Лекция 1 Введение в программную инженериюПрограммная инженерия: назначение, основные принципы и понятия

Лекция 1 Введение в программную инженериюПрограммная инженерия: назначение, основные принципы и понятия

Предпосылки и история

В конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века произошло событие, которое вошло в историю как первый кризис программирования. Событие состояло в том, что стоимость программного обеспечения стала приближаться к стоимости аппаратуры («железа»), а динамика роста этих стоимостей позволяла прогнозировать, что к середине 90-годов все человечество будет заниматься разработкой программ для компьютеров. Тогда и заговорили о программной инженерии (или технологии программирования, как это называлось в России) как о некоторой дисциплине, целью которой является сокращение стоимости программ.

С тех пор программная инженерия прошла достаточно бурное развитие. Этапы развития программной инженерии можно выделять по-разному. Каждый этап связан с появлением (или осознанием) очередной проблемы и нахождением путей и способов решения этой проблемы. На слайде представлены ряд фундаментальных проблем разработки программ и найденных фундаментальных методов их решения. Эти методы и по сей день составляют основу подходов к проектированию программных продуктов.

Повторное использование кода (модульное программирование)

Проблема. На первых этапах становления программной инженерии (даже когда она так еще не называлась) было отмечено, что высокая стоимость программ связана с разработкой одинаковых (или похожих) фрагментов кода в различных программах. Вызвано это было тем, что в различных программах как части этих программ решались одинаковые (или похожие) задачи: решение нелинейных уравнений, расчет заработной платы, … Использование при создании новых программ ранее написанных фрагментов сулило существенное снижение сроков и стоимости разработки.

Модульное программирование. Главный принцип модульного программирования состоял в выделении таких фрагментов и оформлении их в виде модулей. Каждый модуль снабжался описанием, в котором устанавливались правила его использования – интерфейс модуля. Интерфейс задавал связи модуля с основной программой – связи по данным и связи по управлению. При этом возможность повторного использования модулей определялась количеством и сложностью этих связей, или насколько эти связи удалось согласовывать с организацией данных и управления основной программы. Наиболее простыми в этом отношении оказались модули решения математических задач: решения уравнений, систем уравнений, задач оптимизации. К настоящему времени накоплены и успешно используются большие библиотеки таких модулей.

Для многих других типов модулей возможность их повторного использования оказалась проблематичной в виду сложности их связей с основной программой. Например, модуль расчета зарплаты, написанный для одной фирмы, может не подойти для другой, т.к. зарплата в этих фирмах рассчитывается не во всем одинаково. Повторное использование модулей со сложными интерфейсами является достаточно актуальной и по сей день. Для ее решения разрабатываются специальные формы (структуры) представления модулей и организации их интерфейсов.

Модификация программ (ООП)

Проблема. Следующая проблема роста стоимости программ была вызвана тем, что изменение требований к программе стали возникать не только на стадии сопровождения, но и на стадии проектирования – проблема заказчика, который не знает, что он хочет. Создание программного продукта превратилось в его перманентное перепроектирование. Возник вопрос как проектировать и писать программы, чтобы обеспечить возможность внесений изменений в программу, не меняя ранее написанного кода.

Объектно-ориентированное программирование. Решением этой проблемы стало использование подхода или метода, который стали называть объектно-ориентированным проектированием и программированием. Суть подхода состоит в том, что вводится понятие класса как развитие понятия модуля с определенными свойствами и поведением, характеризующими обязанностями класса. Каждый класс может порождать объекты – экземпляры данного класса. При этом работают основные принципы (парадигмы) ООП:

1. Инкапсуляция – объединение в классе данных (свойств) и методов (процедур обработки).

2. Наследование – возможность вывода нового класса из старого с частичным изменением свойств и методов

3. Полиморфизм – определение свойств и методов объекта по контексту

Проиллюстрировать возможности принципов ООП можно на следующем примере. В организации, состоящей из трех отделов надо начислять заработную плату. В программе каждый отдел представлен своим модулем – объектом, а начисление зарплаты – объектом «Зарплата». При необходимости расчета зарплаты объекту «Отдел» передается экземпляр объекта «Зарплата». Объект «Отдел» передает объекту «Зарплата» необходимые данные и затем с помощью методов объекта «Зарплата» выполняет необходимые расчеты.

В отделе 3 частично изменились правила начисления зарплаты. В этой ситуации при объектно-ориентированном подходе из класса «Зарплата» выводится класс «Зарплата 1», который наследует неизменившиеся правила начисления зарплаты и переопределяет изменившиеся. Здесь при расчете зарплаты объектам «Отдел 1» и «Отдел 2» будет передаваться объект «Зарплата», а объекту «Отдел 3» - объект «Зарплата 1». При таких изменениях:

1. Срабатывает принцип наследования: код «Зарплата», «Отдел 1» и «Отдел 2» остаются без изменения, а код «Зарплата 1» изменяется ровно настолько, насколько это необходимо.

2. Срабатывает принцип полиморфизма: код «Отдел 3» также не изменяется – он продолжает считать, что работает с объектом «Зарплата»

Некоторые итоги

Программная инженерия (или технология программирования) как некоторое направление возникло и формировалось под давлением роста стоимости создаваемого программного обеспечения. Главная цель этой области знаний - сокращение стоимости и сроков разработки программ.

Программная инженерия прошла несколько этапов развития, в процессе которых были сформулированы фундаментальные принципы и методы разработки программных продуктов. Основной принцип программной инженерии состоит в том, что программы создаются в результате выполнения нескольких взаимосвязанных этапов (анализ требований, проектирование, разработка, внедрение, сопровождение), составляющих жизненный цикл программного продукта. Фундаментальными методами проектирования и разработки являются модульное, структурное и объектно-ориентированное проектирование и программирование.

Начнем с определений

На сегодняшний день нет единого определения понятия «программная инженерия». На слайде приведено несколько таких определений, данных крупными специалистами в этой области, или зафиксированные в документах ведущих организаций.

Сам термин – software engineering (программная инженерия) - впервые был озвучен в октябре 1968 года на конференции подкомитета НАТО по науке и технике (г.Гармиш, Германия). Присутствовало 50 профессиональных разработчиков ПО из 11 стран. Рассматривались проблемы проектирования, разработки, распространения и поддержки программ. Там впервые и прозвучал термин «программная инженерия» как некоторая дисциплина, которую надо создавать и которой надо руководствоваться в решении перечисленных проблем.

Вскоре после этого в Лондоне состоялась встреча 22-х руководителей проектов по разработке ПО. На встрече анализировались проблемы и перспективы развития ПО. Отмечалась возрастающее воздействие ПО на жизнь людей. Впервые серьезно заговорили о надвигающемся кризисе ПО. Применяющиеся принципы и методы разработки ПО требовали постоянного усовершенствования. Именно на этой встрече была предложена концепция жизненного цикла ПО (SLC – Software Lifetime Cycle) как последовательности шагов-стадий, которые необходимо выполнить в процессе создания и эксплуатации ПО. Вокруг этой концепции было много споров. В 1970 г. У.У. Ройс (W.W. Royce) произвел идентификацию нескольких стадий в типичном цикле и было высказано предположение, что контроль выполнения стадий приведет к повышению качества ПО и сокращению стоимости разработки.

Разберемся в вопросах

Для того, чтобы получить представление о том, что такое программная инженерия, попробуем разобраться в следующих вопросах:

• Что такое программное обеспечение (software)?

• Что такое программная инженерия?

• В чем разница между программной инженерией (software engineering) и информатикой (computer science)?

• В чем разница между программной инженерией и системной инженерией (systems engineering)?

• В чем отличие программной инженерии от других инженерий?

Программный процесс?

Одним из основных понятий программной инженерии является понятие жизненного цикла программного продукта и программного процесса.

Жизненный цикл – непрерывный процесс, начинающийся с момента принятия решения о создании ПО и заканчивающийся снятием его с эксплуатации. Жизненный цикл разбивается на отдельные процессы.

Процесс – совокупность действий и задач, имеющих целью достижение значимого результата. Основными процессами (иногда называют этапами или фазами) жизненного цикла являются:

• Разработка спецификации требований (результат – описания требований к программе, которые обязательны для выполнения – описание того, что программа должна делать)

• Разработка проекта программы (результат – описание того, как программа будет работать)

• Кодирование (результат – исходный код и файлы конфигурации)

• Тестирование программы (результат - контроль соответствия программы требованиям)

• Документирование (результат – документация к программе)

Кроме основных, существует много дополнительных и вспомогательных процессов, связанных не созданием продукта, а с организацией работ (нефункциональные процессы): создание инфраструктуры, управление конфигурацией, управление качеством, обучение, разрешение противоречий, …

Процесс должен быть установлен. Полное установление процесса предполагает:

· Описание процесса – детальное описание действий и операций процесса

· Обучение процессу – проведение занятий с персоналом по освоению процесса

· Введение метрик – установление количественных показателей хода выполнения

· Контроль выполнения – измерение метрических показателей и оценка хода выполнения

· Усовершенствование – изменение процесса при меняющихся условиях применения

Применение полных (тяжелых) процессов требует дополнительных ресурсов (зачастую существенных) и далеко не всегда окупается полученным результатом. Поэтому, выбор состава процессов, степени их установленности (полноты установленности) в каждом конкретном случае может быть сделан по-разному в соответствии с выбранной моделью процесса.

Модель классов

На слайде представлена одна из таких моделей – диаграмма классов. На диаграмме показаны основные классы программы: ВУЗ, факультет, Студент, Курс, Преподаватель. Приведены основные атрибуты и методы классов.

Кроме того, отмечены отношения (зависимости) между классами:

· Так отмечено, что ВУЗ состоит из Факультетов (агрегация), причем, один ВУЗ может состоять из одного или нескольких факультетов.

· Каждый преподаватель работает на факультете, но при этом, каждый преподаватель может работать на нескольких факультетах и на каждом факультете могут работать несколько преподавателей.

Модель сущность-связь

На слайде представлена модель сущность-связь для задачи автоматизации продаж товаров со склада. Представлены сущности, участвующие в процессе: Покупатель, Накладная, Список товаров, Склад, … Для каждой сущности представлены ее атрибуты – для покупателя это код покупателя, имя, адрес, банк. Выделены ключевые атрибуты, однозначно идентифицирующие экземпляры сущностей (у покупателя это код). Установлены связи между сущностями: Покупатель получает Накладную. Отмечены свойства связей: один покупатель может получать несколько накладных.

Далее эта модель преобразуется в реляционную модель базы данных для хранения информации о выделенных сущностях.

Представленная на слайде модель записана в нотации IE (Information Engineering). В других нотациях она будет выглядеть иначе.

Нотации модели

На слайде представлен фрагмент модели сущность-связь задачи учета сотрудников, записанный в различных нотациях: Чена (автор метода сущность-связь), Мартина (соавтор), стандарта IDEF1X (Information Modeling Method) и Баркера.

Что такое CASE?

CASE - Computer Aided System Engineering - различного рода инструментальные программы, используемые для поддержки процесса создания программ

CASE средства могут быть классифицированы по нескольким признакам:

• По уровню применения:

- Upper CASE -средства анализа требований

- Middle CASE - средства проектирования

- Low CASE - cсредства разработки приложений

• Специализированные

- Средства проектирования баз данных

- Средства реинжиниринга (восстановления) модели (формирование ERD на основе анализа схем БД или формирования диаграмм на основе анализа программных кодов)

• Вспомогательные

- Планирования и управления проектом

- Конфигурационного управления

- Тестирования

• Интегрированные CASE охватывают все этапы и процессы создания ПО от анализа требований до тестирования и выпуска документации. Интегрированные CASE выступают, как правило, в виде набора согласованных по интерфейсу средств, предназначенных для поддержки отдельных этапов процесса.

В настоящее время существует очень много CASE средств и фирм, специализирующихся на их разработке (Rational). При выборе CASE средств следует руководствоваться основным принципом: сначала метод создания ПО, а потом – CASE средства, применимые для этого метода. Выбор наоборот чреват нехорошими последствиями.

Computer Aided System Engineering - использование компьютеров для поддержки процесса создания программ.

Это широкий спектр программ – инструментальных средств, применяемых на разных этапах разработки ПО: спецификации требований, проектирования, кодирования, тестирования, документирования, …

Свойства хорошей программы?

Удовлетворять функцио-нальным требованиям. Прежде всего, хорошая программа должна делать то, что ожидает от нее заказчик – т.е. удовлетворять требованиям заказчика. Такие требования называют функциональными. Но кроме функциональных требований, существует еще ряд общих характеристик, которым в той или иной степени должна обладать каждая программа. Эти характеристики принято называть нефункциональными требованиями. К нефункциональным требованиям относят:

Сопровождаемость (maintainability). Сопровождаемость означает, что программа должна быть написана с расчетом на дальнейшее развитие. Это критическое свойство системы, т.к. изменения ПО неизбежны вследствие изменения бизнеса. Сопровождение программы выполняют, как правило, не те люди, которые ее разрабатывали. Сопровождаемость включает такие элементы как наличие и понятность проектной документации, соответствие проектной документации исходному коду, понятность исходного кода, простота изменений исходного кода, простота добавления новых функций.

Надежность (dependability). Надежность ПО включает такие элементы как:

Ø Отказоустойчивость – возможность восстановления программы и данных в случае сбоев в работе

Ø Безопасность – сбои в работе программы не должны приводить к опасным последствиям (авариям)

Ø Защищенность от случайных или преднамеренных внешних воздействий (защита от дурака, вирусов, спама).

Эффективность (efficiency). ПО не должно впустую тратить системные ресурсы, такие как память, процессорное время, каналы связи. Поэтому эффективность ПО оценивается следующими показателями: время выполнения кода, загруженность процессора, объем требуемой памяти, время отклика и т.п.

Удобство использования (usability). ПО должно быть легким в использовании, причем именно тем типом пользователей, на которых рассчитано приложение. Это включает в себя интерфейс пользователя и адекватную документацию. Причем, пользовательский интерфейс должен быть не интуитивно, а профессионально понятным пользователю.

Следует отметить, что реализация нефункциональных требований часто требует больших затрат, чем функциональных. Так, сопровождаемость требует значительных усилий по поддержанию соответствия проекта исходному коду и применения специальных методов создания модифицируемых программ. Надежность – дополнительных средств восстановления системы при сбоях. Эффективность – поиска специальных архитектурных решений и оптимизации кода. А удобство – проектирования не «интуитивно» понятного, а профессионально понятного интерфейса пользователя.

Основные трудности

Трудностей достаточно много. Все они в той или иной степенью связаны с главной проблемой программной инженерии: поиском универсального метода и процесса, пригодного для создания программного продукта любого типа в любых условиях. Здесь главная проблема – меняющиеся условия. В этой связи разработчики ПО сталкиваются со следующими трудностями:

• Наследование ранее созданного ПО (legacy systems). Существует достаточно много систем, созданных много лет назад, морально устаревших, но продолжающих работать. Проблема наследования таких систем состоит в их сопровождении – поддержке и развитии.

• Разнородность программных систем. ПО должно работать в распределенных сетях, на разнородном оборудовании, в разных средах, под управлением различных операционных систем.

• Сокращение времени на разработку. Запросы рынка требования к программным системам меняются очень быстро. Суть проблемы состоит в том, чтобы сократить время разработки ПО без снижения его качества.

Эти трудности часто оказываются связанными между собой. Задача разработки сетевого варианта старой локальной базы данных в ограниченные сроки является достаточно типичной.

1.2.16. Профессинальные и этические требования

Развитие средств вычислительной техники, коммуникаций и программных систем (Internet, телекоммуникации, распределенные системы, IP телефония, компьютерные игры и обучающие программы) оказывает все большее воздействие на общество. Роль специалистов по программному обеспечению при этом все время возрастает. Они работают в определенном правовом и социальном окружении, находятся под действием, международных, национальных и местных законодательств.

Ясно, что программисты, как и специалисты других профессий, должны быть честными и порядочными людьми. Но вместе с тем, программисты не могут руководствоваться только моральными нормами или юридическими ограничениями, т.к. они обычно бывают связаны более тонкими профессиональными обязательствами:

• Конфиденциальность – программные специалисты должны уважать конфиденциальность в отношении своих работодателей или заказчиков независимо от того, подписывалось ли ими соответствующее соглашение.

• Компетентность – программный специалист не должен завышать свой истинный уровень компетентности и не должен сознательно браться за работу, которая этому уровню не соответствует.

• Защита интеллектуальной собственности – специалист должен соблюдать законодательство и принципы защиты интеллектуальной собственности при использовании чужой интеллектуальной собственности. Кроме того, он должен защищать интеллектуальную собственность работодателя и клиента. Внимание: создаваемая им интеллектуальная собственность является собственностью работодателя или клиента.

• Злоупотребление компьютером – программный специалист не должны злоупотреблять компьютерными ресурсами работодателя или заказчика; под злоупотреблениями мы здесь понимаем широкий спектр — от игр в компьютерные игрушки на рабочем месте до распространения вирусов и т.п.

Кодекс этики IEEE-CS/ACM

В разработке таких этических обязательств ведущую роль играют профессиональные сообщества. Такие общества, как

• ACM – Association for Computing Machinery - Ассоцтация по вычислительной технике,

• IEEE – Institute of Electrical and Electronic Engineers – Институт инженеров по электротехнике и электронике

• CS - British Computer Society – Британское компьютерное общество

совместно разработали и опубликовали IEEE-CS/ACM Software Engineering Code of Ethics and Professional Practices – Кодекс этики и профессиональной практики программной инженерии..

Члены этих организация принимают обязательство следовать этому кодексу в момент вступления в организацию

Кодекс содержит восемь Принципов, связанных с поведением и решениями, принимаемыми профессиональными программистами, включая практиков, преподавателей, менеджеров и руководителей высшего звена

Кодекс распространяется также на студентов и «подмастерьев», изучающих данную профессию

Кодекс имеет краткую и полную версии

Кодекс этики - Преамбула

Краткая версия кодекса

– суммирует стремления кодекса на высоком уровне абстракции.

– полная версия показывает как эти стремления отражаются на деятельности профессиональных программистов.

– без высших принципов детали кодекса станут казуистическими и нудными;

– без деталей стремления останутся возвышенными, но пустыми;

– вместе же они образуют целостный кодекс.

Программные инженеры должны добиваться, чтобы анализ, спецификация, проектирование, разработка, тестирование и сопровождение программного обеспечения стали полезной и уважаемой профессией. В соответствии с их приверженностью к процветанию, безопасности и благополучию общества, программные инженеры будут руководствоваться следующими Восемью Принципами

Кодекс этики: 8 принципов

1. ОБЩЕСТВО

– Программные инженеры будут действовать соответственно общественным интересам.

2. КЛИЕНТ И РАБОТОДАТЕЛЬ

– Программные инженеры будут действовать в интересах клиентов и работодателя, соответственно общественным интересам.

3. ПРОДУКТ

– Программные инженеры будут добиваться, чтобы произведенные ими продукты и их модификации соответствовал высочайшим профессиональным стандартам.

4. СУЖДЕНИЕ

– Программные инженеры будут добиваться честности и независимости в своих профессиональных суждениях

5. МЕНЕДЖМЕНТ

– Менеджеры и лидеры программных инженеров будут руководствоваться этическим подходом к руководству разработкой и сопровождением ПО, а также будут продвигать и развивать этот подход

6. ПРОФЕССИЯ

– Программные инженеры будут улучшать целостность и репутацию своей профессии соответственно с интересами общества

4. КОЛЛЕГИ

– Программные инженеры будут честными по отношению к своим коллегам и будут всячески их поддерживать

8. ЛИЧНОСТЬ

– Программные инженеры в течение всей своей жизни будут учиться практике своей профессии и будут продвигать этический подход к практике своей профессии

Полная версия кодекса: IEEE-CS/ACM Software Engineering Ethics and Professional Practices. http://www.computer.org/tab/seprof/code.htm#Public

Стандартизация и стандарты

Как отмечалось, по происхождению программные продукты бывают двух типов: заказные (под заказ конкретного потребителя) и коробочные (для массовой продажи на рынке). Для заключения контракта заказчик должен быть уверен, что разработчик справится и не завалит проект. Вопрос: как его в этом убедить? Варианты ответов: «Мы умные люди с научными степенями» или «У нас есть опыт разработки подобных программ» звучат либо наивно, либо не вполне убедительно. В мировой практике промышленного производства ответы на эти вопросы дают стандарты на производство продуктов и услуг и сертификация производителей на соответствие этим стандартам. Вопрос заказчика в этом случае звучит так: Какими стандартами вы владеете и есть ли у вас сертификаты на соответствие этим стандартам?

Процесс стандартизации и сертификации давно вошел и в программную инженерию, где он составляет основу промышленного производства программных продуктов. При изготовлении коробочных продуктов стандартизация имеет не меньшее значение, т.к. она обеспечивает качество продуктов и продвижение их на рынок.

Стандарты и сертификация

Организация производит товары или услуги. При этом она применяет некоторую технологию производства. Эта технология должна соответствовать стандартам на товары или услуги. Применяемая организацией технология проходит сертификацию на соответствие этим стандартам.

Что такое технология

Происходит от греческого téchne (искусство, мастерство) и логия (знание, умение). Определяется как:

• совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.;

• научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приёмы и способы;

• сами операции добычи, обработки, переработки, …, которые являются основной составной частью производственного процесса;

• описание производственных процессов;

• инструкции по их выполнению;

• технологические правила, требования, карты, графики и др.

Иными словами – это подробное описание того, как надо изготовлять то или иное изделие и наука о составлении таких описаний.

Что такое стандарт?

Происходит от английского standard - норма, образец, мерило. Это:

• утверждаемый компетентным органом нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации;

• типовой образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других предметов.

Например: ГОСТ ЕСПД – единая система программной документации – документы, описывающие состав и структуру документации на разработку программ для ЭВМ (общее описание, техническое задание, эскизный проект, технический проект, описание применения). Типовые образцы – эталоны мер и весов (эталон метра, хранящийся в Париже в палате мер и весов).

Стандарт может быть разработан на:

• материально-технические предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ);

• нормы, правила, требования организационно-методического и общетехнического характера.

Пример: Вузы работают в соответствии с государственными образовательными стандартами, представленными в виде паспортов специальностей.

Стандартизация распространяется на все сферы человеческой деятельности: науку, технику, промышленное и с.-х. производство, строительство, здравоохранение, транспорт и т.д. Шкаф проходит в дверь потому, что есть согласованные стандарты на размеры мебели и дверных проемов. Электрическая вилка втыкается в розетку по той же причине. Но можно вспомнить евро вилку и евро розетку.

Из истории стандартов: длина крепостной стены нижегородского кремля равна длине крепостной стены московского кремля. Также совпадают размеры Красной площади и площади Минина.

Что такое сертификация?

Сертификация в переводе с латыни означает "сделано верно". Для того чтобы убедиться в том, что продукт "сделан верно", надо знать:

• каким требованиям он должен соответствовать

• каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия

Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия и заявление о соответствии.

Заявление поставщика о соответствии:

• означает, что поставщик (изготовитель) под свою личную ответственность сообщает о том, что его продукция отвечает требованиям конкретного нормативного документа

• содержит следующие сведения:

• адрес изготовителя, представляющего заявление-декларацию,

• обозначение изделия и дополнительную информацию о нем;

• наименование, номер и дату публикации стандарта, на который ссылается изготовитель;

• указание о личной ответственности изготовителя за содержание заявления и др.

Заявление не является гарантией на соответствие стандарту. Заявление отражает готовность нести ответственность.

Сертификация соответствия:

• предполагает обязательное участие третьей стороны

• осуществляется по правилам определенной процедуры, включающей обязательные испытания на соответствие стандарту

Сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукции (процесса, услуги) заданным требованиям (стандартам). Систему сертификации (в общем виде) составляют:

• центральный орган который управляет системой, проводит надзор за ее деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам; правила и порядок проведения сертификации;

• нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация;

• процедуры (схемы) сертификации;

• порядок инспекционного контроля.

Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях.

Какие бывают стандарты?

Среди всего многообразия стандартов принято выделять следующие основные типы стандартов:

Корпоративные стандарты разрабатываются крупными фирмами (корпорациями) с целью повышения качества своей продукции. Такие стандарты разрабатываются на основе собственного опыта и с учетом требований мировых стандартов. Корпоративные стандарты не сертифицируются, но являются обязательными для применения внутри корпорации. В условиях рыночной конкуренции могут иметь закрытый характер.

В IT сфере известны стандарты, разработанные Microsoft, Intel, IBM.

Отраслевые стандарты действуют в пределах организаций некоторой отрасли (министерства). Например, СНИП – строительные нормы и правила. Разрабатываются с учетом требований мирового опыта и специфики отрасли. Являются, как правило, обязательными для отрасли. Подлежат сертификации.

Государственные стандарты (ГОСТы) принимаются государственными органами, имеют силу закона. Разрабатываются с учетом мирового опыта или на основе отраслевых стандартов. Могут иметь как рекомендательный, так и обязательный характер (стандарты безопасности). Для сертификации создаются государственные или лицензированные органы сертификации.

Международные стандарты. Разрабатываются, как правило, специальными международными организациями на основе мирового опыта и лучших корпоративных стандартов. Имеют сугубо рекомендательный характер. Право сертификации получают организации (государственные и частные), прошедшие лицензирование в международных организациях.

Основные стандарты SE

Наиболее известными стандартами программной инженерии являются:

• ISO/IEC 12207 - Information Technology - Software Life Cycle Processes - Процессы жизненного цикла программных средств. Стандарт содержит определения основных понятий программной инженерии (в частности программного продукта и жизненного цикла программного продукта), структуры жизненного цикла как совокупности процессов, детальное описание процессов жизненного цикла.

• SEI CMM - Capability Maturity Model (for Software) - модель зрелости процессов разработки программного обеспечения. Стандарт отвечает на вопрос: «Какими признаками должна обладать профессиональная организация по разработке ПО?». Профессионализм организации определяется через зрелость процесса, применяемого этой организацией. Выделяются пять уровней зрелости процесса.

• ISO/IEC 15504 - Software Process Assessment - Оценка и аттестация зрелости процессов создания и сопровождения ПО. Является развитием и уточнением ISO 12207 и SEI CMM. Содержит расширенное по отношению ISO 12207 количество процессов жизненного цикла и 6 уровней зрелости процессов. Дается подробное описание схемы аттестации процессов, на основе результатов которой может быть выполнена оценка зрелости процессов и даны рекомендации по их усовершенствованию.

• PMBOK - Project Management Body of Knowledge - Свод знаний по управлению проектами. Содержит описания состава знаний по следующим 9 разделам (областям знаний) управления проектами

• SWBOK - Software Engineering Body of Knowledge - Свод знаний по программной инженерии - содержит описания состава знаний по 10 разделам (областям знаний) программной инженерии.

• ACM/IEEE CC2001 - Computing Curricula 2001 – Академический образовательный стандарт в области компьютерных наук. Выделены 4 основных раздела компьютерных наук: Computer science, Computer engineering, Software engineering и Information systems, по каждому из которых описаны области знаний соответствующего раздела, состав и планы рекомендуемых курсов

ISO/IEC 12207-95

Понятие жизненного цикла ПО как некоторой последовательности этапов, которые надо выполнить для создания ПО: проектирование, разработка, тестирования, … составляет одно из фундаментальных понятий программной инженерии. Понятие возникло в конце 60-х годов, когда разработкой ПО занималось много фирм, и различными разработчиками трактовалось по-разному. Путаница в терминологии порождала много проблем во взаимопонимании между разработчиками, между разработчиками и заказчиками. Необходим был стандарт на представление терминов, понятий и составных элементов жизненного цикла ПО. Этот стандарт был принят ISO в 1995 году. Следует отметить, что работы по нему были начаты в 1987 году и стандарт формировался взаимными усилиями 125 стран – участниц ISO. В России этот стандарт принят в 2000 году под названием «ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 Процессы жизненного цикла программных средств».

В стандарте ISO 12207 дается определение программного продукта (ПО) как набора компьютерных программ, процедур и связанной с ними документации и данных и определение жизненного цикла программного продукта как непрерывного процесса, который начинается с момента принятия решения о необходимости его создания и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации.

Стандарт определяет:

• организацию ЖЦ ПО

• структуру ЖЦ ПО

По организации жизненный цикл ПО описывается в виде совокупности взаимодействующих процессов, каждый из которых состоит из действий, которые в свою очередь могут быть разбиты на отдельные задачи.

Структура жизненного цикла дается в виде перечня его процессов: процесс управления, процесс разработки процесс тестирования, процесс документирования, … Для каждого процесса дается описание действий этого процесса. Так, действиями процесса разработки являются: подготовка процесса, анализ требований, проектирование системной архитектуры, анализ требований к программным средствам и т.д. Для каждого действия дается подробное описание его задач.

Примечание.

• ISO - International Organization of Standardization - Международная организация по стандартизации

• IEC - International Electrotechnical Commission - Международная электротехническая комиссия

Тексты стандарта:

• ГОСТ ИСО 12207: http://www.staratel.com/iso/InfTech/DesignPO/ISO12207/ISO12207-99/ISO12207.htm

• ISO/IEC 12207: ftp://172.16.100.100/Soft/ntd/12207cpt.pdf

SEI CMM

Capability Maturity Model (for Software) - модель зрелости процессов разработки программного обеспечения – известный отчет SEI, который формально стандартом не является, но приобрел характер международного стандарта в силу его интересности и практической полезности. Отчет появился в 1993 году как результат исследования на тему: «Как выбирать организацию, которой можно доверить выполнение крупного IT проекта?». Это исследование проводилось SEI по заказу министерства обороны США, которое было очень озадачено этой проблемой. В отчете изложена модель зрелости организаций, которая определялась через зрелость процесса разработки ПО, применяемого в этой организации. В этой модели выделяется пять уровней зрелости процесса, которые и устанавливают степень готовности организации выполнить крупный проект:

1. Начальный (Initial)

Технология полностью импровизированная, в некоторых случаях — даже хаотическая. Успех всецело зависит от усилий отдельных сотрудников.

2. Повторяемый

Наши рекомендации