Табличные вычисления на компьютере
1. Для чего используются электронные таблицы? | Организованная совокупность данных во внешней памяти ЭВМ, предназначенная для постоянного применения. |
2. Что такое табличный процессор? Примеры ТП. | Прикладная программа для работы с электронными таблицами. Примеры: Supercalc, Excel. |
3. Наименьший структурный элемент таблицы. | Ячейка таблицы. |
4. Как идентифицируется ячейка? | Имя столбца – номер строки: А1, С5 и т.п. |
5. Какая информация заносится в ячейки таблицы? | Тексты, числа, формулы. |
6. В чем состоит основное свойство электронной таблицы. | Мгновенный пересчет формул при изменении значений величин, входящих в формулы. |
7. Правила записи символьных и числовых данных (для конкретного ТП). | Уметь организовывать ввод текстов и чисел. |
8. Правила записи формул. | Запись в строку, проставлять все операции, использовать круглые скобки, знать старшинство операций: функции, ^, * и /. + и -. |
9. Что такое блок таблицы? | Прямоугольный фрагмент. Обозначается <лев.верх.яч.>:<прав.нижн.яч.>. |
10. Какие вычисления можно выполнять над блоком таблицы? | Сумма чисел, среднее значение, выбор максимального и минимального значения и др. |
11. Что такое принцип относительной адресации? | Адреса ячеек в формулах определены относительно места расположения формулы. |
12. Какие манипуляции можно выполнять с таблицей? | Копировать и переносить фрагменты; вставлять и удалять, строки и столбцы; сортировать строки по значению столбца. |
13. Что такое графическая обработка данных в электронной таблице? | Построение диаграмм и графиков по табличным данным (деловая графика). |
14. Как можно отменить принцип относительной адресации? | Путем «замораживания» адреса ячейки, используя значок $. |
15. Что такое условная функция? | Функция вида: ЕСЛИ (условие, выражение 1, выражение 2). Условие – логическое выражение. Если условие истинно, то выполнится выражение 1, иначе – выражение 2. |
16. Как реализованы логические операции в ЭТ? | Реализованы в виде логических функций: И (условие 1, условие 2), ИЛИ (условие 1, условие2). НЕ (условие). |
Искусственный интеллект и базы знаний
1. Что такое искусственный интеллект? | Раздел информатики, целью которого является разработка компьютерных интеллектуальных систем. |
2. Примеры компьютерных интеллектуальных систем. | Шахматные программы, перевод с одного языка на другой, сочинение музыки, распознавание рукописного текста, доказательство теорем, экспертные системы ... |
3. Что такое экспертная система? | Система ИИ, заключающая в себе знания специалиста-эксперта в определенной предметной области. |
4. Для чего используются экспертные системы? | Для консультации пользователя; для помощи в принятии сложных решений. |
5. Что такое база знаний? | Компьютерная модель знаний специалиста в определенной предметной области. |
6. Что такое механизм вывода? | Это модель логических рассуждений на основе базы знаний. |
7. Из чего состоит логическая модель знаний? | Из фактов и правил. |
8. Что такое факт? | Факт – это сведения частного характера (приводить примеры). |
9. Что такое правило? | Правило – утверждение общего характера, справедливое для многих объектов (приводить примеры). |
Информация и управление
1 . Что такое кибернетика? | Наука об управлении в живых и неживых системах. |
2. Кто основал кибернетику? | Американский математик Норберт Винер. |
3. Из каких элементов с точки зрения кибернетики состоит всякая система управления? | Объект управления, управляющий объект, канал прямой связи, канал обратной связи. |
4. Для чего используется канал прямой связи? | Для передачи команд управления. |
5. Для чего используется канал обратной связи? | Для передачи данных о состоянии объекта управления. |
6. Что такое алгоритм управления? | Последовательность команд управления. |
7. Какую структуру может иметь алгоритм управления в системе без обратной связи? | Линейную (последовательную) структуру. |
8. Какую структуру может иметь алгоритм в системах с обратной связью? | Циклическую и ветвящуюся. |
9. Какую роль выполняют АСУ? | Автоматизированные системы управления применяются в производстве для сбора и анализа информации, для помощи в принятии управляющих решений. |
10. Для чего используются системы автоматического управления? | САУ используются для программного управления техническими устройствами. |
11. Что такое исполнитель алгоритма? | Это объект, для управления которым составлен алгоритм. |
12. Что такое система команд исполнителя (СКИ)? | Это конечное множество команд, которые исполнитель умеет выполнять. |
13. Что обозначает свойство понятности алгоритма? | В алгоритм должны входить только те команды, которые включены в СКИ исполнителя. |
14. Что означает свойство точности алгоритма? | Каждая команда алгоритма должна определять однозначное действие исполнителя. |
15. Что такое конечность алгоритма? | За конечное число шагов (выполненных команд) должен быть получен результат. |
16. Что такое полный набор данных? | Начальные данные, необходимые для получения однозначного результата. |
17. В чем различие между программой и алгоритмом? | Различие может быть только в форме описания. Программа записывается в строгом соответствии с правилами языка исполнителя. |
18. Что значит формальное исполнение алгоритма? | Исполнителю не требуется принимать самостоятельных решений во время исполнения алгоритма. |
19. Привести примеры учебных исполнителей. | Робот, Чертежник, Кенгуренок, Черепашка и др. |
20. Описать систему команд одного из учебных исполнителей. | Уметь описать СКИ. |
21. Что такое линейный алгоритм? | Алгоритм, в котором команды выполняются последовательно, каждая один раз. |
22. Что такое вспомогательный алгоритм? | Алгоритм решения некоторой подзадачи для исходной задачи. Обычно его исполнение повторяется. |
23. Что такое цикл? | Структурная команда, обозначающая повторное выполнение серии команд по некоторому условию. |
24. Что такое ветвление? | Структурная команда, обозначающая выбор одного из двух путей продолжения алгоритма в зависимости от условия. В конце – выход на общее продолжение. |
25. Какие существуют способы описания алгоритмов? | Блок-схемы, алгоритмический язык. |
26. Описать изображение в блок-схемах простых и структурных команд алгоритма. | Уметь описывать следования, ветвления, циклы. |
27. Как могут соединяться между собой структурные команды? | Последовательной вложением. |
28. Что такое метод последовательной детализации? | Это метод построения сложных алгоритмов. Сначала составляется основной алгоритм, затем вспомогательные алгоритмы первого уровня, затем второго и т. д. |
Как работает компьютер
1.В какой системе счисления представляются числа в памяти ЭВМ? | Числа представляются в двоичной системе счисления. |
2. Для чего используется шестнадцатеричная система счисления? | Для компактного внешнего представления (на экране или в распечатке) внутренней информации. |
3. Что такое ячейка памяти? | Часть памяти, доступная для обработки одной командой процессора. Содержимое ячейки – машинное слово. |
4. Чему равен адрес ячейки? | Адрес ячейки равен адресу первого (младшего) байта, входящего в ячейку. |
5. Какая информация может храниться в ячейке памяти? | Команда программы или одна величина (например, число). |
6. В чем заключается принцип хранимой программы Дж. фон Неймана? | В оперативной памяти компьютера наряду с данными помещается программа управления его работой. |
7. Какая информация может содержаться в одной команде программы? | Код операции – какую операцию надо выполнить, адресная часть – адреса операндов и адрес результата, адрес следующей выполняемой команды (в командах перехода). |
8. Что такое ЯМК? | Язык машинных команд – система команд процессора ЭВМ. |
10. Назначение устройства управления. | Управлять работой всех других устройств ЭВМ в соответствии с программой. |
11. Назначение процессора. | Выполнять команды программы по обработке данных. |
12. Назначение регистров процессора. | Хранение очередной выполняемой команды (РК), адреса очередной команды (Счетчик команд), операндов, результата операции и пр. |
13. В какой последовательности процессор выполняет программу? | Начиная с первой команды в порядке возрастания адресов. |
14. Что такое присваивание? | Занесение в ячейку некоторого значения в результате выполнения команды. |
15. Какие команды обеспечивают связь между компьютером и человеком? | Команды ввода и вывода. |
Введение в программирование
Алгоритмы работы с величинами | |
1. Что такое величина? | Отдельный информационный объект, занимающий определенное место в памяти (ячейку памяти). |
2. Что такое константа? | Величина с постоянным значением. |
3. Что такое переменная? | Символически обозначаемая величина, значение которой может меняться. |
4. Основные типы величин. | Числовые (целый, вещественный), символьный, логический. |
5. Чем различаются величины различных типов? | Допустимыми значениями, допустимыми операциями, формой внутреннего представления. |
6. Из каких команд составляется любой алгоритм работы с величинами? | Присваивания, ввода, вывода, обращения к вспомогательному алгоритму, цикла, ветвления. |
7. Как представляется и выполняется команда присваивания? | <переменная>:=<выражение> 1) вычисляется выражение; 2) полученное значение присваивается переменной. |
8. Как представляется и выполняется команда ввода? | Ввод <список переменных>. Значения переменных задаются через устройства ввода. |
9. Как представляется и выполняется команда вывода? | Вывод <список выводах Значения элементов списка вывода выносятся на устройства вывода (сообщаются пользователю). |
10. Как представляется и выполняется команда цикла? | Пока <условие повторения> повторять <тело циклах где условие повторения – простое или сложное логическое выражение. |
11. Как представляется и выполняется команда ветвления? | Если <условие> то <серия 1> иначе <серия 2>. |
12. Что такое параметры вспомогательного алгоритма? | Это переменные - аргументы и переменные - результаты. |
Системы и языки программирования | |
13. Что такое уровень языка программирования? | Степень удаленности от языка машинных команд. |
14. Какие бывают уровни ЯП? | Машинно-ориентированные (ЯМК, Автокод, Ассемблер); машинно-независимые (ЯПВУ: Паскаль, Бейсик, Си ). |
15. Какой язык вы изучали и каково его назначение? | Паскаль – универсальный язык программирования. |
16. Основные типы данных, используемые в Паскале. | Целый, вещественный, символьный, логический. |
17. Структура программы на Паскале. | Заголовок, разделы описаний, раздел операторов. |
18. Идентификация констант и переменных. | Уметь записывать константы разных типов и описывать переменные. |
19. Правила записи арифметических выражений. | Знать основные правила, уметь записывать выражения. |
20. Оператор присваивания. | <переменная>:=<выражение>; типы правая часть и левая часть должны быть согласованы. |
21. Операторы ввода и вывода. | Read(список ввода), write(список вывода), а также readln и writeln. |
22. Операторы цикла. | В минимальном варианте достаточно while <логическое выражение> do <тело циклах>. |
23. Условный оператор. | If <логическое выражение> then <оператор 1> else <оператор 2>. |
24. Что такое трансляция? Что такое транслятор? | Перевод с языка высокого уровня на ЯМК. Транслятор – программа-переводчик. |
25. В чем разница между компиляцией и интерпретацией? | Компиляция – полный перевод программы перед ее выполнением; интерпретация – перевод, осуществляемый параллельно с выполнением программы. |
26. Основные компоненты системы программирования. | Транслятор с входного языка, текстовый редактор, библиотеки подпрограмм, отладчик и др. |
Источник:Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание курса информатики в средней школе. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002