Урок 6. символьный тип данных
Цели урока:
· формирование представления о символьном типе данных;
· формирование умений ввода и вывода символьных величин;
· формирование умений применять простейшие операции над символьными переменными;
· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Учащиеся должны знать: понятие символьных величин.
Учащиеся должны уметь: вводить и выводить символьные величины.
Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика 10» § 4.1 [1]; ЭСУ Algo10‑1, примеры 41_1 ‑ 41_5 [2].
Методические рекомендации к уроку
1. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала(проблемный метод обучения, фронтальная форма работы).
Перед объяснением нового материала в беседе напомните, что компьютеры могут обрабатывать данные различных типов. Ранее мы имели дело с числовыми типами данных: целым и вещественным. Не менее широко компьютеры используются для обработки текста. Предложите учащимся привести примеры задач, при решении которых приходится обрабатывать текстовую информацию. Предложите вспомнить кодирование текстовой информации. Задайте вопросы: Сколько байт требуется для кодирования одного символа? Что собой представляет таблица символов?
2. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым, фронтальная форма работы).
В форме беседы подведите учащихся к пониманию того, что для обработки текста язык программирования должен иметь соответствующие процедуры и функции, которые работают с символьными и строковыми величинами. Эти величины отличаются друг от друга тем, что значением символьной переменной является один символ, а строковой — строка символов. В этой главе предстоит познакомиться с обработкой данных символьного и строкового типа.
Далее перейдите к формированию понятия. Для работы с символами в языке PascalABC предусмотрен специальный тип данных,который называется символьным и обозначается char (от слова character - символ). Значениями переменных этого типа являются отдельные символы: буквы, цифры, знаки.
При объяснении нового материала следует обратить внимание на следующее. Каждый символ имеет свой уникальный двоичный код от 00000000 до 11111111 (от 0 до 255 в десятичном представлении) и в оперативной памяти занимает 1 байт. Символы с кодами от 0 до 31 (управляющие) в тексте воспринимаются как пробел, а в операторах вывода как символ или соответствующая команда. Все символы упорядочены в соответствии с их кодом: 0 .. 255. Этот код в виде целого числа возвращает функция ord(x) в качестве результата, если параметром является символ алфавита. Коды всех символов размещают в таблицу. Первая половина таблицы (коды 0 .. 127) стала международным стандартом, который называется ASCII- American Standard Code Information Interchange (читается "аски код"). В ней содержится цифры, латинский алфавит и служебные символы. Во второй половине таблицы размещают символы национальных алфавитов. Размещение символов кириллицы имеет несколько вариантов. Для работы в Windows часто используют кодировку Windows-1251 (CP-1251). В этом случае заглавные буквы кириллицы имеют коды от 192 (А) до 223 (Я), а строчные – коды от 224 (а) до 255 (я). Заглавная буква Ё имеет код 168, а строчная ё – код 184.
Приведите примеры описания переменных символьного типа:
Var a, b, ch: char; Расскажите о действиях, которые можно выполнять над символьными переменными: присваивание, ввод и вывод, сцепление (конкатенацию), сравнение символов (приведите примеры, приложение, ЭСУ).
Рассмотрите примеры ввода и вывода символьных величин. Подчеркните, что значения символьных констант и переменных заключаются в апострофы (одинарные кавычки), например, 'A', 'B', 'C', '4', '7', ' '(пробел). Если нужен сам апостроф, то он удваивается: В := ''''. Символьные значения можно задавать и их числовыми кодами. В этом случае перед кодом записывают знак #.
Продемонстрируйте особенности ввода символов с помощью стандартных процедур ReadиReadln.Обратите внимание на следующую особенность ввода нескольких символов одной процедурой. Нажатие клавиши Пробелприводит к присвоению символьной переменной значения ‘ ’ (пробел, код #32), а клавиши Enter – ее кода (#13). Поэтому значения символьных переменных набираются на клавиатуре одно за другим без пробелов. Например, процедура Readln(a,b,c) ожидает ввода значений трех символьных переменных a, b, с, т. е. набора на клавиатуре трех символов, например: "Д", "О", "М"и нажатияEnter. В результате процедура Write (a, b, с); выведет на экран слово “ДОМ”.
Операция соединения нескольких символов называется сцеплением или конкатенацией и обозначается символом + “плюс”. Например, процедура
Write (a+b+c+’!!!’); выведет на экран слово: “ДОМ!!!”.
3. Закрепление нового материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы)
Предложите учащимся занять места за компьютерами и с помощью пособия самостоятельно выполнить примеры 1 и 2.
В зависимости от подготовки учащихся и при наличии времени можно предложить выполнить пример 3.
Дополнительно любознательным учащимся можно предложить выполнить примеры 4, 5:
Этап закрепления нового материала завершите обсуждением проблем, с которыми столкнулись учащиеся при выполнении заданий
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
5. Домашнее задание
Изучить материал §4.3 , ответить на вопросы 2 ‑ 4, продумать выполнение одного задания (а, б) упражнения к § 4.1.
Урок 7. Процедуры и функции обработки
символьных переменных
Цели урока:
· закрепление материала предыдущего урока;
· формирование умений использования стандартных процедур и функций обработки символьных переменных;
· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Учащиеся должны знать: понятие символьных величин.
Учащиеся должны уметь: применять стандартные процедуры и функции обработки символьных переменных.
Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика 10» § 4.2 [1]; ЭСУ Algo10‑2, примеры 41_1 ‑ 42_3 [2].
Методические рекомендации к уроку
1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).
Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий из приложение к уроку 6 и/или ЭСУ Algo10-1 с последующей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением ответов. Предложите учащимся оценить успешность результатов своей работы. Самопроверка или взаимопроверка осуществляется по критериям, которые предлагает учитель.
2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала(частично-проблемный метод, фронтальная форма работы).
На этом уроке продолжается формирование умений работы с символьными величинами. Особое внимание обращается на использования стандартных процедур и функций обработки символьных переменных.
Перед объяснением нового материала поставьте вопросы: Как вывести таблицу символов и их кодов, как определить символ по коду?
3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым, фронтальная форма работы).
Начните с рассмотрения функций pred(s), которая возвращает предыдущий символ и succ(s), которая возвращает следующий. Разберите пример 1.
Затем поясните алгоритм программы, которая выводит таблицу символов
и их кодов от 32 до 255 (пример 2).
В классах с невысоким уровнем алгоритмической подготовки учащихся целесообразно повторить использование цикла for (приложения 1, 2 к уроку 7) и увеличить количество тренировочных заданий (приложения 3, 4 к уроку 7).
С этой целью на эту тему допустимо затратить еще один час за счет сокращения времени на изучение другой темы (например, “Решение практических задач”, урок 12).
4. Закрепление нового материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).
Предложите учащимся занять места за компьютерами и выполнить примеры 1 и 2. Для уменьшения затрат времени можно использовать шаблоны программ (они хранятся в папках Rabota ко всем урокам ЭСУ Algo10).
Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить выполнить пример 3 (ЭСУ Algo10: шаблон 42_3).
Следует заметить, что в программе примера 3 требуется подключения модуляCRT, который содержит функции и процедуры работы с клавиатурой.
С помощью функции readKey в переменную c типа char считывается символ нажатой клавиши. Считывание символов и вывод кодов продолжается до тех пор, пока не будет нажата клавиша Esc (код 27).
В завершение этапа закрепления материала предложите учащимся ответить на вопросы 1, 2 к § 4.2. Обсудите проблемы, с которыми они столкнулись при выполнении заданий.
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
6. Домашнее задание
Изучить материал § 4.2, продумать выполнение одного из упражнений к § 4.2.