Урок 8. строковый тип данных

Цели урока:

· закрепление материала предыдущего урока;

· формирование представления о строковом типе данных;

· формирование умений ввода и вывода строковых величин;

· формирование умений применять простейшие операции над строковыми переменными;

· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Учащиеся должны знать: понятие строковых величин.

Учащиеся должны уметь: вводить и выводить строковые величины;
выполнять операции присваивания, сцепления и сравнения строк.

Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика 10» § 4.3 [1]; ЭСУ Algo10‑3, примеры 43_1 ‑ 43_4 [2].

Методические рекомендации к уроку

1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).

Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий из приложения к уроку 7 и/или ЭСУ Algo10 ‑ 2 с последующей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением ответов. Предложите учащимся оценить успешность результатов своей работы. Самопроверка или взаимопроверка осуществляется по критериям, которые предлагает учитель.

2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала(частично-проблемный метод, фронтальная форма работы).

Перед объяснением нового материала в беседе обсудите возможные задачи обработки строк. Предложите учащимся привести примеры. Предложите вспомнить кодирование текстовой информации. Задайте вопросы: Сколько байт требуется для кодирования одного трех символов? Как соединить две строки?

3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым, фронтальная форма работы).

Беседу в форме вопросов‑ответов постройте на сравнении: символьный тип данных позволяет работать с отдельными символами, а для обработки более крупных фрагментов текста ‑ строк введен тип данных, который так и называется: string ‑ строка. Затем приведите примеры описания строковых переменных: Var имя: string; или так Var имя: string[n];

В первом случае длина строки по умолчанию не должна превышать 255 символов, во втором максимальное число символов n задается : 1 < n < =255. Следует иметь в виду, что второй вариант используется гораздо реже, и может приводить к ошибкам, например, в случае слияния строк.

Объяснение основных действий над строковыми переменными (ввод и вывод, присваивание, сцепление) также постройте на аналогии и сравнении.

Обратите внимание на отличия ввода числовых и строковых переменных. При вводе значений нескольких числовых переменных (Var a,b,c:integer) одной процедурой read(a,b,c) в строке ввода можно набрать несколько чисел или сразу все, отделяя их друг от друга пробелами, и нажать Enter. При этом каждый набор отображается в окне вывода в одну строку. Если в строке ввода набрать больше трех чисел, то будут присвоены только первые три значения. Если набрать меньше трех чисел, то программа будет ожидать продолжения ввода. Ввод значения строковой переменной (Var a,b,c: string) всегда завершают нажатием клавиши Enter (пробел это обычный символ и его для этой цели использовать нельзя).

Обратите внимание на ввод пустой строки, а также содержащей апострофы, например, на белорусском языке. Для записи в строке апострофа его повторяют: например, процедура write('аб '' ява') выведет на экран слово: аб ' ява.

Вывод строковых переменных выполняется с помощью стандартных процедур Write(a, b, c)иWriteln(a, b, c) и не отличается от вывода данных других типов. Процедура Write выводит значения в одну строку. При этом выводимые значения необходимо отделять пробелами или иными символами (например, запятой, точкой с запятой), иначе все они будут напечатаны слитно. Процедура Writeln после вывода значений переводит курсор на новую строку.

Операция сцепления (соединения, конкатенации) строк обозначается знаком "+", например: 'пар'+ 'о' +'ход' дает в результате 'пароход'.

Для определения длины строковой переменной, т.е. количества символов в ней, используют функцию length(S).

В завершение следует отметить, что тип данных String обладает свойствами и простых и составных типов. Так, при вводе и выводе строк используют имя строки (свойство простой переменной). С другой стороны, строка - это последовательность символов. Ее можно рассматривать как совокупность из n символов – т.е. массив символов(составной тип данных).
К любому символу в строке можно обратиться так же, как к элементу массива из n символов. Для этого после имени строки в квадратных скобках надо указать индекс ‑ порядковый номер символа в строке. Если описана переменная
S: string, то S[1] - это первый символ строки, S[2] - второй и т.д. Например: S:= ‘ИНФОРМАТИКА’; S[3] = 'Ф'; S[4] = 'О'.

В классах с невысоким уровнем алгоритмической подготовки учащихся целесообразно повторить понятие массива (приложения к уроку 8).

4. Закрепление нового материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).

Предложите учащимся занять места за компьютерами и выполнить примеры 1 и 2. Для уменьшения затрат времени можно использовать шаблоны программ (ЭСУ Algo10).

урок 8. строковый тип данных - student2.ru Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить выполнить примеры 3, 4 (ЭСУ Algo10: шаблон 43_3).

В завершение этапа закрепления материала предложите учащимся ответить на вопросы 1 ‑ 4 к § 4.3. Обсудите проблемы, с которыми они столкнулись при выполнении заданий.

Подведение итогов урока

Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.

6. Домашнее задание

Изучить материал § 4.2, продумать выполнение одного из упражнений к § 4.3.

Урок 9. Процедуры и функции обработки
строковых переменных

Цели урока:

· закрепление материала предыдущего урока;

· формирование умений использования стандартных процедур и функций обработки строковых переменных;

· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Учащиеся должны знать: понятие строковых величин.

Учащиеся должны уметь: применять стандартные процедуры и функции обработки строковых переменных.

Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика 10» § 5, [1]; ЭСУ Algo10‑4, примеры 5_1, 5_2 [2].

Методические рекомендации к уроку

1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).

Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий из приложение к уроку 8 и/или ЭСУ Algo10-4 с последующей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением ответов. Предложите учащимся оценить успешность результатов своей работы. Самопроверка или взаимопроверка осуществляется по критериям, которые предлагает учитель.

2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала(частично-проблемный метод, фронтальная форма работы).

На этом уроке продолжается формирование умений работы со строковыми величинами. Особое внимание обращается на использования стандартных процедур и функций обработки строковых переменных.

Перед объяснением нового материала поставьте проблему: какие задачи приходится решать при обработке текста на компьютере. Приведите примеры: найти слог или слово в строке, вывести фрагмент строки.

3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым, фронтальная форма работы).

Начните с рассмотрения функции pos(S1,S), которая определяет, начиная с какого символа подстрока S1 содержится в строке S. Следует заметить, что в решениие задач часто используют тот факт, что эта функция возвращает нуль, ели подстрока S1 в S не обнаружена. Так, при выполнении последовательности операторов S1:=’трос’; a:=pos(S1,’матрос’); b:=pos(S1,’капитан’);

в переменной a окажется число 3, а в переменной b - число 0. После этого разберите алгоритм выполнения примера 1 (Algo10‑5, primer5_1).

Затем рассмотрите функцию copy(S, p, n), которая из строки S копирует n символов, начиная с позиции p, т.е . возвращает часть строки S(подстроку) длиной n символов. Поясните алгоритм выполнения примера 2 (Algo10‑5, пример 5_2).

4. Закрепление нового материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).

Предложите учащимся занять места за компьютерами и выполнить примеры 1 и 2. Для уменьшения затрат времени можно использовать шаблоны программ (ЭСУ Algo10).

урок 8. строковый тип данных - student2.ru Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить выполнить задание ЭСУ Algo10 ‑4).

В завершение этапа закрепления материала предложите учащимся ответить на вопросы 1, 2 к § 5. Обсудите проблемы, с которыми они столкнулись при выполнении заданий.

Подведение итогов урока

Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.

6. Домашнее задание

Изучить материал § 5 (с.36 ‑38, примеры 1, 2), продумать выполнение одного
из заданий упражнения 1 к § 5.

Урок 10. Процедуры и функции обработки
строковых переменных

Цели урока:

· закрепление материала предыдущего урока;

· развитие умений использования стандартных процедур и функций обработки строковых переменных;

· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Учащиеся должны знать: понятие строковых величин.

Учащиеся должны уметь: применять стандартные процедуры и функции обработки строковых переменных.

Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика 10» § 5; ЭСУ Algo10‑5, примеры 5_1, 5_2 [2].

Методические рекомендации к уроку

1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).

Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий из приложения к уроку 9 и/или ЭСУ Algo10-5 с последующей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением ответов. Предложите учащимся оценить успешность результатов своей работы. Самопроверка или взаимопроверка осуществляется по критериям, которые предлагает учитель.

2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала(частично-проблемный метод, фронтальная форма работы).

На этом уроке продолжается формирование умений работы со строковыми величинами. Особое внимание обращается на использования стандартных процедур и функций обработки строковых переменных.

Перед объяснением нового материала приведите примеры задач, которые приходится решать при обработке текста: удалить, вставить или заменить часть строки, преобразовать регистр или типы данных.

3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым, фронтальная форма работы).

Начните с рассмотрения процедуры delete(S,p,n), которая из строки S удаляет n символов, начиная с позиции p. Затем рассмотрите процедуру insert(S1,S,p) , которая вставляет подстроку S1 в строку S начиная с позиции p.

Подробно разберите алгоритм выполнения примера 3 (Algo10‑5, primer5_3).

Затем рассмотрите процедуру Val(S, V, code), которая преобразует строковое представление числа S в его числовое значение V. Поясните алгоритм выполнения примера 5 (Algo10‑5, primer5_5).

урок 8. строковый тип данных - student2.ru Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить самостоятельно рассмотреть функции преобразования строчных букв в прописные и наоборот: UpCase, LowCase (работают с отдельными символами) и UpperCase, LowerCase (работают с целыми строками).

4. Закрепление нового материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).

Предложите учащимся занять места за компьютерами и выполнить примеры 3 и 5. Для уменьшения затрат времени можно использовать шаблоны программ (ЭСУ Algo10).

урок 8. строковый тип данных - student2.ru Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить выполнить пример 4 или задание ЭСУ Algo10 ‑5).

В завершение этапа закрепления материала предложите учащимся ответить на вопросы 3, 4 к § 5. Обсудите проблемы, с которыми они столкнулись при выполнении заданий.

Подведение итогов урока

Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.

6. Домашнее задание

Изучить материал § 5 (с.38 ‑41, примеры 3, 5), продумать выполнение одного
из заданий упражнений 2, 3 к § 5.

Урок 11. Выполнение практических заданий
с использованием символьных и строковых величин

Цели урока:

· закрепление материала предыдущего урока;

· формирование умений решения практических задач с использованием символьных и строковых величин;

· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Учащиеся должны уметь: составлять и реализовывать алгоритмы обработки символьных и строковых величин.

Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика 10» § 6; ЭСУ Algo10‑6, примеры 6_1 ‑ 6_5 [2].

Методические рекомендации к уроку

1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).

Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий из приложение к уроку 10 и/или ЭСУ Algo10-5 с последующей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением ответов. Предложите учащимся оценить успешность результатов своей работы. Самопроверка или взаимопроверка осуществляется по критериям, которые предлагает учитель.

2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала(частично-проблемный метод, фронтальная форма работы).

На этом уроке продолжается формирование умений составления и реализации алгоритмов обработки символьных и строковых величин. Особое внимание обращается на решение задач из различных предметных областей.

Перед объяснением нового материала приведите примеры задач, которые приходится решать при обработке текста: посимвольный вывод строк, подсчет количества вхождений символов и слов, шифрование текста.

3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым, фронтальная форма работы).

Рассмотрите алгоритм решения задачи о выводе символов строки в обратном порядке с задержкой (пример 1, Algo10‑6, primer6_1). Напомните процедуру sleep(200).

Подробно разберите алгоритм выполнения примера 2 (Algo10‑6, primer6_2).

В классах с недостаточным уровнем алгоритмической подготовки учащихся следует повторить использование конструкции if (приложения к уроку 11).

4. Закрепление нового материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).

Предложите учащимся занять места за компьютерами и выполнить примеры 1 и 2.

При наличии времени можно дополнительно предложить выполнить пример 3. Для уменьшения затрат времени можно использовать шаблоны программ (ЭСУ Algo10‑6).

урок 8. строковый тип данных - student2.ru Успевающим любознательным учащимся можно предложить самостоятельно составить программу для проверки, является ли введенное слово перевертышем, т.е, читается одинаково слева направо и справа налево, например, слово ‘’заказ”, а также выполнить пример 4.

В завершение этапа закрепления материала предложите учащимся ответить на вопросы приложения к уроку 11. Обсудите проблемы, с которыми они столкнулись при выполнении заданий.

Подведение итогов урока

Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.

6. Домашнее задание

Изучить материал § 6 (с.41 ‑44, примеры 1 ‑ 3), продумать выполнение одного
из заданий упражнений 1, 2 к § 6.

Урок 12. Выполнение практических заданий
с использованием символьных и строковых величин

Цели урока:

· закрепление материала предыдущего урока;

· развитие умений решения практических задач с использованием символьных и строковых величин;

· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Учащиеся должны уметь: составлять и реализовывать алгоритмы обработки символьных и строковых величин.

Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика 10» § 6; ЭСУ Algo10‑6, примеры 6_6 ‑ 6_9 [2].

Методические рекомендации к уроку

1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).

Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий из приложения к уроку 11 и/или ЭСУ Algo10-6 с последующей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением ответов. Предложите учащимся оценить успешность результатов своей работы. Самопроверка или взаимопроверка осуществляется по критериям, которые предлагает учитель.

2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала(частично-проблемный метод, фронтальная форма работы).

На этом уроке продолжается формирование умений составления и реализации алгоритмов обработки символьных и строковых величин. Особое внимание обращается на решение задач из различных предметных областей.

Перед объяснением нового материала приведите примеры задач, которые приходится решать при обработке текста: поиск, замена и вывод фрагментов строк, поиск и вывод соответствий, замена чисел их названиями, шифрование текста.

3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым, фронтальная форма работы).

Рассмотрите алгоритм выполнения примера 6 (Algo10‑6, primer6_6). Подробно разберите алгоритм выполнения примера 7 (Algo10‑6, primer6_7).

При наличии времени можно предложить разобрать пример 5.

4. Закрепление нового материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).

Предложите учащимся занять места за компьютерами и выполнить примеры 6 и 7.

урок 8. строковый тип данных - student2.ru При наличии времени можно дополнительно предложить выполнить пример 5. Для уменьшения затрат времени можно использовать шаблоны программ (ЭСУ Algo10‑6).

Успевающим любознательным учащимся можно предложить самостоятельно разобрать и выполнить пример 8 (Algo10‑6, primer6_8).

В завершение этапа закрепления материала предложите учащимся ответить на вопросы приложения к уроку 12. Обсудите проблемы, с которыми они столкнулись при выполнении заданий.

Подведение итогов урока

Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.

6. Домашнее задание

Изучить материал § 6 (с.44 ‑47, примеры 5 ‑ 8), продумать выполнение одного
из заданий упражнений 3, 4 к § 6.

Урок 13. Обобщающее повторение по теме
“Основы алгоритмизации и программирования”

Цели урока:

· обобщение умений составлять и реализовывать алгоритмы обработки символьных и строковых величин при решении практических задач;

· проверка уровня усвоения материала предыдущих уроков, уровня сформированности требуемых умений и навыков;

· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля.

Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Учащиеся должны уметь: составлять и реализовывать алгоритмы выполнения практических заданий из различных предметных областей с использованием символьных и строковых величин.

Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика 10» §§ 4 ‑ 6 [1], примеры и задания к уроку 13 (раздаточный материал приложение, ЭСУ Algo10 ‑7 [2]).

Методические рекомендации к уроку

1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).

Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий из приложения к уроку 13 и/или ЭСУ Algo10-7 с последующей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением ответов. Предложите учащимся оценить успешность результатов своей работы. Самопроверка или взаимопроверка осуществляется по критериям, которые предлагает учитель.

2. Обобщение и закрепление материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная форма работы ).

Предложите учащимся занять места за компьютерами, разобрать по учебному пособию и выполнить пример 9 (ЭСУ Algo10: шаблон 6_9). Самостоятельно выполнить одно из заданий упражнения 5 к § 6.

При наличии времени можно дополнительно предложить выполнить один из вариантов заданий к уроку 13 ЭСУ Algo10_7. Для уменьшения затрат времени можно использовать шаблоны программ (ЭСУ Algo10‑7).

урок 8. строковый тип данных - student2.ru Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить самостоятельно разобрать и выполнить примеры 10, 11 § 5 или (Algo10‑7).

Подведение итогов урока

Проанализируйте работы учащихся, дайте оценку успешности достижения цели на уроке, сравните самооценку работ учащихся с оценкой учителя. Проинформируйте учащихся о реальных результатах учения. Дайте рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях и умениях.

4. Домашнее задание

Повторить §§ 4 – 6.


Наши рекомендации