Системы Управления Базами Данных
Основные функции СУБД:
· определение данных(описание структуры баз данных) – можно определить, какая именно информация будет храниться в базе данных, задать структуру данных, их тип, а также указать, как эти данные связаны между собой;
· обработка данных– можно выбирать любые характеристики объектов, фильтровать и сортировать данные, можно объединять данные с другой связанной с ними информацией и вычислять итоговые значения;
· управление данными– можно указать, кому разрешено знакомиться с данными, изменять их или добавлять новую информацию, можно определить правила коллективного использования данных.
Примеры СУБД: MySQL, InterBase, Informix, MS Access, Paradox, dBase, Oracle и др.
Общая характеристика и функциональные возможности СУБД MS Access
Объекты СУБД Access
Основными объектами MS Access являются таблицы, запросы, формы, отчеты, страницы доступа к данным, макросыи модули.
Обычно термин «база данных» относится только к файлам, в которых хранятся данные. База данных MS Access 2007 включает в себя не только таблицы, но и объекты, связанные с хранимыми данными, в том числе и те, которые созданы для автоматизации работы с ними (запросы, формы, отчеты, макросы и модули). Все эти объекты хранятся в одном файле базы данных с расширением *.accdb (предыдущие версии MS Accessимели расширение *.mdb).Страницы доступа к данным MS Access сохраняет в отдельных файлах, а в файле базы данных размещаются только ярлыки на них.
· Таблица- объект базы данных, который используется для хранения данных.
Запись - строка таблицы базы данных, в которой собрана вся информация о конкретном предмете.
Поле - столбец таблицы базы данных, составляющий часть записи, которая отводится для отдельной характеристики предмета.
· Запрос – средство извлечения информации из БД, причем исходные данные для построения запросов могут быть распределены среди нескольких таблиц и (или) запросов.
· Формы используются для просмотра таблиц и ввода в них информации в экранном окне, они позволяют ограничить объем информации, отображаемой на экране, и представить ее в требуемом виде.
· Отчет используется для выдачи обработанной и сформатированной информации на печать или экран.
· Страницы доступа к данным представляют специальный тип Web-страниц, предназначенный для просмотра и работы через Интернет или интрасеть. Такие страницы содержат данные, хранящиеся в базах данных Microsoft Access или в базах данных Microsoft SQL Server. Страница доступа к данным может также включать данные из других источников, таких как Microsoft Excel.
· Макросы предназначены для автоматизации часто выполняемых операций, каждый макрос содержит одну или несколько макрокоманд, выполняющих определенные действия. В Access нет средств автоматической записи макросов (как в Excel), они выбираются из предлагаемого списка.
· Модуль – набор описаний, инструкций и процедур (т.е. действий) на языке Microsoft Visual Basic (VBA), собранных в одну программную единицу и сохраненных под общим именем. Модули описывают действия с определенными компонентами и объектами БД.
Связь между таблицами
Межтабличная связь– отношение, устанавливаемое между полями двух таблиц.
Связь между таблицами может быть установлена при наличии в этих таблицах полей, которые содержат совпадающие данные. Именно с помощью сопоставления записей различных таблиц с одинаковыми значениями связующих полей и осуществляется такая связь. Эти поля не обязательно должны иметь одинаковые имена, но необходимо, чтобы совпадали типы данных и размеры связующих полей.
Access поддерживает три типа связей (или отношений): один-ко-многим, один-к-одному, многие-ко-многим.
· "Один-ко-многим" – межтабличное отношение, при котором любая запись в первой таблице может быть связана с несколькими записями во второй, но в то же время любая запись второй таблицы связана только с одной записью в первой.
· "Один-к-одному", когда каждая запись в одной таблице соответствует только одной записи в другой таблице (записи в обоих связываемых полях уникальны);
Наличие между таблицами связей один-ко-многим и один-к-одному свидетельствует о хорошо спроектированой базе данных.
· "Много-ко-многим" межтабличное отношение, при котором каждой записи в первой таблице могут соответствовать несколько записей во второй таблице, и каждой записи во второй таблице – несколько записей в первой таблице (записи в связываемых полях могут быть повторяющимися).
Первичный ключ, индексация
Access относится к реляционным базам данных, информация в которых хранится в связанных таблицах. Каждая таблица должна иметь уникальное имя. Для организации связи между таблицами каждая таблица должна содержать одно или несколько полей, однозначно определяющих каждую запись в таблице. Такие поля называют первичным ключом таблицы. Если для таблицы определен первичный ключ, то MS Access предотвращает дублирование ключа или ввод нулевых значений в эти поля.
Первичный ключ (ключевое поле)– поле (или совокупность полей), значения которого позволяют однозначно определить каждую запись таблицы.
Чтобы правильно выбрать первичный ключ, следует учитывать его основные характеристики:
· он однозначно определяет каждую строку (нет повторяющихся значений)
· в нем нет пустых или отсутствующих значений — он всегда содержит значение.
· он никогда не меняется или меняется, но крайне редко.
Приложение Access использует первичные поля для быстрого объединения данных из нескольких таблиц.
Таблицы
Современные СУБД допускают возможность создания таблицы в нескольких режимах: конструктора, с помощью шаблонов, путем ввода данных. Кроме этого, можно импортировать таблицу из другого приложения.
После определения имени поля необходимо выбрать для него тип данных. Тип данных определяет значения, которые можно сохранять в этом поле.
Тип данных для конкретного поля выбирается в зависимости от того, какая информация там будет располагаться. Допустимы следующие значения свойства Тип данных.
Тип данных | Назначение |
текстовый | Текст или числа, не требующие проведения расчетов (например, текст, номера телефонов или почтовые индексы) |
поле МЕМО | Длинный текст или комбинация текста и чисел (например, примечания или описания). |
числовой | Числовые данные(целые или дробные), используемые для проведения расчетов. |
дата/время | Даты и время |
денежный | Денежные значения и числовые данные, используемые в математических расчетах денежные значения |
счетчик | Автоматически вводящиеся и последовательно возрастающие (на 1) или случайные числа при добавлении каждой новой записи в таблицу. Значения полей типа счетчика обновлять нельзя. |
логический | Логические значения (да/нет, истина/ложь, вкл/выкл). |
поле объекта OLE | Объект других приложений, использующих протокол OLE (например, таблица MS Excel или документ MS Word) |
гиперссылка | Адрес ссылки (путь) на документ или файл, находящийся в Internet, интрасети или локальном компьютере |
мастер подстановок | Создает поле, в котором предлагается выбор значений из списка, или из поля со списком, содержащего набор постоянных значений или значений из другой таблицы. Выбор этого параметра в списке в ячейке запускает мастера подстановок, кот. определяет тип поля. |
Маска ввода позволяет управлять вводом данных в поле (контролировать правильность ввода и автоматически вводить определенные символы). Например, ее можно использовать для преобразования вводимых символов к нужному регистру или же для автоматического добавления скобок и дефиса к номерам телефонов. Чаще всего маски ввода используются для текстовых полей, полей даты/времени, а также для числовых и денежных полей.
Маска ввода отображается в поле таблицы в виде символов шаблона(или знаков заполнителя) и текстовых символов. Символ шаблонаиспользуется для отображения пустых позиций в маске ввода, в которые помещаются вводимые пользователем символы.
Поиск данных в таблицах
Существует четыре способа поиска конкретной записи.
· Переход – переход по записям, обычно по одной за шаг, в таблице или форме, запросе, отчете. (Главная – Найти: Перейти…)
· Поиск – задание условия (выражения поиска) и оператора сравнения (например, «равно» или «содержит») и последующий просмотр записей, удовлетворяющих указанным условиям. Записи, удовлетворяющие указанным условиям, выделяются, а записи, не удовлетворяющие условию, — нет, хотя они и остаются видимыми. (Главная – Найти…. (илиCtrl+F)
· Фильтр – включает задание условия и операторов сравнения. Но, в отличие от поиска, фильтрация ограничивает только отображаемые записи. (Главная - Сортировка и фильтр…)
· Запрос – позволяет осуществлять пользовательские поисковые запросы, применять пользовательские фильтры и сортировать записи.
Ускорить поиск нужной записи можно и с применением сортировкиданных по одному или нескольким полям таблицы командой Главная – Сортировка.
Чтобы при поиске в таблицах видеть только записи, определяемые заданным критерием, используется фильтрация (Главная - Сортировка и фильтр…). Фильтры бывают нескольких типов – например, фильтр по выделенному, а также расширенный фильтр (выводит бланк фильтра, в который следует ввести поля (перетаскиванием мышью или двойным щелчком) и условия отбора по соответствующему полю), другие фильтры.
Результаты фильтрации отображаются непосредственно в таблице и, как правило, не сохраняются для дальнейшего использования.
Фильтр используется только для записей одной таблицы.
Запросы, выборка
Запросы, так же, как и фильтры, служат для отбора записей по заданным критериям. Но в отличие от инструмента "Фильтр" запрос – это компонент БД, допускающий многократное использование. Запросы удобно использовать для объединения или выполнения действий над данными, расположенными в нескольких таблицах или запросах.
Запросы обеспечивают доступ сразу к множеству полей и записей одной и более таблиц, отображают данные в заданном порядке, а также производят вычисления с использованием отобранных записей.
Для построения запроса в Access могут быть использованы мастер запросов или конструктор запросов. Исходными компонентами для проектирования запросов могут служить таблицы, уже существующие запросы или те и другие одновременно.
Запрос– объект базы данных, который используется для извлечения нужной информации из одной или нескольких таблиц базы данных или для выполнения определенных действий с данными.
При выполнении запроса MS Access создает набор записей, содержащий выбранные данные. Этот набор называется выборкойили динамической таблицей.
Выборка (динамическая таблица)– представленный на экране результат выполнения запроса.
С выборкой можно работать так же, как с таблицей – просматривать, печатать, обновлять данные. Однако этот набор записей, в отличие от реальных таблиц, не существует в базе данных. MS Access создает его из данных таблиц и других запросов только во время выполнения определенного запроса. При изменении данных выборки Access вносит соответствующие изменения в таблицы, на базе которых построен запрос. Таким образом, выборка представляет собой динамическое множество записей данных, которое постоянно обновляется. Удаленные из таблиц базы данных записи не будут появляться в выборке, новые же записи будут добавлены. Любые изменения записей выборки отражаются на состоянии соответствующих записей таблиц базы данных и наоборот.
Запросы можно классифицировать по результатам их действийи особенностям выполнения:
· запросы на выборку (простые запросы), используемые для того, чтобы отобрать и представить в удобном виде интересующие данные из одной или нескольких таблиц;
· параметрические запросы (или запросы с параметрами), которые позволяют задавать конкретные условия отбора непосредственно при выполнении запроса;
· перекрестные запросы, которые позволяют провести группировку и вычисления, а также представить данные в компактном виде, напоминающем электронную таблицу;
· запросы на изменение, которые позволяют изменять таблицы базы данных - обновлять их, дополнять новыми записями, удалять некоторые записи. Они могут использоваться для создания новых реальных таблиц, которые, в отличие от обычных выборок, в дальнейшем существуют уже независимо от тех таблиц базы данных, которые были использованы для их построения.
Существует четыре типа запросов на изменение:
- Запрос на удаление удаляет группу записей из одной или нескольких таблиц.
- Запрос на обновление вносит общие изменения в группу записей одной или нескольких таблиц.
- Запрос на добавление добавляет группу записей из одной или нескольких таблиц в конец одной или нескольких таблиц.
- Запрос на создание таблицы создает новую таблицу на основе всех или части данных из одной или нескольких таблиц.
О формах и отчетах
Представление данных в виде формы позволяет отобразить данные в самом различном виде, удобном для просмотра и ввода информации, например, в виде стандартного бухгалтерского бланка или объединёнными в группы и т.п. Формы являются основой разработки диалоговых приложений.
Через форму можно загружать данные во взаимосвязанные таблицы базы данных с документов-источников, добавлять и удалять записи в таблицах, изменять значения в полях, получать расчетные данные. Формы обеспечивают также просмотр графических объектов, хранящихся в полях типа OLE (в таблицах это невозможно).
Источником данных для формы являются записи таблицы или запроса.
Отчет – результат выполнения обработки информации в базе данных, это форматированное представление данных, выводимое на экран, принтер или в файл.
Исходными компонентами для проектирования отчётов служат таблицы и запросы. Современные версии MS Access допускают объединение в отчёте данных из нескольких таблиц и/или запросов. В ранних версиях было необходимо предварительно собрать такие данные в один запрос.
В отчет можно добавлять текущие дату и время, а также вычисляемые элементы (для этого следует нажать в окне мастера кнопку "ИТОГИ"): сумму значений набора записей, среднее, минимальное и максимальное значение.
Разные области (разделы) отчёта служат для вывода различной информации (этот вывод осуществляется мастером автоматически). Так, в область верхнего колонтитула выводятся заголовки полей, заголовок группы и итоги группировки выводятся соответственно в области "Заголовок группы" и "Примечание группы". В область данных выводятся значения полей, в область нижнего колонтитула – текущая дата, текущая страница и общее количество страниц отчёта, а в область "Примечание отчёта" – общие итоги.