Информационная индустрия и сми.
Переход России к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству и нынешний политический плюрализм порождают огромную общественную потребность в информации. При этом в полной мере должны проявляться такие свойства СМИ, как:
• массовость,
• тиражируемость,
• периодичность,
• использование постоянно пополняемых информационных ресурсов,
• выполнение СМИ функций создания первичной информации,
• применение современных информационных технологий и средств телекоммуникаций.
СМИ есть действенный канал информирования общества о деятельности власти и учета его реакции на действия власти. Эти особенности делают СМИ важнейшим социальным институтом и системообразующим фактором информационного пространства России.
Как считают многие исследователи, сегодня особенно актуальны проблемы, связанные со свободой доступа к информации журналистов и общественности, с правовой охраной личной тайны в средствах СМИ и защитой гражданина и общества от ложной и недобросовестной информации, распространяемой СМИ. Ведь пока еще СМИ не выполняют в полном объеме образовательных задач и задач сохранения и развития национальных культур. Для решения этих проблем необходимы следующие действия:
• недопущение подчинения СМИ интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на СМИ —прямой нажим, снабжение СМИ неполной, искаженной или ложной информацией, бесправие журналистов, сращивание структур власти, бизнеса и прессы и
т.д.;
• ограничение концентрации и монополизации СМИ, ведущее к уменьшению числа независимых источников информации;
• содействие развитию местных СМИ и защита интересов региональных рынков массовой информации;
•совершенствование законодательства в части реализации свободы слова, свободного распространения массовой информации;
• недопущение пропаганды насилия и национальной нетерпимости через СМИ;
• обеспечение плюрализма СМИ и доступа к официальной информации.
Перечень актуальных задач, стоящих сегодня перед СМИ и обществом:
•легализация сетевых СМИ, т. е. признание за ними права называться средствами массовой информации;
•определение жанровых особенностей журналистской и издательской деятельности в сетях;
• взаимодействие интерактивных (сетевых) и традиционных способов подачи информации;
• учет социально-психологических особенностей восприятия сетевой информации;
• разработка принципов менеджмента и маркетинга сетевых изданий.
Типология медиасистем.
Медиасистемы (системы средств массовой информации) до недавнего времени включали три вида традиционных СМИ – периодическая печать, телевидение и радиовещание. Но появление интернет-СМИ заставило иначе классифицировать и типологизировать медиасистемы.
Один из авторов предложил следующие основания для типологии СМИ, т.е. для группировки многомерной, по нескольким критериям:
· профессиональные – любительские;
· новостные – аналитические;
· общие – специализированные;
· по свободному или по платному распространению;
· по распространению непосредственно через сайты или путем уведомления через рассылку (Костыгова А. Сетевые СМИ: занимательная типология, 2002).
Другой автор считает, что можно разделить медийные ресурсы (здесь отметим, что он не дает оснований для их выделения из многообразия иных ресурсов) на:
· собственно сетевые (оригинальные) и версии традиционных СМИ;
· новостные, комментарийные и смешанные;
· монотемные и политематические;
· по принадлежности – государственные, медийных групп, политических групп, бизнес-групп, независимые;
· по ориентации на определенную аудиторию – общероссийские и региональные
Понятие виртуальности.
Наряду с понятием «информационное общество» в последние годы в нашу жизнь все прочнее входит термин «виртуальное сообщество». Если информационное общество использует новые информационные технологии, прежде всего, для перестройки своей реальной жизни, то приверженцами виртуального сообщества являются люди, серьезно перестроившие свою личную жизнь, переведя многие ее аспекты в виртуальную реальность.
Искусственная реальность — это интерактивное взаимодействие с виртуальной реальностью, переход от пассивного восприятия виртуальных событий к активному участию в них. Здесь возрастает значение искусственного опыта по сравнению с реальным. Искусственная реальность становится посредником между выражением и опытом и создает новую возможность социальных отношений — отношения, опосредованные искусственной реальностью.