Тема 1 (20). ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
ИНФОРМАТИКА В 10 КЛАССЕ
Учебно-методическое пособие
для учителей общеобразовательных учреждений
с белорусским и русским языками обучения
Общее количество страниц
Общее количество иллюстраций
Г.А.Заборовский (темы 1, 2, 3, 5), А.Е.Пупцев (темы 1, 2, 4, 6)
От авторов
Уважаемый Учитель! Вашему вниманию предлагается учебно-методическое пособие по обучению информатике в 10-ом классе, которое соответствует «Учебной программе для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. Информатика VI–XI кл.», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь (Минск: НИО, 2009) и учебному пособию «Информатика» для 10 класса общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения /Г. А. Заборовский, А. Е. Пупцев. Минск: Народная асвета, 2011 [1].
Предлагаемое пособие содержит проекты уроков. В каждом уроке представлены цели обучения, тип урока, перечень знаний и умений, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе одного или нескольких уроков, программное и методическое обеспечение урока. Методические рекомендации к уроку содержат его этапы с указанием методов обучения и форм организации познавательной деятельности.
Совместно с данным учебно-методическим пособием для учителя и учебным пособием Информатика 10 [1] для учащихся предлагается использовать материалы электронного сопровождения уроков (ЭСУ), размещенные на сайтах Министерства образования www.minedu.unibel.by, Национального института образования www.adu.by, Академии последипломного образования www.academy.edu.by [2]. ЭСУ содержит: учебные презентации, графические, аудио- и видеоматериалы, а также примеры выполнения заданий. В качестве дополнительных учебных ресурсов можно использовать электронные средства обучения (ЭСО) “Информатика и информационные технологии. Информа-ционно-справочная система” [3], “Информатика, Основы алгоритмизации и программирования” [4] и другие учебно-методические пособия [5 ‑ 15].
Предлагаемые проекты уроков с соответствующими учебно-методическими материалами следует рассматривать в качестве возможных вариантов организации обучения. Учитель вправе самостоятельно выбирать средства, формы и методы обучения.
Дополнительные материалы для любознательных обозначены значком
Учебное методическое пособие предполагает наличие в школьном кабинете информатики IBM-совместимых компьютеров, организованных в локальную сеть, а также программного обеспечения: операционной системы Windows, системы программирования PascalABC, ЭТ Microsoft Excel, браузера Internet Explorer, программ Movie Maker, Net Meeting, Skype.
Авторы будут признательны за замечания и предложения, которые будут способствовать совершенствованию методики преподавания информатики.
Урок 1. Правила работы и безопасного поведения
в компьютерном классе.
Представление информации в компьютере (повторение)
Цели обучения:
· повторение правил поведения и техники безопасности в кабинете информатики;
· повторение знаний о единицах измерения объема информации;
· актуализация представлений о кодировании текстовой, графической и звуковой информации в компьютере;
· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля;
· воспитание бережного отношения к компьютерной технике и учебным пособиям.
Тип урока: урок повторения.
Учащиеся должны знать:
· правила техники безопасности в кабинете информатики;
· единицы измерения объема информации;
· иметь представление о кодировании текстовой, графической и звуковой информация.
Учащиеся должны уметь:приводить примеры кодирования и декодирования информации в различных сферах деятельности человека;
переводить объемы информации из одних единиц измерения в другие; сравнивать величины, характеризующие объемы информации; определять объемы дисков, папок и файлов на компьютере.
Программное и методическое обеспечение урока: раздаточный материал (приложения к уроку 1), ЭСУ10-1 [2], презентация «Измерение и кодирование информации в жизни человека»; ЭСО [3].
Методические рекомендации к уроку
1. Повторение(репродуктивный метод обучения).
Этап 1 (фронтальная форма работы).
В начале урока предложите учащимся вспомнить правила поведения в компьютерном классе.
В ходе беседы с учащимися вспомните различные примеры кодирования и декодирования информации. Обратите внимание учащихся на способы кодирования информации.
Далее повторите единицы измерения информации в компьютере: бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт, Тбайт.
Предложите учащимся записать в тетрадь информацию о связи единиц измерения информации и вспомнить порядок определения размеров файлов, папок, дисков в системе Windows. Можно предложить выполнить входной тест или задания у доски и в тетрадях (приложение 1):
Задание 1. Определите сколько:
а) битов содержится в 10 байтах; б) байтов содержится в 3 Кбайтах;
в) Кбайт содержится в 2 Мбайтах. г) Мбайт содержится в 5 Кбайтах.
Задание 2.Определите, какой объем информации меньше:
а) 10 бит или 1 байт; б) 1 Гбайт или 1000 Кбайт;
в) 2 Мбайта или 2049 Кбайт г) 4 Кбайта или 4000 байт
Для успешного освоения учебного материала необходимо в бумажном или электронном виде подготовить: таблицу кодировки ASCII, таблицу информационного объема изображения из пункта 4.2 и таблицу размеров звуковых файлов длительностью звучания 1 секунда из пункта 4.3.
Этап 2 (индивидуальная форма работы).
Предложите учащимся занять места за компьютерами и определить:
а) размер винчестера компьютера, количество занятого и свободного
места на винчестере;
б) размер заданных папок и файлов (имена можно записать на доске или раздать на карточках).
При наличии времени дополнительно можно предложить выполнить задания приложения (ЭСУ10-1) с последующим фронтальным обсуждением.
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать, что они повторили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать главное, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
4. Домашнее задание
Изучить материал § 1 пособия (с.4-7, примеры 1, 2), ответить на вопросы 1-3, продумать выполнение упражнения 1.
Урок 3. Создание архивных файлов.
Извлечение файлов из архива
Цели обучения:
· формирование умений создавать архивные файлы и извлекать файлы из архивов;
· развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.
Учащиеся должны знать: назначение программ-архиваторов;
Учащиеся должны уметь: создавать архивные файлы и извлекать файлы из архивов.
Программное и методическое обеспечение урока: учебное пособие «Информатика 10», § 1 [1], ЭСУ10-3, материалы к уроку 3 [2]; ЭСО [3].
Методические рекомендации к уроку
1. Проверка знаний предыдущего урока (репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).
Предложите учащимся выполнить задания к уроку 2 или пройти тест (приложение 1, ЭСУ10-2). В ходе беседе обсудите ответы на вопросы: Что понимается под сжатием данных? С какой целью производят архивацию? 3. Каково назначение программ-архиваторов?
2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение нового материала (фронтальная форма работы).
Перед началом объяснения нового материала поставьте перед учащимися вопросы: Почему нельзя непосредственно работать с архивными файлами? Как с помощью CD 700 Мбайт перенести архив 2 Гбайт? Как создать архив, чтобы из него можно было извлечь файлы без использования архиватора? Получить ответы на эти вопросы предстоит в ходе урока.
3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальная форма работы).
Данные в архиве хранятся в закодированном виде, поэтому непосредственно работать с ними нельзя. Для работы с файлом его нужно извлечь из архива. Извлекают файлы из архива с помощью того же архиватора, который использовался для создания архива. Но можно использовать и другие архиваторы, распознающие данный тип архива.
Далее расскажите о многотомных и самораспаковывающихся архивах.
В зависимости от подготовки учащихся и при наличии времени можно рассмотреть простейший алгоритм сжатия графической информации.
4. Закрепление нового материала(репродуктивный и частично-поисковый методы обучения, индивидуальная форма работы).
Предложите учащимся занять места за компьютерами и, пользуясь пособием или ЭСУ10-2 последовательно выполнять задания примеров 3 и 4.
После этого предложите самостоятельно создать многотомные и самораспаковывающиеся архивы (ЭСУ 10-3). Можно разделить учащихся на группы и предложить каждой из них свой вариант исходных файлов и архивов.
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать главное, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
6. Домашнее задание
Изучить материал § 1 пособия (с.7-11), ответить на вопросы 1-4, продумать выполнение упражнений 2 ‑ 4.
Тема 2 (21). ЦИФРОВЫЕ УСТРОЙСТВА
ДЛЯ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Урок 4. Совместное использование
цифровых устройств и компьютера
Цели обучения:
· формирование представлений о назначении цифровых устройств;
· формирование умений совместного использования цифрового фотоаппарата и видеокамеры и компьютера;
· развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.
Учащиеся должны знать: возможности совместного использования цифровых устройств и компьютера;
Учащиеся должны уметь: использовать компьютер для обработки данных с цифрового фотоаппарата и видеокамеры.
Программное и методическое обеспечение урока: учебное пособие «Информатика 10», § 2 [1], ЭСУ10-4, материалы к уроку 4 [2]; ЭСО [3].
Методические рекомендации к уроку
1. Проверка знаний предыдущего урока (репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).
Предложите учащимся выполнить задания к уроку 3 или пройти тест (приложение 2, ЭСУ10-3).
2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение нового материала (фронтальная форма работы).
Перед началом объяснения нового материала поставьте вопросы: Какие цифровые устройства вам известны? Какие цифровые устройства используются совместно с компьютером? Какие основные задачи обработки информации с цифровых устройств на компьютере?
3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальная форма работы).
В форме беседы расскажите о назначении и возможностях популярных цифровых устройств: фотоаппарата и видеокамеры.
Типичное совместное использование цифрового фотоаппарата и компьютера рассмотрите на примере создания презентации “Природа родного края” (пример 1). Эта работа сводится к фотографированию, выбору и копированию на компьютер подходящих фотографий, кадрированию и коррекции изображений, и, наконец, вставке их на слайды презентации.
Затем расскажите о назначении и возможностях одной из программ для работы с видео ‑ Windows Movie Maker. Она предназначена для записи на компьютер звука и видео с цифровой видеокамеры и дальнейшего использования записанного материала. Она также позволяет использовать в создаваемых фильмах существующие аудио- и видеозаписи и неподвижные изображения, добавлять заголовки, видеопереходы и эффекты. Поясните выполнение примера 2.
4. Закрепление нового материала(репродуктивный и частично-поисковый методы обучения, индивидуальная форма работы).
Предложите учащимся занять места за компьютерами и пользуясь пособием или ЭСУ10-4 последовательно выполнять задания примеров 1 и 2.
В зависимости от подготовки учащихся и при наличии времени можно предложить выполнить задания к уроку 4 (приложение, ЭСУ10-4).
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать главное, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
6. Домашнее задание
Изучить материал § 2 пособия, ответить на вопросы 1-2, продумать выполнение одного из заданий упражнения к § 2.
Урок 5. Работа со сканером
Цели обучения:
· развитие представлений о назначении цифровых устройств;
· формирование умений совместного использования сканера и компьютера;
· развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.
Учащиеся должны знать: возможности совместного использования сканера и компьютера;
Учащиеся должны уметь: использовать компьютер для обработки данных со сканера.
Программное и методическое обеспечение урока: учебное пособие «Информатика 10», § 3 [1], ЭСУ10-5, материалы к уроку 5 [2]; ЭСО [3].
Методические рекомендации к уроку
1. Проверка знаний предыдущего урока (репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).
Предложите учащимся выполнить варианты задания к уроку 4 или пройти тест (приложение 2, ЭСУ10-3).
2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение нового материала (фронтальная форма работы).
Перед началом объяснения нового материала поставьте вопросы: Какие цифровые устройства используются для ввода изображений в компьютер? Какие основные задачи обработки текстовой и графической информации на компьютере?
3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальная форма работы).
В форме беседы расскажите о назначении и возможностях сканера. Принцип действия сканера проиллюстрируйте анимацией из ЭСУ10-5: свет от предмета или изображения через оптическую систему построчно подается на светочувствительные элементы. Полученная в виде электрических сигналов (аналоговая) информация преобразуется в цифровую форму и представляется в виде графического файла. Если сканируется изображение (чертеж, иллюстрация или фотография), оно сохраняется для дальнейшей обработки. Если сканируется текст, то при наличии специальной программы распознавания его можно сразу преобразовать в текстовую форму.
Затем расскажите о назначении и возможностях одной из программ распознавания текстов ‑ ABBYY FineReader. Поясните выполнение примера 1.
4. Закрепление нового материала(репродуктивный и частично-поисковый методы обучения, индивидуальная форма работы).
Предложите учащимся занять места за компьютерами и пользуясь пособием или ЭСУ10-4 последовательно выполнять задания примера 1.
В зависимости от подготовки учащихся и при наличии времени можно предложить выполнить задания к уроку 5 (приложение, ЭСУ10-4).
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать главное, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
6. Домашнее задание
Изучить материал § 3 пособия, ответить на вопросы 1-2.
Тема 3 (22). ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ
И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
5. Домашнее задание
Изучить материал §4.3 , ответить на вопросы 2 ‑ 4, продумать выполнение одного задания (а, б) упражнения к § 4.1.
Урок 7. Процедуры и функции обработки
символьных переменных
Цели урока:
· закрепление материала предыдущего урока;
· формирование умений использования стандартных процедур и функций обработки символьных переменных;
· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Учащиеся должны знать: понятие символьных величин.
Учащиеся должны уметь: применять стандартные процедуры и функции обработки символьных переменных.
Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика 10» § 4.2 [1]; ЭСУ Algo10‑2, примеры 41_1 ‑ 42_3 [2].
Методические рекомендации к уроку
1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).
Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий из приложение к уроку 6 и/или ЭСУ Algo10-1 с последующей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением ответов. Предложите учащимся оценить успешность результатов своей работы. Самопроверка или взаимопроверка осуществляется по критериям, которые предлагает учитель.
2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала(частично-проблемный метод, фронтальная форма работы).
На этом уроке продолжается формирование умений работы с символьными величинами. Особое внимание обращается на использования стандартных процедур и функций обработки символьных переменных.
Перед объяснением нового материала поставьте вопросы: Как вывести таблицу символов и их кодов, как определить символ по коду?
3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым, фронтальная форма работы).
Начните с рассмотрения функций pred(s), которая возвращает предыдущий символ и succ(s), которая возвращает следующий. Разберите пример 1.
Затем поясните алгоритм программы, которая выводит таблицу символов
и их кодов от 32 до 255 (пример 2).
В классах с невысоким уровнем алгоритмической подготовки учащихся целесообразно повторить использование цикла for (приложения 1, 2 к уроку 7) и увеличить количество тренировочных заданий (приложения 3, 4 к уроку 7).
С этой целью на эту тему допустимо затратить еще один час за счет сокращения времени на изучение другой темы (например, “Решение практических задач”, урок 12).
4. Закрепление нового материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).
Предложите учащимся занять места за компьютерами и выполнить примеры 1 и 2. Для уменьшения затрат времени можно использовать шаблоны программ (они хранятся в папках Rabota ко всем урокам ЭСУ Algo10).
Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить выполнить пример 3 (ЭСУ Algo10: шаблон 42_3).
Следует заметить, что в программе примера 3 требуется подключения модуляCRT, который содержит функции и процедуры работы с клавиатурой.
С помощью функции readKey в переменную c типа char считывается символ нажатой клавиши. Считывание символов и вывод кодов продолжается до тех пор, пока не будет нажата клавиша Esc (код 27).
В завершение этапа закрепления материала предложите учащимся ответить на вопросы 1, 2 к § 4.2. Обсудите проблемы, с которыми они столкнулись при выполнении заданий.
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
6. Домашнее задание
Изучить материал § 4.2, продумать выполнение одного из упражнений к § 4.2.
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
6. Домашнее задание
Изучить материал § 4.2, продумать выполнение одного из упражнений к § 4.3.
Урок 9. Процедуры и функции обработки
строковых переменных
Цели урока:
· закрепление материала предыдущего урока;
· формирование умений использования стандартных процедур и функций обработки строковых переменных;
· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Учащиеся должны знать: понятие строковых величин.
Учащиеся должны уметь: применять стандартные процедуры и функции обработки строковых переменных.
Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика 10» § 5, [1]; ЭСУ Algo10‑4, примеры 5_1, 5_2 [2].
Методические рекомендации к уроку
1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).
Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий из приложение к уроку 8 и/или ЭСУ Algo10-4 с последующей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением ответов. Предложите учащимся оценить успешность результатов своей работы. Самопроверка или взаимопроверка осуществляется по критериям, которые предлагает учитель.
2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала(частично-проблемный метод, фронтальная форма работы).
На этом уроке продолжается формирование умений работы со строковыми величинами. Особое внимание обращается на использования стандартных процедур и функций обработки строковых переменных.
Перед объяснением нового материала поставьте проблему: какие задачи приходится решать при обработке текста на компьютере. Приведите примеры: найти слог или слово в строке, вывести фрагмент строки.
3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым, фронтальная форма работы).
Начните с рассмотрения функции pos(S1,S), которая определяет, начиная с какого символа подстрока S1 содержится в строке S. Следует заметить, что в решениие задач часто используют тот факт, что эта функция возвращает нуль, ели подстрока S1 в S не обнаружена. Так, при выполнении последовательности операторов S1:=’трос’; a:=pos(S1,’матрос’); b:=pos(S1,’капитан’);
в переменной a окажется число 3, а в переменной b - число 0. После этого разберите алгоритм выполнения примера 1 (Algo10‑5, primer5_1).
Затем рассмотрите функцию copy(S, p, n), которая из строки S копирует n символов, начиная с позиции p, т.е . возвращает часть строки S(подстроку) длиной n символов. Поясните алгоритм выполнения примера 2 (Algo10‑5, пример 5_2).
4. Закрепление нового материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).
Предложите учащимся занять места за компьютерами и выполнить примеры 1 и 2. Для уменьшения затрат времени можно использовать шаблоны программ (ЭСУ Algo10).
Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить выполнить задание ЭСУ Algo10 ‑4).
В завершение этапа закрепления материала предложите учащимся ответить на вопросы 1, 2 к § 5. Обсудите проблемы, с которыми они столкнулись при выполнении заданий.
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
6. Домашнее задание
Изучить материал § 5 (с.36 ‑38, примеры 1, 2), продумать выполнение одного
из заданий упражнения 1 к § 5.
Урок 10. Процедуры и функции обработки
строковых переменных
Цели урока:
· закрепление материала предыдущего урока;
· развитие умений использования стандартных процедур и функций обработки строковых переменных;
· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Учащиеся должны знать: понятие строковых величин.
Учащиеся должны уметь: применять стандартные процедуры и функции обработки строковых переменных.
Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика 10» § 5; ЭСУ Algo10‑5, примеры 5_1, 5_2 [2].
Методические рекомендации к уроку
1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).
Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий из приложения к уроку 9 и/или ЭСУ Algo10-5 с последующей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением ответов. Предложите учащимся оценить успешность результатов своей работы. Самопроверка или взаимопроверка осуществляется по критериям, которые предлагает учитель.
2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала(частично-проблемный метод, фронтальная форма работы).
На этом уроке продолжается формирование умений работы со строковыми величинами. Особое внимание обращается на использования стандартных процедур и функций обработки строковых переменных.
Перед объяснением нового материала приведите примеры задач, которые приходится решать при обработке текста: удалить, вставить или заменить часть строки, преобразовать регистр или типы данных.
3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым, фронтальная форма работы).
Начните с рассмотрения процедуры delete(S,p,n), которая из строки S удаляет n символов, начиная с позиции p. Затем рассмотрите процедуру insert(S1,S,p) , которая вставляет подстроку S1 в строку S начиная с позиции p.
Подробно разберите алгоритм выполнения примера 3 (Algo10‑5, primer5_3).
Затем рассмотрите процедуру Val(S, V, code), которая преобразует строковое представление числа S в его числовое значение V. Поясните алгоритм выполнения примера 5 (Algo10‑5, primer5_5).
Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить самостоятельно рассмотреть функции преобразования строчных букв в прописные и наоборот: UpCase, LowCase (работают с отдельными символами) и UpperCase, LowerCase (работают с целыми строками).
4. Закрепление нового материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).
Предложите учащимся занять места за компьютерами и выполнить примеры 3 и 5. Для уменьшения затрат времени можно использовать шаблоны программ (ЭСУ Algo10).
Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить выполнить пример 4 или задание ЭСУ Algo10 ‑5).
В завершение этапа закрепления материала предложите учащимся ответить на вопросы 3, 4 к § 5. Обсудите проблемы, с которыми они столкнулись при выполнении заданий.
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
6. Домашнее задание
Изучить материал § 5 (с.38 ‑41, примеры 3, 5), продумать выполнение одного
из заданий упражнений 2, 3 к § 5.
Урок 11. Выполнение практических заданий
с использованием символьных и строковых величин
Цели урока:
· закрепление материала предыдущего урока;
· формирование умений решения практических задач с использованием символьных и строковых величин;
· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Учащиеся должны уметь: составлять и реализовывать алгоритмы обработки символьных и строковых величин.
Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика 10» § 6; ЭСУ Algo10‑6, примеры 6_1 ‑ 6_5 [2].
Методические рекомендации к уроку
1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).
Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий из приложение к уроку 10 и/или ЭСУ Algo10-5 с последующей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением ответов. Предложите учащимся оценить успешность результатов своей работы. Самопроверка или взаимопроверка осуществляется по критериям, которые предлагает учитель.
2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала(частично-проблемный метод, фронтальная форма работы).
На этом уроке продолжается формирование умений составления и реализации алгоритмов обработки символьных и строковых величин. Особое внимание обращается на решение задач из различных предметных областей.
Перед объяснением нового материала приведите примеры задач, которые приходится решать при обработке текста: посимвольный вывод строк, подсчет количества вхождений символов и слов, шифрование текста.
3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым, фронтальная форма работы).
Рассмотрите алгоритм решения задачи о выводе символов строки в обратном порядке с задержкой (пример 1, Algo10‑6, primer6_1). Напомните процедуру sleep(200).
Подробно разберите алгоритм выполнения примера 2 (Algo10‑6, primer6_2).
В классах с недостаточным уровнем алгоритмической подготовки учащихся следует повторить использование конструкции if (приложения к уроку 11).
4. Закрепление нового материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).
Предложите учащимся занять места за компьютерами и выполнить примеры 1 и 2.
При наличии времени можно дополнительно предложить выполнить пример 3. Для уменьшения затрат времени можно использовать шаблоны программ (ЭСУ Algo10‑6).
Успевающим любознательным учащимся можно предложить самостоятельно составить программу для проверки, является ли введенное слово перевертышем, т.е, читается одинаково слева направо и справа налево, например, слово ‘’заказ”, а также выполнить пример 4.
В завершение этапа закрепления материала предложите учащимся ответить на вопросы приложения к уроку 11. Обсудите проблемы, с которыми они столкнулись при выполнении заданий.
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
6. Домашнее задание
Изучить материал § 6 (с.41 ‑44, примеры 1 ‑ 3), продумать выполнение одного
из заданий упражнений 1, 2 к § 6.
Урок 12. Выполнение практических заданий
с использованием символьных и строковых величин
Цели урока:
· закрепление материала предыдущего урока;
· развитие умений решения практических задач с использованием символьных и строковых величин;
· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Учащиеся должны уметь: составлять и реализовывать алгоритмы обработки символьных и строковых величин.
Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика 10» § 6; ЭСУ Algo10‑6, примеры 6_6 ‑ 6_9 [2].
Методические рекомендации к уроку
1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).
Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий из приложения к уроку 11 и/или ЭСУ Algo10-6 с последующей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением ответов. Предложите учащимся оценить успешность результатов своей работы. Самопроверка или взаимопроверка осуществляется по критериям, которые предлагает учитель.
2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала(частично-проблемный метод, фронтальная форма работы).
На этом уроке продолжается формирование умений составления и реализации алгоритмов обработки символьных и строковых величин. Особое внимание обращается на решение задач из различных предметных областей.
Перед объяснением нового материала приведите примеры задач, которые приходится решать при обработке текста: поиск, замена и вывод фрагментов строк, поиск и вывод соответствий, замена чисел их названиями, шифрование текста.
3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым, фронтальная форма работы).
Рассмотрите алгоритм выполнения примера 6 (Algo10‑6, primer6_6). Подробно разберите алгоритм выполнения примера 7 (Algo10‑6, primer6_7).
При наличии времени можно предложить разобрать пример 5.
4. Закрепление нового материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).
Предложите учащимся занять места за компьютерами и выполнить примеры 6 и 7.
При наличии времени можно дополнительно предложить выполнить пример 5. Для уменьшения затрат времени можно использовать шаблоны программ (ЭСУ Algo10‑6).
Успевающим любознательным учащимся можно предложить самостоятельно разобрать и выполнить пример 8 (Algo10‑6, primer6_8).
В завершение этапа закрепления материала предложите учащимся ответить на вопросы приложения к уроку 12. Обсудите проблемы, с которыми они столкнулись при выполнении заданий.
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
6. Домашнее задание
Изучить материал § 6 (с.44 ‑47, примеры 5 ‑ 8), продумать выполнение одного
из заданий упражнений 3, 4 к § 6.
Урок 13. Обобщающее повторение по теме
“Основы алгоритмизации и программирования”
Цели урока:
· обобщение умений составлять и реализовывать алгоритмы обработки символьных и строковых величин при решении практических задач;
· проверка уровня усвоения материала предыдущих уроков, уровня сформированности требуемых умений и навыков;
· развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля.
Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Учащиеся должны уметь: составлять и реализовывать алгоритмы выполнения практических заданий из различных предметных областей с использованием символьных и строковых величин.
Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика 10» §§ 4 ‑ 6 [1], примеры и задания к уроку 13 (раздаточный материал приложение, ЭСУ Algo10 ‑7 [2]).
Методические рекомендации к уроку
1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).
Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий из приложения к уроку 13 и/или ЭСУ Algo10-7 с последующей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением ответов. Предложите учащимся оценить успешность результатов своей работы.