Лабораторная работа № 1. Разработка алгоритмов
Пример решения задачи
В ячейки в Microsoft Excel вносятся любые пять чисел.
Реализация данной задачи отражена в программном коде:
Sub Пример1()
Dim i As Integer
i = 2 ‘неявно объявляем переменную для номера строки.
s = 0 ‘обнуляем первоначальную сумму.
Do While Cells(i, 1) <> "" ‘выполняем цикл, пока не встретится пустая ячейка в столбце А.
s = s + Cells(i, 1) ‘суммируем цифры.
i = i + 1 ‘увеличиваем переменную смещения строк для изменения адресов ячеек.
Loop ‘окончание цикла.
Range("B1") = " Сумма чисел равна" ‘вводим в ячейку В1 поясняющую надпись.
Range("C1") = s ‘помещаем вычисленную сумму в ячейку С1.
End Sub
В окне Microsoft Excel получим следующий результат:
в) Заполните 6 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Дата продажи
Цена за единицу
Количество проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую скидку в 5% по каждой покупке.
Пример решения задачи
В книге Microsoft Excel набираем следующую таблицу:
Реализация данной задачи отражена в программном коде:
Sub Пример2()
Dim i As Integer
i = 2 ‘неявно объявляем переменную для номера строки.
Do While Cells(i, 1) <> "" ‘выполняем цикл, пока не встретится пустая ячейка в столбце А.
Cells(i, 5) = Cells(i, 4) * Cells(i, 3) - Cells(i, 4) * Cells(i, 3) * 0.05 ‘расчет стоимости каждой сделки с учетом стоимости.
i = i + 1 ‘увеличиваем переменную смещения строк для изменения адресов ячеек.
Loop ‘окончание цикла.
Range("E1") = "Стоимость с учетом скидки" ‘помещаем наименование столбца в ячейку E1.
End Sub
После выполнения программного кода получим следующую таблицу:
Варианты контрольных заданий
Вариант 1
1. Основные характеристики ПК и принципы его выбора.
2. Моделирование как метод познания. Формы представления моделей.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
160(10); 235(10)
Выполнить сложение
1011001001(2) +1000111011(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования 5 любых чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Дата продажи
Цена за единицу
Количество проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую скидку в 5% по каждой покупке.
Вариант 2
1. Классификация и виды программного обеспечения.
2. Информация. Виды данных и информации. Свойства информации.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
760(10); 335(10)
Выполнить вычисление.
1011001001(2) – 1000111011(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения 7 любых чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия клиента банка
Приход, руб.
Расход, руб.
Остаток на банковском счете, руб.
Создать программу VBA, рассчитывающую увеличение остатка на банковском счете на 10%.
Вариант 3
1. Формы представления информации и передачи данных.
2. Программирование в VBA. Операторы присвоения.
3. Задача.
а) Переведите числа. 105,7910®2, 8,16
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения 5 натуральных чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Цена за единицу
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждой покупки c учетом скидки 1,5% на один любой товар.
Вариант 4
1. Информатика: предмет и задачи. Структура информатики
2. Виды и основные характеристики памяти.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
216(10); 136(10);
Выполнить вычисление.
1010101101(2) – 110011110(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения ряда чисел от 1 до11.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия клиента банка
Приход, руб.
Расход, руб.
Создать программу VBA, рассчитывающую увеличение остатка на счете каждого клиента на 5%.
Вариант 5
1. Основные характеристики ПК и принципы его выбора.
2. Формализация. Типы информационных моделей.
3. Задача.
а) Перевести данное число в десятичную систему счисления.
10101000(2); 101111110(2));
Сложить числа.
1010100111(2)+11000100(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования ряда чисел от 1 до 15.
в) Заполните 8 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Цена за единицу
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждой покупки с учетом 2% к каждой покупки.
Вариант 6
1. Программирование в VBA. Операторы циклов.
2. Классификация и виды программного обеспечения.
3. Задача.
а) Перевести данные числа в десятичную систему счисления.
101000111(2); 110001001(2);
Сложить числа.
1100011010(2)+11101100(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования ряда чисел от -5 до 10.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Кол-во заказанного товара
Дата покупки
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую разницу между количеством заказанного и проданного товаров.
Вариант 7
1. Формализация. Типы информационных моделей.
2. Назначение и возможности операционной системы WINDOWS.
3. Задача.
а) Переведите числа. 311,168®2, 10, 16
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения ряда чисел от 1 до 7.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия абонента
Цена за минуту разговора
Время звонка
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждого звонка с учетом скидки 2%.
Вариант 8
1. Назначение и возможности операционной системы WINDOWS.
2. Программирование в VBA. Операторы присвоения.
3. Задача.
а) Переведите числа. 101001110011,11011112®8, 10,16
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования 5 любых чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Кол-во заказанного товара
Дата покупки
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую разницу между количеством заказанного и проданного товаров.
Вариант 9
1. Основные этапы разработки и исследования моделей.
2. Операционная система, ее место в программном обеспечении ПК и основные функции.
3. Задача.
а) Переведите числа. 152,1610®2, 8, 16
б) Создать программу VBA, реализующую получение произведения 7 любых чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия абонента
Цена за минуту разговора
Время звонка
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждого звонка с учетом скидки 1,5%.
Вариант 10
1. Информатика: предмет и задачи. Структура информатики
2. Программирование в VBA. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
116(10); 121(10);
Выполнить вычисление.
1010101101(2)+ 110011110(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования ряда чисел от -2 до 10.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Цена за единицу
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждой покупки с учетом скидки 2% к каждой покупки.
Вариант 11
1. Информатика: предмет и задачи. Структура информатики
2. Формализация. Типы информационных моделей.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
360(10); 235(10)
Выполнить вычисление.
1011001001(2) -1100111011(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения 7 натуральных чисел.
в) Заполните 6 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Цена за единицу
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждой покупки с учетом 0,5% к каждой покупки.
Вариант 12
1. Программирование в VBA. Операторы циклов.
2. Основные характеристики ПК и принципы его выбора.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
250(10); 557(10);
Выполнить вычисление.
1011001001(2) – 1000111011(2)
б) Переведите числа. 312,248®2, 10, 16
в) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения 5 натуральных чисел.
г) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Цена за единицу
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждой покупки с учетом скидки 30% на один любой товар.
Вариант 13
1. Формы представления информации в персональном компьютере.
2. Программирование в VBA. Операторы присвоения.
3. Задача.
а) Перевести данное число в десятичную систему счисления.
10101000(2); 101111110(2));
Сложить числа.
1010100111(2)+11000000(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения 7 любых чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия клиента банка
Приход, руб.
Расход, руб.
Остаток на банковском счете, руб.
Создать программу VBA, рассчитывающую увеличение остатка на банковском счете на 12%.
Вариант 14
1. Информатика: предмет и задачи. Структура информатики
2. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
460(10); 235(10)
Выполнить вычисление.
1011101001(2) -1000111011(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования ряда чисел от -5 до 10.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия клиента банка
Приход, руб.
Расход, руб.
Создать программу VBA, рассчитывающую увеличение остатка на счете каждого клиента на 3%.
Вариант 15
1. Формализация. Типы информационных моделей.
2. Объекты VBA.
3. Задача.
а) Переведите числа. 321,568®2, 10, 16
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения 7 любых чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия клиента банка
Приход, руб.
Расход, руб.
Остаток на банковском счете, руб.
Создать программу VBA, рассчитывающую увеличение остатка на банковском счете на 10%.
Вариант 16
1. Программирование в VBA. Операторы циклов.
2. Формы представления информации в персональном компьютере.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
112(10); 135(10)
Выполнить сложение
1011001001(2) +1100111011(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения 7 любых чисел.
в) Заполните 6 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Цена за единицу
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждой покупки с учетом 1,5% к каждой покупки.
Вариант 17
1. Программирование в VBA. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.
2. Формализация. Типы информационных моделей.
3. Задача.
а) Переведите числа. 211,448®2, 10, 16
б) Создать программу VBA, реализующую получения произведения 7 любых чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия абонента
Цена за минуту разговора
Время звонка
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждого звонка с учетом скидки 1,5%.
Вариант 18
1. Информатика: предмет и задачи. Структура информатики
2. Основные этапы разработки и исследования моделей.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
216(10); 136(10);
Выполнить вычисление.
1010101101(2) – 110011110(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования ряда чисел от -5 до 10.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия клиента банка
Приход, руб.
Расход, руб.
Создать программу VBA, рассчитывающую уменьшение остатка на банковском счете каждого клиента на 30 руб.
Вариант 19
1. Программирование в VBA. Выражения и операторы.
2. Основные характеристики ПК и принципы его выбора.
3. Задача.
а) Переведите числа. 1248®2, 10, 16
б) Создать программу VBA, реализующую получения произведения 7 любых чисел.
вг) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия абонента
Цена за минуту разговора
Время звонка
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждого звонка с учетом скидки 2,5%.
Вариант 20
1. Назначение и возможности операционной системы WINDOWS.
2. Формы представления информации в персональном компьютере.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
450(10); 125(10)
Выполнить сложение
1011001001(2) + 1000111011(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования ряда чисел от -1 до 10.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Кол-во заказанного товара
Дата покупки
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую разницу между количеством заказанного и проданного товаров.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Информатика: предмет и задачи. Структура информатики.
2. Формы представления информации в персональном компьютере.
3. Системы счисления. Классификация и кодирование информации.
4. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.
5. Основные элементы блок-схем. Линейные, разветвляющиеся, цикличные, комбинированные алгоритмы.
6. Алгоритмические процедуры и функции, их взаимодействие.
7. Этапы подготовки и решения задач.
8. Основы программирования. Виды языков. Обзор языков программирования высокого уровня. Основы визуального программирования.
9. Использование переменных и констант. Использование структур с условиями.
10. Работа с циклами.
11. Основы создание интерфейса пользователя. Создание макросов.
12. Основные характеристики ПК и принципы его выбора.
13. Структурная схема ПК и назначение основных функциональных блоков.
14. Назначение основных функциональных узлов микропроцессора: устройство управления, арифметическо - логическое устройство и интерфейсная система.
15. Виды и основные характеристики памяти.
16. Назначение, разновидности и основные характеристики накопителя на жестких и гибких магнитных дисках, на оптических дисках.
17. Особенности работы с гибкими дисками, форматирование дискет. Работа с жесткими дисками, форматирование винчестера, программы разбиения на логические диски.
18. Назначение и разновидности и основные характеристики видеомониторов, принтеров и сканеров.
19. Классификация и основные характеристики программного обеспечения.
20. Операционная система, ее место в программном обеспечении ПК и основные функции.
21. Файлы и каталоги на дисках, путь к файлам, методы точной и глобальной ссылки на файлы, атрибуты файлов.
22. Компьютерные вирусы, основные симптомы и меры противодействия.
23. Классификация антивирусных программ, назначение программ AidsTest, DrWeb, Norton Antivirus.
24. Операционная система Windows , преимущества и недостатки, запуск Windows и выход. Рабочий стол Windows , назначение элементов рабочего стола.
25. Работа с меню и справочной системой Windows , условные обозначение в меню, системное меню, контекстные меню.
26. Windows . Настройки (Панель управления. Настройка экрана, мыши).
27. Windows . Настройка панели задач (Создание и удаление папок меню, ярлыков, программ).
28. Windows. Работа в Проводнике (Вид, меню, панели инструментов, работа с файлами, папками).
29. Windows. Работа c Проводником (Запуск. Перемещение по файловой системе, по текущему каталогу), назначение папки “Корзина”.
30. Windows. Работа с Проводником (Выделение , переименование, удаление файлов и папок). Изменение вида дерева на панели.
31. Windows .Работа с дисками . Поиск файлов на диске. Работа с Проводником.(Выделение, установка атрибутов. Создание папки).
32. Моделирование как метод познания. Формы представления моделей.
33. Формализация. Типы информационных моделей.
34. Основные этапы разработки и исследования моделей.
Библиографический список:
1. Абросимов, А.Г. Информатика [Текст]: учеб. пособие в 2-х ч. / А.Г. Абросимов, Н.И. Павлова, Г.М. Щеглов. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2008. – 393 с.
2. Анисимов, В. Ю. Практикум по информатике для студентов 1 курса заочной формы обучения [Текст] / В. Ю. Анисимов, Л. В. Киселева. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2004. – 80 с.
3. Косарев, В.П. Информатика. Практикум для экономистов. [Текст]: учеб. пособие / В.П. Косарев, Е. А. Мамонтова. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 544 с.
4. Макарова, Н.В. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере [Текст] / Н.В. Макарова. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 256 с.
5. Музычкин, П.А. Excel в экономических расчетах [Текст]: учеб. пособие / П.А. Музычкин, Ю.Д. Романов. – М.: ЭКСМО, 2009. – 304 с.
6. Симонович, С.В. Общая информатика [Текст] / С.В. Симонович. – СПб.: Питер, 2008. – 428 с.
7. Симонович, С.В. Информатика: базовый курс [Текст]: учебник / С.В. Симонович. – СПб.: Питер, 2011. – 640 с.
8. Слепцова, Л. Д. Программирование на VBA в Microsoft Office 2010: Самоучитель [Текст] / Л. Д. Слепцова. – М.: Изд-во Вильямс, 2010. – 432 с.
9. Walkenbach, J Excel 2010. Power Programming with VBA [Electronic resource] / J. Walkenbach. – Wiley Publishing, Inc., Indianapolis, Indiana, 2010. – Access mode: http://excelvba.ru/UsefulBooks/book9.pdf
10. Walkenbach, J Excel 2007. Power Programming with VBA (+CD) [Electronic resource] / J. Walkenbach. – Wiley Publishing, Inc., Indianapolis, Indiana, 2010. – Access mode: http://ExcelVBA.ru/UsefulBooks/book10.rar
Задания для самостоятельной работы
Пример решения задачи
В ячейки в Microsoft Excel вносятся любые пять чисел.
Реализация данной задачи отражена в программном коде:
Sub Пример1()
Dim i As Integer
i = 2 ‘неявно объявляем переменную для номера строки.
s = 0 ‘обнуляем первоначальную сумму.
Do While Cells(i, 1) <> "" ‘выполняем цикл, пока не встретится пустая ячейка в столбце А.
s = s + Cells(i, 1) ‘суммируем цифры.
i = i + 1 ‘увеличиваем переменную смещения строк для изменения адресов ячеек.
Loop ‘окончание цикла.
Range("B1") = " Сумма чисел равна" ‘вводим в ячейку В1 поясняющую надпись.
Range("C1") = s ‘помещаем вычисленную сумму в ячейку С1.
End Sub
В окне Microsoft Excel получим следующий результат:
в) Заполните 6 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Дата продажи
Цена за единицу
Количество проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую скидку в 5% по каждой покупке.
Пример решения задачи
В книге Microsoft Excel набираем следующую таблицу:
Реализация данной задачи отражена в программном коде:
Sub Пример2()
Dim i As Integer
i = 2 ‘неявно объявляем переменную для номера строки.
Do While Cells(i, 1) <> "" ‘выполняем цикл, пока не встретится пустая ячейка в столбце А.
Cells(i, 5) = Cells(i, 4) * Cells(i, 3) - Cells(i, 4) * Cells(i, 3) * 0.05 ‘расчет стоимости каждой сделки с учетом стоимости.
i = i + 1 ‘увеличиваем переменную смещения строк для изменения адресов ячеек.
Loop ‘окончание цикла.
Range("E1") = "Стоимость с учетом скидки" ‘помещаем наименование столбца в ячейку E1.
End Sub
После выполнения программного кода получим следующую таблицу:
Варианты контрольных заданий
Вариант 1
1. Основные характеристики ПК и принципы его выбора.
2. Моделирование как метод познания. Формы представления моделей.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
160(10); 235(10)
Выполнить сложение
1011001001(2) +1000111011(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования 5 любых чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Дата продажи
Цена за единицу
Количество проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую скидку в 5% по каждой покупке.
Вариант 2
1. Классификация и виды программного обеспечения.
2. Информация. Виды данных и информации. Свойства информации.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
760(10); 335(10)
Выполнить вычисление.
1011001001(2) – 1000111011(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения 7 любых чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия клиента банка
Приход, руб.
Расход, руб.
Остаток на банковском счете, руб.
Создать программу VBA, рассчитывающую увеличение остатка на банковском счете на 10%.
Вариант 3
1. Формы представления информации и передачи данных.
2. Программирование в VBA. Операторы присвоения.
3. Задача.
а) Переведите числа. 105,7910®2, 8,16
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения 5 натуральных чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Цена за единицу
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждой покупки c учетом скидки 1,5% на один любой товар.
Вариант 4
1. Информатика: предмет и задачи. Структура информатики
2. Виды и основные характеристики памяти.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
216(10); 136(10);
Выполнить вычисление.
1010101101(2) – 110011110(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения ряда чисел от 1 до11.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия клиента банка
Приход, руб.
Расход, руб.
Создать программу VBA, рассчитывающую увеличение остатка на счете каждого клиента на 5%.
Вариант 5
1. Основные характеристики ПК и принципы его выбора.
2. Формализация. Типы информационных моделей.
3. Задача.
а) Перевести данное число в десятичную систему счисления.
10101000(2); 101111110(2));
Сложить числа.
1010100111(2)+11000100(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования ряда чисел от 1 до 15.
в) Заполните 8 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Цена за единицу
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждой покупки с учетом 2% к каждой покупки.
Вариант 6
1. Программирование в VBA. Операторы циклов.
2. Классификация и виды программного обеспечения.
3. Задача.
а) Перевести данные числа в десятичную систему счисления.
101000111(2); 110001001(2);
Сложить числа.
1100011010(2)+11101100(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования ряда чисел от -5 до 10.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Кол-во заказанного товара
Дата покупки
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую разницу между количеством заказанного и проданного товаров.
Вариант 7
1. Формализация. Типы информационных моделей.
2. Назначение и возможности операционной системы WINDOWS.
3. Задача.
а) Переведите числа. 311,168®2, 10, 16
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения ряда чисел от 1 до 7.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия абонента
Цена за минуту разговора
Время звонка
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждого звонка с учетом скидки 2%.
Вариант 8
1. Назначение и возможности операционной системы WINDOWS.
2. Программирование в VBA. Операторы присвоения.
3. Задача.
а) Переведите числа. 101001110011,11011112®8, 10,16
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования 5 любых чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Кол-во заказанного товара
Дата покупки
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую разницу между количеством заказанного и проданного товаров.
Вариант 9
1. Основные этапы разработки и исследования моделей.
2. Операционная система, ее место в программном обеспечении ПК и основные функции.
3. Задача.
а) Переведите числа. 152,1610®2, 8, 16
б) Создать программу VBA, реализующую получение произведения 7 любых чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия абонента
Цена за минуту разговора
Время звонка
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждого звонка с учетом скидки 1,5%.
Вариант 10
1. Информатика: предмет и задачи. Структура информатики
2. Программирование в VBA. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
116(10); 121(10);
Выполнить вычисление.
1010101101(2)+ 110011110(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования ряда чисел от -2 до 10.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Цена за единицу
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждой покупки с учетом скидки 2% к каждой покупки.
Вариант 11
1. Информатика: предмет и задачи. Структура информатики
2. Формализация. Типы информационных моделей.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
360(10); 235(10)
Выполнить вычисление.
1011001001(2) -1100111011(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения 7 натуральных чисел.
в) Заполните 6 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Цена за единицу
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждой покупки с учетом 0,5% к каждой покупки.
Вариант 12
1. Программирование в VBA. Операторы циклов.
2. Основные характеристики ПК и принципы его выбора.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
250(10); 557(10);
Выполнить вычисление.
1011001001(2) – 1000111011(2)
б) Переведите числа. 312,248®2, 10, 16
в) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения 5 натуральных чисел.
г) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Цена за единицу
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждой покупки с учетом скидки 30% на один любой товар.
Вариант 13
1. Формы представления информации в персональном компьютере.
2. Программирование в VBA. Операторы присвоения.
3. Задача.
а) Перевести данное число в десятичную систему счисления.
10101000(2); 101111110(2));
Сложить числа.
1010100111(2)+11000000(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения 7 любых чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия клиента банка
Приход, руб.
Расход, руб.
Остаток на банковском счете, руб.
Создать программу VBA, рассчитывающую увеличение остатка на банковском счете на 12%.
Вариант 14
1. Информатика: предмет и задачи. Структура информатики
2. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
460(10); 235(10)
Выполнить вычисление.
1011101001(2) -1000111011(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования ряда чисел от -5 до 10.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия клиента банка
Приход, руб.
Расход, руб.
Создать программу VBA, рассчитывающую увеличение остатка на счете каждого клиента на 3%.
Вариант 15
1. Формализация. Типы информационных моделей.
2. Объекты VBA.
3. Задача.
а) Переведите числа. 321,568®2, 10, 16
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения 7 любых чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия клиента банка
Приход, руб.
Расход, руб.
Остаток на банковском счете, руб.
Создать программу VBA, рассчитывающую увеличение остатка на банковском счете на 10%.
Вариант 16
1. Программирование в VBA. Операторы циклов.
2. Формы представления информации в персональном компьютере.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
112(10); 135(10)
Выполнить сложение
1011001001(2) +1100111011(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения 7 любых чисел.
в) Заполните 6 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Цена за единицу
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждой покупки с учетом 1,5% к каждой покупки.
Вариант 17
1. Программирование в VBA. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.
2. Формализация. Типы информационных моделей.
3. Задача.
а) Переведите числа. 211,448®2, 10, 16
б) Создать программу VBA, реализующую получения произведения 7 любых чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия абонента
Цена за минуту разговора
Время звонка
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждого звонка с учетом скидки 1,5%.
Вариант 18
1. Информатика: предмет и задачи. Структура информатики
2. Основные этапы разработки и исследования моделей.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
216(10); 136(10);
Выполнить вычисление.
1010101101(2) – 110011110(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования ряда чисел от -5 до 10.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия клиента банка
Приход, руб.
Расход, руб.
Создать программу VBA, рассчитывающую уменьшение остатка на банковском счете каждого клиента на 30 руб.
Вариант 19
1. Программирование в VBA. Выражения и операторы.
2. Основные характеристики ПК и принципы его выбора.
3. Задача.
а) Переведите числа. 1248®2, 10, 16
б) Создать программу VBA, реализующую получения произведения 7 любых чисел.
вг) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия абонента
Цена за минуту разговора
Время звонка
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждого звонка с учетом скидки 2,5%.
Вариант 20
1. Назначение и возможности операционной системы WINDOWS.
2. Формы представления информации в персональном компьютере.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
450(10); 125(10)
Выполнить сложение
1011001001(2) + 1000111011(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования ряда чисел от -1 до 10.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Кол-во заказанного товара
Дата покупки
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую разницу между количеством заказанного и проданного товаров.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Информатика: предмет и задачи. Структура информатики.
2. Формы представления информации в персональном компьютере.
3. Системы счисления. Классификация и кодирование информации.
4. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.
5. Основные элементы блок-схем. Линейные, разветвляющиеся, цикличные, комбинированные алгоритмы.
6. Алгоритмические процедуры и функции, их взаимодействие.
7. Этапы подготовки и решения задач.
8. Основы программирования. Виды языков. Обзор языков программирования высокого уровня. Основы визуального программирования.
9. Использование переменных и констант. Использование структур с условиями.
10. Работа с циклами.
11. Основы создание интерфейса пользователя. Создание макросов.
12. Основные характеристики ПК и принципы его выбора.
13. Структурная схема ПК и назначение основных функциональных блоков.
14. Назначение основных функциональных узлов микропроцессора: устройство управления, арифметическо - логическое устройство <