Урок 23. Использование функций
Цели урока:
· формирование понятия стандартная функция;
· формирование умений использования стандартных функций;
· развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.
Учащиеся должны уметь: использовать стандартные функций для нахождения суммы, среднего арифметического, поиска минимального (максимального) значений.
Программное и методическое обеспечение урока: электронные таблицы (ЭТ) MS Excel, учебное пособие «Информатика 10» §15 [1], раздаточный материал, ЭСУ10-23, ЭСО [3].
Методические рекомендации к уроку
1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).
Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий и тесты из приложения к уроку 22 и/или
ЭСУ 10-22 с последующей проверкой и фронтальным обсуждением ответов.
2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение нового материала(объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальная форма работы).
Перед объяснением нового материала предложите учащимся вспомнить вычисления по формулам в электронной таблице.
3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый метод обучения, фронтальная форма работы).
Объяснение начните с постановки проблемы: как упростить вычисление суммы или среднего значения нескольких чисел? Можно ли найти максимальной или минимальное значение в таблице, вычислить значение квадратного корня или синуса? В ходе беседы c демонстрацией примера 1 с помощью видеопроектора или на компьютерах учащихся подведите их к понятию стандартной функции. Расскажите, что табличный процессор Excel имеет большую библиотеку стандартных функций, позволяющих выполнять разнообразные вычисления. Подчеркните, что функция вызывается в формуле по имени, после которого в скобках следуют аргументы. Аргументами функции могут быть числа, тексты, ссылки на ячейки или диапазоны ячеек. Если аргументов несколько, то они перечисляются через точку с запятой. Приведите примеры записи некоторых функций в Excel (таблица на с 96 пособия). Продемонстрируйте варианты ввода аргументов на примере 1 (рис 5.34 пособия).
Далее рассмотрите вычисление среднего значения чисел, а также нахождения максимального или минимального числа в диапазоне ячеек (пример 2). Расскажите о суммировании значений. Обратите внимание на особенности использования кнопки Автосумма.
Подчеркните, что количество стандартных функций в MS Excel очень велико. Для облегчения поиска они сгруппированы по категориям. Продемонстрируйте варианты вызова функции (рис 5.37 – 5.39 пособия).
При достаточной подготовке учащихся и наличии времени можно показать использование Мастера функций (пример 3).
4. Закрепление нового материала(репродуктивный и частично-поисковый методы обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).
Предложите учащимся занять места за компьютерами и выполнить примеры 1 и 2 (пользуясь пособием или ЭСУ10-23). С целью экономии времени целесообразно использовать готовые шаблоны из ЭСУ10-24). Предложите прокомментировать выполнение.
При достаточной подготовке учащихся и наличии времени предложите выполнить упражнения 2 или 3, пользуясь образцами в пособии .
Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить выполнить упражнений 1.4, 2, 3 пособия или ЭСУ10-23.
В завершение этапа закрепления материала обсудите проблемы, с которыми учащиеся столкнулись при выполнении заданий.
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
6. Домашнее задание
Изучить материал § 15 , ответить на вопросы 1 ‑ 3, продумать выполнение одного из заданий 2, 3 упражнения 1.