Первое знакомство с компьютером
Человек и информация
Информация и знания | |
1. Чем является информация для человека? | Информация для человека – это знания. |
2. Три типа информационных процессов. | Хранение, передача, обработка. Приводить примеры. |
3. Роль органов чувств в процессе восприятия информации. | Информация к человеку поступает через все органы чувств: слух, зрение, вкус, обоняние, осязание (внутренние информационные каналы чел.). |
4. Что такое образная информация? | Информация, воспринимаемая человеком и не сводимая к символьной форме: вкусы, запахи, картины природы и др. |
Содержательный подход к измерению информации | |
1. Единица измерения информации. | 1 бит – количество информации в сообщении, уменьшающем неопределенность знаний человека в 2 раза. |
Первое знакомство с компьютером
Архитектура ЭВМ | |
1 . Что такое ЭВМ (компьютер)? | Универсальное программно-управляемое автоматическое устройство для работы с информацией. |
2. С какой информацией (какими данными) работает компьютер? | Компьютер работает с числовой, символьной (текстовой), графической (видео), звуковой информацией. |
3. Из каких устройств состоит компьютер? | Основные устройства ЭВМ: память, процессор, устройства ввода- вывода. Память делится на внутреннюю и внешнюю. Знать схему информационного взаимодействия устройств (сх. Неймана). |
4. Принцип программного управления. | Работа компьютера происходит автоматически по программе, хранящейся во внутренней памяти (ОЗУ). Там же хранятся оперативные данные. |
5. Организация информации во внутренней памяти | Принцип дискретности: память состоит из битов; в одном бите хранится 0 или 1; любая информация имеет двоичную форму. Принцип адресуемости: 8 подряд расположенных бит образуют байт памяти. Порядковый номер байта называется адресом. Информация заносится и извлекается из памяти по адресам. |
6. Организация информации во внешней памяти. | Информация во внешней памяти имеет файловую организацию. Файл – поименованная однотипная информация, хранящаяся на устройстве внешней памяти. |
7. Устройство персонального компьютера. | ПК имеет магистральную архитектуру. Основной элемент ПК – микропроцессор. Внешние устройства подключаются к магистрали через контроллеры. Основные характеристики ПК: тактовая частота, объем внутренней памяти, разрядность процессора. Знать характеристики школьного ПК, типы устройств. |
Программное обеспечение ЭВМ | |
1 . Что такое ПО и его назначение? | ПО – вся совокупность программ в долговременной памяти компьютера, предназначенных для массового использования. |
2. Классификация ПО ЭВМ. | Три типа ПО: системное ПО, прикладное ПО, системы программирования . |
3. Что такое прикладное ПО? | Прикладное ПО – программы, предназначенные для решения информационных задач пользователя. Прикладное ПО бывает общего назначения и специализированное. |
4. Назначение систем программирования. | Предоставление программисту средств для составления, отладки и исполнения программ на языках программирования. |
5. Состав системного ПО. | Основная часть системного ПО - операционная система. Кроме того – сервисные программы: обслуживание дисков, архиваторы, антивирусные программы и др. |
6. Основные функции операционной системы. | 1) управление ресурсами компьютера; 2) взаимодействие (диалог) с пользователем; 3) управление файлами (файловая система). |
7. Начальные сведения об организации файлов | Имя файла: <имя>.<тип>. Файловая структура – совокупность файлов и взаимосвязей между ними. Одноуровневые и многоуровневые (иерархические) файловые структуры. Дерево – графическое отображение иерархической файловой структуры. Путь к файлу, полное имя файла. |
Введение в моделирование
1. Что такое модель? | Упрощенное подобие реального объекта (процесса). |
2. Какие бывают модели? | Материальные (натурные), информационные. |
3. Что такое информационная модель? | Описание объекта моделирования. |
4. Что такое формализация? | Замена реального объекта его информационной моделью. |
5. Различные формы информационных моделей. | Вербальная, графическая, табличная, математическая. |
6. Примеры графических моделей. | Карты, схемы, чертежи, графики. |
7. Структурные части таблицы. | Строки, столбцы, ячейки. |
8. Какая информация содержится в таблице типа «объект» - «свойство»? | В строке – информация об отдельном объекте, в столбце – свойство (характеристика) объекта; в ячейке – значение конкретного свойства конкретного объекта. |
9. Какая информация содержится в таблице типа «объект» - «объект»? | В строках и в столбцах – разные объекты; в ячейках – данные о связи (отношении) между соответствующими объектами. |
10. Что такое двоичная матрица? | Таблица типа «объект» - «объект», в ячейках которой помещены нули и единицы (1 – связь есть, 0 – связи нет). |
Базы данных
1. Что такое база данных? | Для организации табличных расчетов на ПК. |
2. В чем разница между фактографической и документальной БД. | В фактографической БД – краткая информация в фиксированном формате, в документальной – документы разного типа и объема. |
3. Что такое распределенная БД? | БД, работающая в компьютерной сети и хранящаяся на разных компьютерах. |
4. Что такое реляционная БД? | БД с табличной организацией данных. |
5. Что такое запись, поле? | Запись – строка таблицы; поле – столбец таблицы. |
6. Что такое главный ключ записи? | Поле, отличающее записи друг от друга. Составной ключ – совокупность полей. |
7. Какие существуют основные типы полей? | Числовой, символьный, логический, дата/время. |
8. Что такое СУБД? | Система управления базами данных – программное обеспечение для работы с БД. |
9. Примеры реляционных СУБД. | dBase, FoxPro, Ребус, Карат, Access. |
10. Что можно делать с информацией в БД средствами СУБД? | Заносить, изменять, удалять, искать, сортировать. |
11. Что указывается в запросе на получение справки из БД? | Выводимые поля и условия поиска. |
12. Что такое условие поиска? | ПЛогическое выражение. |
13. Что представляет собой простое логическое выражение? | Одна величина логического типа или одно отношение. |
14. Что такое сложное логическое выражение? | Логическое выражение, содержащее логические операции. |
15. Какие существуют основные логические операции? | И – логическое умножение (конъюнкция); ИЛИ – логическое сложение (дизъюнкция); НЕ – отрицание (инверсия). |
16. Правила выполнения логических операций. | Таблица истинности (уметь представлять). |
17. Старшинство логических операций. | По убыванию: НЕ, И, ИЛИ. |
18. Что указывается в запросе на удаление записей? | Условие поиска удаляемых записей (лог. выражение). |
19. Что указывается в запросе на сортировку? | Ключи сортировки и порядок сортировки (по возрастанию или убыванию значений ключа). |
21. Этапы разработки БД | Проектирование, создание структуры, заполнение (ввод данных). |
Информация и управление
1 . Что такое кибернетика? | Наука об управлении в живых и неживых системах. |
2. Кто основал кибернетику? | Американский математик Норберт Винер. |
3. Из каких элементов с точки зрения кибернетики состоит всякая система управления? | Объект управления, управляющий объект, канал прямой связи, канал обратной связи. |
4. Для чего используется канал прямой связи? | Для передачи команд управления. |
5. Для чего используется канал обратной связи? | Для передачи данных о состоянии объекта управления. |
6. Что такое алгоритм управления? | Последовательность команд управления. |
7. Какую структуру может иметь алгоритм управления в системе без обратной связи? | Линейную (последовательную) структуру. |
8. Какую структуру может иметь алгоритм в системах с обратной связью? | Циклическую и ветвящуюся. |
9. Какую роль выполняют АСУ? | Автоматизированные системы управления применяются в производстве для сбора и анализа информации, для помощи в принятии управляющих решений. |
10. Для чего используются системы автоматического управления? | САУ используются для программного управления техническими устройствами. |
11. Что такое исполнитель алгоритма? | Это объект, для управления которым составлен алгоритм. |
12. Что такое система команд исполнителя (СКИ)? | Это конечное множество команд, которые исполнитель умеет выполнять. |
13. Что обозначает свойство понятности алгоритма? | В алгоритм должны входить только те команды, которые включены в СКИ исполнителя. |
14. Что означает свойство точности алгоритма? | Каждая команда алгоритма должна определять однозначное действие исполнителя. |
15. Что такое конечность алгоритма? | За конечное число шагов (выполненных команд) должен быть получен результат. |
16. Что такое полный набор данных? | Начальные данные, необходимые для получения однозначного результата. |
17. В чем различие между программой и алгоритмом? | Различие может быть только в форме описания. Программа записывается в строгом соответствии с правилами языка исполнителя. |
18. Что значит формальное исполнение алгоритма? | Исполнителю не требуется принимать самостоятельных решений во время исполнения алгоритма. |
19. Привести примеры учебных исполнителей. | Робот, Чертежник, Кенгуренок, Черепашка и др. |
20. Описать систему команд одного из учебных исполнителей. | Уметь описать СКИ. |
21. Что такое линейный алгоритм? | Алгоритм, в котором команды выполняются последовательно, каждая один раз. |
22. Что такое вспомогательный алгоритм? | Алгоритм решения некоторой подзадачи для исходной задачи. Обычно его исполнение повторяется. |
23. Что такое цикл? | Структурная команда, обозначающая повторное выполнение серии команд по некоторому условию. |
24. Что такое ветвление? | Структурная команда, обозначающая выбор одного из двух путей продолжения алгоритма в зависимости от условия. В конце – выход на общее продолжение. |
25. Какие существуют способы описания алгоритмов? | Блок-схемы, алгоритмический язык. |
26. Описать изображение в блок-схемах простых и структурных команд алгоритма. | Уметь описывать следования, ветвления, циклы. |
27. Как могут соединяться между собой структурные команды? | Последовательной вложением. |
28. Что такое метод последовательной детализации? | Это метод построения сложных алгоритмов. Сначала составляется основной алгоритм, затем вспомогательные алгоритмы первого уровня, затем второго и т. д. |
Как работает компьютер
1.В какой системе счисления представляются числа в памяти ЭВМ? | Числа представляются в двоичной системе счисления. |
2. Для чего используется шестнадцатеричная система счисления? | Для компактного внешнего представления (на экране или в распечатке) внутренней информации. |
3. Что такое ячейка памяти? | Часть памяти, доступная для обработки одной командой процессора. Содержимое ячейки – машинное слово. |
4. Чему равен адрес ячейки? | Адрес ячейки равен адресу первого (младшего) байта, входящего в ячейку. |
5. Какая информация может храниться в ячейке памяти? | Команда программы или одна величина (например, число). |
6. В чем заключается принцип хранимой программы Дж. фон Неймана? | В оперативной памяти компьютера наряду с данными помещается программа управления его работой. |
7. Какая информация может содержаться в одной команде программы? | Код операции – какую операцию надо выполнить, адресная часть – адреса операндов и адрес результата, адрес следующей выполняемой команды (в командах перехода). |
8. Что такое ЯМК? | Язык машинных команд – система команд процессора ЭВМ. |
10. Назначение устройства управления. | Управлять работой всех других устройств ЭВМ в соответствии с программой. |
11. Назначение процессора. | Выполнять команды программы по обработке данных. |
12. Назначение регистров процессора. | Хранение очередной выполняемой команды (РК), адреса очередной команды (Счетчик команд), операндов, результата операции и пр. |
13. В какой последовательности процессор выполняет программу? | Начиная с первой команды в порядке возрастания адресов. |
14. Что такое присваивание? | Занесение в ячейку некоторого значения в результате выполнения команды. |
15. Какие команды обеспечивают связь между компьютером и человеком? | Команды ввода и вывода. |
Введение в программирование
Алгоритмы работы с величинами | |
1. Что такое величина? | Отдельный информационный объект, занимающий определенное место в памяти (ячейку памяти). |
2. Что такое константа? | Величина с постоянным значением. |
3. Что такое переменная? | Символически обозначаемая величина, значение которой может меняться. |
4. Основные типы величин. | Числовые (целый, вещественный), символьный, логический. |
5. Чем различаются величины различных типов? | Допустимыми значениями, допустимыми операциями, формой внутреннего представления. |
6. Из каких команд составляется любой алгоритм работы с величинами? | Присваивания, ввода, вывода, обращения к вспомогательному алгоритму, цикла, ветвления. |
7. Как представляется и выполняется команда присваивания? | <переменная>:=<выражение> 1) вычисляется выражение; 2) полученное значение присваивается переменной. |
8. Как представляется и выполняется команда ввода? | Ввод <список переменных>. Значения переменных задаются через устройства ввода. |
9. Как представляется и выполняется команда вывода? | Вывод <список выводах Значения элементов списка вывода выносятся на устройства вывода (сообщаются пользователю). |
10. Как представляется и выполняется команда цикла? | Пока <условие повторения> повторять <тело циклах где условие повторения – простое или сложное логическое выражение. |
11. Как представляется и выполняется команда ветвления? | Если <условие> то <серия 1> иначе <серия 2>. |
12. Что такое параметры вспомогательного алгоритма? | Это переменные - аргументы и переменные - результаты. |
Системы и языки программирования | |
13. Что такое уровень языка программирования? | Степень удаленности от языка машинных команд. |
14. Какие бывают уровни ЯП? | Машинно-ориентированные (ЯМК, Автокод, Ассемблер); машинно-независимые (ЯПВУ: Паскаль, Бейсик, Си ). |
15. Какой язык вы изучали и каково его назначение? | Паскаль – универсальный язык программирования. |
16. Основные типы данных, используемые в Паскале. | Целый, вещественный, символьный, логический. |
17. Структура программы на Паскале. | Заголовок, разделы описаний, раздел операторов. |
18. Идентификация констант и переменных. | Уметь записывать константы разных типов и описывать переменные. |
19. Правила записи арифметических выражений. | Знать основные правила, уметь записывать выражения. |
20. Оператор присваивания. | <переменная>:=<выражение>; типы правая часть и левая часть должны быть согласованы. |
21. Операторы ввода и вывода. | Read(список ввода), write(список вывода), а также readln и writeln. |
22. Операторы цикла. | В минимальном варианте достаточно while <логическое выражение> do <тело циклах>. |
23. Условный оператор. | If <логическое выражение> then <оператор 1> else <оператор 2>. |
24. Что такое трансляция? Что такое транслятор? | Перевод с языка высокого уровня на ЯМК. Транслятор – программа-переводчик. |
25. В чем разница между компиляцией и интерпретацией? | Компиляция – полный перевод программы перед ее выполнением; интерпретация – перевод, осуществляемый параллельно с выполнением программы. |
26. Основные компоненты системы программирования. | Транслятор с входного языка, текстовый редактор, библиотеки подпрограмм, отладчик и др. |
Источник:Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание курса информатики в средней школе. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002
Человек и информация
Информация и знания | |
1. Чем является информация для человека? | Информация для человека – это знания. |
2. Три типа информационных процессов. | Хранение, передача, обработка. Приводить примеры. |
3. Роль органов чувств в процессе восприятия информации. | Информация к человеку поступает через все органы чувств: слух, зрение, вкус, обоняние, осязание (внутренние информационные каналы чел.). |
4. Что такое образная информация? | Информация, воспринимаемая человеком и не сводимая к символьной форме: вкусы, запахи, картины природы и др. |
Содержательный подход к измерению информации | |
1. Единица измерения информации. | 1 бит – количество информации в сообщении, уменьшающем неопределенность знаний человека в 2 раза. |
Первое знакомство с компьютером
Архитектура ЭВМ | |
1 . Что такое ЭВМ (компьютер)? | Универсальное программно-управляемое автоматическое устройство для работы с информацией. |
2. С какой информацией (какими данными) работает компьютер? | Компьютер работает с числовой, символьной (текстовой), графической (видео), звуковой информацией. |
3. Из каких устройств состоит компьютер? | Основные устройства ЭВМ: память, процессор, устройства ввода- вывода. Память делится на внутреннюю и внешнюю. Знать схему информационного взаимодействия устройств (сх. Неймана). |
4. Принцип программного управления. | Работа компьютера происходит автоматически по программе, хранящейся во внутренней памяти (ОЗУ). Там же хранятся оперативные данные. |
5. Организация информации во внутренней памяти | Принцип дискретности: память состоит из битов; в одном бите хранится 0 или 1; любая информация имеет двоичную форму. Принцип адресуемости: 8 подряд расположенных бит образуют байт памяти. Порядковый номер байта называется адресом. Информация заносится и извлекается из памяти по адресам. |
6. Организация информации во внешней памяти. | Информация во внешней памяти имеет файловую организацию. Файл – поименованная однотипная информация, хранящаяся на устройстве внешней памяти. |
7. Устройство персонального компьютера. | ПК имеет магистральную архитектуру. Основной элемент ПК – микропроцессор. Внешние устройства подключаются к магистрали через контроллеры. Основные характеристики ПК: тактовая частота, объем внутренней памяти, разрядность процессора. Знать характеристики школьного ПК, типы устройств. |
Программное обеспечение ЭВМ | |
1 . Что такое ПО и его назначение? | ПО – вся совокупность программ в долговременной памяти компьютера, предназначенных для массового использования. |
2. Классификация ПО ЭВМ. | Три типа ПО: системное ПО, прикладное ПО, системы программирования . |
3. Что такое прикладное ПО? | Прикладное ПО – программы, предназначенные для решения информационных задач пользователя. Прикладное ПО бывает общего назначения и специализированное. |
4. Назначение систем программирования. | Предоставление программисту средств для составления, отладки и исполнения программ на языках программирования. |
5. Состав системного ПО. | Основная часть системного ПО - операционная система. Кроме того – сервисные программы: обслуживание дисков, архиваторы, антивирусные программы и др. |
6. Основные функции операционной системы. | 1) управление ресурсами компьютера; 2) взаимодействие (диалог) с пользователем; 3) управление файлами (файловая система). |
7. Начальные сведения об организации файлов | Имя файла: <имя>.<тип>. Файловая структура – совокупность файлов и взаимосвязей между ними. Одноуровневые и многоуровневые (иерархические) файловые структуры. Дерево – графическое отображение иерархической файловой структуры. Путь к файлу, полное имя файла. |