступ к которому можно осуществить через функцию FFB Input Assistant. Для этого необходимо нажать правой кнопкой мыши на рабочем поле редактора LD и выбрать соответсвующий раздел контектсного меню, другой вариант возможен благодаря панели инструментов, на которой есть пиктограмма с данной функцией или при нажатии комбинации клавиш Ctrl+I.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru

Рисунок 2.5 Доступ к помощнику по работе с функциональными блоками FFB Input Assistant

Далее появится окно, в котором необходимо выбрать нужный функциональный блок. Если разработчик программы знает его название заранее, то он может его вписать в первую графу FFB type, в нашем случае необходим счетчик TON, в противном случае пользователь может зайти в библиотеку функциональных блоков и выбрать необходимый, нажав на кнопку с тремя точками, которая расположена справа от окна ввода. Ниже описаны входы и выходы функционального блока, а так же их тип. После осуществления данной операции нажимаем OK, подтверждая выбранный блок.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru

Рисунок 2.6 Выбор функционального блока

2 шаг. Необходимо создать программу в рабочем поле LD. Контакты, которые отвечают за запуск цикла устанавливаются согласно логике программы, при этом их необходимо подключить к таймеру, который будет обеспечивать задержку появления цвета в несколько секунд. Программа показана на рисунке 2.7.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru

Рисунок 2.7 Программа по переключению цветов гирлянды

3 шаг. Необходимо создать анимационную таблицу, для отслеживания текущего состояния переменных, а так же управления элементами.

4 шаг.Операторский экран демонстрирует цветовое переключение гирлянды в интервале 2 секунды.Так женеобходимо разместить кнопки по запуску работы механизма на экране (рисунок 2.8). Элементы гирлянды создаются с помощью фигуры Elipse на панели инструментов редактора.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru

Рисунок 2.8 Операторский экран программы по управлению трех цветной гирляндой

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru

Рисунок 2.9 Результат работы программы по управлению трехцветной гирляндой

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru 2.4 Порядок выполнения лабораторной работы №2. Решение задач на языке LD.

Очень часто в системах автоматики необходимо организовать пуск и стоп с помощью кнопок без фиксации, т.е. организовать самоблокировку выхода. Примеры некоторых из них приведены ниже.

Задача 1Самоблокировка выхода с приоритетом «Стоп».

При нажатии кнопки start, сигнал проходит через нормально замкнутую кнопку stop и вызывает замыкание катушки ind (индикатор), при этом замыкается связанный входной контакт ind. При нажатии кнопки stop цепь разомкнется и катушка (выход) ind отключится. Поэтому данную схему называют приоритетом Стопа.

Задача 2Самоблокировка выхода с приоритетом «Старт».

При нажатии кнопки start, сигнал проходит через нормально замкнутую кнопку stop и вызывает замыкание катушки ind. При этом замыкается связанный входной контакт ind. При нажатии кнопки stop цепь не разомкнется и катушка (выход) ind останется включенной. Поэтому данную схему называют приоритетом «Старта».

Необходимо реализовать данные задачи в программе Unity Pro.

Cхема логического управления для задачи 1 на языке LD:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru

Cхема логического управления для задачи 2 на языке LD:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЯЗЫКЕ LD (LADDER DIAGRAM) - student2.ru

2.5 Оформление отчета по результатам выполненных работ. Отчет должен включать:

- Решение задачи 1,2.

- Пояснения к каждому пункту задания.

- Выводы по результатам практикума.

- Пакет прикладных программ с результатами работы.

Литература. 2 осн. [1- 6]

2.6 Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте язык лестничной диаграммы LD.

2. Что такое катушка в языке LD?

3. Что такое контакт в языке LD?

4. Для чего служат связи? Какие связи различают в языке LD?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА НА ЯЗЫКЕ FBD (FUNCTION BLOCK DIAGRAM)

Цель работы:Знакомство со структурой проекта на языке FBD. Работа с основными функциональными блоками, понятиями и определениями. Получение навыков разработки приложений на языке функциональных блоков.

Наши рекомендации