Урок 8. строковый тип данных
Цели урока:
· закрепление материала предыдущего урока;
· формирование представления о строковом типе данных;
· формирование умений ввода и вывода строковых величин;
· формирование умений применять простейшие операции над строковыми переменными;
· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Учащиеся должны знать: понятие строковых величин.
Учащиеся должны уметь: вводить и выводить строковые величины;
выполнять операции присваивания, сцепления и сравнения строк.
Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика 10» § 4.3 [1]; ЭСУ Algo10‑3, примеры 43_1 ‑ 43_4 [2].
Методические рекомендации к уроку
1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).
Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий из приложения к уроку 7 и/или ЭСУ Algo10 ‑ 2 с последующей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением ответов. Предложите учащимся оценить успешность результатов своей работы. Самопроверка или взаимопроверка осуществляется по критериям, которые предлагает учитель.
2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала(частично-проблемный метод, фронтальная форма работы).
Перед объяснением нового материала в беседе обсудите возможные задачи обработки строк. Предложите учащимся привести примеры. Предложите вспомнить кодирование текстовой информации. Задайте вопросы: Сколько байт требуется для кодирования одного трех символов? Как соединить две строки?
3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым, фронтальная форма работы).
Беседу в форме вопросов‑ответов постройте на сравнении: символьный тип данных позволяет работать с отдельными символами, а для обработки более крупных фрагментов текста ‑ строк введен тип данных, который так и называется: string ‑ строка. Затем приведите примеры описания строковых переменных: Var имя: string; или так Var имя: string[n];
В первом случае длина строки по умолчанию не должна превышать 255 символов, во втором максимальное число символов n задается : 1 < n < =255. Следует иметь в виду, что второй вариант используется гораздо реже, и может приводить к ошибкам, например, в случае слияния строк.
Объяснение основных действий над строковыми переменными (ввод и вывод, присваивание, сцепление) также постройте на аналогии и сравнении.
Обратите внимание на отличия ввода числовых и строковых переменных. При вводе значений нескольких числовых переменных (Var a,b,c:integer) одной процедурой read(a,b,c) в строке ввода можно набрать несколько чисел или сразу все, отделяя их друг от друга пробелами, и нажать Enter. При этом каждый набор отображается в окне вывода в одну строку. Если в строке ввода набрать больше трех чисел, то будут присвоены только первые три значения. Если набрать меньше трех чисел, то программа будет ожидать продолжения ввода. Ввод значения строковой переменной (Var a,b,c: string) всегда завершают нажатием клавиши Enter (пробел это обычный символ и его для этой цели использовать нельзя).
Обратите внимание на ввод пустой строки, а также содержащей апострофы, например, на белорусском языке. Для записи в строке апострофа его повторяют: например, процедура write('аб '' ява') выведет на экран слово: аб ' ява.
Вывод строковых переменных выполняется с помощью стандартных процедур Write(a, b, c)иWriteln(a, b, c) и не отличается от вывода данных других типов. Процедура Write выводит значения в одну строку. При этом выводимые значения необходимо отделять пробелами или иными символами (например, запятой, точкой с запятой), иначе все они будут напечатаны слитно. Процедура Writeln после вывода значений переводит курсор на новую строку.
Операция сцепления (соединения, конкатенации) строк обозначается знаком "+", например: 'пар'+ 'о' +'ход' дает в результате 'пароход'.
Для определения длины строковой переменной, т.е. количества символов в ней, используют функцию length(S).
В завершение следует отметить, что тип данных String обладает свойствами и простых и составных типов. Так, при вводе и выводе строк используют имя строки (свойство простой переменной). С другой стороны, строка - это последовательность символов. Ее можно рассматривать как совокупность из n символов – т.е. массив символов(составной тип данных).
К любому символу в строке можно обратиться так же, как к элементу массива из n символов. Для этого после имени строки в квадратных скобках надо указать индекс ‑ порядковый номер символа в строке. Если описана переменная
S: string, то S[1] - это первый символ строки, S[2] - второй и т.д. Например: S:= ‘ИНФОРМАТИКА’; S[3] = 'Ф'; S[4] = 'О'.
В классах с невысоким уровнем алгоритмической подготовки учащихся целесообразно повторить понятие массива (приложения к уроку 8).
4. Закрепление нового материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).
Предложите учащимся занять места за компьютерами и выполнить примеры 1 и 2. Для уменьшения затрат времени можно использовать шаблоны программ (ЭСУ Algo10).
Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить выполнить примеры 3, 4 (ЭСУ Algo10: шаблон 43_3).
В завершение этапа закрепления материала предложите учащимся ответить на вопросы 1 ‑ 4 к § 4.3. Обсудите проблемы, с которыми они столкнулись при выполнении заданий.
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
6. Домашнее задание
Изучить материал § 4.2, продумать выполнение одного из упражнений к § 4.3.
Урок 9. Процедуры и функции обработки
строковых переменных
Цели урока:
· закрепление материала предыдущего урока;
· формирование умений использования стандартных процедур и функций обработки строковых переменных;
· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Учащиеся должны знать: понятие строковых величин.
Учащиеся должны уметь: применять стандартные процедуры и функции обработки строковых переменных.
Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика 10» § 5, [1]; ЭСУ Algo10‑4, примеры 5_1, 5_2 [2].
Методические рекомендации к уроку
1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).
Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий из приложение к уроку 8 и/или ЭСУ Algo10-4 с последующей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением ответов. Предложите учащимся оценить успешность результатов своей работы. Самопроверка или взаимопроверка осуществляется по критериям, которые предлагает учитель.
2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала(частично-проблемный метод, фронтальная форма работы).
На этом уроке продолжается формирование умений работы со строковыми величинами. Особое внимание обращается на использования стандартных процедур и функций обработки строковых переменных.
Перед объяснением нового материала поставьте проблему: какие задачи приходится решать при обработке текста на компьютере. Приведите примеры: найти слог или слово в строке, вывести фрагмент строки.
3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым, фронтальная форма работы).
Начните с рассмотрения функции pos(S1,S), которая определяет, начиная с какого символа подстрока S1 содержится в строке S. Следует заметить, что в решениие задач часто используют тот факт, что эта функция возвращает нуль, ели подстрока S1 в S не обнаружена. Так, при выполнении последовательности операторов S1:=’трос’; a:=pos(S1,’матрос’); b:=pos(S1,’капитан’);
в переменной a окажется число 3, а в переменной b - число 0. После этого разберите алгоритм выполнения примера 1 (Algo10‑5, primer5_1).
Затем рассмотрите функцию copy(S, p, n), которая из строки S копирует n символов, начиная с позиции p, т.е . возвращает часть строки S(подстроку) длиной n символов. Поясните алгоритм выполнения примера 2 (Algo10‑5, пример 5_2).
4. Закрепление нового материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).
Предложите учащимся занять места за компьютерами и выполнить примеры 1 и 2. Для уменьшения затрат времени можно использовать шаблоны программ (ЭСУ Algo10).
Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить выполнить задание ЭСУ Algo10 ‑4).
В завершение этапа закрепления материала предложите учащимся ответить на вопросы 1, 2 к § 5. Обсудите проблемы, с которыми они столкнулись при выполнении заданий.
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
6. Домашнее задание
Изучить материал § 5 (с.36 ‑38, примеры 1, 2), продумать выполнение одного
из заданий упражнения 1 к § 5.
Урок 10. Процедуры и функции обработки
строковых переменных
Цели урока:
· закрепление материала предыдущего урока;
· развитие умений использования стандартных процедур и функций обработки строковых переменных;
· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Учащиеся должны знать: понятие строковых величин.
Учащиеся должны уметь: применять стандартные процедуры и функции обработки строковых переменных.
Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика 10» § 5; ЭСУ Algo10‑5, примеры 5_1, 5_2 [2].
Методические рекомендации к уроку
1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).
Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий из приложения к уроку 9 и/или ЭСУ Algo10-5 с последующей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением ответов. Предложите учащимся оценить успешность результатов своей работы. Самопроверка или взаимопроверка осуществляется по критериям, которые предлагает учитель.
2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала(частично-проблемный метод, фронтальная форма работы).
На этом уроке продолжается формирование умений работы со строковыми величинами. Особое внимание обращается на использования стандартных процедур и функций обработки строковых переменных.
Перед объяснением нового материала приведите примеры задач, которые приходится решать при обработке текста: удалить, вставить или заменить часть строки, преобразовать регистр или типы данных.
3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым, фронтальная форма работы).
Начните с рассмотрения процедуры delete(S,p,n), которая из строки S удаляет n символов, начиная с позиции p. Затем рассмотрите процедуру insert(S1,S,p) , которая вставляет подстроку S1 в строку S начиная с позиции p.
Подробно разберите алгоритм выполнения примера 3 (Algo10‑5, primer5_3).
Затем рассмотрите процедуру Val(S, V, code), которая преобразует строковое представление числа S в его числовое значение V. Поясните алгоритм выполнения примера 5 (Algo10‑5, primer5_5).
Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить самостоятельно рассмотреть функции преобразования строчных букв в прописные и наоборот: UpCase, LowCase (работают с отдельными символами) и UpperCase, LowerCase (работают с целыми строками).
4. Закрепление нового материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).
Предложите учащимся занять места за компьютерами и выполнить примеры 3 и 5. Для уменьшения затрат времени можно использовать шаблоны программ (ЭСУ Algo10).
Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить выполнить пример 4 или задание ЭСУ Algo10 ‑5).
В завершение этапа закрепления материала предложите учащимся ответить на вопросы 3, 4 к § 5. Обсудите проблемы, с которыми они столкнулись при выполнении заданий.
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
6. Домашнее задание
Изучить материал § 5 (с.38 ‑41, примеры 3, 5), продумать выполнение одного
из заданий упражнений 2, 3 к § 5.
Урок 11. Выполнение практических заданий
с использованием символьных и строковых величин
Цели урока:
· закрепление материала предыдущего урока;
· формирование умений решения практических задач с использованием символьных и строковых величин;
· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Учащиеся должны уметь: составлять и реализовывать алгоритмы обработки символьных и строковых величин.
Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика 10» § 6; ЭСУ Algo10‑6, примеры 6_1 ‑ 6_5 [2].
Методические рекомендации к уроку
1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).
Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий из приложение к уроку 10 и/или ЭСУ Algo10-5 с последующей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением ответов. Предложите учащимся оценить успешность результатов своей работы. Самопроверка или взаимопроверка осуществляется по критериям, которые предлагает учитель.
2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала(частично-проблемный метод, фронтальная форма работы).
На этом уроке продолжается формирование умений составления и реализации алгоритмов обработки символьных и строковых величин. Особое внимание обращается на решение задач из различных предметных областей.
Перед объяснением нового материала приведите примеры задач, которые приходится решать при обработке текста: посимвольный вывод строк, подсчет количества вхождений символов и слов, шифрование текста.
3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым, фронтальная форма работы).
Рассмотрите алгоритм решения задачи о выводе символов строки в обратном порядке с задержкой (пример 1, Algo10‑6, primer6_1). Напомните процедуру sleep(200).
Подробно разберите алгоритм выполнения примера 2 (Algo10‑6, primer6_2).
В классах с недостаточным уровнем алгоритмической подготовки учащихся следует повторить использование конструкции if (приложения к уроку 11).
4. Закрепление нового материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).
Предложите учащимся занять места за компьютерами и выполнить примеры 1 и 2.
При наличии времени можно дополнительно предложить выполнить пример 3. Для уменьшения затрат времени можно использовать шаблоны программ (ЭСУ Algo10‑6).
Успевающим любознательным учащимся можно предложить самостоятельно составить программу для проверки, является ли введенное слово перевертышем, т.е, читается одинаково слева направо и справа налево, например, слово ‘’заказ”, а также выполнить пример 4.
В завершение этапа закрепления материала предложите учащимся ответить на вопросы приложения к уроку 11. Обсудите проблемы, с которыми они столкнулись при выполнении заданий.
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
6. Домашнее задание
Изучить материал § 6 (с.41 ‑44, примеры 1 ‑ 3), продумать выполнение одного
из заданий упражнений 1, 2 к § 6.
Урок 12. Выполнение практических заданий
с использованием символьных и строковых величин
Цели урока:
· закрепление материала предыдущего урока;
· развитие умений решения практических задач с использованием символьных и строковых величин;
· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Учащиеся должны уметь: составлять и реализовывать алгоритмы обработки символьных и строковых величин.
Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика 10» § 6; ЭСУ Algo10‑6, примеры 6_6 ‑ 6_9 [2].
Методические рекомендации к уроку
1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).
Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий из приложения к уроку 11 и/или ЭСУ Algo10-6 с последующей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением ответов. Предложите учащимся оценить успешность результатов своей работы. Самопроверка или взаимопроверка осуществляется по критериям, которые предлагает учитель.
2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала(частично-проблемный метод, фронтальная форма работы).
На этом уроке продолжается формирование умений составления и реализации алгоритмов обработки символьных и строковых величин. Особое внимание обращается на решение задач из различных предметных областей.
Перед объяснением нового материала приведите примеры задач, которые приходится решать при обработке текста: поиск, замена и вывод фрагментов строк, поиск и вывод соответствий, замена чисел их названиями, шифрование текста.
3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым, фронтальная форма работы).
Рассмотрите алгоритм выполнения примера 6 (Algo10‑6, primer6_6). Подробно разберите алгоритм выполнения примера 7 (Algo10‑6, primer6_7).
При наличии времени можно предложить разобрать пример 5.
4. Закрепление нового материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).
Предложите учащимся занять места за компьютерами и выполнить примеры 6 и 7.
При наличии времени можно дополнительно предложить выполнить пример 5. Для уменьшения затрат времени можно использовать шаблоны программ (ЭСУ Algo10‑6).
Успевающим любознательным учащимся можно предложить самостоятельно разобрать и выполнить пример 8 (Algo10‑6, primer6_8).
В завершение этапа закрепления материала предложите учащимся ответить на вопросы приложения к уроку 12. Обсудите проблемы, с которыми они столкнулись при выполнении заданий.
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
6. Домашнее задание
Изучить материал § 6 (с.44 ‑47, примеры 5 ‑ 8), продумать выполнение одного
из заданий упражнений 3, 4 к § 6.
Урок 13. Обобщающее повторение по теме
“Основы алгоритмизации и программирования”
Цели урока:
· обобщение умений составлять и реализовывать алгоритмы обработки символьных и строковых величин при решении практических задач;
· проверка уровня усвоения материала предыдущих уроков, уровня сформированности требуемых умений и навыков;
· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля.
Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Учащиеся должны уметь: составлять и реализовывать алгоритмы выполнения практических заданий из различных предметных областей с использованием символьных и строковых величин.
Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика 10» §§ 4 ‑ 6 [1], примеры и задания к уроку 13 (раздаточный материал приложение, ЭСУ Algo10 ‑7 [2]).
Методические рекомендации к уроку
1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).
Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий из приложения к уроку 13 и/или ЭСУ Algo10-7 с последующей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением ответов. Предложите учащимся оценить успешность результатов своей работы. Самопроверка или взаимопроверка осуществляется по критериям, которые предлагает учитель.
2. Обобщение и закрепление материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная форма работы ).
Предложите учащимся занять места за компьютерами, разобрать по учебному пособию и выполнить пример 9 (ЭСУ Algo10: шаблон 6_9). Самостоятельно выполнить одно из заданий упражнения 5 к § 6.
При наличии времени можно дополнительно предложить выполнить один из вариантов заданий к уроку 13 ЭСУ Algo10_7. Для уменьшения затрат времени можно использовать шаблоны программ (ЭСУ Algo10‑7).
Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить самостоятельно разобрать и выполнить примеры 10, 11 § 5 или (Algo10‑7).
Подведение итогов урока
Проанализируйте работы учащихся, дайте оценку успешности достижения цели на уроке, сравните самооценку работ учащихся с оценкой учителя. Проинформируйте учащихся о реальных результатах учения. Дайте рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях и умениях.
4. Домашнее задание
Повторить §§ 4 – 6.