Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления

ИНФОРМАТИКА

Методические указания для самостоятельной работы
студентов очной формы обучения по выполнению
индивидуальных заданий

Составители:

И.Г.Абышева, М.В.Николаева, А.Г.Семёнова

Ижевск

ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА

Методические указания подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным 17.03.2000г.

Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №_____от_______________2009г.

Рецензент:

С.А.Данилина − к.э.н., доцент кафедры Бухгалтерский учёт и аудит ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА.

Составители:

Абышева И.Г., Николаева М.В., Семёнова А.Г. – ст.преподаватели каф. ЭКИТ

Информатика: Методические указания для самостоятельной работы студентов очной формы обучения по выполнению индивидуальных заданий / Сост. И.Г.Абышева, М.В.Николаева, А.Г.Семёнова. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009. – 59 стр.

Методические указания содержат варианты заданий для выполнения индивидуальных работ, образцы выполнения заданий по системам счисления и кодированию информации, краткие сведения об алгоритмизации и программированию. Приводится краткое описание техники работы в интегрированной среде на языке программирования Turbo Pascal, справочная информация, примеры блок-схем и программ к выполнению индивидуальных заданий.

© ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009

© Абышева И.Г., Николаева М.В., Семёнова А.Г., сост., 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА № 1. 5

Задание 1. Системы счисления (СС) 5

Задание 2. Кодирование и единицы измерения информации. 6

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА № 2. 7

Задание 1. Запись математических выражений на алгоритмическом языке. 7

Задание 2. Запись арифметических выражений в математической форме. 8

Задание 3. Циклические вычислительные процессы. Вычисление значений функции при различных значениях аргумента (табулирование функции) 9

Задание 4. Циклические вычислительные процессы. Решение задач, содержащих вычисление конечных сумм и произведений. 11

Задание 5. Разветвление в цикле. 12

Задание 6. Обработка одномерных массивов. 17

Задание 7. Обработка двумерных массивов. 18

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ.. 20

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА № 1. 20

Задание 1. Системы счисления. 20

Задание 2. Кодирование и единицы измерения информации. 23

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА № 2. 24

Графический способ представления алгоритма. 24

Интегрированная среда отладки и создания программ на языке программирования Turbo Pascal 25

Основные символы.. 26

Типы данных. 27

Ввод и вывод данных. 28

Задание 1. Запись математических выражений на алгоритмическом языке. 29

Задание 2. Запись арифметических выражений в математической форме. 29

Задание 3. Циклические вычислительные процессы. Вычисление значений функции при различных значениях аргумента (табулирование функции) 30

Задание 4. Циклические вычислительные процессы. Решение задач, содержащих вычисление конечных сумм и произведений. 35

Задание 5. Разветвление в цикле. 38

Задание 6. Обработка одномерных массивов. 41

Задание 7. Обработка двумерных массивов. 48

Наиболее распространенные сообщения об ошибках. 56

Контрольные вопросы по теме «Алгоритмизация и программирование». 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 58

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания предназначены для студентов очной формы обучения, изучающих основы работы на персональных компьютерах в рамках курса «Информатика».

Методические указания состоят из двух индивидуальных работ и методических рекомендаций по их выполнению.

Индивидуальная работа № 1 состоит из двух заданий на темы: «Системы счисления» и «Кодирование и единицы измерения информации». Целью выполнения индивидуальных заданий является приобретение умений и навыков самостоятельной работы с позиционными системами счисления и использование знаний в применении правил перевода числа из одной системы счисления в другую, выполнение арифметических операций в позиционных системах счисления, понимание процесса кодирования информации и определение количества информации в различных единицах измерения.

Индивидуальная работа № 2 состоит из семи заданий на тему: «Алгоритмизация и программирование на языке Turbo Pascal». Задание 1 и 2 «Запись математических выражений на алгоритмическом языке и в математической форме»;
Задание 3 и 4 «Циклические вычислительные процессы»; Задание 5 «Разветвление в цикле»; Задание 6 «Обработка одномерных массивов» и Задание 7 «Обработка двумерных массивов». Целью выполнения индивидуальных заданий является приобретение умений и навыков самостоятельной работы по программированию на алгоритмическом языке высокого уровня Turbo Pascal и анализу результатов работы программ, опыта взаимодействия с вычислительной машиной и её
устройствами.

Для выполнения заданий 3 − 7 необходимо выполнить следующие этапы:

1) Выполнение математической постановки задачи;

2) Разработка алгоритма решения задачи в виде графической схемы;

3) В соответствии с разработанной схемой алгоритма написать текст
(листинг) программы;

4) Набор программы и её запуск на выполнение на компьютере;

5) Проверка полученных результатов, если результатов нет или они неверны, исправление ошибок и запуск программы на выполнение.

По окончании работы составляется отчет по индивидуальному заданию.

Требования по оформлению отчёта:

1) Оформляется на листах формата А4(21 × 29,7 см);

2) На титульном листе указывается Ф.И.О. студента, номер группы и вариант индивидуального задания;

3) Основная часть может быть оформлена как в напечатанном виде, так
и вручную, в которой для каждого задания описываются:

а) условие задачи;

б) блок-схема решения задачи (выполняется с помощью линейки или ПК);

в) текст (листинг) отлаженной на компьютере программы;

г) полученные результаты.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Задание 1. Системы счисления (СС)

1) Данные два числа переведите в восьмеричную СС методом деления целой
части и умножения дробной части (с точностью до 2 знаков после запятой).

2) Полученные числа переведите из восьмеричной в двоичную систему счисления, из двоичной в шестнадцатеричную систему счисления (по таблице соответствия).

3) С двоичными числами выполните сложение и вычитание.

4) Результаты сложения и вычитания переведите в десятичную систему счисления.

5) Данные десятичные числа сложите и вычтите, сравните с полученными Вами результатами в пункте №4. Сделайте вывод.

№ варианта 1-е число 2-е число
1. 179,45 17,651
2. 314,26 46,285
3. 37,382 134,75
4. 93,148 218,27
5. 456,13 75,481
6. 45,282 324,97
7. 823,27 49,813
8. 74,361 196,12
9. 435,75 63,127
10. 45,932 248,57
11. 374,12 82,431
12. 31,564 148,13
13. 381,28 24,389
14. 70,415 358,47
15. 621,14 39,723
16. 42,184 249,23
17. 354,15 19,316
18. 58,614 115,45
19. 539,42 35,841
20. 71,145 114,32
21. 515,38 42,623
22. 67,626 225,14
23. 413,15 48,314
24. 25,175 149,78
25. 545,37 89,213
26. 53,124 218,56
27. 553,29 38,173
28. 61,723 204,24
29. 626,54 29,451
30. 63,519 345,14
31. 915,32 39,129
32. 34,822 149,38
33. 753,13 37,325
34. 57,238 261,07

Задание 2. Кодирование и единицы измерения информации

1) Определите общее количество информации в битах, байтах, килобайтах, которое содержится в Вашей ФАМИЛИИ, ИМЕНИ, ОТЧЕСТВЕ и № группы.

2) Закодируйте все буквы русского алфавита числами от 1 до 33. Используя полученные числа, запишите последовательность цифр, соответствующих Вашей ФАМИЛИИ и ИМЕНИ. Выберите из этой последовательности четыре трехзначных числа подряд, начиная с первой цифры Вашей ФАМИЛИИ. Считать полученные числа целыми. Переведите их в двоичную систему счисления методом деления, а в восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления
по таблице соответствия. Проверьте правильность перевода (2-ой, 8-ой
и 16-ой СС).

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Задание 1. Запись математических выражений на алгоритмическом языке

1. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 12. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
2. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 13. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
3. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 14. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
4. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 15. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
5. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 16. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
6. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 17. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
7. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 18. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
8. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 19. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
9. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 20. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
10. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 21. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
11. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 22. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
23. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 29. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
24. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 30. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
25. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 31. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
26. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 32. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
27. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 33. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
28. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 34. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru

Задание 2. Запись арифметических выражений в математической форме

1(11,21) а) b/sqrt(a*a+b) б) sqrt(exp(x-y)+ +exp(abs(y+z)*ln(x)))
2(12,22) а) (a+b)/(c-1)+sqrt(a)+exp(5*ln(c)) б) exp((1/3)*ln(u))+sqrt(v+z)
3(13,23) а) exp(a*ln(1/b))+exp((b/c)*ln(a)) б) ln(y+sqrt(abs(x)*(1/3)))
4(14,24) а) (a*exp(b*ln(a))+exp(c*ln(b)))/2*x б) abs(exp((y/x)*ln(x))- -exp((1/3)*ln(y / x)))
5(15,25) а) exp(b*ln(a))-exp((c/2)*ln(b)) б) sqrt(exp(5*ln(x1-x2))+ +exp(3*ln(y1 - y2)))
6(16,26) а) abs((a/b)*exp(c*ln(b)))+ +c/exp(4*ln(d*p)) б) exp(abs(x-y))+(x*ln(2*x)+ +sin(z)/cos(z))
7(17,27) а) (exp(y*ln(x))+ +exp(z*ln(y)))/a+exp(5*ln(b)) б) (5*cos(x)/sin(x)–arctan(y))/4
8(18,28) а) exp((1/3)*ln(x/3))+ +exp(3*ln(r))+2*x б) sqrt(exp(a)+(exp(3*ln(x))))/ /cos(exp(4*ln(a)))
9(19,29) а) a / b*exp(5*ln(b))+exp(4*ln(х)) б) sqrt(sin(exp(5*ln(u)))+ +abs(cos(v)))
10(20,30) а) (d*c)/(2/r)+exp(3*ln(х)) б) exp((1 + sin(y))* *ln(abs(cos(x)+cos(y))))

Задание 3. Циклические вычислительные процессы. Вычисление значений функции при различных значениях аргумента (табулирование функции)

Составьте блок-схемы алгоритмов решения задач и программы на языке
Turbo Pascalразными способами с использованием:

1) операторов условного (IF) и безусловного переходов (GOTO);

2) цикла с предусловием (WHILE);

3) цикла с постусловием(REPEAT);

4) цикла с параметром(FOR).

1. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , a=18; 0≤z≤10 ∆z=2 8. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , a=3,8; 10≤x≤20 ∆x=2
2. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , b=20; -12≤x≤12 ∆x=3 9. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , b=4,2; 1≤x≤11 ∆x=2
3. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , с=5; -10≤y≤10 ∆y=2 10. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , a=16; 2≤x≤20 ∆x=3
4. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , a=15; 1≤x≤11 ∆x=2 11. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , a=1,1; -6≤x≤6 ∆x=2
5. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , с=48; 1≤x≤21 ∆x=4 12. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , b=17,5; 1≤x≤11 ∆x=2
6. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , d=28; 1≤x≤31 ∆x=5 13. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , b=3,4; -1≤x≤1 ∆x=0,2
7. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , b=25,6; 1≤x≤81 ∆x=10 14. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , y=18,64; 1≤x≤10 ∆x=1
15. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , a=3,7; 1≤x≤5 ∆x=0,5 24. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , c=5; 2≤x≤5 ∆x=0,5
16. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , b=8; -5≤x≤5 ∆x=1 25. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , a=5; 1≤x≤10 ∆x=1
17. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , y=18; 1≤x≤19 ∆x=2 26. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , b=17; 2≤x≤3 ∆x=0,1
18. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , y=0,5; 0,3≤x≤1,8 ∆x=0,15 27. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , b=3,4; 0,6≤x≤1,4 ∆x=0,05
19. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , a=5,8; 10≤y≤50 ∆y=5 28. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , c=4,2; 1≤x≤2,4 ∆x=0,1
20. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , b=6,5; 2,5≤x≤3 ∆x=0,05 29. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , a=1,1; 0,4≤x≤1,6 ∆x=0,15
21. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , a=1,1; 1≤x≤1,6 ∆x=0,05 30. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , m=2; 2,2≤t≤3,2 ∆t=0,1
22. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , d=5,3; 10≤x≤16 ∆x=0,5 31. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru , b=0,9; 0,8≤x≤1,7 ∆x=0,15
23. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru а=0,4; 10≤x≤15 ∆x=2 32. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru а=9,5 5≤x≤20 ∆x=2,5

Задание 4. Циклические вычислительные процессы. Решение задач,
содержащих вычисление конечных сумм и произведений

Составьте блок-схемы алгоритмов решения задач и программы на языке
Turbo Pascal с использованием цикла с предусловием, с постусловием и цикла с параметром.

1. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 13. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 25. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
2. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 14. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 26. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
3. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 15. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 27. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
4. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 16. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 28. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
5. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 17. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 29. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
6. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 18. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 30. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
7. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 19. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 31. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
8. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 20. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 32. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
9. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 21. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 33. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
10. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 22. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 34. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
11. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 23. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru  
12. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 24. Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru  

Задание 5. Разветвление в цикле

Составьте блок-схемы алгоритмов решения задачи и программы на языке
Turbo Pascal с использованием цикла с предусловием, с постусловием,
используя, условный оператор IF.

1. Вычислите значения функции Z Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 5. Вычислите значения функции F Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
2. Вычислите значения функции T Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 6. Вычислите значения функции Z Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
3. Вычислите значения функции У Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 7. Вычислите значения функции Т Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
4. Вычислите значения функции Z Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 8. Вычислите значения функции W Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
9. Вычислите значения функции Z Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru   12. Вычислите значения функции F Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru  
10. Вычислите значения функции Z Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru   13. Вычислите значение функции Z Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru  
11. Вычислите значения функции У Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru   14. Вычислите значения функции W Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru  
15. Вычислите значения функции W Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru   18. Вычислите значения функции У Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru  
16. Вычислите значения функции Z Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru   19. Вычислите значения функции У Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru  
17. Вычислите значения функции Z Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru   20. Вычислите значения функции У Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru  
21. Вычислите значения функции У Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 25. Вычислите значения функции W Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
22. Вычислите значения функции F Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 26. Вычислите значения функции Т Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
23. Вычислите значения функции Z Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 27. Вычислите значение функции Z Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
24. Вычислите значения функции Z Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 28. Вычислите значения функции S Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru
29. Вычислите значение функции W Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 32. Вычислите значения функции Z Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru  
30. Вычислите значение функции T Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 33. Вычислите значения функций Z Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru  
31. Вычислите значения функции Z Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 34. Вычислите значения функции F Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru

Задание 6. Обработка одномерных массивов

Составьте блок-схему алгоритма решения задачи и программу на языке
Turbo Pascal.

1.В массиве Y(7) найдите положительные элементы и среднее арифметическое этих элементов.

2.В массиве В(5) определите сумму положительных элементов и их количество.

3.В массиве А(8) найдите максимальный и минимальный элементы и их порядковые номера.

4.В массиве S(7) найдите произведение максимального и минимального элементов и их порядковые номера.

5.В массиве X(8) найдите все отрицательные элементы и замените их на 1.

6.В массиве А(6) найдите сумму максимального и минимального элементов и их порядковые номера.

7.В массиве Е(8) определите элементы равные Ø, их количество и порядковые номера.

8.В массиве S(6) найдите максимальный элемент, его порядковый номер и разницу с последним элементом.

9.В массиве В(7) найдите сумму элементов больших 1 и их порядковые номера.

10.В массиве С(8) найдите сумму элементов меньших 1 и их количество.

11.В массиве С(9) найдите произведение положительных элементов и их
количество.

12.В массиве В(7) найдите произведение отрицательных элементов и их порядковые номера.

13.В массиве А(6) найдите минимальный элемент, его порядковый номер и разницу с первым элементом.

14.В массиве D(8) найдите произведение элементов больших 1 и их порядковые номера.

15.В массиве D(9) замените все отрицательные элементы противоположными.

16.В массиве В(8) найдите разницу между максимальным элементом и первым.

17.В массиве F(9) найдите минимальный и максимальный элементы, их порядковые номера и разницу между ними.

18.В массиве Е(8) найдите сумму положительных элементов и их порядковые номера.

19.В массиве D(8) найдите сумму положительных элементов, стоящих на чётных местах.

20.В массиве Е(8) найдите произведение отрицательных элементов, стоящих на нечётных местах.

21.В массиве Е(7) определите количество элементов массива, больших среднего арифметического всех его элементов.

22.В массиве H(9) найдите положительные элементы, увеличьте их в два раза и определите их порядковые номера.

23.В массиве В(8) найдите минимальный элемент и замените его на 1.

24.В массиве С(9) найдите все отрицательные элементы, возведите их в квадрат и определите их количество.

25.В массиве D(6) найдите разницу между максимальным элементом и вторым элементом массива.

26.В массиве Е(8) найдите сумму элементов массива больших 5 и определите их порядковые номера.

27.В массиве А(6) найдите минимальный и максимальный элементы массива и возведите их в квадрат.

28.В массиве С(7) отсортируйте все элементы по убыванию.

29.В массиве С(10) найдите произведение элементов массива больших 10 и определите их количество.

30.В массиве В(10) найдите сумму элементов меньших 1 и их порядковые номера.

31.В массиве W(9) найдите сумму квадратов положительных элементов.

32.В массиве А(6) замените все положительные элементы на 5.

33.В массиве А(8) найдите сумму максимального элемента с его порядковым номером.

34.В массиве F(9) найдите разницу между минимальным элементом и его порядковым номером.

Задание 7. Обработка двумерных массивов

Составьте блок-схему алгоритма решения задачи и программу на языке
Turbo Pascal.

1.В матрице А(4×4) определите минимальный элемент каждой строки.

2.В матрице В(4×5) определите в каждом столбце произведение положительных элементов.

3.В матрице D(5×5) определите в каждой строке сумму отрицательных
элементов.

4.В матрице F(5×6) определите максимальный элемент в каждом столбце.

5.В матрице H(6×5) определите в каждой строке произведение положительных элементов.

6.В матрице С(5×5) элементы, стоящие на главной диагонали, замените минимальным элементом, лежащим ниже главной диагонали.

7.В матрице K(4×4) определите сумму квадратов положительных элементов главной диагонали.

8.В матрице M(4×4) элементы, лежащие выше главной диагонали, замените максимальным элементом главной диагонали.

9.В матрице N(5×4) определите в каждом столбце сумму отрицательных
элементов.

10.В матрице P(5×5) определите в каждом столбце количество положительных элементов.

11.В матрице V(6×5) элементы, лежащие ниже главной диагонали, уменьшите на максимальный элемент.

12.В матрице F(4×4) замените строки столбцами.

13.В матрице B(5×5) все положительные элементы, стоящие на главной диагонали, замените на Ø.

14.В матрице S(5×6) определите в каждой строке количество отрицательных
элементов.

15.В матрице В(5×5) определите произведение элементов четных столбцов.

16.В матрице T(4×4) определите в каждом столбце произведение отрицательных элементов.

17.В матрице D(3×3) найдите произведение элементов больших 1в каждом столбце.

18.В матрице U(4×5) определите в каждой строке количество положительных элементов.

19.В матрице V(5×5) определите в каждой строке произведение отрицательных элементов.

20.В матрице X(5×5) определите произведение положительных элементов главной диагонали.

21.В матрице Y(4×4) определите минимальный и максимальный элементы и найдите их разницу.

22.В матрице Z(4×5) определите сумму отрицательных элементов чётных строк.

23.В матрице B(5×4) определите сумму положительных элементов нечётных столбцов.

24.В матрице C(5×5) определите сумму отрицательных элементов, лежащих выше главной диагонали.

25.В матрице D(5×6) определите произведение элементов имеющих чётные индексы.

26.В матрице T(4×4) найдите в каждой строке максимальный элемент и поменяйте его местами с элементом главной диагонали.

27.В матрице F(5×5) все положительные элементы, лежащие выше главной диагонали, увеличьте на максимальный элемент.

28.В матрице K(6×6) определите сумму элементов нечётных столбцов.

29.В матрице M(4×4) все элементы уменьшите на минимальный элемент.

30.В матрице P(5×5) определите произведение положительных элементов главной диагонали.

31.В матрице В(5×5) определите сумму отрицательных элементов, лежащих ниже главной диагонали.

32.В матрице S(5×5) определите произведение элементов нечётных строк.

33.В матрице T(5×6) определите произведение элементов чётных столбцов.

34.В матрице R(6×5) определите в каждой строке сумму отрицательных элементов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Задание 1. Системы счисления

Система счисления (СС) – способ представления чисел посредством цифр (символов). Любая система счисления характеризуется основанием – количеством цифр, используемых для записи числа. Двоичная система счисления используется для представления информации в памяти компьютера, а восьмеричная и шестнадцатеричная − для сокращенной записи двоичных кодов. Между различными системами счисления существует определенная математическая связь, что позволяет осуществлять действия с числами в любой системе счисления и получать верный результат.

Задание 2. Кодирование и единицы измерения информации

Для автоматизации работы с данными различных типов необходимо унифицировать форму их представления посредством кодирования. В вычислительной технике применяется двоичное кодирование. Двоичные цифры (binary digit) –
1 или Ø – биты. Бит – это один двоичный разряд, вмещающий наименьшее возможное количество дискретной информации. Большинство операций в компьютере выполняется над группами из 8, 16, 32, 64 разрядов. Группа из 8 разрядов (бит) называется байт. Байт является основной машинной единицей информации. Байт кодирует один символ (букву, цифру, знак, пробел). Для измерения объемов информации используют также более крупные единицы:

1 килобайт (Кб)=1024 байт=210 байт

1 мегабайт (Мб) = 220 байт

1 гигабайт (Гб) = 230 байт

ПРИМЕР:

ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ

20 символов = 20 байт; 20×8 = 160 бит; 20/1024 = 0,0195 Кбайт

2) И В А Н О В   И В А Н
   

Полученные четыре трехзначные целые числа: 103, 115, 163, 103

103 (10) → 1100111(2) → 147 (8) → 67 (16)

103∟2

102 51∟2

1 50 25∟2

1 24 12∟2

Правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления - student2.ru 1 12 6∟2

0 6 3∟2

0 2 1

Проверка:

1100111 (2) → 1*2 6 +1*2 5 +0*2 4 +0*2 3 + 1*2 2 +1*2 1 +1*2 0 =

6 5 4 3 2 1 0

= 64 + 32 + 0 + 0 + 4 + 2 + 1 = 103 (10)

147 (8) → 1*8 2 +4*8 1 +7*8 0 = 64 + 32 + 7 = 103 (10)

2 1 0

67 (16) → 6*16 1 +7*16 0 = 96 + 7 = 103 (10) и т.д. с остальными полученными числами.

1 0

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Основные символы

Основные символы языка − буквы, цифры и специальные символы − составляют его алфавит. Turbo Pascal включает следующий набор основных символов:

· 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

· знаки операций:

+ - * / = <> < > <= >= := @

· ограничители:

. , ' ( ) [ ] (. .) { } (* *) .. : ;

· спецификаторы:

^ # $

Таблица 5 − Служебные (зарезервированные) слова

Слово Смысл слова Слово Смысл слова
absolute Абсолютный and Логическое И
array Массив begin Начало блока
case Вариант const Константа
div Деление нацело do Выполнять
downto Уменьшить до else Иначе
end Конец блока file Файл
for Для function Функция
goto Переход на if Если
in В (входит в) label Метка
mod Остаток деления not Логическое НЕ
of Из or Логическое ИЛИ
program Программа repeat Повторять
string Строка then То
to Увеличивая type Тип
until До uses Использовать
var Переменная while Пока
with С    

Кроме перечисленных, в набор основных символов входит пробел. Пробелы нельзя использовать внутри сдвоенных символов и зарезервированных слов.

Типы данных

Типопределяет множество значений, которые могут принимать объекты программы (константы и переменные), а также совокупность операций, допустимых над этими значениями.

Целые и вещественные типы данных предназначены для представления числовых данных. Целый тип в языке Turbo Pascal – это интервал целых чисел
(таблица 6). Операции над этими числами определены лишь тогда, когда исходные данные (операнды) и результат лежат в этом интервале.

Таблица 6 − Целочисленные типы данных

Название целого типа Диапазон возможных значений Память, байт
byte (байтовый) 0 – 255
shortint (короткий целый) -128 – 127
integer (целый) -32 768 – 32 767
word (слово) 0 – 65 535м
longint (длинный целый) -2 147 483 648 – 2 147 483 687

Вещественные числа представляются конечным множеством значений (таблица 7).

Таблица 7 − Вещественные типы данных

Название вещественного типа Диапазон возможных значений (плюс-минус) Количество значащих чисел Память, байт
single (с одинарной точностью) 1,5е-45 − 3,4е38 7 – 8
real (вещественный) 2,9е-39 − 1,7е38 11 – 12
double(с двойной точностью) 5,0е-324 − 1,7е308 15 – 16
extended (с повышенной точностью) 3,4е-4932 − 1,1е4932 19 – 20
comp (сложный) -2е63+1 − 2е63-1 19 – 20

Логический (boolean) тип данных имеет всего два значения: true (да – истина, 1) и false (нет, ложь, 0).

Строковый тип данных(string) − это тип данных, состоящий из последовательности символов. Каждый символ занимает 1 байт памяти. Количество символов в строке называется её длиной. Длина строки может находиться в диапазоне
от 0 до 255. Строковые величины могут быть константами и переменными. Строковая константа есть последовательность символов, заключенная в апострофы.

Например, 'Язык программирования Turbo Pascal', '12345', '' − пустая строка.

Символьный тип данных(char) – это тип данных, состоящий из одного символа (знака, буквы, кода) в определённой

Наши рекомендации