Информационное общество - основные признаки. Особенности информационного общества.
Информационное общество - основные признаки. Особенности информационного общества.
Информационное общество имеет следующие основные признаки:
Большинство работающих в информационном обществе (около 80%) занято в информационной сфере, т.е. сфере производства информации и информационных услуг.
Обеспечены техническая, технологическая и правовая возможность доступа любому члену общества практически в любой точке территории и в приемлемое время к нужной ему информации (за исключением военных и государственных секретов, точно оговоренных в соответствующих законодательных актах).
Информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.
Информатизация общества–необходимое условие научно-технического, социального, экономического и политического прогресса в обществе. Неизбежность информатизации общества обусловлена следующими причинами:
- беспрецедентным усложнением социально-экономических процессов в результате увеличения масштабов и темпов общественного производства, углубления разделения труда и его специализации в научно-технической революции;
- необходимостью адекватно реагировать на возникающие проблемы и динамично меняющейся обстановке, присущей постоянно развивающемуся обществу;
- повышением степени самоуправления предприятий, территорий, регионов.
Для информационного общества характерно обеспечение требуемой степени информированности всех его членов, возрастание объема и уровня информационных услуг, предоставляемых пользователю. Информационное общество в теоретическом аспекте характеризуется высокоразвитой информационной сферой (инфосферой), которая включает деятельность человека по созданию, переработке, хранению, передаче и накоплению информации.
Информация, прежде всего охватывает все элементы рыночной инфраструктуры экономики:
· сеть оптовой и розничной торговли;
· товарные, фондовые, валютные биржи, биржи труда, ярмарки;
· сети банков и кредитно-финансовых учреждений;
· складское и транспортное хозяйство;
· страховые компании;
· налоговую службу и т.д.
Для изучения спроса и предложения создаются региональные сети самых различных форм, специальные подразделения при крупных производственных, сбытовых и торговых предприятиях.
Информатизация бирж труда позволяет рационально использовать людские ресурсы региона, сбалансировать предложение и спрос на рабочую силу, предложить жителям региона работу в соответствии с их способностями и возможностями.
Приведенные примеры свидетельствуют, что информатизация проводится по различным направлениям экономики и социальной политики общества.
Информационный ресурс. Каковы же основные особенности ИР?
Информационный ресурс– это симбиоз знаний и информации.
Принципиальное значение в понимании ИР имеет форма существования и представления знаний. Знание– это отражение той или иной стороны объективной действительности, выраженное в виде идей, понятий,представлений о каком-то предмете или явлении. Здесь идет речь о понятийном знании – знании, выраженномсемантически. Имеется, как известно, и другой вид знаний – интуитивных, рожденных в подсознательноймсфере, которые, прежде чем стать сообщениями, должны быть выражены в виде понятий, т.е. семантически.
Особо следует отметить, что не все сообщенные знания, в частности посредством книг, газет, радио- и телепередач, патентов и т.п., выступают ИР. Появляется новая проблема – информативность сообщений.
Электронное правительство. Примерный набор услуг электронного правительства.
В 2003 году 7 января в Республике Казахстан были заложены законодательные основы е-правительства, принят закон “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”. В целях создания нормативной правовой основы для внедрения “электронного правительства” в стране были разработаны новые законопроекты “Об информатизации” и “О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информатизации”.
Базы данных.
Базы данных - основное средство накопления больших объемов информации. Это специальная форма представления и организации данных в ПК, допускающая поиск информации по запросам. Для организации баз данных используются специальные программы, которые называются системами управления базами данных (СУБД).
Информация в базах данных может быть организована несколькими способами. Наиболее простая и распространенная - реляционная илитабличная форма.
А не А
да | нет |
нет | да |
Свойства отрицаний:
НЕ1: Отрицание ложно, если суждение истинно.
НЕ2: Отрицание истинно, если суждение ложно.
Для понимания роли отрицаний в языках запросов важно уметь выражать их в позитивной форме. Приведем примеры отрицания математических неравенств и их эквивалентные позитивные переформулировки:
не (х = 0) º (х ¹ 0);
не (х ¹ 0) º (х = 0);
не (х > 0) º (х £ 0);
не (х < 0) º (х ³ 0);
не (х ³ 0) º (х < 0);
не (х £ 0) º (х > 0).
Для общего понимания математических суждений, утверждений и отрицаний необходимо иметь представления об общих законах математики и математической логики в частности. Первым среди общих законов математической логики является
Закон двойного отрицания:
не (не А) º А.
Отрицание отрицания равносильно исходному утверждению.
Логическая связка И в математической логике называется конъюнкцией.
Таблица истинности конъюнкции:
|
Свойства конъюнкции:
И1: Конъюнкция А и В истинна, когда истинны оба суждения.
И2: Конъюнкция А и В ложна, когда ложно хотя бы одно из суждений А или В.
|
Свойства дизъюнкции:
ИЛИ1: Дизъюнкция А или В истинна, когда истинно любое из суждений А или В.
ИЛИ2:Дизъюнкция А или Вложна, когда ложны оба суждения А и В.
Для понимания принципов поиска информации по запросам в базах данных и сети Интернет необходимо понимать математический смысл сложносоставных запросов с использованием логических операций «И» (AND), «ИЛИ» (OR)и«НЕ» (NOT).
Примеры сложносоставных запросов к базам данных и их эквивалентные позитивные переформулировки:
(признак ≠ 0) & не(х > 0) º (признак (0)) & (х £ 0);
(число > 0) v не (у > 0) = (число > 0) v (у £ 0).
Общие принципы отрицания дизъюнкций и конъюнкций в математической логике выражаются двумя закона де Моргана:
Закон отрицания конъюнкции:
не (А и В) º (не А) или (не В)
— отрицание конъюнкции суждений равносильно дизъюнкции отрицаний.
Закон отрицания дизъюнкции:
Не (А или В) ((не А) и (не В))
— отрицание дизъюнкции суждений равносильно конъюнкции отрицаний.
Знание и использование данных трех общих законов логики позволяют полностью избавляться от негативных формулировок в запросах к базам данных и в общении друг с другом. Но еще важнее знание этих законов для понимания принципов и результатов поиска информации компьютерами.
Попробуйте проверить законы отрицания в запросах к Интернет и объясните результаты, полученные от различных поисковых систем:
запрос: «учебник -физика» — «учебник, но не по физике?»
запрос: «учебник -книга» — «учебник, но не книга?»
запрос: «-учебник информатика» — «не учебник, но по информатике?»
запрос: «-(-учебник)» — «неверно, что это не учебник» ???
19.Группа финансовых функции (ПЛТ, БС, КПЕР) и функции прогнозирования (ПРЕДСКАЗ, РОСТ и ТЕНДЕНЦИЯ). (Компьютер в работе правоохранительных органов. ППП для юристов.)
Функция ПЛТвозвращает сумму периодического платежа на основе постоянства сумм платежей и постоянства процентной ставки. Иначе говоря, функция может использоваться для расчета платежей по тем кредитным договорам, в которых предусмотрены следующие два обязательных условия:
ü выплата кредита будет производиться равными долями;
ü ставка за пользование кредитом в течение всего времени действия договора остается неизменной, т.е. не повышается и не понижается по мере выплаты кредита.
Синтаксис
ПЛТ(ставка;кпер;пс;бс;тип)
Ставка – процентная ставка по ссуде.
Кпер – общее число выплат по ссуде.
Пс – приведенная к текущему моменту стоимость, или общая сумма, которая на текущий момент равноценна ряду будущих платежей, называемая также основной суммой. Это стоимость товара, сумма, на которую заключен кредитный договор. /Бс – требуемое значение будущей стоимости, или остатка средств после последней выплаты. Если аргумент бс опущен, то он полагается равным 0 (нулю), т. е. для займа, например, значение бс равно 0./Тип – число 0 (нуль) или 1, обозначающее, когда должна производиться выплата. Если тип 0 или опущен, то оплата производится в конце периода, если тип , то оплата производится в начале периода./Выплаты, возвращаемые функцией ПЛТ, включают основные платежи и платежи по процентам, но не включают налогов, резервных платежей или комиссий, иногда связываемых со ссудой. /При использовании функции ПЛТ необходимо особое внимание при выборе единиц измерения для задания аргументов «ставка» и «кпер». Если рассчитываются ежемесячные выплаты по четырехгодичному займу из расчета 12 процентов годовых, необходимо использовать 12%/12 для задания аргумента «ставка» и 4*12 для задания аргумента «кпер». Если рассчитываются ежегодные платежи по тому же займу, то необходимо использовать 12% для задания аргумента «ставка» и 4 для задания аргумента «кпер»./Использование функции ПРЕДСКАЗ Функция ПРЕДСКАЗ вычисляет или предсказывает будущее значение по существующим значениям. Предсказываемое значение — это y-значение, соответствующее заданному x-значению. Известен набор существующих x- и y-значений; новое значение предсказывается с использованием линейной регрессии. Этой функцией можно воспользоваться для прогнозирования будущих продаж, потребностей в оборудовании или тенденций потребления./Использование функций ТЕНДЕНЦИЯ и РОСТ Функции ТЕНДЕНЦИЯ и РОСТ позволяют экстраполировать y-значения, продолжающие прямую линию или экспоненциальную кривую, наилучшим образом описывающую существующие данные. Эти функции возвращают y-значения, соответствующие заданным x-значениям. Используя x-значения и y-значения, можно построить график процесса.
20. Дистанционное образование. Основные модули: (Главный модуль, Пользователи).
В связи с масштабным и стремительным распространением информационных технологий, а также сети Интернет появился еще один вид обучения – это дистанционное образование. Оно подразумевает использование компьютеров, Интернета, аудио- и видеокассет, учебных пособий, а также телевизионно-спутниковых программ с целью связи между студентом и преподавателем. Дистанционное образование предоставило возможность совместной работы людей, находящихся в разных уголках мира.
Главный модуль
«Главный модуль» обеспечивает: взаимодействие всех модулей между собой, разграничение доступа, предоставление пользовательского интерфейса к функциям системы для всех категорий пользователей, а также необходимые для работы всех модулей системы сервисные функции.
Разграничение доступа
Система разграничения доступа, основанная на профилях полномочий и ролях.
· Разграничение доступа к любым объектам и функциям системы (вплоть до доступа к кнопкам и ссылкам).
· Пять предопределенных профилей полномочий и ролей: гость, преподаватель, слушатель, внешний администратор, администратор.
· Возможность создания любого количества ролей со своими настройками прав доступа.
· Возможность назначения одному пользователю нескольких ролей.
· Переключение между ролями без необходимости повторной авторизации.
· Возможность просматривать всех пользователей, которым присвоена определенная роль.
· Автоматическое назначение пользователю роли «слушатель» после регистрации в системе.
· Возможность в любой момент лишить пользователя любой имеющейся у него роли.
Просмотр информации обо всех правах роли и изменение этих прав в любой момент
Пользователи
Модуль «Пользователи» предназначен для систематизации и управления информацией по всем физическим лицам, которые должны быть представлены в системе.
Каталог пользователей
Возможность хранить в системе информацию о любых физических лицах (сотрудниках, клиентах, партнерах, слушателях, контактных лицах, преподавателях).
· Возможность связывать пользователей с организациями и штатными должностями.
· По каждому физическому лицу создается карточка пользователя, представляющая единую точку доступа ко всей информации о пользователе в системе.
· Возможность группировать пользователей любым удобным способом.
· Неограниченная вложенность групп, возможность относить любого пользователя к нескольким группам.
· Автогруппировка пользователей по организациями, пройденным мероприятиям, ролям.
· Возможность не удалять карточки пользователей из системы, а отправлять их в архив, то есть сохранять всю информацию о пользователях, но исключать их из числа действительных пользователей системы.
Карточка пользователя/Подробная информация о пользователе:
o контактная информация, должность, специализация, место работы, штатная должность,персональная информация:
§ пол, год рождения, интересы, образование. Журнал слушателя - подробная история пребывания слушателя на всех мероприятиях, в которых он когда-либо принимал участие:
o когда был зачислен, когда отчислен; какие преподаватели были назначены слушателю на данный период обучения; когда был открыт доступ к электронному контенту, когда закрыт (для дистанционных мероприятий); просмотр переписки пользователя с преподавателями за период обучения (для дистанционных мероприятий).
· Просмотр подробной информации (статистика) о прохождении пользователем каждого дистанционного курса/теста:
o процент прохождения всего мероприятия; сколько раз заходил на мероприятие; закончил или не закончил обучение; когда приступил к обучению; когда последний раз заходил на курс;
· Возможность зачислять/отчислять пользователя с/на мероприятия прямо из карточки пользователя.
· Возможность открывать/закрывать доступ на дистанционные мероприятия прямо из карточки пользователя.
· Возможность аннулировать результаты обучения любого слушателя.
21. Технология дистанционное образование. Мультимедийные ресурсы.
Технологии дистанционного обучения должны обеспечивать доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения. Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три большие категории: неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители), средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа), видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалом, видеоканалам и компьютерным сетям. Очень полезная технология дистанционного обучения - видео. Видеопленки позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так ив домашних условиях. /Мощной технологией дистанционного обучения, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются электронные учебники и справочники, как обычные, так и записанные на лазерных дисках CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала.
Образовательный портал
Образовательный портал – это единая точка доступа (интерфейс) всех слушателей/сотрудников ко всем ресурсам и сервисам, предоставляемым системой MKC. Образовательный портал интегрирует и подает в удобном для пользователей виде информацию и сервисы, поставляемые всеми без исключения модулями системы.
Назначение ОПОРТ
Объединение информационных, технологических, справочных и образовательных ресурсов и сервисов, задействованных в образовательном процессе, в единую информационно-образовательную среду.
· Интеграция и упорядочивание всех образовательных ресурсов компании.
· Обеспечение структурированного, унифицированного и персонифицированного доступа к ресурсам и сервисам системы LMSONLINE в частности и всей информационно-образовательной среды организации в целом.
· Поддержка непрерывного квалификационного роста сотрудников.
· Формирование единой среды обмена опытом и накопления и использования знаний.
· Оперативное удовлетворение информационных потребностей пользователей.
· Предоставление пользователям широких возможностей для самосовершенствования, саморазвития, самообучения и постоянного повышения квалификации и уровня знаний.
· Контроль образовательного процесса в компании.
Состав образовательного портала
Публичный каталог мероприятий с возможностью подачи заявок или самостоятельной регистрации.
Гостевой (анонимный) вход
Возможность входить на Образовательный портал без авторизации.
Мультимедийные ресурсы»
Основные понятия
· Ресурс – это объект системы позволяющий описать и использовать в системе файлы любых форматов, Интернет-ссылки на внешние ресурсы, а также встраиваемый контент с других сайтов.
· В системе предусмотрено три вида ресурсов:
o Файл
o Ссылка на внешний ресурс
o Встраиваемый внешний ресурс
· Система имеет встроенный плеер для просмотра видео-, аудио-файлов и документов наиболее распространенных форматов непосредственно из системы, без необходимости загружать файл к себе на компьютер и иметь для его просмотра какое-либо специальное программное обеспечение.
· Система предусматривает возможность оценки и обсуждения каждого ресурса пользователями.
Способы записи алгоритмов
Существует несколько способов записи алгоритмов, отличающихся друг от друга наглядностью, компактностью, степенью формализации и другими показателями. Наибольшее распространение получили способы графический, словесный, на алгоритмическом языке, в виде программ для ЭВМ.
· Графический– в виде блок-схем.
· Словесный – на естественном языке.
· На алгоритмическом языке – то есть на специальном языке.
Алгоритмический язык – это система обозначений и правил для единообразной и точной записи алгоритмов и их исполнения.
· В виде программ для ЭВМ – значит на любом алгоритмическом языке программирования (Бэйсик, Паскаль, Си++ и т.д.), когда исполнителем является компьютер.
Блок-схема - самый распространенный и понятный способ записи алгоритмов. Блок - схема – последовательность блоков, соединенных линиями передачи.
Алгоритмы бывают 3 типов (типы вычислительных процессов): линейные, разветвляющиеся, циклические./Линейный алгоритм - это такой, в котором все операции выполняются последовательно одна за другой. /ПРИМЕР 1.1. Зная длины трех сторон треугольника, вычислить площадь и периметр треугольника.Пусть a, b, c - длины сторон треугольника. Необходимо найти S - площадь треугольника, P - периметр.
Входные данные:a, b, c. Выходные данные:S, P.
Блок-схема алгоритма представлена на рис.
Алгоритмы разветвленной структуры применяются, когда в зависимости от некоторого условия необходимо выполнить либо одно, либо другое действие.
Работа оператора FOR - NEXT
1. Счетчику присваивается первоначальное значение
2. Выполняется тело цикла - операторы, которые повторяются
3. Оператор NEXT выполняет 3 действия:
o Присваивает счетчику цикла новое значение
o Сравнивает полученное значение с конечным
o Если полученное значение меньше или равно конечному, то происходит возврат на начало тела цикла (на первый оператор после заголовка); если полученное значение больше конечного, то происходит выход из цикла
2)Циклический алгоритм типа "Пока" - это такой циклический алгоритм, действия которого будут выполнятся до тех пор пока выполняется заданное условие.
Информационное общество - основные признаки. Особенности информационного общества.
Информационное общество имеет следующие основные признаки:
Большинство работающих в информационном обществе (около 80%) занято в информационной сфере, т.е. сфере производства информации и информационных услуг.
Обеспечены техническая, технологическая и правовая возможность доступа любому члену общества практически в любой точке территории и в приемлемое время к нужной ему информации (за исключением военных и государственных секретов, точно оговоренных в соответствующих законодательных актах).
Информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.
Информатизация общества–необходимое условие научно-технического, социального, экономического и политического прогресса в обществе. Неизбежность информатизации общества обусловлена следующими причинами:
- беспрецедентным усложнением социально-экономических процессов в результате увеличения масштабов и темпов общественного производства, углубления разделения труда и его специализации в научно-технической революции;
- необходимостью адекватно реагировать на возникающие проблемы и динамично меняющейся обстановке, присущей постоянно развивающемуся обществу;
- повышением степени самоуправления предприятий, территорий, регионов.
Для информационного общества характерно обеспечение требуемой степени информированности всех его членов, возрастание объема и уровня информационных услуг, предоставляемых пользователю. Информационное общество в теоретическом аспекте характеризуется высокоразвитой информационной сферой (инфосферой), которая включает деятельность человека по созданию, переработке, хранению, передаче и накоплению информации.
Информация, прежде всего охватывает все элементы рыночной инфраструктуры экономики:
· сеть оптовой и розничной торговли;
· товарные, фондовые, валютные биржи, биржи труда, ярмарки;
· сети банков и кредитно-финансовых учреждений;
· складское и транспортное хозяйство;
· страховые компании;
· налоговую службу и т.д.
Для изучения спроса и предложения создаются региональные сети самых различных форм, специальные подразделения при крупных производственных, сбытовых и торговых предприятиях.
Информатизация бирж труда позволяет рационально использовать людские ресурсы региона, сбалансировать предложение и спрос на рабочую силу, предложить жителям региона работу в соответствии с их способностями и возможностями.
Приведенные примеры свидетельствуют, что информатизация проводится по различным направлениям экономики и социальной политики общества.