Константы(целочисленные, вещественные, строковые).

Пример использования strtok.

Функция strtok

#include <string.h>

char *strtok(char *str1, const char *str2);

Функция strtok() возвращает указатель на следующую лексему в строке, адресуемой параметром str1. Символы, образующие строку, адресуемую параметром str2, представляют собой разделители, которые определяют лексему. При отсутствии лексемы, подлежащей возврату, возвращается нулевой указатель.

В версии С99 к параметрам str1 и str2 применен квалификатор restrict.

Чтобы разделить некоторую строку на лексемы, при первом вызове функции strtok() параметр str1 должен указывать на начало этой строки. При последующих вызовах функции в качестве параметра str1 нужно использовать нулевой указатель. Этим способом вся строка разбивается на лексемы.

При каждом обращении к функции strtok() можно использовать различные наборы разделителей.

Пример

Эта программа разбивает строку "Травка зеленеет, солнышко блестит" на лексемы, разделителями которых служат пробелы и запятые. В результате получится

Травка|зеленеет|солнышко|блестит

#include <stdio.h>

#include <string.h>

int main(void)

{

char *p;

p = strtok("Травка зеленеет, солнышко блестит", " ");

printf(p);

do {

p = strtok('\0', ", ");

if(p) printf("|%s", p);

} while(p);

return 0;

}

Указатели на функции.

Указатели на функции[1] — очень мощное средство языка С. Хотя нельзя не отметить, что это весьма трудный для понимания термин. Функция располагается в памяти по определенному адресу, который можно присвоить указателю в качестве его значения. Адресом функции является ее точка входа. Именно этот адрес используется при вызове функции. Так как указатель хранит адрес функции, то она может быть вызвана с помощью этого указателя. Он позволяет также передавать ее другим функциям в качестве аргумента.

В программе на С адресом функции служит ее имя без скобок и аргументов (это похоже на адрес массива, который равен имени массива без индексов). Рассмотрим следующую программу, в которой сравниваются две строки, введенные пользователем. Обратите внимание на объявление функции check() и указатель p внутри main(). Указатель p, как вы увидите, является указателем на функцию.

#include <stdio.h>#include <string.h> void check(char *a, char *b, int (*cmp)(const char *, const char *)); int main(void){ char s1[80], s2[80]; int (*p)(const char *, const char *); /* указатель на функцию */ p = strcmp; /* присваивает адрес функции strcmp указателю p */ printf("Введите две строки.\n"); gets(s1); gets(s2); check(s1, s2, p); /* Передает адрес функции strcmp посредством указателя p */ return 0;} void check(char *a, char *b, int (*cmp)(const char *, const char *)){ printf("Проверка на совпадение.\n"); if(!(*cmp)(a, b)) printf("Равны"); else printf("Не равны");}

Проанализируем эту программу подробно. В первую очередь рассмотрим объявление указателя p в main():



int (*p)(const char *, const char *);

Это объявление сообщает компилятору, что p — это указатель на функцию, имеющую два параметра типа const char * и возвращающую значение типа int. Скобки вокруг p необходимы для правильной интерпретации объявления компилятором. Подобная форма объявления используется также для указателей на любые другие функции, нужно лишь внести изменения в зависимости от возвращаемого типа и параметров функции.

Теперь рассмотрим функцию check(). В ней объявлены три параметра: два указателя на символьный тип (a и b) и указатель на функцию cmp. Обратите внимание на то, что указатель функции cmp объявлен в том же формате, что и p. Поэтому в cmp можно хранить значение указателя на функцию, имеющую два параметра типа const char * и возвращающую значение int. Как и в объявлении p, круглые скобки вокруг *cmp необходимы для правильной интерпретации этого объявления компилятором.

Вначале в программе указателю p присваивается адрес стандартной библиотечной функции strcmp(), которая сравнивает строки. Потом программа просит пользователя ввести две строки и передает указатели на них функции check(), которая их сравнивает. Внутри check() выражение

(*cmp)(a, b)

вызывает функцию strcmp(), на которую указывает cmp, с аргументами a и b. Скобки вокруг *cmp обязательны. Существует и другой, более простой, способ вызова функции с помощью указателя:

cmp(a, b);

Однако первый способ используется чаще (и мы рекомендуем использовать именно его), потому что при втором способе вызова указатель cmp очень похож на имя функции, что может сбить с толку читающего программу. В то же время у первого способа записи есть свои преимущества, например, хорошо видно, что функция вызывается с помощью указателя на функцию, а не имени функции. Следует отметить, что первоначально в С был определен именно первый способ вызова.

Вызов функции check() можно записать, используя непосредственно имя strcmp():

check(s1, s2, strcmp);

В этом случае вводить в программу дополнительный указатель p нет необходимости.

У читателя может возникнуть вопрос: какая польза от вызова функции с помощью указателя на функцию? Ведь в данном случае никаких преимуществ не достигнуто, этим мы только усложнили программу. Тем не менее, во многих случаях оказывается более выгодным передать имя функции как параметр или даже создать массив функций. Например, в программе интерпретатора синтаксический анализатор (программа, анализирующая выражения) часто вызывает различные вспомогательные функции, такие как вычисление математических функций, процедуры ввода-вывода и т.п. В таких случаях чаще всего создают список функций и вызывают их с помощью индексов.

Альтернативный подход — использование оператора switch с длинным списком меток case — делает программу более громоздкой и подверженной ошибкам.

В следующем примере рассматривается расширенная версия предыдущей программы. В этой версии функция check() устроена так, что может выполнять разные операции над строками s1 и s2 (например, сравнивать каждый символ с соответствующим символом другой строки или сравнивать числа, записанные в строках) в зависимости от того, какая функция указана в списке аргументов. Например, строки "0123" и "123" отличаются, однако представляют одно и то же числовое значение.

#include <stdio.h>#include <ctype.h>#include <stdlib.h>#include <string.h> void check(char *a, char *b, int (*cmp)(const char *, const char *));int compvalues(const char *a, const char *b); int main(void){ char s1[80], s2[80]; printf("Введите два значения или две строки.\n"); gets(s1); gets(s2); if(isdigit(*s1)) { printf("Проверка значений на равенство.\n"); check(s1, s2, compvalues); } else { printf("Проверка строк на равенство.\n"); check(s1, s2, strcmp); } return 0;} void check(char *a, char *b, int (*cmp)(const char *, const char *)){ if(!(*cmp)(a, b)) printf("Равны"); else printf("Не равны");} int compvalues(const char *a, const char *b){ if(atoi(a)==atoi(b)) return 0; else return 1;}

Если в этом примере ввести первый символ первой строки как цифру, то check() использует compvalues(), в противном случае — strcmp(). Функция check() вызывает ту функцию, имя которой указано в списке аргументов при вызове check(), поэтому она в разных ситуациях может вызывать разные функции. Ниже приведены результаты работы этой программы в двух случаях:

Введите два значения или две строки.тесттестПроверка строк на равенство.Равны Введите два значения или две строки.0123123Проверка значений на равенство.Равны

Сравнение строк 0123[2] и 123 показывает равенство их значений.

Константы(целочисленные, вещественные, строковые). - student2.ru

[1]Иногда их называют просто указателями функций. Но следует помнить, что в языках программирования под этим термином подразумевается также средство обращения к подпрограмме-функции или встроенной функции, имеющее конструкцию <имя-функции> (<список-аргументов>).

[2]Обратите внимание, что в языке С нулем начинаются восьмеричные константы. Если бы эта запись была в выражении, то 0123 не было бы равно 123. Однако здесь функция atoi() обрабатывает это число как десятичное.

Файлы прямого доступа.

Концепции

Появление в ООП отдельного понятия класса закономерно вытекает из желания иметь множество объектов со сходным поведением. Класс в ООП — это в чистом виде абстрактный тип данных, создаваемый программистом. С этой точки зрения объекты являются значениями данного абстрактного типа, а определение класса задаёт внутреннюю структуру значений и набор операций, которые над этими значениями могут быть выполнены. Желательность иерархии классов (а значит, наследования) вытекает из требований к повторному использованию кода — если несколько классов имеют сходное поведение, нет смысла дублировать их описание, лучше выделить общую часть в общий родительский класс, а в описании самих этих классов оставить только различающиеся элементы.

Необходимость совместного использования объектов разных классов, способных обрабатывать однотипные сообщения, требует поддержки полиморфизма — возможности записывать разные объекты в переменные одного и того же типа. В таких условиях объект, отправляя сообщение, может не знать в точности, к какому классу относится адресат, и одни и те же сообщения, отправленные переменным одного типа, содержащим объекты разных классов, вызовут различную реакцию.

Отдельного пояснения требует понятие обмена сообщениями. Первоначально (например, в том же Smalltalk) взаимодействие объектов представлялось как «настоящий» обмен сообщениями, то есть пересылка от одного объекта другому специального объекта-сообщения. Такая модель является чрезвычайно общей. Она прекрасно подходит, например, для описания параллельных вычислений с помощью активных объектов, каждый из которых имеет собственный поток исполнения и работает одновременно с прочими. Такие объекты могут вести себя как отдельные, абсолютно автономные вычислительные единицы. Посылка сообщений естественным образом решает вопрос обработки сообщений объектами, присвоенными полиморфным переменным — независимо от того, как объявляется переменная, сообщение обрабатывает код класса, к которому относится присвоенный переменной объект.

Однако общность механизма обмена сообщениями имеет и другую сторону — «полноценная» передача сообщений требует дополнительных накладных расходов, что не всегда приемлемо. Поэтому в большинстве ныне существующих объектно-ориентированных языков программирования используется концепция «отправка сообщения как вызов метода» — объекты имеют доступные извне методы, вызовами которых и обеспечивается взаимодействие объектов. Данный подход реализован в огромном количестве языков программирования, в том числе C++, Object Pascal, Java, Oberon-2. В настоящий момент именно он является наиболее распространённым в объектно-ориентированных языках.

Концепция виртуальных методов, поддерживаемая этими и другими современными языками, появилась как средство обеспечить выполнение нужных методов при использовании полиморфных переменных, то есть, по сути, как попытка расширить возможности вызова методов для реализации части функциональности, обеспечиваемой механизмом обработки сообщений.

60. Общеязыковые расширения С++: значения аргументов функции по умолчанию, комментарии, ссылки, встраиваемые (подставляемые) функции, операция разрешения области видимости.

Значения аргументов функции по умолчанию:

Обеспечить значения по умолчанию для параметров функции очень легко. Вы просто присваиваете значение параметру с помощью оператора присваивания С++ прямо при объявлении функции, как показано ниже:

void some_function(int size=12, float cost=19.95) //---->Значения по умолчанию

{
// Операторы функции
}

Следующая программа DEFAULTS. CPP присваивает значения по умолчанию параметрам a, b и c внутри функции show_parameters. Затем программа четыре раза вызывает эту функцию, сначала не указывая параметров вообще, затем указывая значение только для а, потом значения для а и b и, наконец, указывая значения для всех трех параметров:

#include <iostream.h>

void show__parameters (int a=1, int b=2, int c=3)

{
cout << "a" << a << " b " << b << " с " << с << endl;
}

void main(void)

{
show_parameters();
show_parameters(1001);
show_parameters(1001, 2002);
show_parameters(1001, 2002, 3003);
}

Когда вы откомпилируете и запустите эту программу, на вашем экране появится следующий вывод:

С:\> DEFAULTS <ENTER>

А 1 b 2 с 3

А 1001 b 2 с 3

А 1001 b 2002 с 3

А 1001 b 2002 с 3003

Как видите, если необходимо, функция использует значения параметров по умолчанию.

Задание значений по умолчанию

Когда вы определяете функцию, C++ позволяет вам указать значения по умолчанию для одного или нескольких параметров. Если программа в дальнейших вызовах этой функции опускает один или несколько параметров, то функция будет использовать для них значения по умолчанию. Чтобы присвоить параметру значение по умолчанию, просто используйте оператор присваивания внутри определения функции.
Например, следующая функция payroll указывает значения по умолчанию для параметров hours и rate:

float payroll(int employ_id, float hours = 40, float rate = 5.50)

{

// операторы
}

Перегрузка функций.

Перегрузка функций позволяет вашим программам определять несколько функций с одним и тем же именем и типом возвращаемого значения. Например, следующая программа перегружает функцию с именем add_values. Первое определение функции складывает два значения типа int. Второе определение функции складывает три значения. В процессе компиляции C++ корректно определяет функцию, которую необходимо использовать:

#include <iostream.h>

int add_values(int a,int b)

{
return(a + b);
)

int add_values (int a, int b, int c)

(
return(a + b + c);
)

void main(void)

{
cout << "200 + 801 = " << add_values(200, 801) << endl;
cout << "100 + 201 + 700 = " << add_values(100, 201, 700) << endl;
}

Как видите, программа определяет две функции с именами add_values Первая функция складывает два значения типа int, в то время как вторая складывает три значения. Вы не обязаны что-либо предпринимать специально для того, чтобы предупредить компилятор о перегрузке, просто используйте ее. Компилятор разгадает, какую функцию следует использовать, основываясь на предлагаемых программой параметрах.

Подобным образом следующая программа MSG_OVR.CPP перегружает функцию show_message. Первая функция с именем show_message выводит стандартное сообщение, параметры ей не передаются. Вторая выводит передаваемое ей сообщение, а третья выводит два сообщения:

#include <iostream.h>

void show_message(void)

{
cout << "Стандартное сообщение: " << "Учимся программировать на C++" << endl;
}

void show_message(char *message)

{
cout << message << endl;
}

void show_message(char *first, char *second)

{
cout << first << endl;
cout << second << endl;
}

void main(void)

{
show_message();
show_message("Учимся программировать на языке C++!");
show_message("B C++ нет предрассудков!","Перегрузка - это круто!") ;
}

КОГДА НЕОБХОДИМА ПЕРЕГРУЗКА

Одним из наиболее общих случаев использования перегрузки является применение функции для получения определенного результата, исходя из различных параметров. Например, предположим, что в вашей программе есть функция с именем day_of_week, которая возвращает текущий день недели (0 для воскресенья, 1 для понедельника, ..., 6 для субботы). Ваша программа могла бы перегрузить эту функцию таким образом, чтобы она верно возвращала день недели, если ей передан юлианский день в качестве параметра, или если ей переданы день, месяц и год:

int day_of_week(int julian_day)

{
// Операторы
}

int day_of_week(int month, int day, int year)

{
// Операторы
}

По мере изучения объектно-ориентированного программирования в C++, представленного в следующих уроках, вы будете использовать перегрузку функций для расширения возможностей своих программ.

Спецификация внешней связи.

Константы(целочисленные, вещественные, строковые).

Целочисленная константа представляет собой число, записываемое явным образом, например, 212 или 1776. В языке С++, как и в С, целые числа можно записывать в трех различных системах счисления: с основанием 10 (наиболее распространенная форма), с основанием 8 (старая запись в системах семейства Unix) и с основанием 16 (излюбленная форма компьютерных хакеров). Описание этих систем можно найти в приложении А, а сейчас мы остановимся на рассмотрении представлений в С++. В языке С++ для обозначения основания постоянного числа используется первая или две первые цифры. Если первая цифра находится в диапазоне 1-9, то это число десятичное (с основанием 10); поэтому основанием числа 93 является 10. Если первой цифрой является ноль, а вторая цифра находится в диапазоне 1-7, то это число восьмеричное (основание 8); таким образом, 042 — это восьмеричное значение, соответствующее десятичному числу 32. Если первыми двумя символами являются Ох или ОХ, то это шестнадцатеричное значение (основание 16); поэтому 0x42 — это шестнадцатеричное значение, соответствующее десятичному числу 66. В представлении десятичных значений символы a-f и A-F представляют шестнадцатеричные цифры, соответствующие значениям 10-15. OxF — это 15, а 0хА5 — это 165 (10 раз по шестнадцать плюс 5). В листинге 3.3 показан пример этих представлений.
Листинг 3.3. hexoctl. cpp
// hexoctl.cpp — показывает шестнадцатеричные и восьмеричные константы #include
int main() {
using namespace std;
int chest =42; // десятичная целочисленная константа
int waist = 0x42; // шестнадцатеричная целочисленная константа
int inseam = 042; // восьмеричная целочисленная константа
cout « "Monsieur cuts a striking figure!\n";
cout « "chest = " « chest « "\n";
cout « "waist = " « waist « "\n";
cout « "inseam = " « inseam << "\n";
return 0;
}
По умолчанию cout отображает целые числа в десятичной форме, независимо от того, как они были записаны в программе. Подтверждением этого является результат выполнения программы из листинга 3.3:
Monsieur cuts a striking figure! chest = 42 (42 in decimal) waist = 66 (0x42 in hex) inseam = 34 (042 in octal)
Имейте в виду, что эти обозначения используются просто для удобства. Например, если вы прочитаете, что сегментом видеопамяти CGA является В000 в шестнадцатеричном представлении, то вам не придется переводить его в значение 45056 десятичного формата, прежде чем применять его в своей программе. Наоборот, вы можете просто использовать ОхВООО. Вне зависимости от того, как вы запишете число десять— как 10, 012 или ОхА — в памяти компьютера оно будет храниться как двоичное число (с основанием 2).
Между прочим, если вам нужно будет отобразить значение в шестнадцатеричной или восьмеричной форме, то для этого можно воспользоваться возможностями объекта cout. Вспомните, что заголовочный файл iostream предлагает манипулятор endl, который сигнализирует объекту cout о начале новой строки. Кроме этого манипулятора существуют манипуляторы dec, hex и oct, которые сигнализируют объекту cout о форматах отображения целых чисел: десятичном, шестнадцатеричном и восьмеричном, соответственно. В листинге 3.4 манипуляторы hex и oct применяются для отображения десятичного значения 42 в трех формах. (Десятичная форма используется по умолчанию, и каждая форма записи остается в силе до тех пор, пока вы не измените ее.)
Листинг 3.4. hexoct2. cpp
//hexoct2.cpp—отображает значения в шестнадцатеричном и восьмеричном формате #include using namespace std;
int main() {
using namespace std; int chest = 42;
int waist = 42; int inseam = 42;
cout « "Monsieur cuts a striking figure!" << endl; cout « "chest = " « chest « " (decimal)" « endl;
cout << hex; // манипулятор для изменения основания системы счисления cout « "waist = " << waist « " hexadecimal" << endl;
cout << oct; // манипулятор для изменения основания системы счисления cout « "inseam = " « inseam << " (octal)" << endl; return 0;
Далее показан результат выполнения этой программы:
Monsieur cuts a striking figure!
chest = 42 (decimal)
waist = 2a hexadecimal
inseam = 52 (octal)
Обратите внимание, что код, подобный
cout << hex;
ничего не отображает на экране монитора. Наоборот, он изменяет способ отображения целых чисел. Поэтому манипулятор hex на самом деле является сообщением для cout, на основании которого определяется дальнейшее поведение объекта cout. Обратите внимание также на то, что поскольку идентификатор hex является частью пространства имен std, используемого в этой программе, то программа не может применять hex в качестве имени переменной. Однако если опустить директиву using, и вместо нее использовать std: :cout, std: :endl, std: :hex и std: :oct, тогда hex можно будет использовать для именования переменных.

Теперь, после того как вы познакомились со всеми целочисленными типами в С++, мы можем перейти к рассмотрению чисел с плавающей точкой, которые составляют вторую основную группу фундаментальных типов в С++. Эта группа позволяет представлять числа с дробными частями, например, расход топлива танка Ml (0.56 миль на галлон). Также эта группа предлагает более широкий диапазон значений. Если число слишком большое, чтобы его можно было представить как тип long, например количество звезд в нашей галактике (примерно 400 000 0000 000), можно использовать один из типов чисел с плавающей точкой.

Посредством типов с плавающей точкой можно представлять такие числа, как 2.5 и 3.14159 и 122442.32 — то есть числа с дробными частями. Такие числа компьютер хранит в двух частях. Одна часть представляет значение, а другая часть увеличивает или уменьшает его. Приведем такую аналогию. Сравним два числа: 34.1245 и 34124.5. Они идентичны друг другу за исключением масштаба. Первое значение можно представить как 0.341245 (базовое значение) и 100 (масштабный множитель). Второе значение можно представить как 0.341245 (такое же базовое значение) и 100 000 (больший масштабный множитель). Масштабный множитель необходим для того, чтобы
перемещать десятичную точка, которая поэтому и называется плавающей точкой. В языке С++ используется еще один похожий способ внутреннего представления чисел с плавающей точкой: он отличается тем, что основан на двоичных числах, поэтому масштабирование производится с помощью множителя 2, а не 10. К счастью, вам не нужно досконально разбираться в механизме внутреннего представления чисел. Вы должны усвоить одно: с помощью чисел с плавающей точкой можно представлять дробные очень большие и очень малые значения, и что их внутреннее представление сильно отличается от представления целых чисел.

Как и в ANCI С, язык С++ имеет три типа чисел с плавающей точкой: float, double и long double. Эти типы характеризуются количеством значащих цифр, которые они могут представлять, и минимальным допустимым диапазоном экспонент. Значащими цифрами являются значащие разряды числа. Например, запись высотной отметки горы Шаста (Shasta) в Калифорнии 14162 фута содержит пять значащих цифр, которые определяют высоту с точностью до ближайшего фута. А в записи высотной отметки этой же горы 14000 футов используется две значащие цифры, поэтому результат округляется до ближайшего тысячного фута; в данном случае остальные три разряда являются просто заполнителями. Количество значащих цифр не зависит от позиции десятичной точки. Например, высоту можно записать как 14.162 тысяч футов. В этом случае также используются пять значащих разрядов, поскольку это значение имеет точность до пятого разряда.

Требования в языках С и С++ относительно количества значащих разрядов следующие: тип float должен иметь как минимум 32 бита, double должен иметь как минимум 48 битов и, естественно, быть не меньше чем float, и long double должен быть как минимум таким же, как и тип double. Все три типа могут иметь одинаковый размер. Однако обычно float имеет 32 бита, double имеет 64 бита, a long double имеет 80, 96 или 128 битов. Кроме того, диапазон экспонент для каждого из этих трех типов ограничен в пределах от -37 до +37. Об ограничениях системы можно узнать в файле cfloat или float.h. (Файл cfloat является аналогом файла float.h в языке С.) Далее в качестве примера показаны некоторые строки из файла float.h для Borland C++Builder:

// минимальное количество значащих цифр #define DBL_DIG 15 // double #define FLT_DIG 6 // float #define LDBL_DIG 18 // long double
// количество битов, используемых для представления мантиссы #define DBL_MANT_DIG 53 #define FLT_MANT_DIG 24 #define LDBL_MANT_DIG 64
// максимальные и минимальные значения экспоненты
#define DBL_MAX_10_EXP +308
#define FLT_MAX_10_EXP +38
#define LDBL_MAX_10_EXP +4 932
#define DBL_MIN_10_EXP -307
#define FLT_MIN_10_EXP -37
#define LDBL_MIN_10_EXP -4 931
Замечание по совместимости
He все реализации языка С++ имеют заголовочный файл cfloat, и также не все реализации, основанные на компиляторах, разработанных до выхода стандарта ANSI С, имеют заголовочный файл float .h.
В листинге 3.8 показан пример использования типов float и double и продемонстрированы также их различия в точности, с которой они представляют числа (то есть количество значащих цифр). В программе показан пример использования метода ostream, который называется setf (); о нем мы будем говорить в главе 17. В данном примере этот метод устанавливает формат вывода с фиксированной точкой, который позволяет визуально определять точность выходных данных. Благодаря этому методу программа не будет переключаться на экспоненциальное обозначение больших чисел и будет отображать шесть цифр справа от десятичной точки. Аргументы ios base: : fixed и ios base: : floatfield являются константами из файла iostream.
Листинг 3.8. floatnum.cpp
// floatnum.cpp — типы с плавающей точкой #include
int main() {
using namespace std;
cout.setf(ios_base::fixed, ios_base::floatfield) ; // фиксированная точка float tub = 10.0/3.0; // подходит для б разрядов
double mint = 10.0/3.0; // подходит для 15 разрядов const float million = 1.0e6;
cout « "tub = " « tub;
cout << ", a million tubs = " << million * tub; cout << ",\nand ten million tubs = "; cout « 10 * million * tub << endl;
cout << "mint = " << mint << " and a million mints = "; cout « million * mint << endl; return 0;
Ниже показан пример выполнения этой программы:
tub = 3.333333, a million tubs = 3333333.250000,
and ten million tubs = 33333332.000000
mint = 3.333333 and a million mints = 3333333.333333
Замечание по совместимости
В стандарте С++ заменены ios : : fixed на ios_base : : fixed и ios : : floatfield на ios_base: : floatfield. Если ваш компилятор не принимает формы ios_base, попробуйте использовать вместо них ios; другими словами, замените ios: : fixed на ios_base: : fixed и так далее. По умолчанию в старых версиях С++ при отображении значений с плавающей точкой отображались в общей сложности шесть цифр справа от десятичной точки, например 2345.831541. В стандарте С++ по умолчанию отображается шесть цифр (2345.83), при этом, если значения достигают миллиона или более, происходит переключение на экспоненциальную форму (2.34583Е+06). В режимах отображения, не используемых по умолчанию, как в fixed из предыдущего примера, отображаются шесть цифр справа от десятичной точки в старых и в новых версиях.
В настройке по умолчанию удаляются конечные нули, отображая 23.4500 как 23.45. Реализации языка отличаются реакцией на использование оператора setf () для отмены настроек по умолчанию. В старых версиях, например Borland С++ 3.1 для DOS, также удаляются конечные нули. Версии, соответствующие стандарту, такие как Microsoft Visual С++ 7.0, Metrowerks CodeWarrior 9, Gnu GCC 3.3 и Borland С++ 5.5, отображают нули, как показано в листинге 3.8.

Когда в своей программе вы записываете константу с плавающей точкой, с каким именно типом программа будет хранить ее значение? По умолчанию константы с плавающей точкой, например, 8.24 и 2.4Е8, имеют тип double. Чтобы константа имела тип float, необходимо указать суффикс f или F. Для типа long double используется суффикс 1 ирги L. (Поскольку начертание буквы 1 в нижнем регистре очень похоже на начертание цифры 1, рекомендуется использовать верхний регистр.) Далее показаны примеры использования суффиксов:
1.234f // константа float
2.45E20F // константа float
2.345324Е28 // константа double
2.2L // константа long double

Строковая константа представляет собой последовательность символов кода ASCII, заключенную в двойные кавычки: "Character constant".

Строковая константа - это массив символов, заключенный в кавычки. Она имеет тип string. Если необходимо ввести в строку двойную кавычку ("), то перед ней надо поставить символ обратной косой черты (\). В строку могут быть введены любые специальные символьные константы, перед которыми стоит символ обратной косой черты (\). Длина строковой константы - от 0 до 255 символов. Если длина строковой константы превосходит максимальную, лишние символы справа отбрасываются, и компилятор выдает соответствующее предупреждение.

Примеры:

"This is a character string"

"Это строковая константа"

"Символ копирайта\t\xA9"

"эта строка содержит символ перевода строки \n"

"C:\\Program Files\\MetaTrader 4"

"А" "1234567890" "О" "$"

Внутреннее представление - структура размером 8 байт. Первый элемент структуры - длинное целое, содержит размер распределенного для строки буфера. Второй элемент структуры - 32-разрядный адрес буфера, содержащего строку.

Пример использования strtok.

Функция strtok

#include <string.h>

char *strtok(char *str1, const char *str2);

Функция strtok() возвращает указатель на следующую лексему в строке, адресуемой параметром str1. Символы, образующие строку, адресуемую параметром str2, представляют собой разделители, которые определяют лексему. При отсутствии лексемы, подлежащей возврату, возвращается нулевой указатель.

В версии С99 к параметрам str1 и str2 применен квалификатор restrict.

Чтобы разделить некоторую строку на лексемы, при первом вызове функции strtok() параметр str1 должен указывать на начало этой строки. При последующих вызовах функции в качестве параметра str1 нужно использовать нулевой указатель. Этим способом вся строка разбивается на лексемы.

При каждом обращении к функции strtok() можно использовать различные наборы разделителей.

Пример

Эта программа разбивает строку "Травка зеленеет, солнышко блестит" на лексемы, разделителями которых служат пробелы и запятые. В результате получится

Травка|зеленеет|солнышко|блестит

#include <stdio.h>

#include <string.h>

int main(void)

{

char *p;

p = strtok("Травка зеленеет, солнышко блестит", " ");

printf(p);

do {

p = strtok('\0', ", ");

if(p) printf("|%s", p);

} while(p);

return 0;

}

Указатели на функции.

Указатели на функции[1] — очень мощное средство языка С. Хотя нельзя не отметить, что это весьма трудный для понимания термин. Функция располагается в памяти по определенному адресу, который можно присвоить указателю в качестве его значения. Адресом функции является ее точка входа. Именно этот адрес используется при вызове функции. Так как указатель хранит адрес функции, то она может быть вызвана с помощью этого указателя. Он позволяет также передавать ее другим функциям в качестве аргумента.

В программе на С адресом функции служит ее имя без скобок и аргументов (это похоже на адрес массива, который равен имени массива без индексов). Рассмотрим следующую программу, в которой сравниваются две строки, введенные пользователем. Обратите внимание на объявление функции check() и указатель p внутри main(). Указатель p, как вы увидите, является указателем на функцию.

#include <stdio.h>#include <string.h> void check(char *a, char *b, int (*cmp)(const char *, const char *)); int main(void){ char s1[80], s2[80]; int (*p)(const char *, const char *); /* указатель на функцию */ p = strcmp; /* присваивает адрес функции strcmp указателю p */ printf("Введите две строки.\n"); gets(s1); gets(s2); check(s1, s2, p); /* Передает адрес функции strcmp посредством указателя p */ return 0;} void check(char *a, char *b, int (*cmp)(const char *, const char *)){ printf("Проверка на совпадение.\n"); if(!(*cmp)(a, b)) printf("Равны"); else printf("Не равны");}

Проанализируем эту программу подробно. В первую очередь рассмотрим объявление указателя p в main():

int (*p)(const char *, const char *);

Это объявление сообщает компилятору, что p — это указатель на функцию, имеющую два параметра типа const char * и возвращающую значение типа int. Скобки вокруг p необходимы для правильной интерпретации объявления компилятором. Подобная форма объявления используется также для указателей на любые другие функции, нужно лишь внести изменения в зависимости от возвращаемого типа и параметров функции.

Теперь рассмотрим функцию check(). В ней объявлены три параметра: два указателя на символьный тип (a и b) и указатель на функцию cmp. Обратите внимание на то, что указатель функции cmp объявлен в том же формате, что и p. Поэтому в cmp можно хранить значение указателя на функцию, имеющую два параметра типа const char * и возвращающую значение int. Как и в объявлении p, круглые скобки вокруг *cmp необходимы для правильной интерпретации этого объявления компилятором.

Вначале в программе указателю p присваивается адрес стандартной библиотечной функции strcmp(), которая сравнивает строки. Потом программа просит пользователя ввести две строки и передает указатели на них функции check(), которая их сравнивает. Внутри check() выражение

(*cmp)(a, b)

вызывает функцию strcmp(), на которую указывает cmp, с аргументами a и b. Скобки вокруг *cmp обязательны. Существует и другой, более простой, способ вызова функции с помощью указателя:

cmp(a, b);

Однако первый способ используется чаще (и мы рекомендуем использовать именно его), потому что при втором способе вызова указатель cmp очень похож на имя функции, что может сбить с толку читающего программу. В то же время у первого способа записи есть свои преимущества, например, хорошо видно, что функция вызывается с помощью указателя на функцию, а не имени функции. Следует отметить, что первоначально в С был определен именно первый способ вызова.

Вызов функции check() можно записать, используя непосредственно имя strcmp():

check(s1, s2, strcmp);

В этом случае вводить в программу дополнительный указатель p нет необходимости.

У читателя может возникнуть вопрос: какая польза от вызова функции с помощью указателя на функцию? Ведь в данном случае никаких преимуществ не достигнуто, этим мы только усложнили программу. Тем не менее, во многих случаях оказывается более выгодным передать имя функции как параметр или даже создать массив функций. Например, в программе интерпретатора синтаксический анализатор (программа, анализирующая выражения) часто вызывает различные вспомогательные функции, такие как вычисление математических функций, процедуры ввода-вывода и т.п. В таких случаях чаще всего создают список функций и вызывают их с помощью индексов.

Альтернативный подход — использование оператора switch с длинным списком меток case — делает программу более громоздкой и подверженной ошибкам.

В следующем примере рассматривается расширенная версия предыдущей программы. В этой версии функция check() устроена так, что может выполнять разные операции над строками s1 и s2 (например, сравнивать каждый символ с соответствующим символом другой строки или сравнивать числа, записанные в строках) в зависимости от того, какая функция указана в списке аргументов. Например, строки "0123" и "123" отличаются, однако представляют одно и то же числовое значение.

#include <stdio.h>#include <ctype.h>#include <stdlib.h>#include <string.h> void check(char *a, char *b, int (*cmp)(const char *, const char *));int compvalues(const char *a, const char *b); int main(void){ char s1[80], s2[80]; printf("Введите два значения или две строки.\n"); gets(s1); gets(s2); if(isdigit(*s1)) { printf("Проверка значений на равенство.\n"); check(s1, s2, compvalues); } else { printf("Проверка строк на равенство.\n"); check(s1, s2, strcmp); } return 0;} void check(char *a, char *b, int (*cmp)(const char *, const char *)){ if(!(*cmp)(a, b)) printf("Равны"); else printf("Не равны");} int compvalues(const char *a, const char *b){ if(atoi(a)==atoi(b)) return 0; else return 1;}

Если в этом примере ввести первый символ первой строки как цифру, то check() использует compvalues(), в противном случае — strcmp(). Функция check() вызывает ту функцию, имя которой указано в списке аргументов при вызове check(), поэтому она в разных ситуациях может вызывать разные функции. Ниже приведены результаты работы этой программы в двух случаях:

Введите два значения или две строки.тесттестПроверка строк на равенство.Равны Введите два значения или две строки.0123123Проверка значений на равенство.Равны

Сравнение строк 0123[2] и 123 показывает равенство их значений.

Константы(целочисленные, вещественные, строковые). - student2.ru

[1]Иногда их называют просто указателями функций. Но следует помнить, что в языках программирования под этим термином подразумевается также средство обращения к подпрограмме-функции или встроенной функции, имеющее конструкцию <имя-функции> (<список-аргументов>).

[2]Обратите внимание, что в языке С нулем начинаются восьмеричные константы. Если бы эта запись была в выражении, то 0123 не было бы равно 123. Однако здесь функция atoi() обрабатывает это число как десятичное.

Наши рекомендации