Табличные вычисления на компьютере

1. Для чего используются электронные таблицы? Организованная совокупность данных во внешней памяти ЭВМ, предназначенная для постоянного применения.
2. Что такое табличный процессор? Примеры ТП. Прикладная программа для работы с электронными таблицами. Примеры: Supercalc, Excel.
3. Наименьший структурный элемент таблицы. Ячейка таблицы.
4. Как идентифицируется ячейка? Имя столбца – номер строки: А1, С5 и т.п.
5. Какая информация заносится в ячейки таблицы? Тексты, числа, формулы.
6. В чем состоит основное свойство электронной таблицы. Мгновенный пересчет формул при изменении значений величин, входящих в формулы.
7. Правила записи символьных и числовых данных (для конкретного ТП). Уметь организовывать ввод текстов и чисел.
8. Правила записи формул. Запись в строку, проставлять все операции, использовать круглые скобки, знать старшинство операций: функции, ^, * и /. + и -.
9. Что такое блок таблицы? Прямоугольный фрагмент. Обозначается <лев.верх.яч.>:<прав.нижн.яч.>.
10. Какие вычисления можно выполнять над блоком таблицы? Сумма чисел, среднее значение, выбор максимального и минимального значения и др.
11. Что такое принцип относительной адресации? Адреса ячеек в формулах определены относительно места расположения формулы.
12. Какие манипуляции можно выполнять с таблицей? Копировать и переносить фрагменты; вставлять и удалять, строки и столбцы; сортировать строки по значению столбца.
13. Что такое графическая обработка данных в электронной таблице? Построение диаграмм и графиков по табличным данным (деловая графика).
14. Как можно отменить принцип относительной адресации? Путем «замораживания» адреса ячейки, используя значок $.
15. Что такое условная функция? Функция вида: ЕСЛИ (условие, выражение 1, выражение 2). Условие – логическое выражение. Если условие истинно, то выполнится выражение 1, иначе – выражение 2.
16. Как реализованы логические операции в ЭТ? Реализованы в виде логических функций: И (условие 1, условие 2), ИЛИ (условие 1, условие2). НЕ (условие).

Искусственный интеллект и базы знаний

1. Что такое искусственный интеллект? Раздел информатики, целью которого является разработка компьютерных интеллектуальных систем.
2. Примеры компьютерных интеллектуальных систем. Шахматные программы, перевод с одного языка на другой, сочинение музыки, распознавание рукописного текста, доказательство теорем, экспертные системы ...
3. Что такое экспертная система? Система ИИ, заключающая в себе знания специалиста-эксперта в определенной предметной области.
4. Для чего используются экспертные системы? Для консультации пользователя; для помощи в принятии сложных решений.
5. Что такое база знаний? Компьютерная модель знаний специалиста в определенной предметной области.
6. Что такое механизм вывода? Это модель логических рассуждений на основе базы знаний.
7. Из чего состоит логическая модель знаний? Из фактов и правил.
8. Что такое факт? Факт – это сведения частного характера (приводить примеры).
9. Что такое правило? Правило – утверждение общего характера, справедливое для многих объектов (приводить примеры).


Информация и управление

1 . Что такое кибернетика? Наука об управлении в живых и неживых системах.
2. Кто основал кибернетику? Американский математик Норберт Винер.
3. Из каких элементов с точки зрения кибернетики состоит всякая система управления? Объект управления, управляющий объект, канал прямой связи, канал обратной связи.
4. Для чего используется канал прямой связи? Для передачи команд управления.
5. Для чего используется канал обратной связи? Для передачи данных о состоянии объекта управления.
6. Что такое алгоритм управления? Последовательность команд управления.
7. Какую структуру может иметь алгоритм управления в системе без обратной связи? Линейную (последовательную) структуру.
8. Какую структуру может иметь алгоритм в системах с обратной связью? Циклическую и ветвящуюся.
9. Какую роль выполняют АСУ? Автоматизированные системы управления применяются в производстве для сбора и анализа информации, для помощи в принятии управляющих решений.
10. Для чего используются системы автоматического управления? САУ используются для программного управления техническими устройствами.
11. Что такое исполнитель алгоритма? Это объект, для управления которым составлен алгоритм.
12. Что такое система команд исполнителя (СКИ)? Это конечное множество команд, которые исполнитель умеет выполнять.
13. Что обозначает свойство понятности алгоритма? В алгоритм должны входить только те команды, которые включены в СКИ исполнителя.
14. Что означает свойство точности алгоритма? Каждая команда алгоритма должна определять однозначное действие исполнителя.
15. Что такое конечность алгоритма? За конечное число шагов (выполненных команд) должен быть получен результат.
16. Что такое полный набор данных? Начальные данные, необходимые для получения однозначного результата.
17. В чем различие между программой и алгоритмом? Различие может быть только в форме описания. Программа записывается в строгом соответствии с правилами языка исполнителя.
18. Что значит формальное исполнение алгоритма? Исполнителю не требуется принимать самостоятельных решений во время исполнения алгоритма.
19. Привести примеры учебных исполнителей. Робот, Чертежник, Кенгуренок, Черепашка и др.
20. Описать систему команд одного из учебных исполнителей. Уметь описать СКИ.
21. Что такое линейный алгоритм? Алгоритм, в котором команды выполняются последовательно, каждая один раз.
22. Что такое вспомогательный алгоритм? Алгоритм решения некоторой подзадачи для исходной задачи. Обычно его исполнение повторяется.
23. Что такое цикл? Структурная команда, обозначающая повторное выполнение серии команд по некоторому условию.
24. Что такое ветвление? Структурная команда, обозначающая выбор одного из двух путей продолжения алгоритма в зависимости от условия. В конце – выход на общее продолжение.
25. Какие существуют способы описания алгоритмов? Блок-схемы, алгоритмический язык.
26. Описать изображение в блок-схемах простых и структурных команд алгоритма. Уметь описывать следования, ветвления, циклы.
27. Как могут соединяться между собой структурные команды? Последовательной вложением.
28. Что такое метод последовательной детализации? Это метод построения сложных алгоритмов. Сначала составляется основной алгоритм, затем вспомогательные алгоритмы первого уровня, затем второго и т. д.


Как работает компьютер

1.В какой системе счисления представляются числа в памяти ЭВМ? Числа представляются в двоичной системе счисления.
2. Для чего используется шестнадцатеричная система счисления? Для компактного внешнего представления (на экране или в распечатке) внутренней информации.
3. Что такое ячейка памяти? Часть памяти, доступная для обработки одной командой процессора. Содержимое ячейки – машинное слово.
4. Чему равен адрес ячейки? Адрес ячейки равен адресу первого (младшего) байта, входящего в ячейку.
5. Какая информация может храниться в ячейке памяти? Команда программы или одна величина (например, число).
6. В чем заключается принцип хранимой программы Дж. фон Неймана? В оперативной памяти компьютера наряду с данными помещается программа управления его работой.
7. Какая информация может содержаться в одной команде программы? Код операции – какую операцию надо выполнить, адресная часть – адреса операндов и адрес результата, адрес следующей выполняемой команды (в командах перехода).
8. Что такое ЯМК? Язык машинных команд – система команд процессора ЭВМ.
10. Назначение устройства управления. Управлять работой всех других устройств ЭВМ в соответствии с программой.
11. Назначение процессора. Выполнять команды программы по обработке данных.
12. Назначение регистров процессора. Хранение очередной выполняемой команды (РК), адреса очередной команды (Счетчик команд), операндов, результата операции и пр.
13. В какой последовательности процессор выполняет программу? Начиная с первой команды в порядке возрастания адресов.
14. Что такое присваивание? Занесение в ячейку некоторого значения в результате выполнения команды.
15. Какие команды обеспечивают связь между компьютером и человеком? Команды ввода и вывода.

Введение в программирование

Алгоритмы работы с величинами
1. Что такое величина? Отдельный информационный объект, занимающий определенное место в памяти (ячейку памяти).
2. Что такое константа? Величина с постоянным значением.
3. Что такое переменная? Символически обозначаемая величина, значение которой может меняться.
4. Основные типы величин. Числовые (целый, вещественный), символьный, логический.
5. Чем различаются величины различных типов? Допустимыми значениями, допустимыми операциями, формой внутреннего представления.
6. Из каких команд составляется любой алгоритм работы с величинами? Присваивания, ввода, вывода, обращения к вспомогательному алгоритму, цикла, ветвления.
7. Как представляется и выполняется команда присваивания? <переменная>:=<выражение> 1) вычисляется выражение; 2) полученное значение присваивается переменной.
8. Как представляется и выполняется команда ввода? Ввод <список переменных>. Значения переменных задаются через устройства ввода.
9. Как представляется и выполняется команда вывода? Вывод <список выводах Значения элементов списка вывода выносятся на устройства вывода (сообщаются пользователю).
10. Как представляется и выполняется команда цикла? Пока <условие повторения> повторять <тело циклах где условие повторения – простое или сложное логическое выражение.
11. Как представляется и выполняется команда ветвления? Если <условие> то <серия 1> иначе <серия 2>.
12. Что такое параметры вспомогательного алгоритма? Это переменные - аргументы и переменные - результаты.
Системы и языки программирования
13. Что такое уровень языка программирования? Степень удаленности от языка машинных команд.
14. Какие бывают уровни ЯП? Машинно-ориентированные (ЯМК, Автокод, Ассемблер); машинно-независимые (ЯПВУ: Паскаль, Бейсик, Си ).
15. Какой язык вы изучали и каково его назначение? Паскаль – универсальный язык программирования.
16. Основные типы данных, используемые в Паскале. Целый, вещественный, символьный, логический.
17. Структура программы на Паскале. Заголовок, разделы описаний, раздел операторов.
18. Идентификация констант и переменных. Уметь записывать константы разных типов и описывать переменные.
19. Правила записи арифметических выражений. Знать основные правила, уметь записывать выражения.
20. Оператор присваивания. <переменная>:=<выражение>; типы правая часть и левая часть должны быть согласованы.
21. Операторы ввода и вывода. Read(список ввода), write(список вывода), а также readln и writeln.
22. Операторы цикла. В минимальном варианте достаточно while <логическое выражение> do <тело циклах>.
23. Условный оператор. If <логическое выражение> then <оператор 1> else <оператор 2>.
24. Что такое трансляция? Что такое транслятор? Перевод с языка высокого уровня на ЯМК. Транслятор – программа-переводчик.
25. В чем разница между компиляцией и интерпретацией? Компиляция – полный перевод программы перед ее выполнением; интерпретация – перевод, осуществляемый параллельно с выполнением программы.
26. Основные компоненты системы программирования. Транслятор с входного языка, текстовый редактор, библиотеки подпрограмм, отладчик и др.

Источник:Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание курса информатики в средней школе. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002

Наши рекомендации